Автор: Орлова Светлана Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ ООШ № 93 Населённый пункт: г.Сочи Краснодарский край Наименование материала: конспект урока Тема: Ударение 2 класс Раздел: начальное образование
Тема: «Ударение»
Модель урока
Цель урока:
- формирование умения самостоятельно определять место ударения в словах.
Планируемый результат:
-научиться правильно ставить ударение в словах; определять ударные и безударные
слоги.
Задачи урока:
1) Воспитательная
Уметь построить взаимодействие со сверстниками и учителем при общении
Уметь работать по правилам группы
Стремиться к выполнению ролевых правил;
Формировать интерес к русскому языку;
2) Развивающая
Развивать умение слышать звучащее слово;
Развивать умения ставить ударение;
Составлять алгоритм правописания
3) Обучающая
Научить различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова.
Уметь пользоваться алгоритмом определения ударных и безударных гласных.
Тип урока
урок «открытия» нового знания.
(По УМК «Планета знаний». Автор: Л.Я. Желтовская )
Технологическая
карта понятий:
1.Определение значения ударения.
2.Влияние ударения на значение слова.
3. Понятие ударения.
4.Ударные слоги.
5. Безударные слоги.
6.Проверка (эталон, правило)
I этап.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(1-2 мин.)
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом
уровне.
- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за
работу.
- Прочитайте слово:
Замок
Задание: 1 группа-поставьте ударение на 1 слог:
2 группа – на 2 слог
Учитель фиксирует результат на доске:
1)
за
ꞌ
мок 2) замо
ꞌ
к
-Что вы видите?(слово одинаковое, а значение его разное)
Вывод: мы выполняли одинаковые задания и получили разные результаты, так как
использовали ударение.
II этап.
Актуализация знаний и пробное учебное действие
(4–5 мин).
Цель этапа:
1.
Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
2.
Помочь учащимся осознать потребность к построению нового способа
действия.
Класс делится на 4 группы.
У каждой группы 1 карточка с изображением:
1) кру
ꞌ
жки 2) кружки
ꞌ
3)гво
ꞌ
здики 4) гвозди
ꞌ
ки
- Ребята , посмотрите на картинку и запишите одним словом ,что вы видите.
- Поставьте в слове ударение.
-Составьте со словом словосочетание.
- Прочитайте что у вас получилось.
Новые кру
ꞌ
жки маленькие кружки
ꞌ
железные гво
ꞌ
здики белые гвозди
ꞌ
ки
(Учитель фиксирует ответы детей на доске.)
Вывод : Выполняли одно задание, но результаты получили разные.
- Что нужно сделать, чтобы получить одинаковый результат? (Надо слова одинаково
прочитать.)
- Что нам поможет прочитать слова одинаково?(Ударение.)
III этап
Выявление места и причины затруднения.
(3-4 мин.)
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе
подвести их к выявлению места и причины затруднения
-Так чему мы сегодня будем учиться на уроке? (определять место ударения в слове )
-Какая цель нашего урока? ( научиться ставить ударение, определять ударные и
безударные гласные, правильно произносить слова)
IV этап
Построение проекта выхода из затруднения.
(4-6мин.)
Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы
решения поставленной задач.
-Прочитайте задание к упражнению №2. (с. 18)
-Какие слова непонятны.(Работа со словарем.)
-Спишите текст, разделяя слова на слоги.
-Поставьте ударение.
-Подчеркните ударные гласные простым карандашом.
- Как мы произносим ударные гласные?( Сильнее, громче других.)
Вывод: Слог, который произносится сильнее других, с ударением называют ударным.
Ударение- выделение голосом в слове одного из слогов.
- А теперь давайте сравним с эталоном.(Учебник, правило)
-Как произносятся гласные, на которые не падает ударение?(Тихо.)
- Как называются гласные без ударения? (Безударные.)
Вывод: Слоги, на которые не падает ударение, называются безударными.
V этап
Реализация построенного проекта
(5-8мин.)
Цель : реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.
Дети выполняют работу в группах со словами по алгоритму.
Работа с упр. №4 (с. 19)
Списать слова, поставить ударения.
1 вариант подчеркивает ударные гласные,
2 вариант- безударные.
Повторить алгоритм определения ударных и безударных гласных.
1.
Прочитай слово.
2.
Определи в нем ударный слог.
3.
Поставь знак ударения.
4.
Найди ударные ( безударные) гласные.
5.
Подчеркни их .
Проверка самостоятельной работы.
Каждый проговаривает вслух алгоритм действий
и сравнивает с эталоном ( правилом в учебнике, пособии, словаре)
VI этап.
(4-5мин.)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней
речи.
Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений
с проговариванием во внешней речи.
На доске текст с пропущенными словами. Эти слова на отдельных карточках.
Задание: прочитайте :
1)Паровоз пускал … ( пары )
Дети встали в …
2)В лесу много … ( белок )
Я люблю в яйце … , а сестра желток.
-Закончите каждое предложение, используя карточки с магнитами.
( Дети записывают в тетради.)
-Поставьте в выделенных словах ударение, подумав над значением слов.
- Какие слова вам непонятны? (работа со словарем)
проверка выполненной работы.
Вывод: мы использовали одинаковые слова, но ударение поставили по- разному, так
как знаем, что слова имеют разные значения.
Физминутка
VII этап.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(3-5 мин.)
Цель : организовать самопроверку детьми умения применять новое знание в типовых
условиях
Учитель говорит слова и записывает их на доске, а ученики с маленькой буквы
записывают в тетрадях только букву, обозначающую ударный гласный звук.
Пен а л, Л ю да, р у чка , п я тница, в е сна, гнездо, альб о м.
В тетрадях у детей:
а,ю,у, я,е,о,о.
Работа выполняется у доски и в тетрадях с объяснением и проговариванием правила.
Работа проверяется по образцу, записанному заранее учителем.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
( 5-8 мин)
Цель: выявить границы применимости нового знания ;повторить содержание
изученного знания.
Выполнение разноуровневых заданий
1 уровень:
-Закончить предложение: «У ворот дворца стояли …»(стрелки)
«На часах перевели …» (стрелки)
-Записать и поставить ударение.
2 уровень:
-Составить и записать два предложения со словом «кружки», употребив слово с
разным смысловым значением.
Фронтальная проверка выполненной работы . Ученики доказывают свой ответ.
- Ребята, кто допустил ошибки?
Вывод: применив новое знание, мы смогли выполнить работу правильно.
IX этап.
Рефлексия учебной деятельности
(2-3 мин.)
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности
- Какова же цель нашего урока?( учились правильно определять ударение в словах.)
-Почему мы научились?(работали в группах, по правилу, самостоятельно)
-Значит вы какие?(самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные,
трудолюбивые, ответственные)
-Как мы еще с вами работали?(по плану)
-Где вы можете применить полученные знания?
Урок заканчивается условным звуковым сигналом.
На доске записаны слова:
Перепел, пили, кружки.
- Прочитайте.
- Какие слова вам непонятны? (Работа со словарем)
-Сравните результаты.
-Поставьте в словах ударение. ( Ребенок сомневается в правильности ударения)
-Почему при выполнении задания возникает затруднение?( ударение зависит от
значения слова)
Вывод : для того , чтобы поставить ударение, нужно знать значение слова.