Напоминание

Особенности строения голосового аппарата детей младшего школьного возраста


Автор: Лаврентьева Ирина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ СШ № 59
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Особенности строения голосового аппарата детей младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности строения голосового аппарата детей младшего

школьного возраста

Лаврентьева Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования

МОУ СШ №59 г. Ярославля

Каждый

человек,

родившись,

получает

от

матушки-природы

драгоценный, великий дар - особого качества музыкальный инструмент -

голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой,

фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо

лишь научиться правильно владеть этим инструментом [1].

Голоса детей существенно отличаются от голосов взрослых. Детские

голоса имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они

беднее голосов взрослых, но обладаю особой серебристостью и легкостью.

Хотя голоса детей и уступают по силе голосам взрослых, но отличаются

большей звонкостью и полетностью. Качественные отличия детских голосов

связаны с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата и

всего растущего детского организма [2].

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности

образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и

носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми

связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами

и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Работу органов голосообразования

нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая

организует

их

функции

в

единый,

целостный

певческий

процесс,

являющийся сложнейшим психофизиологическим актом.

Детский голосовой аппарат по размеру меньше, чем у взрослых, и

менее совершенен. Во время роста ребенка его голосовой аппарат также

непрерывно растет и изменяется, постепенно превращаясь в голосовой

аппарат взрослого.

Согласно описанию, которое дается в исследованиях, касающихся

физиологии детского голоса, гортань 7-летнего ребенка на 1 см короче, чем у

взрослого (2,4 см и 3,3 см). детская гортань отличается эластичностью и

большой подвижностью. Мышцы полости рта и язык малоподвижны.

недостаточно эластичны. Голосовые связки короче, чем у взрослых,

Естественное звучание детского голоса - «головное», т. е. колеблются лишь

края голосовых связок.

Анатомия голосового аппарата

У человека голосовые связки состоят из мышечной и соединительной ткани, натянутые

симметрично с каждой стороны между голосовым отростком черпаловидного хряща и внутренней

поверхностью угла щитовидного хряща гортани. Они участвуют в образовании звуков.

Рис. 1. Связки и суставы гортани, вид сзади

1.

Epiglottis

2. Cornu majus ossis hyoidei

3. Cartilago triticea

4. Cornu superius cartilaginis thyroidae

5. Cartilago thyroidea

6. Cartilago arytenoidea

7. Lig. cricoarytenoideum posterius

8. Lig. ceratocricoideum

9. Cartilagines trachleales

10. Paries membranaceus trachea

11. Cartilago cricoidea

12. Articulatio cricothyroidea

13. Cornu inferius cartilaginis thyroidae

14. Articulatio cricoarytenoidea

15. Processus muscularis

16. Processus vocalis

17. Lig.thyroepiglotticum

18. Cartilago corniculata

19. Lig.thyrohyoideum laterale

20. Membrane thyrohyoidea

1 - гортань; 2 - дыхательное горло; 3 - разветвление бронхов; 4 -легкие; 5 - диафрагма

Дыхание у детей этого возраста слабое, поверхностное, так как

диафрагма

расположена

выше,

чем

у

взрослого,

и

ребра

почти

перпендикулярны

к

позвоночнику,

поэтому

глубокие

вдохи

детям

недоступны. Какие можно сделать из этих данных выводы?

В силу возрастных особенностей объем, тембр и сила голоса у детей и

взрослых различны.

Малый размер голосовых связок и недостаточная эластичность мышц

гортани обусловливает малую звучность голоса и небольшой его объем.

Недостаточная эластичность мышц гортани также затрудняет процесс

правильного звукообразования, Малоподвижность мышц полости рта и

языка затрудняет процесс выработки правильной артикуляции при пении

(открывание

рта,

верное,

четкое

произношение

слов,

правильное

формирование различных гласных).

Короткое дыхание затрудняет выработку протяжного, напевного -

звука.

Так как голосовые возможности детей дошкольного возраста невелики,

то и певческие навыки их элементарны, несложны. Так, для дошкольника

правильное звукообразование - это умение петь естественным, протяжным,

негромким голосом; правильное дыхание - умение петь слова и короткие

фразы, не беря дыхания в середине их; дикция - правильное, не искаженное

произношение слов; чистота интонации - правильная передача несложной

мелодии, объемом не больше 8 - 9 звуков (первая октава). Все эти навыки

обычно не выходят за пределы определенного небольшого круга песен,

доступных детям по степени трудности.

