Напоминание

" О важности музыкального образования в воспитании гармоничной личности"


Автор: Смотрина Юлия Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Иркутская область, г. Усть-Илимск
Наименование материала: статья
Тема: " О важности музыкального образования в воспитании гармоничной личности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




О важности музыкального образования в воспитании

гармоничной личности

Смотрина Юлия Викторовна, концертмейстер

МБУ ДО «Школа искусств №1» г. Усть-Илимск

Аннотация. Проблемы воспитания гармоничной личности остаются актуальными

как в социальном, так и в педагогическом плане, так как арсеналом воспитательных

средств важно обладать и семье, и школе. Воспитание гармоничной личности сегодня

является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет

собой важный компонент социального заказа для образования, что отражается в

федеральных государственных образовательных стандартах начального и среднего

образования.

Ключевые слова: гармоничная личность, воспитательные средства, музыкальное

образование, полистилистика, духовно-нравственное воспитание.

Воспитание гармоничной личности в целом представляется, многоаспектным и

долговременным процессом, который неотделим от жизни человека в полном ее объеме и

зачастую противоречивости. Успешность воспитания определяется множеством факторов,

среди которых: особенности семьи, общества, культуры и человечества в целом в

определенный исторический период времени; традиции и специфика страны проживания

и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа в целом и сознание

каждого человека в частности.[1]

Безусловно, особое значение для воспитания гармоничной личности

имеют

предметы, связанные с искусством, воспитывающее воздействие которого обусловлено,

прежде всего, его эстетическим содержанием и сопереживанием в силу эмоционального

характера воздействия. Именно благодаря этому искусство входит в жизнь человека,

подводя его к переживаниям и внутренним изменениям.

Искусство издревле выступает эффективным средством воздействия на душу

человека, а также, способствует воспитанию эмоционально-волевой сферы личности.

Среди различных видов искусств одним из самых доступных можно назвать музыку, как

для восприятия, так и для участия человека в различных видах музыкальной деятельности

(слушание, пение, игра на инструменте). Велика роль музыкального искусства в

приобщении человека к духовно-нравственным ценностям, которые находят свое

отражение в различных музыкальных произведениях, как прошлого, так и настоящего.[5]

Особая роль в процессе воспитания гармоничной личности принадлежит музыке,

которая является важным средством привлечения к добру, красоте, человечности. Однако,

зачастую, внимание в большей степени уделяется музыке классической, народной, и

недостаточно раскрывается потенциал различных направлений современной музыки:

академического направления, популярной музыки, рок, джаз, бардовской песни и др.[3]

Музыка - искусство, которое близко и понятно как детям, так и взрослым. Впервые

откликаться на музыку человек учиться еще в детстве, сопереживая героям музыкальных

произведений,

откликаясь

на

образы,

которые

заложены

в

произведении,

что

представляется как один из путей воспитания гармоничной личности, действующий

подчас эффективнее простых уговоров и слов.

В настоящее время накоплен определенный опыт и существуют теоретико-

методические разработки, посвященные различным вопросам воспитания гармоничной

личности:

формирование духовных ценностей на уроках музыки (О.А. Апраксина, Д.Б.

Кабалевский);

влияние музыки на духовный мир школьника (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Е.Д.

Критская, H.A. Терентьева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр);

духовно-нравственное воспитание средствами музыки (Л.В. Кошмина, В.П.

Анисимов и др.).

В представленных исследованиях музыка выполняет функцию средства воспитания

гармоничной личности, но при этом не всегда решает весь комплекс задач воспитания

гармоничной личности

с привлечением средств современной музыки различных

направлений.

Воспитание гармоничной личности является неотъемлемой частью современного

образования.

Под

воспитанием

гармоничной

личности

понимается

единство

взаимообуславливающих и дополняющих процессов становления, формирования и

преобразования внутреннего мира человека, а также его нравственных чувств и

представлений, нравственного поведения в отношении к другим людям на основе

ценностей, идеалов и смыслов.

