Напоминание

Обоснование компонентного состава информационной компетентности учащихся 5-6 классов


Автор: Борисова Валерия Дмитриевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МОАУ СОШ № 23
Населённый пункт: Новотроицк, Оренбургская область
Наименование материала: Статья
Тема: Обоснование компонентного состава информационной компетентности учащихся 5-6 классов
Раздел: среднее образование





Назад




2.1.

Применение

математико-статистических

критериев

для

обоснования компонентного состава информационной компетентности

учащихся 5- 6 классов

Уже несколько лет в различных регионах России учащиеся основной

школы работают по учебным комплектам «Математика 5-6» под ред. Г.В.

Дорофеева и И.Ф. Шарыгина, «Математика 7-9» под ред. Г.В. Дорофеева. В этих

учебниках

последовательно

с

5

по

9

класс

вводится

вероятностно-

статистическая линия. Перечисленные книги написаны живым языком с

постоянной опорой на здравый смысл и на жизненный опыт учащихся. В 5

классе рассматриваются случайные, достоверные, невозможные события, а в 6-

ом классе - эксперимент со случайными исходами, частота и вероятность

события, школьники учатся оценивать вероятность наступления несложных

случайных событий сначала на качественном уровне, а количественный подсчет

вероятностей происходит позднее. Для решения комбинаторных задач вводится

дерево возможных вариантов, правило умножения (в 5-6 классах). В 5-6 классах

начинается формирование умений работать с информацией, представленной в

форме таблиц и диаграмм.

Важнейшей методической особенностью данных учебников является

возможность реализации уровневой дифференциации, за счет широкого

диапазона в уровне сложности задач, распределенных в группы А и Б,

разнообразного материала, позволяющего выйти за рамки обязательного

содержания.

Методические

особенности

комплекта:

мотивированное

и

доступное изложение материала, создание условий для формирования навыков

исследовательской деятельности, для развития самостоятельности мышления.

В «Учебниках-собеседниках» для 5-6 классов (авторы Л.Н. Шеврин и др.)

стохастическая линия так же внедряется в учебный процесс. В начале 5-ого

класса идет разговор о таблицах. В конце 5-го класса, где два последних

параграфа посвящены достоверным, невозможным и случайным событиям,

совместным и несовместным событиям, сравнению шансов наступления

событий и первому знакомству с комбинаторными задачами, с деревом

вариантов. Далее, в 6-м классе комбинаторные задачи включаются в систему

упражнений по другим темам (например, при изучении числовых промежутков),

вводится правило умножения, действия над событиями, осуществляется первое

знакомство с понятием вероятности и с подсчетом вероятности, вводится

вероятность суммы событий, вероятность произведения событий, понятие

случайной величины и ее среднего значения.

В учебниках «Математика 5», «Математика 6» (авторы: Н.Я. Виленкин,

В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд) имеется достаточное количество

прикладных и математических задач на составление комбинаций из нескольких

элементов; числовых ребусов; задач на перебор элементов заданного множества,

на выявление общего признака некоторого множества чисел, фигур.

В учебном пособии «Вероятность и статистика. 5-9 кл.» (авторы

Е.А.Бунимович, В.А.Булычев) система изложения близка к той, которая

используется в учебниках под ред. Г.В. Дорофеева. В книге содержится

дополнительный теоретический материал и соответствующие ему блоки задач,

которые могут оказаться полезными для проведения занятий в профильных

классах, математических кружках, на факультативах. Отдельные главы пособия

могут быть успешно использованы при изучении вероятностно-статистического

материала и в 10-11 классах. Задачи поделены на две группы: первая группа -

типовые

задачи,

необходимые

для

усвоения

основных

теоретических

положений, вторая - более сложные задачи, в которых развиваются идеи и

методы теоретической части.

Предлагаемые

в

«Сборнике

задач

для

подготовки

и

проведения

письменного экзамена по алгебре за курс основной школы» (авторы С.А.

Шестаков, И.Р. Высоцкий, Л.И. Звавич) материалы могут быть использованы

учителями

общеобразовательных

школ

и

математических

классов

для

организации и проведения обобщающего повторения вне зависимости от

учебников и сборников задач, по которым они работают. Такая универсальность

базируется на выделении основных содержательных линий, соответствующих

стандарту математического образования, и отнесении каждой задачи к одной из

этих линий.