Таким образом, голосовые возможности детей старшего дошкольного

возраста довольно ограниченны и примерно одинаковы у всех детей.

В исследовании Д.Л. Аспелунда упоминается, что даже у детей

различных национальностей голосовые проявления со стороны физиолого-

акустической примерно одинаковы.

Однако в пределах любого возраста существуют индивидуальные

особенности голосов. У детей старшего дошкольного возраста часто

наблюдаются довольно резкие индивидуальные различия в диапазоне и

характере звучания голоса («высокое» или «полное» звукообразование).

Установлено, что в массе голоса мальчиков звучат ниже, чем у девочек, и

имеют несколько иной тембр. Есть наблюдения, показывающие, что уже в

этом возрасте некоторые дети имеют в диапазоне альтовые звуки—соль, ля,

си малой октавы и вместе с тем есть отдельные дети, имеющие в диапазоне

ре. ми, фа, соль второй октавы. Такие же различия наблюдаются в умении

владеть

голосом.

Наряду

с

детьми,

чисто

интонирующими

сопровождением и без сопровождения инструмента) песни в диапазоне до

1

-

до

2

, есть дети, имеющие неполный диапазон — от пяти до двух-трех звуков.

У этих детей певческая интонация обычно колеблется от не очень чистой до

совсем приблизительной: иногда встречаются дети, поющие как вверху

(например, на звуках си

1

, до

2

), так и внизу (например, на звуках – ля

м

, си

м

) на

двух-трех звуках. Последнее наблюдается наиболее часто [3].

Различия наблюдаются и в степени напевности, протяженности звука.

Есть дети, поющие протяжным певческим звуком, но большинство почти

«говорит» в ритме песни. По отзывам учителей пения в школах примерно

такие же индивидуальные различия замечаются и у детей 7 -8 лет.

Эти различия вызываются главным образом тем, что как голос, так и

музыкальный слух детей изменяются, развиваются, и их развитие может

быть различным. Установлено, что отдельные части голосового аппарата у

детей могут развиваться неравномерно - отставать или опережать друг друга.

Например, одна голосовая связка может в течение некоторого времени расти

быстрее другой. У некоторых детей быстрее, чем у других, растет гортань, у

других - интенсивнее развивается артикуляционный аппарат, у третьих -

быстрее развиваются органы дыхания и т, д. Кроме того, у некоторых детей

развитие голоса может опередить развитие музыкального слуха - у них

обычно голос звонкий, высокий, протяжный, но интонация фальшивая. Если

же слух развивается быстрее, чем голос, то ребенок любит музыку, узнает ее,

но спеть верно может только то, что доступно ему по диапазону его голоса, а

иногда почти вовсе не поет.

Часто ребенок поет верно на низких звуках, но не дотягивает, неверно

интонирует верхние звуки - ля

1

, си

1

. до

2

. В большинстве случаев это связано

со слабостью дыхательного аппарата - на высоких звуках дыхания не хватает

и звук не поется, а почти говорится. Постепенно, по мере развития дыхания,

ребенок начнет петь верхние звуки верно. Если же голос и музыкальный слух

развиваются равномерно, ребенок поет верно, протяжно, естественным

звуком.

Следует отметить, что все же в пределах возрастных возможностей

большинство детей 6 - 7-легнего возраста в состоянии петь верно, и часть

недостатков, наблюдающихся в их пении, вызывается неправильными

певческими навыками. Иногда дети, особенно мальчики, подражают в пении

взрослым мужчинам и привыкают петь низко, хрипло, а так как это звучание

несвойственно их голосу, то дети поют фальшиво.

Иногда, при коллективном пении, дети не слышат себя в общем

звучаний и также привыкают петь, неверно интонируя.

В устранении индивидуальных недостатков в пении детей основное

значение имеет установление причин, мешающих ребенку петь верно. В

некоторых случаях соответствующая методика может быстро исправить

недостатки, а иногда это нужно предоставить времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Методика музыкального

воспитания в детском саду. М., 1989.

2.

Егоров А.М.»Гигиена голоса и его физиологические основы». Из-

во "Медгиз", Л.1970.

3.

Радынова О.П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников» /

под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.



В раздел образования