В педагогической науке под воспитанием гармоничной личности

понимается

целенаправленная и организованная деятельность преподавателей, родителей, а также

общественных институтов, направленная на формирование высших нравственных

ценностей у подрастающего поколения, которые являются ядром личности. Кроме того,

на государственном уровне воспитание гармоничной личности

может выступать как

стратегический и интеллектуальный ресурс российского общества и его надежная опора в

будущем.

Музыка во всем многообразии видов деятельности, жанров и форм - один из самых

доступных для подрастающего поколения видов искусств. Музыкальное искусство

оказывает существенное воздействие на нравственно-эстетическую сферу ребенка.

Воспитание гармоничной личности важно начинать в раннем детстве, продолжая

его в течение всего периода обучения в школе, так как именно в это время происходит

постепенное осознание и принятие духовно-нравственных эталонов, и дальнейшее

становление личности школьников.

Невозможно игнорировать изменения, происходящие в XXI

веке в сфере

музыкального искусства. Современное музыкальное искусство очень разнообразно, но

неоднородно по духовно-нравственным основам. Однако в любом музыкальном

направлении, будь то академическая, народная или эстрадная музыка, необходим отбор

произведений для слушания, анализа и исполнения старшеклассниками для достижения

положительного

эффекта,

в

воспитании

гармоничной

личности

подрастающего

поколения.

Воспитывая духовность и нравственные чувства, преподавателями закладывается

фундамент для духовно-нравственного поведения отдельных личностей, а в совокупности

решается часть проблем связанных с духовно-нравственным поведением и благополучием

всего российского общества в будущем.

За период обучения в школе современные дети проходят несколько возрастных

периодов: младший школьный, подростковый и старший школьный возраст. Старший

школьный возраст именуют также возраст ранней юности, как период жизни человека

после отрочества до взрослости. Его возрастные границы условны - от 14-16 лет до 18-19

лет - возраст ранней юности. В данный возрастной период перед молодым человеком

встает проблема выбора жизненных ценностей, на которые он будет опираться после

окончания школы. Школьники старшего возраста стремятся к самостоятельности и важно

в этот период сформировать их личную позицию по отношению к себе, к другим людям,

также к духовно-нравственным ценностям.

У

старшеклассников

продолжаются

изменения

психологических

и

физиологических процессов, происходят изменения в положении ученика в школе, а

также в системе его отношений с обществом. Что определяет психолого-педагогические

особенности работы с учащимися данной возрастной группы. Важно, чтобы родители и

педагогический

коллектив

современных

школ,

опирались

на

самостоятельность

старшеклассников, поощряя и развивая их общественную активность и инициативу, их

интересы, что будет способствовать дальнейшему становлению и развитию личности

учащихся, а также и их благополучному вхождению во взрослую жизнь.

Анализ музыки является одним из средств воспитания музыкального слуха,

музыкального вкуса, а также духовно - нравственного воспитания подрастающего

поколения. В последние десятилетия процесс стилевых сближений стал особенно

заметным: музыка всё чаще выходит из своих традиционных пределов, вступая во

взаимодействия не только с другими видами искусства, но и с другими типами культуры.

В связи,

с чем необходимо представлять и изучать ту культурную, и в частности

музыкальную среду, в которой мы находимся.

Важно также понимание и осознание причин появления за сравнительно короткий

исторический период множества различных направлений в современной музыке, какие из

них представляют опасность для подрастающего поколения, а какие образцы современной

музыки способных служить в деле духовно-нравственного воспитания современных

старшеклассников, ведь какие бы изменения ни претерпевало музыкальное искусство, она

по-прежнему остаётся важнейшей частью духовной культуры человечества.

Воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно

понимание урока музыки как одного из основополагающих в воспитании духовно-

нравственной и эстетической культуры учащихся, что обусловлено спецификой данного

вида искусства и его возможностями в воздействии на сферу нравственных и душевных

переживаний. Ведь музыка включается в общую систему духовного формирования

личности человека и является действенным средством привлечения старшеклассников к

добру, красоте, человечности. Поэтому в современной школе духовно-нравственное

воспитание с помощью музыкального искусства может стать приоритетным направлением

в развитии и воспитании личности.

