Напоминание

Особенности пения, как одного из видов детской исполнительской деятельности


Автор: Лаврентьева Ирина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ СШ № 59
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Особенности пения, как одного из видов детской исполнительской деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности пения, как одного из видов детской исполнительской

деятельности

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль

пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему,

совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что пение первоначально и

существенно

подобно

разговору.

Исполнение

песни,

воздействуя

на

слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои

чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие,

понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной

деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно и с

удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия

музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой

радостью,

вызывают

положительные

эмоции.

У

ребенка

появляется

заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на неё.

Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые

соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в

раннем детстве дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её

содержание.

По

мере

развития

мышления,

речи,

накопления

новых

представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как

к самой песне, так и к её воспроизведению. Особое чувство радости вызывает

общение во время коллективного пения.

Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с

ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка,

заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности:

танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об

окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка

положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает

его сильнее, чем полученная другим путем информация. В процессе пения

формируются

дружеские

взаимоотношения,

совместные

переживания,

чувство коллективизма, общность интересов, музыкальный вкус и кругозор.

В

процессе

обучения

пению

активно

развиваются

основные

музыкальные способности ребенка: эмоциональная активность, музыкальный

слух, чувство ритма.

Пение развивает и основные психические процессы: внимание, память,

мышление, волю, от их развития зависит восприятие и воспроизводство

вокального произведения.

Пение благотворно влияет на детский организм. Систематическая

работа

над

пением,

по

мнению

русского

физиолога

Н.П.

Павлова,

способствует оздоровлению голосовых связок, активному обмену веществ,

кровообращению, укреплению дыхания, помогает поддержать голосовой

аппарат в здоровом физическом состоянии и нормализует деятельность

высшей нервной системы.

Следует отметить еще одну особенность пения – его массовость и

доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском

саду, в школе, многочисленных студиях, кружках, хорах и ансамблях. Д.Б.

Кабалевский выделяет песню среди «трех китов» (песня, марш, танец), на

которых строится музыкальная культура.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и

играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического

развития ребенка.

Пение помогает ребенку организовать

творческие,

сюжетные

игры,

полноценно

реализовать

себя

в

самостоятельной

музыкальной деятельности. О.П. Радынова в своей книге

приводит

следующую классификацию видов певческой деятельности [1]:

1.

Пение для развития музыкального восприятия:

-

слушание песен, не предназначенных для пения;

-

слушание песен, предназначенных для их дальнейшего

исполнения;

-

пение мелодий и упражнений для развития представлений о

высоте,

тембре,

длительности,

силы

звуков

(развитие

сенсорных

способностей).

2.

Исполнение песен:

-

пение с сопровождением и без него;

-

пение

с

собственным

сопровождением

на

детских

музыкальных инструментах;

-

пение для сопровождения движений (хороводы).

3.

Пение в музыкально-образовательной деятельности:

-

пение упражнений для приобретения певческих навыков и

музыкальных знаний;

-

педагогический

анализ

песен

(наиболее

яркие

выразительные средства, структура, характер и т.д.)

4.

Песенное творчество:

-

импровизация;

-

сочинение мелодий к заданным текстам;

-

сочинение хороводов.

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом,

оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, пение и

упражнения, слушание песен и песенное творчество и т.д. Разнообразны

также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные),

самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

Цель и задачи певческой деятельности.

Основная цель – воспитание у детей певческой культуры, приобщение

их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач

музыкального воспитания и неразрывно с ним связаны. Они заключаются в

следующем:

1.

Развивать

музыкальные

способности

(эмоциональная

отзывчивость

на

музыку,

ладовое

чувство,

музыкально-слуховые

представления, чувство ритма).

2.

Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры

(эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и

навыки).

3.

Способствовать

всестороннему

духовному

и

физическому

развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара,

применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм

организации музыкальной деятельности детей.

Песенный репертуар включает в себя:

-

упражнения для развития певческого голоса и слух;

песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание,

хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных

инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество).

Репертуар нужно подбирать так, чтобы он соответствовал физическим,

психическим

особенностям

ребенка,

выполняя

эстетические

и

общеобразовательные задачи. Важную роль играет здесь и музыка, и текст

песни.

Певческие

упражнения

должны

использоваться

в

определенной

системе. Их основная цель - развитие певческой техники, музыкального

слуха. Каждое упражнение имеет какую-то основную задачу: развитие

дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решается она на фоне всего комплекса

навыков. Чтобы работа над основными навыками была системной, важна

последовательность

упражнений:

дикция

и

артикуляция,

дыхание,

звукообразование, расширение диапазона, звуковедение.

В начале учебного года во всех возрастных группах можно петь

упражнения на развитие дикции и артикуляции. Многие педагоги считают,

что хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания

голоса. Сначала дети поют упражнения, помогающие преодолеть дефекты

речи, затем - для выравнивания гласных и слогов с согласными.

Далее берутся упражнения для развития певческого дыхания. От

правильного вздоха (спокойного, но активного) зависят качество звука,

выпевание

фраз,

чистота

интонации.

Вдох

рекомендуется

делать

одновременно через нос и рот. Выдох должен быть спокойным и медленным,

чтобы дыхания хватило до конца фразы.

