Автор: Смотрина Юлия Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Иркутская область, г. Усть-Илимск
Наименование материала: статья
Тема: " О важности музыкального образования в воспитании гармоничной личности"
Раздел: дополнительное образование
О важности музыкального образования в воспитании
гармоничной личности
Смотрина Юлия Викторовна, концертмейстер
МБУ ДО «Школа искусств №1» г. Усть-Илимск
Аннотация. Проблемы воспитания гармоничной личности остаются актуальными
как в социальном, так и в педагогическом плане, так как арсеналом воспитательных
средств важно обладать и семье, и школе. Воспитание гармоничной личности сегодня
является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет
собой важный компонент социального заказа для образования, что отражается в
федеральных государственных образовательных стандартах начального и среднего
образования.
Ключевые слова: гармоничная личность, воспитательные средства, музыкальное
образование, полистилистика, духовно-нравственное воспитание.
Воспитание гармоничной личности в целом представляется, многоаспектным и
долговременным процессом, который неотделим от жизни человека в полном ее объеме и
зачастую противоречивости. Успешность воспитания определяется множеством факторов,
среди которых: особенности семьи, общества, культуры и человечества в целом в
определенный исторический период времени; традиции и специфика страны проживания
и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа в целом и сознание
каждого человека в частности.[1]
Безусловно, особое значение для воспитания гармоничной личности
имеют
предметы, связанные с искусством, воспитывающее воздействие которого обусловлено,
прежде всего, его эстетическим содержанием и сопереживанием в силу эмоционального
характера воздействия. Именно благодаря этому искусство входит в жизнь человека,
подводя его к переживаниям и внутренним изменениям.
Искусство издревле выступает эффективным средством воздействия на душу
человека, а также, способствует воспитанию эмоционально-волевой сферы личности.
Среди различных видов искусств одним из самых доступных можно назвать музыку, как
для восприятия, так и для участия человека в различных видах музыкальной деятельности
(слушание, пение, игра на инструменте). Велика роль музыкального искусства в
приобщении человека к духовно-нравственным ценностям, которые находят свое
отражение в различных музыкальных произведениях, как прошлого, так и настоящего.[5]
Особая роль в процессе воспитания гармоничной личности принадлежит музыке,
которая является важным средством привлечения к добру, красоте, человечности. Однако,
зачастую, внимание в большей степени уделяется музыке классической, народной, и
недостаточно раскрывается потенциал различных направлений современной музыки:
академического направления, популярной музыки, рок, джаз, бардовской песни и др.[3]
Музыка - искусство, которое близко и понятно как детям, так и взрослым. Впервые
откликаться на музыку человек учиться еще в детстве, сопереживая героям музыкальных
произведений,
откликаясь
на
образы,
которые
заложены
в
произведении,
что
представляется как один из путей воспитания гармоничной личности, действующий
подчас эффективнее простых уговоров и слов.
В настоящее время накоплен определенный опыт и существуют теоретико-
методические разработки, посвященные различным вопросам воспитания гармоничной
личности:
•
формирование духовных ценностей на уроках музыки (О.А. Апраксина, Д.Б.
Кабалевский);
•
влияние музыки на духовный мир школьника (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Е.Д.
Критская, H.A. Терентьева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр);
•
духовно-нравственное воспитание средствами музыки (Л.В. Кошмина, В.П.
Анисимов и др.).
В представленных исследованиях музыка выполняет функцию средства воспитания
гармоничной личности, но при этом не всегда решает весь комплекс задач воспитания
гармоничной личности
с привлечением средств современной музыки различных
направлений.
Воспитание гармоничной личности является неотъемлемой частью современного
образования.
Под
воспитанием
гармоничной
личности
понимается
единство
взаимообуславливающих и дополняющих процессов становления, формирования и
преобразования внутреннего мира человека, а также его нравственных чувств и
представлений, нравственного поведения в отношении к другим людям на основе
ценностей, идеалов и смыслов.