Музыкальные произведения обладают определенным содержанием, суть которого

не только душевные переживания и настроения, но также порой и серьёзные философские

раздумья, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимодействии или

борьбе, отображение настроения широких масс, социальных конфликтов и т.д. Порой в

поиске понимания музыкального содержания не помогают логические законы и метод

анализа.

Музыка это, прежде всего, язык чувств, поэтому она воздействует на человека

бесспорно и очевидно, порой шире и богаче опыта человечества и нашего знания о жизни.

К сожалению, не всегда содержание произведений современной музыки отражает

духовно-нравственные ценности и идеалы, сформировавшиеся в обществе за многие века,

однако нельзя отодвигать и перечеркивать все то, что создается в настоящее время, важно

выделить из музыкального многообразия то нужное, что может способствовать

воспитанию гармоничной

личности

и

использовать

это

в

практике

воспитания

гармоничной личности.

В своей основе музыкальный язык бывает, неконкретен, но музыка всегда

выражает некую эмоцию или чувство. Причем эмоциональную отзывчивость на музыку

Б.Теплов отнес к одной из важнейших музыкальных способностей. Связана она и с

развитием эмоциональной отзывчивости в непосредственно жизненных ситуациях, с

воспитанием таких качеств, как нравственность, доброта, эмпатия.

Оказывая эмоциональное воздействие, музыка способствует и интеллектуальному

развитию

человека.

Слушая

музыкальные

произведения,

подрастающий

человек

приобретает знания и представления о мире, формирует собственную картину мира.

Музыка композиторская, неизменно выражает мировоззрение автора и может являться

оружием, как добра, так и зла.[4]

Однако сегодня мы можем наблюдать тенденцию, выражающуюся в стремлении

академических музыкантов приблизиться к своим природным первоосновам и активнее

идти на диалог с массовой музыкой, не только преломляя в своём творчестве народно-

песенные интонации (что было в 1820 веках), но и, заимствуя особенности тех стилей,

которые зародились далеко за пределами академической среды (джаз, рок и т. д.). Это

связано, прежде всего с поисками новых возможностей музыкального звучания, а также

со стремлением сделать музыку понятной и узнаваемой для современного слушателя. [3]

Возникший в последние десятилетия термин «полистилистика» отражает это

состояние современной музыкальной практики. Так, например, не случайно многие

сочинения А. Шнитке, впервые заявившего о полистилистике, представляют собой тонкий

сплав различных стилей, в том числе и эстрадных, если этого требует художественный

замысел сочинения.

Примеры слияния академической, массовой эстрадной и фольклорной музыки

многочисленны и разнообразны. В наше время получили значительное распространение

различные виды обработки классической музыки прошлого, направленные на слияние

авторских и современных стилевых особенностей. Например, широко известны такие

образцы популяризации классической музыки, как различные версии «Времён года»

А.Вивальди, И.С.Баха, Л.Бетховена, М.Моцарт, П.Чайковского и др.

Сближение происходит и в рамках концертной жизни: речь идёт о творческих

дуэтах исполнителей, принадлежащих к разным видам музыкальной культуры.

«Полистилистика

-

намеренное

сочетание

различных

стилей

в

одном

произведении». Среди представителей академический музыки также есть исполнители

которых знает и любит массовая публика, среди них, например, пианист Д.Мацуев,

дирижер В.Гергиев, певица А.Нетребко и мн.др.[6]

Современная духовная музыка связана, прежде всего, с определенными религиями:

христианство (православие, протестантство, католицизм), мусульманство, иудаизм,

буддизм и др. В России с увеличением роли религии и осознанием ее важности в

общественном развитии постепенно происходит возрождение музыкальных традиций

прошлых веков.

Современная фольклорная музыка вышла из бытования и чаще, также как музыка

академическая, имеет профессиональную основу, которая зиждется на традициях

определенной национальной культуры, формировавшейся на протяжении многих веков.

Многие исполнители народной музыки получают профессиональное музыкальное

образования в музыкальных школах,

на фольклорных отделениях колледжей и

консерваторий. Хранителей истинно народных традиций, вышедших из народа, остается

не очень много, преимущественно это жители сельской местности пожилого возраста.