Классификация задач из данного сборника, относящихся к вероятностно-

статистической

линии:

статистическое

определение

вероятности,

статистические

характеристики,

классическое

определение

вероятности,

геометрическое определение вероятности, теорема сложения вероятностей,

теорема умножения вероятностей, анализ табличных данных.

Целью изучения элементов математической статистики в средней школе

является формирование умений проводить несложные опросы, наблюдения с

целью сбора количественной информации и ее оформления в виде таблиц,

графиков, диаграмм; умений интерпретировать таблицы, схемы, графики,

диаграммы.

К

основным

средствам

формирования

статистических

представлений относят статистическое наблюдение и изображение получаемых

сведений с помощью геометрических образов.

Статистическое наблюдение позволяет получить исходную информацию о

некотором явлении или процессе. Графическое изображение полученных в

результате

наблюдений

статистических

сведений

привлекает

внимание,

производит яркое и живое впечатление, становится более доходчивым и

запоминающимся. Одним из средств систематизации и обобщения полученных

в наблюдениях статистических данных являются таблицы. Использование

табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и

рационально, за счёт чего облегчается их анализ, вскрываются те или иные

характерные особенности изучаемых явлений: сходство и различие, взаимосвязь

признаков и т. п. При работе с таблицами в начальной школе следует отметить,

что в самом простом случае таблица делится на строки и столбцы.

Основными задачами на этом этапе являются выработка умений и

навыков:

– извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по

табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшие и наименьшие

значения;

– выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать

информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных

программ;

– приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных

событий;

– сравнивать шансы наступления событий;

– строить речевые конструкции с использованием сочетаний «более

вероятно», «маловероятно» и т.п.;

– выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов

или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям.

Рассмотрим примеры, показывающие, что элементы стохастики вполне

могут вписываться в канву привычной всем математики.

Так, изучение в пятом классе натуральных чисел учащиеся могут

совместить с анализом результатов случайных экспериментов. Приведем лишь

одну из задач такого характера.

Тема «Меньше или больше» дает благодатные возможности для сравнения

числовых данных статистических исследований и случайных экспериментов, в

том числе и с использованием координатного луча.

С понятиями «больше» и «меньше» вполне естественно увязывается

разговор о «более возможных», «менее возможных», «маловероятных», «очень

вероятных», о «равновозможных» событиях. В этой теме уместно познакомить

детей с понятиями моды и медианы. Рассматривая разность между наибольшим

и наименьшим значениями статистических данных, они приходят к понятию

размах.

Задача 1. В известном мультфильме рассказывается, как «корову на рынке

старик продавал». Представьте, что старик, торгуясь, привел следующие данные

о суточных удоях его Буренки:

9; 3; 1; 6; 4; 8; 5; 12; 7; 10; 2; 14 литров,

а помогавший ему паренек:

10; 11; 9; 10; 9; 12; 10; 11; 10; 12; 9; 12 литров.

С помощью какого показателя паренек мог заинтересовать покупателей и

убедить старика, что «такая скотина нужна самому»? Укажите этот показатель

для каждой совокупности сведений.

Решая эту задачу, учащиеся выясняют, что сведения, приведенные

стариком, имеют больший разброс: размах равен 14 - 1 = 13 (л), а сведения

паренька убеждают в стабильности надоев от Буренки: размах равен 12 - 9 =

3(л).

Кроме того, во втором случае большинство чисел превышают многие

числа первой совокупности.

Числовые и буквенные выражения пятиклассники могут записывать при

нахождении количества наблюдений, не указанного в статистической таблице.

Например, если из 25 вращений трехцветной вертушки стрелка останавливалась

на красном 7 раз, а на синем 10 раз, то на зеленом 25 - (7 + 10) раз.

Требования формирования и развития информационной компетентности

учащихся становится реальностью современного школьного образования.

Поэтому при

подготовке

к урокам учитель должен

учитывать

данное

требование. В дипломной работы мы исследовали педагогическую проблему

развития

информационной

компетентности

учащихся

средней

школы

и

рассмотрели возможности развития информационной компетентности учащихся

при изучении статистики. Для этого были рассмотрены основные понятия,

существующие в школе, проанализированы школьные учебники с точки зрения

элементов статистики. На основе полученной информации были рассмотрены

методические особенности изучения элементов статистики с точки зрения

развития

информационной

компетентности

учащихся.