Специалисты признают лучшими хоровыми произведениями для

разучивания народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим

мелодическим движением. Такой песенный материал больше всего подходит

для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Сам

характер народных песен ("поющийся" текст, удобный ритмический рисунок

напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствует

выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных.

Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные

возможности,

следует

использовать

унисонное

пение

с

детьми

при

исполнении уже ранее выученных попевок и песен различных жанров.

Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих

навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Это

объясняется тем, что в мелодии каждой напевной песни используются

отдельные

звуки

большей,

чем

остальные,

длительности.

Используя

специально

отобранный

фольклорный

репертуар,

педагог

обращает

внимание на упражнения детей в торможении выдоха, медленном и

постепенном расходовании заключенного в легких воздуха. За искусственно

удлиненным протяжным звуком выдоха следует более глубокий вдох.

Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует

главную дыхательную мышцу - диафрагму и вырабатывает при этом умение

постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные

песни являются певческим материалом, который можно использовать для

выработки нужных качеств певческого дыхания.

Упражнения на правильное звукообразование (естественное пение.

Ненапряженное, напевное, легкое) учитывают и важность развития у детей

«мягкой атаки» звука (первоначального момента образования звука). Дети

должны уметь петь спокойно, без толчков. «Твердая атака» вредит детскому

голосу, правильному певческому звучанию: она допускается редко, только

как исполнительский прием.

Для развития певческих диапазонов используются те же упражнения,

но транспонированные в другие тональности.

Вокальные

навыки

(звукообразование,

дыхание,

дикция)

приобретаются одновременно с хоровыми (чистота интонации, ансамбль).

Чистота интонирования – самый сложный певческий навык. Он связан с

развитием слуха (ладового чувства и музыкально-слуховых представлений),

ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением

мелодического звуковысотного рисунка. Нечистая интонация в пении часто

результат небольшого диапазона голоса. В таких случаях ребенку полезно

петь в удобном диапазоне, чтобы он мог уловить мелодичный рисунок и

воспроизвести его.

Чувство ансамбля также требует слухового внимания, умения слушать

друг друга. Для того, чтобы дети могли прислушаться к пению, важно петь

негромко, в среднем темпе.

Песни

без

сопровождения.

Дети

поют

без

инструментального

сопровождения небольшими группами и индивидуально с поддержкой

голоса взрослого. Это звукоподражания, народные попевки, маленькие

песенки, мелодические ходы, легкие для интонирования. Мелодия состоит из

одного-двух

повторяющихся

мотивов.

Основная

цель

пения

без

сопровождения – развитие чистоты интонации, поэтому необходимо, чтобы

техническая сторона исполнения не требовала больших усилий, и дети могли

сосредоточить внимание на чистом интонировании.

Песни с сопровождением. В начале учебного года дошкольники поют

простые несложные песни, чтобы восстановить те навыки, которые забыты за

лето. Мелодию песни точно дублирует инструмент; мелодические ходы

удобны для интонирования, написаны в средней тесситуре, с узким

диапазоном.

На следующем этапе обучения предлагаются песни с более сложным

ритмом, мелодической структурой. В старших группах инструментальное

сопровождение может только частично дублировать мелодию, звучать в

другом регистре. Исполняются песни со вступлением, заключением, паузами,

припевом, запевом различного характера, что требует напевного или

подвижного пения, применения всех певческих навыков.

Еще одна группа песен, более трудных, рассчитан на детей 6 лет. Это

песни двухчастной или трехчастной формы (части могут иметь различный

характер). Здесь уже встречаются неожиданные паузы, мелкие длительности,

распевания, широкие диапазоны, длинные фразы.

Песни для сопровождения движений. Отбирая репертуар для этого

вида деятельности, необходимо учитывать, что пение несовместимо с

быстрыми, резкими движениями; поэтому песни должны быть спокойного,

плавного характера. Объединение пения и движений требует от детей

больших физических усилий, сосредоточенности и распределения внимания.

Песни для игры на музыкальных инструментах. Этот репертуар

предназначен в основном для старших дошкольников. Цель этих упражнений

– познакомить с инструментом, дать поиграть с ним, как с игрушкой. Затем

дети играют ритмические упражнения на одной-двух нотах и напевают.

Песни – образцы для обучения детей основам музыкальной грамоты.

Репертуар для различных видов певческой деятельности может быть

использован в обучении основам музыкальной грамоты. Обращая внимание

детей на направление движения звуков мелодии, их протяженность, характер

исполнения песни, педагог дает детям некоторые сведения о высоте и

продолжительности звуков, тембре, темпе, ритме, динамике и т.д. Для

развития представлений о высоте и продолжительности звуков подбираются

характерные ритмические или мелодические обороты из уже знакомых

произведений.

Дети

воспроизводят

их

как

упражнения,

например,

прохлопывают, отстукивают палочкой или играют на одной пластине

металлофона ритмический рисунок мелодии, поют мелодические обороты на

слоги ля-ля, ду-ду, ми-ми, и т.д., чтобы текст не отвлекал от воспроизведения

высоты звуков.

Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших

форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе

различных жизненных ситуаций. От правильной постановки обучения пению

на занятиях во многом зависит вся последующая творческая деятельность

ребенка – в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его инициативе

или по предложению взрослых в детском саду и семье, а также творческая

деятельность в пении.

Таким образом, чтобы обучение было развивающим, необходимо

осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Радынова О.П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников» /

под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.



В раздел образования