Однако средства аудио-видеозаписи позволяют сохранить то, что было накоплено

предыдущими поколениями и передать это багаж поколениям нынешним. Кроме того в

области фольклорной музыки также наблюдается полистилистика с одной стороны с

музыкой эстрадной, с другой стороны с музыкой академической. Выйдя из устной

традиции, многие народные песни сегодня уже имеют нотную запись и опубликованы в

нотных сборниках. Также многие композиторы сочиняют

свои

произведения,

основываясь

на

фольклорной

стилистике.

Представителями

фольклорного направления в России можно назвать Л.Зыкину, А.Стрельченко, Л.Рюмину,

которая в данный момент руководит Московским культурным фольклорным центром, а

также профессиональные хоры русской народной песни в разных городах страны.

Современная эстрадная музыка представляет собой сплав различных направлений,

народных традиций и современных веяний. По определению народного артиста России,

композитора, профессора В.М.Лебедева, сегодня эстрада, эстрадная музыка в какой-то

степени подменила собой идеологию и является мощным методом воздействия на

молодежь. Сила и широта влияния популярной музыки на молодежь и среднее поколение

приобретает огромные масштабы. Порой влияние эстрадной музыки низкого качества

носит негативный характер и перечеркивает все те достижения, которые были наработаны

музыкантами

предыдущие

века,

но

кроме

этого

перечеркивается

деятельность

современных эстрадных музыкантов, которые пропагандируют музыку насыщенную

духовно-нравственным содержанием, а такие на российской и мировой эстраде также

имеются.[2]

Таким

образом,

анализ

музыки

является

одним

из

средств

воспитания

музыкального слуха, музыкального вкуса, а также духовно - нравственного воспитания

гармоничной личности. В последние десятилетия процесс стилевых сближений стал

особенно заметным: музыка всё чаще выходит из своих традиционных пределов, вступая

во взаимодействия не только с другими видами искусства, но и с другими типами

культуры. В связи, с чем необходимо представлять и изучать ту культурную, и в

частности музыкальную среду, в которой мы находимся.

Важно также понимание и осознание причин появления за сравнительно короткий

исторический период множества различных направлений в современной музыке, какие из

них представляют опасность для подрастающего поколения, а какие образцы современной

музыки способных служить в деле духовно-нравственного воспитания гармоничной

личности, ведь какие бы изменения ни претерпевало музыкальное искусство, она по-

прежнему остаётся важнейшей частью духовной культуры человечества.[1]

Таким образом, музыка во всем многообразии видов деятельности, жанров и форм

- один из самых доступных для подрастающего поколения видов искусств. Воспитание

гармоничной личности важно начинать в раннем детстве, продолжая его в течение всего

периода обучения в школе, так как именно в это время происходит постепенное осознание

и принятие духовно-нравственных эталонов, и дальнейшее становление личности

школьников.

Современное музыкальное искусство очень разнообразно, но неоднородно по

духовно-нравственным основам. Однако в любом музыкальном направлении, будь то

академическая, народная или эстрадная музыка, необходим отбор произведений для

слушания, анализа и исполнения старшеклассниками для достижения положительного

эффекта в духовно-нравственном воспитании гармоничной личности.

Список литературы

1.

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник

для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2004.

2.

Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для

старшеклассников. - СПб. : Питер, 2009.

3.

Духовно-нравственное

воспитание

подрастающего

поколения

как

определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-

практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной.-

Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2011.

4.

Зарубина Л.П. Философия и музыка: учебное пособие. - Челябинск, 2006. -

392 с..

5.

Зорилова Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и

музыкальном искусстве. - Федер. агентство по культуре и кинематографии. - Москва:

Академический Проект: Альма Матер, 2008.

6.

Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы.

Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программы. Предметная линия учебников Г. П.

Сергеевой, Е. Д. Критской. - М.: Просвещение, 2011.

7.

Шитякова

Н.П.,

Верховых

И.В.

Духовно-нравственное

воспитание

школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб.

гос. пед. ун-та, 2016. - 197 с.



В раздел образования