Таким

образом,

поставленные в начале исследования задачи решены и, следовательно, цель

достигнута. В перспективе можно разработать дополнительные задачи для более

активного развития информационной компетентности учащихся. Материал

может быть полезен начинающим практику учителям.

Открытый урок по теме: «Статистические исследования».

Предмет: математика + информатика.

6 класс.

Цели урока:

Образовательные:

– повторить построение столбчатой и круговой диаграмм;

– закрепить навыки работы с электронными таблицами;

– познакомиться с понятиями «полигон», «гистограмма» и «диаграмма

рассеивания»;

– отработать на практике приемы обработки, структуризации

и

наглядного представления статистической информации;

– расширить и углубить знания, умения учащихся;

Развивающие:

– содействовать развитию у учащихся мыслительных операций: умение

анализировать, синтезировать, сравнивать;

– формировать и развивать учебные умения и навыки: обобщение,

поиск способов решения;

– способствовать развитию интереса к математике; умений применять

новый материал на практике и в жизни;

Воспитательные:

– вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке;

– способствовать формированию активности и настойчивости, высокой

работоспособности;

– оказание взаимовыручки и помощи при работе в парах.

Тип

урока:

изучение

нового

материала,

закрепление

полученной

информации в ходе выполнения практической работы.

Задачи урока:

учиться

проводить

статистические

исследования

(собирать,

обрабатывать данные, делать выводы);

– отрабатывать навык построения диаграмм;

– учиться применять в комплексе знания, полученные в ходе изучения

различных предметов;

– развивать умение работать в группе (формировать коммуникативную

компетентность).

Оборудование:

– мобильный компьютерный класс;

– компьютер учителя и мультимедийный проектор.

Таблица 3 – Ход урока «Статистические исследования»

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

на этапах урока

1

2

3

4

Вводная часть

урока.

О

связи

математики

и

информатики;

-групповой

фронтальный

опрос.

Дети активно

отвечают устно

Личностные УУД:

формирование

навыков

самоорганизации

Работа устно.

-Тебе,

как

директору

швейной

фабрики,

предложили

изготовить

школьную форму для всех

учеников

гимназии

и

привезли для выполнения

работы ткань и фурнитуру.

Что

тебе

необходимо

знать, чтобы выполнить

заказ?

-Тебе,

как

бизнесмену

проживающем

в

с.

Донском, предложили на

выделенные

для

этого

государственные средства

построить здесь 150 кафе.

А

потом

с

прибыли

вернуть

потраченные

деньги. Согласишься ли

ты?

-Тебе,

как

министру

сельского

хозяйства

Ставрополья,

дали

указание

оставить

огромный

урожай

пшеницы , полученный в

крае,

чтобы

кормить

хлебными изделиями всех

жителей. Как тебе такое

предложение?

Образовательные:

повторить

построение

столбчатой

и

круговой диаграмм;

закрепить навыки

работы

с

электронными

таблицами;

1

2

3

4

Мотивация

урока.

Возникновение

статистики как науки;

возникновение

статистики

связано

с

потребностями

государственного

управления.

Такие

Дети работают с

учителем

Развивающие:

содействовать развитию у

учащихся

мыслительных

операций:

умение

анализировать, синтезировать,

сравнивать;

формировать

и

развивать

развитые

страны,

как

Китай, Египет, Греция,

нуждались в данных о

населении,

имущественном

положении

групп,

количестве

скота,

земельных угодий. Это и

положило

начало

статистической

практики.

Профессии,

связанные

со статистикой:

Человек - человек (врач,

учитель)

Человек

-

техника

(столяр,

металлург,

механик)

Человек

-

природа

(агроном,

зоотехник,

селекционер)

Человек

-

знаковые

системы.

Современный

человек

погружен в мир знаков :

чертежи,

карты,

коды,

условные

знаки,

формулы, таблицы. Эти

специалисты готовят и

хранят

информацию,

анализируют ее, создают

условия

для

усовершенствования

жизни людей.