В педагогической науке под воспитанием гармоничной личности
понимается
целенаправленная и организованная деятельность преподавателей, родителей, а также
общественных институтов, направленная на формирование высших нравственных
ценностей у подрастающего поколения, которые являются ядром личности. Кроме того,
на государственном уровне воспитание гармоничной личности
может выступать как
стратегический и интеллектуальный ресурс российского общества и его надежная опора в
будущем.
Музыка во всем многообразии видов деятельности, жанров и форм - один из самых
доступных для подрастающего поколения видов искусств. Музыкальное искусство
оказывает существенное воздействие на нравственно-эстетическую сферу ребенка.
Воспитание гармоничной личности важно начинать в раннем детстве, продолжая
его в течение всего периода обучения в школе, так как именно в это время происходит
постепенное осознание и принятие духовно-нравственных эталонов, и дальнейшее
становление личности школьников.
Невозможно игнорировать изменения, происходящие в XXI
веке в сфере
музыкального искусства. Современное музыкальное искусство очень разнообразно, но
неоднородно по духовно-нравственным основам. Однако в любом музыкальном
направлении, будь то академическая, народная или эстрадная музыка, необходим отбор
произведений для слушания, анализа и исполнения старшеклассниками для достижения
положительного
эффекта,
в
воспитании
гармоничной
личности
подрастающего
поколения.
Воспитывая духовность и нравственные чувства, преподавателями закладывается
фундамент для духовно-нравственного поведения отдельных личностей, а в совокупности
решается часть проблем связанных с духовно-нравственным поведением и благополучием
всего российского общества в будущем.
За период обучения в школе современные дети проходят несколько возрастных
периодов: младший школьный, подростковый и старший школьный возраст. Старший
школьный возраст именуют также возраст ранней юности, как период жизни человека
после отрочества до взрослости. Его возрастные границы условны - от 14-16 лет до 18-19
лет - возраст ранней юности. В данный возрастной период перед молодым человеком
встает проблема выбора жизненных ценностей, на которые он будет опираться после
окончания школы. Школьники старшего возраста стремятся к самостоятельности и важно
в этот период сформировать их личную позицию по отношению к себе, к другим людям,
также к духовно-нравственным ценностям.
У
старшеклассников
продолжаются
изменения
психологических
и
физиологических процессов, происходят изменения в положении ученика в школе, а
также в системе его отношений с обществом. Что определяет психолого-педагогические
особенности работы с учащимися данной возрастной группы. Важно, чтобы родители и
педагогический
коллектив
современных
школ,
опирались
на
самостоятельность
старшеклассников, поощряя и развивая их общественную активность и инициативу, их
интересы, что будет способствовать дальнейшему становлению и развитию личности
учащихся, а также и их благополучному вхождению во взрослую жизнь.
Анализ музыки является одним из средств воспитания музыкального слуха,
музыкального вкуса, а также духовно - нравственного воспитания подрастающего
поколения. В последние десятилетия процесс стилевых сближений стал особенно
заметным: музыка всё чаще выходит из своих традиционных пределов, вступая во
взаимодействия не только с другими видами искусства, но и с другими типами культуры.
В связи,
с чем необходимо представлять и изучать ту культурную, и в частности
музыкальную среду, в которой мы находимся.
Важно также понимание и осознание причин появления за сравнительно короткий
исторический период множества различных направлений в современной музыке, какие из
них представляют опасность для подрастающего поколения, а какие образцы современной
музыки способных служить в деле духовно-нравственного воспитания современных
старшеклассников, ведь какие бы изменения ни претерпевало музыкальное искусство, она
по-прежнему остаётся важнейшей частью духовной культуры человечества.
Воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно
понимание урока музыки как одного из основополагающих в воспитании духовно-
нравственной и эстетической культуры учащихся, что обусловлено спецификой данного
вида искусства и его возможностями в воздействии на сферу нравственных и душевных
переживаний. Ведь музыка включается в общую систему духовного формирования
личности человека и является действенным средством привлечения старшеклассников к
добру, красоте, человечности. Поэтому в современной школе духовно-нравственное
воспитание с помощью музыкального искусства может стать приоритетным направлением
в развитии и воспитании личности.
