Автор: Толкачева Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ СО КК КРЦ
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии
Коммуникационные навыки позволяют нам взаимодействовать с другими
людьми, однако не всем дано без труда их освоить. Многие дети с аутизмом
испытывают серьезные проблемы с развитием речи.
Нарушения речевого развития являются одним из наиболее важных
признаков аутизма. Существует множество различных точек зрения на
природу и характер этих нарушений. Представители поведенческого подхода
не
принимают
участия
в
этих
дискуссиях,
поскольку
предметом
бихевиоризма является внешне наблюдаемое поведение, а не внутренние
механизмы этого поведения. В то же время, в рамках поведенческой терапии
накоплен огромный и ценный опыт формирования речевых навыков у детей с
различными нарушениями развития.
Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня
актуального развития речи данного ребенка.
1. Обследование понимания речи (импрессивная речь).
В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной
ситуации. Путем наблюдения или в беседе с родителями выясняют, что
ребенок любит, что является для него особенно значимым. Затем при
отсутствии значимого объекта или действия в поле зрения ребенка
произносят высказывание, содержащее значимое слово
Затем проверяют, выполняет ли ребенок словесные инструкции
Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на:
понимание названий предметов;
понимание названий действий;
понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих
пространственные отношения и т.п.).
2. Обследование собственной речи (экспрессивная речь).
При наблюдении смотрят, как ребенок выражает свои требования или
отказ от чего-либо. Даже если ребенок не использует речь (вокализации,
слова и т.п.) для выражения желания или протеста, уже имеющиеся формы
коммуникации могут стать фундаментом для формирования простейших
речевых навыков или их предпосылок.
По возможности, проводится направленное обследование экспрессивной
речи: изучают способность к вербальному подражанию, сформированность
таких навыков как называние предметов, действий и т.д.
Начальный этап обучения пониманию речи
Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр
речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее
простых для него навыков - степень сложности определяется индивидуально.
Развитие экспрессивной стороны речи и понимания у говорящих детей
должны идти параллельно и равномерно.
Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная
сформированность "учебного поведения" , выполнение простых. Когда
ребенок научился выполнять инструкцию "Дай" с одним предметом ("Дай
чашку"), выбирая его из нескольких других, вводят название нового
предмета. Второй предмет должен резко отличаться от первого и по
внешнему виду. После того, как ребенок научился давать второй предмет в
отсутствие первого, переходят к обучению различать эти предметы в ответ на
инструкцию. Затем постепенно вводят новые слова и увеличивают число
предметов на столе, из которых ребенок должен выбирать.
Все слова, пониманию которых ребенок научился в учебной, несколько
искусственной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной
жизни ребенка. Следует подчеркнуть, что даже самый "простой" навык,
формируемый на начальном этапе обучения, должен встраиваться в
повседневную жизнь ребенка. Если в этих новых условиях начальные навыки
понимания речи (или проявления этого понимания вовне) будут поощряться
и закрепляться, если ребенок будет успешен, то у него постепенно будет
складываться собственная мотивация обучения речевым навыкам.
Следующий
этап
обучения
-
формирование
навыков,
касающихся понимания названий действий. Следует отметить, что обучение
этим навыкам может происходить одновременно с обучением пониманию
названий предметов. В то же время, для детей с глубокими нарушениями
понимания, лучше подходит стратегия последовательного обучения
Обучение выполнению инструкций: а) на простые движения. Этот навык, как
правило, формируют в самом начале обучения - на этапе построения
"учебного поведения". В ответ на инструкцию ребенка учат выполнять то или
иное действие ("Встань", "Иди сюда", "Подними", "Положи", "Похлопай",
"Попрыгай" и т.п.). Обучение выполнению инструкций: б) с предметами. У
многих аутичных детей (как и в норме) понимание контекстной речи развито
в большей степени, чем понимание изолированных слов. Моделируя
знакомую ситуацию, можно научить ребенка точнее понимать смысл того
или
иного
слова.
Обучение
пониманию
действий
по
фотографиям
(картинкам). Этот навык является, скорее, вспомогательным для того, чтобы
познакомить
ребенка
(особенно
мутичного)
с
названиями
действий,
понимание которых понадобится ему в жизни. Прежде, чем использовать
фотографии (картинки) для обучения обязательно надо убедиться, что
ребенок способен к восприятию 2-х мерных изображений. Для этой цели
обучают навыку соотнесения предметов и их изображений.