Напоминание

Проект «Интернет-мем как ключ к русской классике»


Автор: Чудинова Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №77 Г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Проект «Интернет-мем как ключ к русской классике»
Раздел: полное образование





Назад




Чудинова Ольга Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей № 77 г.Челябинска»

Проект «Интернет-мем как ключ к русской классике»

Название проекта: «Интернет-мем как ключ к русской классике»

Участники: школьный учитель и ученики старших классов

Замысел и содержание:

Как устроено мышление современного школьника? Чем оно

формируется и по каким принципам воспринимает и обрабатывает

информацию? Как воздействовать на сознание сегодняшнего подростка в

учебных целях?

Наверное, каждый современный учитель и педагог задается такими

вопросами в процессе работы. Методика обучения какому бы то ни было

предмету на сегодняшний день просто не может игнорировать наиболее

интересные для детей формы усвоения информации. И, несомненно, большое

влияние на этот фактор оказывает современная интернет-культура, которая

прочно внедрилась в жизнь каждого современного человека.

Мы, авторы проекта, предполагаем, что больше всего занимает

сегодняшних интернет-пользователей. Конечно же, речь пойдет о ярком и,

вероятно, неоднозначном для методической тематики явлении – интернет-

мемах.

Интернет-мем – в широком смысле слова определенный код того или

иного явления или ситуации, знакомых практически каждому человеку. Этот

код может быть представлен в разных формах: изображение, видео- или

аудиофайл. Интернет-мемы имеют свою специфику: чаще всего они

основаны на сравнении, уподоблении, а также изначально несут в себе

иронию, юмор. Именно поэтому они так полюбились пользователям сети.

Можно ли использовать интернет-мемы в методике обучения

литературе? Задав себе этот вопрос, мы разработали данный проект,

получивший название «Интернет-мем как ключ к русской классике».

Мы предлагаем педагогам и обучающимся выполнить творческую

работу, направленную на осмысление и анализ литературного произведения

посредством мемов. Школьники получают следующее задание: создать

собственные мемы, отражающие концепцию, сюжетные и стилистические

особенности, наиболее интересные и запоминающиеся моменты (здесь

возможны и другие аспекты, которые покажутся детям уместными), не

нарушая этических норм и требований к содержанию конечного продукта.

Процесс работы школьников необходимо контролировать учителю, за

педагогом утверждается определенная «цензурирующая» функция. Мы

считаем это необходимым условием работы, которая, являясь, бесспорно,

творческой, должна принести плоды учебного характера.

Методической целью выполнения такой работы мы определяем

актуализацию чтения и аналитической работы над прочитанным среди

школьников старшего звена. Кроме того, мы убеждены, что данный проект

заинтересует обучающихся еще и потому, что позволит им проявить свои

творческие способности, поработать в нестандартной форме.

Учащиеся в свою очередь должны осознавать для себя конкретную

задачу - выразить концепцию художественного произведения с помощью

языка современной интернет-коммуникации, наиболее полно отразить

важные для осмысления аспекты содержания. Для работы школьники могут

как объединяться в группы, так и при желании выполнять задание

индивидуально. Этапы работы таковы:

1.Определить, какие аспекты понимания следует отразить в форме мема;

2.Подобрать шаблоны и разработать продукт с учетом концепции

произведения и требований к проекту;

3.Презентовать проект;

4.Провести рефлексию над проделанной работой.

Мы считаем необходимым подчеркнуть экспериментальный характер

описанной разработки. Интернет-мем – весьма специфическая фигура

коммуникации, мы не забываем о том, что она несет в себе в первую очередь

развлекательную функцию. Будет ли стоить проделанная работа конечных

результатов – остается для нас вопросом, который разрешит лишь опыт

реализации проекта. Получить даже отрицательный результат мы находим

полезным, ведь без ошибок и трудностей невозможен поиск инновационных

методов и подходов в любой области. А пока прогнозируемые итоги

убеждают нас в необходимости проявить методическую смелость и

реализовать задумку.

Оценить результаты предлагаемой работы мы не сможем без

рефлексивного отзыва учеников, нам будет необходимо узнать их честное

мнение о целесообразности и занимательности творческого проекта, это

важный заключительный этап работы учителя.

А теперь мы хотели бы привести пару примеров конечного продукта с

комментарием.

Первая часть нашего проекта посвящена роману И.С. Тургенева «Отцы

и дети», и называется она “«Отцы и дети» глазами XXI века”. Ее мы

решили разделить на тематические блоки: мемы о романе, об отношениях

между Базаровым и Одинцовой, об отношениях Базарова и Павла Петровича,

мемы об Аркадии.

Возьмем для примера один из мемов о романе.

Этот мем отражает различные уровни восприятия концепции романа:

первый, самый примитивный, репродуктивный уровень,– Базаров, как

«лишний» человек, умирает от тифа, либо, как вариант, Тургенев нарочно

убивает своего героя (тут трактовка может разниться); следующий уровень,

аналитический,– в романе находит отражение победа жизни над идеологией;

и, наконец, концептуальный уровень: «Отцы и дети» – роман о конфликте

поколений.

Все три уровня имеют место быть, однако чаще всего вся суть

произведения не схватывается учеником и проскакивает мимо, как стрелка на

этом меме.

С помощью такого кода учитель может наглядно показать, как следует

воспринимать данный роман. Плюс такого мема в том, что этот шаблон

можно использовать неоднократно, применимо к разным произведениям, а

также к различным этапам урока. Например, в качестве формы контроля

усвоенного на уроке.

Вторая часть проекта включает в себя мемы о романе М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита» – “«Мастер и Маргарита» – роман не для

Сталина”. Само название уже является мемом, только мемом на

концептуальном уровне, ассоциативном.

