Автор: Сальникова Светлана Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 г. Собинка
Населённый пункт: Владимирская область, Собинский район, г. Собинка
Наименование материала: Анализ работы учителя
Тема: Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя географии
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Собинки
Самоанализ результатов профессиональной деятельности
учителя географии
Свистуновой Светланы Юрьевны
г. Собинка
2019 год
Я Свистунова Светлана Юрьевна, 1985 года рождения, педагогический стаж 6 лет.
Окончила Владимирский Государственный Педагогический Университет (с отличием),
естественно-географический
факультет
по
специальности
учитель
географии
с
дополнительной специальностью учитель биологии в 2007 году, имею 2 квалификационную
категорию.
Педагогическую деятельность осуществляла в сельской малокомлектной школе и
Лицее г. Владимира. В МБОУ СОШ №4 г. Собинка работаю с 2012 года в должности
учителя географии.
В настоящее время важной задачей школы является воспитание всесторонне
развитой , социально адаптированной личности.
Моя профессиональная деятельность
напрямую
согласуется
с
основной
целью
деятельности
учебного
образовательного
учреждения:
создание на уроке системы возможностей для эффективного личностного
саморазвития ученика.
За время своей работы я убедилась, что нельзя воспитывать детей не любя их, и нельзя
добиться
хороших
результатов,
не
любя
свой
предмет.
Я – учитель географии и придаю своему предмету важное значение в развитии детей. Всегда
поддерживаю
нестандартность
и
оригинальность
мыслей
учеников,
их
творческие
способности.
Я убеждена в том, что всё начинается с развития любознательности и смекалки
детей,
поэтому
в
качестве
темы
самообразования,
над
которой
работаю,
я
выбрала «Выявление и сопровождение одаренных детей по предметам естественного
цикла». В своей работе применяю нестандартные формы ведения уроков (КВНы, заочные
путешествия, различные тематические игры «Звёздный шанс», «Геошанс», «Географическое
лото»,круглый стол, конференции). Обычно такие уроки применяю при обобщении и
систематизации знаний и умений учащихся. Они являются хорошим стимулом к более
тщательному изучению материала и развитию интереса учащихся к географии. Вместе с
этим на уроках открываются широкие возможности дифференцированного подхода к
учащимся,
позволяющие
рационально
использовать
интеллектуальные
возможности личности.
Исходя из охарактеризованной выше цели были поставлены следующие задачи:
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в
учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с
информацией, анализировать различные стороны явления и др.);
- учить детей думать критически (творчески);
- сделать процесс обучения личностно значимым, включая учащихся в решение доступных
для них проблем окружающей действительности;
- создать условия для приобретения учащимися опыта разнообразной деятельности, опыта
познания и самопознания; самообразования и самореализации через развитие творческой
активности и социальное взаимодействие.
-
формировать активную жизненную позицию и воспитывать чувство патриотизма
и
национальной гордости, любви к Родине и родному краю;
-
обеспечить новое качество географического
образования, которое направлено на
формирование личности, способной определять цели и ценности своего существования в
современном мире, искать и находить пути для достижения поставленных целей;
-
- развивать в них умение работать совместно с другими людьми;
- создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения
проблем.
В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами:
- Закон об образовании.
- Концепция модернизации российского образования.
- Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки
Российской Федерации.
При
планировании
и
организации
учебной
деятельности
опираюсь
на
программу
Министерства образования: учебники, методические пособия под редакцией И.И.Бариновой,
Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой, В. П. Максаковского. С 2015 года реализую программу
ФГОС 2 поколения для 5 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И.
Алексеева.
Инновационное развитие современного общества, экономики, в том числе и образования,
требует от учителя решения одной очень важной задачи – подготовки к жизни творчески
мыслящих, предприимчивых, инициативных людей, способных найти свое место в
обществе. На уроках географии и во внеурочной работе реализую системно-деятельностный
подход, позволяющий формировать у учащихся ключевые УУД (личностные, предметные и
метапредметные).
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с
его способностями, интересами и возможностями. В своей профессиональной деятельности
учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности.
Целью географического образования в школе, прописанной в стандарте по географии,
является: обеспечить развитие умений школьников самостоятельно работать с различными
источниками географической информации, ориентироваться, вести наблюдения в природе
и на производстве.