Музыкальные произведения обладают определенным содержанием, суть которого
не только душевные переживания и настроения, но также порой и серьёзные философские
раздумья, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимодействии или
борьбе, отображение настроения широких масс, социальных конфликтов и т.д. Порой в
поиске понимания музыкального содержания не помогают логические законы и метод
анализа.
Музыка это, прежде всего, язык чувств, поэтому она воздействует на человека
бесспорно и очевидно, порой шире и богаче опыта человечества и нашего знания о жизни.
К сожалению, не всегда содержание произведений современной музыки отражает
духовно-нравственные ценности и идеалы, сформировавшиеся в обществе за многие века,
однако нельзя отодвигать и перечеркивать все то, что создается в настоящее время, важно
выделить из музыкального многообразия то нужное, что может способствовать
воспитанию гармоничной
личности
и
использовать
это
в
практике
воспитания
гармоничной личности.
В своей основе музыкальный язык бывает, неконкретен, но музыка всегда
выражает некую эмоцию или чувство. Причем эмоциональную отзывчивость на музыку
Б.Теплов отнес к одной из важнейших музыкальных способностей. Связана она и с
развитием эмоциональной отзывчивости в непосредственно жизненных ситуациях, с
воспитанием таких качеств, как нравственность, доброта, эмпатия.
Оказывая эмоциональное воздействие, музыка способствует и интеллектуальному
развитию
человека.
Слушая
музыкальные
произведения,
подрастающий
человек
приобретает знания и представления о мире, формирует собственную картину мира.
Музыка композиторская, неизменно выражает мировоззрение автора и может являться
оружием, как добра, так и зла.[4]
Однако сегодня мы можем наблюдать тенденцию, выражающуюся в стремлении
академических музыкантов приблизиться к своим природным первоосновам и активнее
идти на диалог с массовой музыкой, не только преломляя в своём творчестве народно-
песенные интонации (что было в 1820 веках), но и, заимствуя особенности тех стилей,
которые зародились далеко за пределами академической среды (джаз, рок и т. д.). Это
связано, прежде всего с поисками новых возможностей музыкального звучания, а также
со стремлением сделать музыку понятной и узнаваемой для современного слушателя. [3]
Возникший в последние десятилетия термин «полистилистика» отражает это
состояние современной музыкальной практики. Так, например, не случайно многие
сочинения А. Шнитке, впервые заявившего о полистилистике, представляют собой тонкий
сплав различных стилей, в том числе и эстрадных, если этого требует художественный
замысел сочинения.
Примеры слияния академической, массовой эстрадной и фольклорной музыки
многочисленны и разнообразны. В наше время получили значительное распространение
различные виды обработки классической музыки прошлого, направленные на слияние
авторских и современных стилевых особенностей. Например, широко известны такие
образцы популяризации классической музыки, как различные версии «Времён года»
А.Вивальди, И.С.Баха, Л.Бетховена, М.Моцарт, П.Чайковского и др.
Сближение происходит и в рамках концертной жизни: речь идёт о творческих
дуэтах исполнителей, принадлежащих к разным видам музыкальной культуры.
«Полистилистика
-
намеренное
сочетание
различных
стилей
в
одном
произведении». Среди представителей академический музыки также есть исполнители
которых знает и любит массовая публика, среди них, например, пианист Д.Мацуев,
дирижер В.Гергиев, певица А.Нетребко и мн.др.[6]
Современная духовная музыка связана, прежде всего, с определенными религиями:
христианство (православие, протестантство, католицизм), мусульманство, иудаизм,
буддизм и др. В России с увеличением роли религии и осознанием ее важности в
общественном развитии постепенно происходит возрождение музыкальных традиций
прошлых веков.
Современная фольклорная музыка вышла из бытования и чаще, также как музыка
академическая, имеет профессиональную основу, которая зиждется на традициях
определенной национальной культуры, формировавшейся на протяжении многих веков.
Многие исполнители народной музыки получают профессиональное музыкальное
образования в музыкальных школах,
на фольклорных отделениях колледжей и
консерваторий. Хранителей истинно народных традиций, вышедших из народа, остается
не очень много, преимущественно это жители сельской местности пожилого возраста.