Учетчик,

бухгалтер,

астроном, математик –

статисты.

Экономисту,

финансисту, менеджеру

необходимо

владеть

статистикой

сбора

обработки

и

анализа

данных.

учебные умения и навыки:

обобщение,

поиск

способов

решения;

способствовать

развитию

интереса к математике; умений

применять новый материал на

практике и в жизни;

Воспитательные:

вырабатывать

внимание,

самостоятельность при работе

на уроке;

способствовать

формированию активности и

настойчивости,

высокой

работоспособности;

оказание взаимовыручки и

помощи при работе в парах.

1

2

3

4

Основная часть урока.

– исследования

учеников.

Обработка

и

анализ

данных,

полученных

учениками

в

ходе

опроса. Формулировка

выводов.

изучение

нового

материала:

полигон,

гистограмма,

точечная диаграмма.

Физминутка.

Практическая работа в

парах на ноутбуках:

построение диаграмм в

электронных таблицах

MS Excel.

Дети проводят

исследование

основных

понятий нового

материала:

Полигон,

гистрограмма.

Выполняют

упражнение

физминутки

Образовательные:

повторить

построение

столбчатой

и

круговой

диаграмм;

закрепить навыки работы с

электронными таблицами;

познакомиться с понятиями

«полигон»,

«гистограмма» и

«диаграмма рассеивания»;

отработать

на

практике

приемы

обработки,

структуризации и наглядного

представления статистической

информации;

Рефлексивно-оценочная

часть урока.

Интересно

ли

было

заниматься

исследованием?

Хотел

бы

ты

продолжить его?

Какие темы ты можешь

предложить?

Дети отвечают

на вопрос

«Интересно ли

было

заниматься

исследованим?»

Личностные УУД:

-рефлексия

способов

и

условий

действия, контроль и оценка

деятельности

и результатов деятельности;

- способность к самооценке на

основе критерия успешности

учебной деятельности

Домашнее

задание:

1.Провести

социологическое мини

– исследование в 6 Б

классе

и

составить

различные диаграммы

по количеству детей в

семье.

2. Нарисовать

круговую

диаграмму

распределения земной

суши

между

Записывают

домашнее

задание

Развивающие:

формировать

и

развивать

учебные

умения и навыки:

обобщение,

поиск

способов

решения;

способствовать

развитию

интереса к математике; умений

применять новый материал на

практике и в жизни;

материками.

Возможность повторения и закрепления на новом материале пройденного

ранее.

В процессе обучения много времени отводить задачам, требующим от

учащихся работы в малых группах, самостоятельного сбора данных, обобщения

результатов работы групп, проведения самостоятельных исследований, работ

практического характера, постановки экспериментов, проведения небольших

лабораторных

работ,

подготовки

долгосрочных

заданий,

дающих

детям

возможность ощутить себя первооткрывателями, так как все это диктуется

своеобразием вероятностно-статистического материала, его тесной связью с

практической деятельностью.

На мой взгляд, все это должно способствовать усвоению новых для

учащихся

понятий,

росту

интереса

учащихся

к

математике

в

целом,

формированию современного мировоззрения и умения ориентироваться в

изменчивом информационном мире.

2.2. Подготовка научной статьи «Обоснование компонентного состава

информационной компетентности учащихся 5-6 классов»

Несмотря на достаточно широкий спектр педагогических исследований по

формированию информационной компетентности учащихся (А. С. Белкин, И. И.

Дзегеленок, Э. Ф. Зеер, Е. М. Ермеков, А. А. Кузнецов, М. П.Лапчик, Н. В.

Макарова, Е. И. Машбиц, И. Г. Семакин, Н. Д. Угринович, Е. К. Хеннер и др.),

неразработанным остается аспект, связанный с рассмотрением информационной

компетентности как необходимых методов и критериев для обработки его

результатов. Перед тем, как разбирать структуру самой информационной

компетентности, нужно разобраться в ее определении и терминах, которые часто

используются в учебно-методической литературе: "компьютерная грамотность",

"ИКТ-компетентность",

"ИКТ-грамотность",

"информационно-

коммуникационная компетентность".

В статье необходимо рассмотреть основные подходы к определению

понятия «информационная компетентность», проанализированы ключевые

уровни

и

критерии,

по

которым

можно

оценить

информационную

компетентность учащихся средних классов в процессе обучения математике.