В своей профессиональной деятельности активно сотрудничала и привлекала
учащихся
в
природоохранную,
экологическую,
исследовательскую
и
проектную
деятельность. В 2009-2010 году участвовала в работе научно-практических исследований в
национальном парке «Мещера» (благодарность прилагается), создании экологической
тропы д. Неклюдово Гусь-Хрустальный район, исследовании дюкинских карьеров
Судогодского района. С 2012 года
содействие с ЦДТЮТУР г. Собинки, участие в
конференциях и представление проектных и исследовательских работ (справки РМО,
грамота прилагаются), 2015 год – участие в международной природоохранной акции
«Марш парков».
Для развития умения проводить самостоятельный поиск географической информации из
разных
источников,
активно
привлекаю
картографический
метод
в
географии
(систематически во всех классах провожу практические работы, картографические тесты,
работу с контурными картами, учащиеся постоянно выполняют географические задания
«Карта
–
образ
пространства»,
составляют
анаморфические
карты
при
изучении
географического положения любого географического объекта, составляют «ментальные»
карты.
Традиционные методы работы с географической информацией сочетаю с применением
инновационных форм работы. После прохождения курсов «Веб-квест как активная форма в
условиях
реализации
ФГОС»,
разработан
урок
веб-квест
«Путешествие
в
мир
географических карт».
Для формирования коммуникативных умений, на мой взгляд, наиболее эффективными
являются групповые формы работы. В их числе: учебный диалог, взаимоконтроль,
самостоятельные и практические работы в парах, групповые проекты (создание и
презентация рекламных буклетов «Визитная карточка страны», «Каталог географической
информации» и др.); исследовательские работы на занятиях краеведческого кружка и
факультативного курса «Погода и здоровье»; ролевые и деловые игры («Конференция
заповедники», круглый стол «Экологические проблемы человечества» и др.); организация
экскурсий и походов по памятным местам родного края;
Владение компьютерной техникой и информационными технологиями позволили
мне использовать новые учебно–методические комплекты по географии « Полярная звезда»
под редакцией А.И. Алексеева, включающие пособия на бумажных и электронных
носителях.
Разнообразные
формы
организации
учебной
деятельности
обеспечили
личностную ориентированность и дифференциацию обучения, повысили уровень усвоения
учебного материала за счет активизации познавательной и самостоятельной деятельности на
уроках, в классе и при выполнении домашнего задания.
С 2012 года являюсь классным руководителем. Главное направление моей работы в
качестве классного руководителя – создание благоприятных социально-психологических
условий, обеспечивающих душевный и физический комфорт и успешность учащихся. В
результате трех лет совместной работы учащихся, учителей, родителей и классного
руководителя
в
классе
сформирован
благоприятный
психологический
климат
и
прослеживается динамика развития коллектива.
Для меня, как учителя географии и классного руководителя, всегда было приоритетным -
сочетание традиционных методов с современными образовательными технологиями
в
обучении и воспитании, что способствовало развитию, прежде всего, информационной,
коммуникативной и личностной активности школьников, улучшению результативности
обучения.
Во время работы активно взаимодействую с коллегами, положительная атмосфера в
педагогическом
коллективе
создает
условия
и
стимулирует
саморазвитие
и
совершенствование меня, как учителя.
Тем не менее, сложности и трудности, которые возникают в организации обучения и
воспитания учащихся существуют:
Реализуя системно-деятельностный
подход в учебно-воспитательном процессе,
понимаешь, что некоторые вопросы требуют дополнительного изучения и привлечения
специалистов. Поэтому необходимо постоянно совершенствоваться, обязательно привлекать
экспертов и специалистов (преподавателей вузов; работников организаций и учреждений;
милиционеров, пожарных, военных, спасателей, врачей, психологов и др.) для обсуждения с
учащимися этих вопросов.
Используя метод проектов как один из инструментов формирования предметных и
ключевых компетенций школьников, сложно создать простую и объективную систему
оценивания проектов. Одна из форм мониторинга проектной деятельности –
система
оценивание в баллах, но и эта система несовершенна.
В нашей школе олимпиадное движение по географии недостаточное. Необходимо
активизировать работу с учащимися для привлечения их к участию в Интернет –
олимпиадам
и
творческих
конкурсах
по
географии
с
использованием
телекоммуникационных ресурсов.
Анализируя, свою профессиональную деятельность еще раз убеждаешься, что учителю
в изменяющихся условиях
кроме фундаментальной подготовки («образование на всю
жизнь») требуется и оперативное обновление знаний,
желание и стремление к
самосовершенствованию и саморазвитию.