Однако средства аудио-видеозаписи позволяют сохранить то, что было накоплено
предыдущими поколениями и передать это багаж поколениям нынешним. Кроме того в
области фольклорной музыки также наблюдается полистилистика с одной стороны с
музыкой эстрадной, с другой стороны с музыкой академической. Выйдя из устной
традиции, многие народные песни сегодня уже имеют нотную запись и опубликованы в
нотных сборниках. Также многие композиторы сочиняют
свои
произведения,
основываясь
на
фольклорной
стилистике.
Представителями
фольклорного направления в России можно назвать Л.Зыкину, А.Стрельченко, Л.Рюмину,
которая в данный момент руководит Московским культурным фольклорным центром, а
также профессиональные хоры русской народной песни в разных городах страны.
Современная эстрадная музыка представляет собой сплав различных направлений,
народных традиций и современных веяний. По определению народного артиста России,
композитора, профессора В.М.Лебедева, сегодня эстрада, эстрадная музыка в какой-то
степени подменила собой идеологию и является мощным методом воздействия на
молодежь. Сила и широта влияния популярной музыки на молодежь и среднее поколение
приобретает огромные масштабы. Порой влияние эстрадной музыки низкого качества
носит негативный характер и перечеркивает все те достижения, которые были наработаны
музыкантами
предыдущие
века,
но
кроме
этого
перечеркивается
деятельность
современных эстрадных музыкантов, которые пропагандируют музыку насыщенную
духовно-нравственным содержанием, а такие на российской и мировой эстраде также
имеются.[2]
Таким
образом,
анализ
музыки
является
одним
из
средств
воспитания
музыкального слуха, музыкального вкуса, а также духовно - нравственного воспитания
гармоничной личности. В последние десятилетия процесс стилевых сближений стал
особенно заметным: музыка всё чаще выходит из своих традиционных пределов, вступая
во взаимодействия не только с другими видами искусства, но и с другими типами
культуры. В связи, с чем необходимо представлять и изучать ту культурную, и в
частности музыкальную среду, в которой мы находимся.
Важно также понимание и осознание причин появления за сравнительно короткий
исторический период множества различных направлений в современной музыке, какие из
них представляют опасность для подрастающего поколения, а какие образцы современной
музыки способных служить в деле духовно-нравственного воспитания гармоничной
личности, ведь какие бы изменения ни претерпевало музыкальное искусство, она по-
прежнему остаётся важнейшей частью духовной культуры человечества.[1]
Таким образом, музыка во всем многообразии видов деятельности, жанров и форм
- один из самых доступных для подрастающего поколения видов искусств. Воспитание
гармоничной личности важно начинать в раннем детстве, продолжая его в течение всего
периода обучения в школе, так как именно в это время происходит постепенное осознание
и принятие духовно-нравственных эталонов, и дальнейшее становление личности
школьников.
Современное музыкальное искусство очень разнообразно, но неоднородно по
духовно-нравственным основам. Однако в любом музыкальном направлении, будь то
академическая, народная или эстрадная музыка, необходим отбор произведений для
слушания, анализа и исполнения старшеклассниками для достижения положительного
эффекта в духовно-нравственном воспитании гармоничной личности.
Список литературы
1.
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник
для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2004.
2.
Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для
старшеклассников. - СПб. : Питер, 2009.
3.
Духовно-нравственное
воспитание
подрастающего
поколения
как
определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-
практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной.-
Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2011.
4.
Зарубина Л.П. Философия и музыка: учебное пособие. - Челябинск, 2006. -
392 с..
5.
Зорилова Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и
музыкальном искусстве. - Федер. агентство по культуре и кинематографии. - Москва:
Академический Проект: Альма Матер, 2008.
6.
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы.
Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программы. Предметная линия учебников Г. П.
Сергеевой, Е. Д. Критской. - М.: Просвещение, 2011.
7.
Шитякова
Н.П.,
Верховых
И.В.
Духовно-нравственное
воспитание
школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб.
гос. пед. ун-та, 2016. - 197 с.