Обосновать

актуальность

данного

вопроса

и

необходимость

развития

информационной компетентности учеников в современном образовательном

процессе.

На

уроке

математики

и

информатики

происходит

применение

математических знаний и представлений, а также методов информатики для

решения

учебных

задач,

организуется

начальный

опыт

применения

математических

знаний

и

информационных

подходов

в

повседневных

ситуациях. Дети представляют, анализируют и интерпретируют данных в ходе

работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами, извлекают

необходимые данные, заполняют готовые формы (на бумаге и на компьютере,

объясняют, сравнивают и обобщают полученную информацию; выбирают

основания для образования и выделения совокупностей; представляют с

помощью цепочек причинно-следственные и временные связи; анализируют

истинность утверждений и выстраивают цепочки рассуждений; работают с

простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера:

строят, изменяют, измеряют, сравнивают геометрические объекты.

Различные

авторы

определяют

понятия

"информационная

компетентность" и "информационная грамотность" не однозначно (О.Б. Зайцева,

А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых).

У С.В. Тришиной информационная компетентность - это интегративное

качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора,

усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый

тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать,

прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах

деятельности.

И обладает структурой, состоящей из следующих компонентов:

– когнитивный (отражает процессы переработки информации на основе

микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация,

сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка

вариантов

использования

информации

и

прогнозирование

последствий

реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование

использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами

знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной

памяти);

– ценностно-мотивационный

или

гносеологический

(заключается

в

создании условий, которые способствуют вхождению старшеклассника в мир

ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций;

характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на

отношение индивидов к работе и к жизни в целом, выделяются четыре

доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе,

обладанию властью, компетентности);

– технико-технологический или технологический (отражает понимание

принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств,

предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации;

– знание различий автоматизированного и автоматического выполнения

информационных процессов; умение классифицировать задачи по типам с

последующим решением и выбором определённого технического средства в

зависимости от его основных характеристик;

– включает: понимание сущности технологического подхода к реализации

деятельности; знание особенностей средств информационных технологий по

поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и

прогнозированию

возможных

технологических

этапов

по

переработке

информационных потоков; технологические навыки и умения работы с

информационными

потоками

частности,

с

помощью

средств

информационных технологий);

– коммуникативный (отражает знание, понимание, применение языков

(естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических

средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к

другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных,

невербальных);

– рефлексивный

(заключается

в

осознании

собственного

уровня

саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания

заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении

самосознания, самореализации).

В работе Н. Х. Насыровой информационная компетентность содержит

такие элементы, как:

1) мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и

навыков в области технических, программных средств и информации;

2) совокупность общественных, естественных и технических знаний,

отражающих систему современного информационного общества;

3)

знаний,

составляющие

информативную

основу

поисковой

познавательной деятельности;

4) способы и действия, определяющие операционную основу поисковой

познавательной деятельности;

5) опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и

технических ресурсов;

6) опыт отношения "человек-компьютер".

Кизик

О.А.

отмечает

следующий

состав

информационной

компетентности:

1) способность к самостоятельному поиску и обработке информации,

необходимой для качественного выполнения профессиональных задач;

2)

способность

к

групповой

деятельности

и

сотрудничеству

с

использованием современных коммуникативных технологий для достижения

профессионально значимых целей;

3) готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий,

необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в

профессиональном труде.

А.В. Хуторской относит к информационной компетенции навыки по

отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а

также в окружающем мире. Владение современными средствами информации

(телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и

информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ,

Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование,

сохранение и передача.

Под информационно-коммуникативной компетенцией И.А. Погодина

понимает такую совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,

умении,

навыков,

способов

деятельности),

которая

является

заданной

(обязательной, необходимой) для качественной продуктивной деятельности в

сфере использования современных информационных и коммуникационных

технологий и в целом для работы с информацией .

Автор предложила следующую структуру ИКК, состоящую из пяти

компонентов:

1)

потребностно-мотивационный

– наличие

мотивации,

интереса

к

изучению

методов

работы

с

информацией,

средств

ИКТ;

осознание

необходимости и готовности к эффективной работе с информацией, к

деятельности в сфере коммуникации.