Как уже говорилось выше, мем предполагает не только визуальное

оформление в виде изображения или gif-файла, но и звуковое и

ассоциативное. Указанное изображение и является кодом-ассоциацией,

однако такие мемы следует объяснить аудитории.

В 2014 году известный литературный критик Дмитрий Быков

присутствовал на публичной лекции, где заявил, что Булгаков написал роман

для одного читателя - для Сталина. Тот к Булгакову относился хорошо, даже

прислушивался. По мнению Быкова, Булгаков хотел сказать Сталину одно:

«Эти люди испорчены квартирным вопросом, они рабы. Мы признаем твое

зло, но ты зло полезное. Все эти Римские, администраторы, посетители

Варьете, Варенухи, управдомы, критики Латунские не заслуживают ничего

другого, управляйся с ними жестоко.

Но береги художника, тогда он даст тебе моральную санкцию на твое

зло».

Также он уточняет, что Булгаков определенно знал, что произведение

будет опубликовано сразу же после написания. Но такая концепция

понимания объективно неправильная, так как Булгаков писал свой роман «в

стол», и издаваться он начал только спустя 30 лет. До самой своей смерти

Михаил Афанасьевич сохранял критическое восприятие советской

действительности и не собирался становиться «пролетарским писателем».

Мем иронизирует над наивно-реалистическим и наивно-биографическим

пониманием произведения. Многие современные школьники, находя

информацию в интернете, не оценивают ее критически, слепо доверяют

знакомому лицу на экране монитора, что приводит к серьезным ошибкам в

понимании литературного произведения.

Опыт реализации проекта

В 2019 году во время прохождения педагогической практики по

литературе мы, авторы проекта, впервые реализовали проект с учащимися

челябинских школ по романам А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 класс) и

И. С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс). Опыт реализации в целом дал

положительный результат и убедил в перспективности нашей идеи.

По результатам работы детей в группах были проведены внеклассные

мероприятия – уроки защиты проектного продукта. На наш вгзляд, они

прошли успешно. Дети подготовились, однако в разной степени. Перед ними

стояла задача прокомментировать свои мемы, объяснить свою задумку.

Выступающие от групп порой затруднялись в комментарии, однако это

связано со спецификой нашего проектного продукта. Зачастую мемы

создаются на ассоциативном уровне, такова природа этого явления

современной интернет-коммуникации. Ассоциации иногда сложно объяснить

логически и последовательно. Тем не менее, в целом дети со своей задачей

справились. Если возникали неловкие паузы, мы помогали ученикам

прокомментировать их работы, ведь нам (опять-таки на ассоциативном

уровне) их задумка была ясна.

Сами дети высказали свое мнение по поводу проекта: для них такая

работа в новинку, она оказалась интересной, позволяющей проявить себя

творчески. Было высказано и мнение о том, что поставленная проектная

задача создала интерес непосредственно к прочтению изучаемого

произведения. Учащиеся единогласно согласились с тем, что мемы можно

удачно вводить в учебную работу в школе по разным дисциплинам. Цитата

одного из учеников: «Делая мемы, по ходу прочтения произведения, мы

больше углублялись в него. Проделанная работа помогла лучше понять как

сам роман, так и задумку автора.

В итоге, эта экспериментальная форма обучения очень помогает в

освоении материала ученикам и, в какой-то степени, в преподавании

учителю. Возможно, такой подход можно использовать не только на

уроках литературы, но и на других школьных предметах.»

Порадовала и реакция учителей на проектный продукт и саму задумку.

Еще на этапе обсуждения педагоги отреагировали положительно,

заинтересованно и благосклонно. Результаты работы, очевидно, не

разочаровали наших наставников.

В заключение хочется сказать, что чтобы сделать окончательные и

основательные выводы о целесообразности и перспективности проектной

идеи, нужно расширять опыт реализации.

Примечание:

Когда мы даем ученикам задание для работы с данным проектом,

необходимо призвать их к соблюдению нескольких требований:

1.

Содержание мемов не должно быть неподобающего, вульгарного

характера. (Мы должны избегать возможности опошлить, высмеять

литературное произведение в глазах учеников)

2.

Перед презентацией проекта конечный продукт должен быть

проконтролирован и одобрен учителем.

3.

Мемы должны всесторонне отразить концепцию и содержание

произведения.

4.

Учащийся должен суметь при необходимости объяснить свою идею,

мемы не должны быть бессмысленными.

Информация

к

размышлению:

данный

проект

можно

постоянно

расширять, добавляя новые «главы» с мемами о разных произведениях

русской и зарубежной классики.

При

представлении

проектного

задания

можно

выдать

учащимся

специальные памятки со всей необходимой установочной информацией,

например:

«Интернет-мем как ключ к русской классике»

«”Отцы и дети” глазами XXI века»

Срок сдачи проекта – 12 декабря.

Делимся на 4 группы:

1.

Мемы о романе в целом

2.

Базаров & Павел Петрович

3.

Базаров ♥ Одинцова (испытание любовью)

4.

Маленький нигилист Аркадий

Каждая группа представляет 4-5 мемов.

! Список групп сдать 9 декабря !

отразите в мемах сюжет, образы, тему, идею, концепцию, элементы анализа текста

֎

мемы должны быть разнообразными, интересными, остроумными. Проявите себя

֎

творчески

× не принимаются мемы вульгарного, грубого характера

?

(по желанию ответьте на вопрос) Как вы думаете, перспективна ли идея использования в

школьном учебном процессе элементов современной интернет-культуры?



В раздел образования