2) когнитивный - знания о целях информационно-коммуникационной

деятельности, о способах получения, обработки и хранения информации, о

способах конструирования нового знания; знание принципов, методов, приемов

работы с информацией; знание о способах, законах общения, коммуникативного

взаимодействия.

3) практико-деятельностный - умения, навыки, способы коммуникации,

работы с информацией, информационными и техническими ресурсами и

средствами, опыт применения деятельности в области ИКТ.

4) эмоционально-волевой - регуляция информационно-коммуникационной

деятельности;

волевые

качества,

необходимые

для

реализации

ИК-

деятельности; возникающие при этом эмоциональные состояния.

5) ценностно-смысловой - понимание важности, личностной и социальной

значимости информации, общения, коммуникации, работы с информацинно-

коммуникационными средствами.

Как

мы

видим

для

развития

"информационной

компетентности"

необходимо поэтапно сформировать в человеке следующее: компьютерную

грамотность, ИКТ-грамотность, ИКТ-компетентность.

Понятие компьютерной грамотности формировалось вместе с введением в

школу предмета ОИВТ и сразу встало в ряд новых понятий школьной

дидактики. Попытка сформулировать требования к компьютерной грамотности

учащихся сделана уже в пояснительной записке к первой программе, однако, в

более систематизированном изложении компоненты компьютерной грамотности

описаны в адресованном учителю первом методическом руководстве по

преподаванию курса ОИВТ в школе.

Появление понятия компьютерной грамотности (КГ) явилось результатом

расширения

понятия

алгоритмической

культуры

(АК)

учащихся

путем

добавления таких "машинных" компонентов, как умение обращаться с ЭВМ,

знание устройства и принципов действия ЭВМ, а также роли ЭВМ в

современном обществе.

1.

Умение

"общаться"

с

компьютером.

Общение

с

ПК

на

"пользовательском уровне " – это в основном умении подготовить компьютер к

работе, запускать и останавливать его, умение работать за дисплеем, т.е.

овладеть клавиатурой, уметь вводить числа переменные, корректировать

введенные данные, вводить, отлаживать и запускать программу.

2. Составление простейших программ для компьютера. Подготовка

программистов не является целью

общеобразовательной школы,

однако

понимание основных принципов программирования для ЭВМ должно входить в

систему

общего

образования.

Процесс

этот

может

быть

постепенным

растянутым во времени.

3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ. В этом

компоненте

компьютерной

грамотности

выделяются

две

основные

составляющие:

a) Структура ПК и функции его основных устройств. Физические основы

и принципы действия основных элементов компьютера Этот компонент имеет

важнейшее

мировоззренческое

значение,

хотя

и

труден

для

освоения

учащимися. Представления об областях применения и возможностях ЭВМ,

социальных последствиях компьютеризации. Формирование этого компонента

компьютерной грамотности также не является задачей исключительно курса

информатики и выходит за его пределы.

Сферы применения и роль ЭВМ в повышении эффективности труда

целесообразно раскрывать учащимся в процессе практического использования

компьютера для решения различных задач в ряде учебных предметов.

Компьютерная грамотность определяется В.А. Хребтовым как умение

работать на компьютере. По мнению М.П. Лапчика, освоение компьютерной

грамотностью предполагает:

– освоение практических навыков обращения с компьютером;

– знание основ программирования;

– представление о принципах действия и устройств компьютера и его

основных

элементов;

·применение

и

обозначение

роли

компьютеров

в

производстве и других областях деятельности человека.

Бурмакина В.Ф. и Фалина И.Н. так трактуют это понятие - "ИКТ-

грамотность"

это

использование

цифровых

технологий,

инструментов

коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления

ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном

обществе. Авторы отмечают, что здесь задействованы все информационные

процессы, но на технологическом уровне.

На сегодняшний день структура и содержание понятия информационная

компетентность находятся в стадии разработки. И связано это со сложным

многокомпонентным составом компетентностей, куда, как минимум, входят

когнитивная

и

практически-деятельностная

составляющие.

Зачастую

центральное

место

отводится

знаниям,

что

существенно

снижает

продуктивность применения компетентностного подхода.



В раздел образования