Напоминание

Особенности формирования учебной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Неземская Анна Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Развилковская СОШ с УИОП
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования учебной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности формирования учебной деятельности у детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Под учебной деятельностью мы понимаем специально организованную деятельность

учащихся, которая представляет собой совокупность определенных действий т.е.

процессов, подчиняющихся сознательным целям, которые направленны на овладение

теоретическими знаниями, обобщенными способами действий по их добыванию, а также

формами опыта человечества. Собственно учебную деятельность не следует

отождествлять с такими понятиями, как учение, обучение, усвоение, которые могут

осуществляться и в других видах деятельности. Основное отличие учения от учебной

деятельности состоит в том, что учение осуществляется как учебная деятельность, если

школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения, если эти

способы не даны ему в готовом виде, самостоятельно строятся самим учеником и

вытекают из поставленной им учебной задачи, если ученик усваивает не только способы

работы со знаниями, но и способы работы с самим собой, то есть приемы самоконтроля и

самооценки. Однако прослеживается тесная связь понятий «учение» и «учебная

деятельность». Знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе учения нельзя

рассматривать вне той деятельности, в ходе которой они усваиваются, учебной

деятельности, в том числе.

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными

возможностями. С конца XX столетия частота детей с ОВЗ в нашей стране увеличилась в

два раза. Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие физический и

(или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных

программ без создания специальных условий для получения образования. К таким детям

относятся дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи,

опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами

эмоционально-волевой сферы, включая РАС; с задержкой и комплексными нарушениями

развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является

индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является

понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не

менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих

потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом

этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям

общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество

принимает и учитывает. Работа с такими детьми организуется по специальным методикам

обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение

заданий, оценивание работы учащегося.

В педагогической деятельности с детьми с ОВЗ используются следующие

методические приемы:

поэтапное разъяснение заданий;

последовательное выполнение заданий;

повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

близость к учащимся во время объяснения задания.

перемена видов деятельности:

подготовка учащихся к перемене вида деятельности;

чередование занятий и физкультурных пауз;

предоставление дополнительного времени для завершения задания;

предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

работа

на компьютерном тренажере;

использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального

заполнения;

использование упражнений с пропущенными словами,

предложениями;

дополнение печатных материалов видеоматериалами;

обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и

затраченными усилиями;

ежедневная оценка с целью выведения треместровой отметки;

разрешение переделать задание, с которым он не справился;

оценка переделанных работ;

использование системы оценок достижений учащихся.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении

способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий,

например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо

добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей

деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности. В процессе

школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой

фиксации детей на предлагаемом задании.

В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и

фрагментарное выполнение задания.

В коррекционновоспитательной работе с этими детьми в первую очередь

используются педагогические приемы, направленные на организацию и

упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка

заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию,

предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко

используются дидактический материал и игровая деятельность.

Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка

является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе

работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в

поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор,

организующий учебную деятельность. Специфическим чертами детей с

преобладающим торможением являются вялость, медлительность,

заторможенность моторики, характера познавательной деятельности, поведения в

целом. Работая с такими детьми, целесообразно использовать приемы, которые

способствуют повышению активности. Детям следует постоянно помогать

включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они

наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже

самые незначительные успехи. Успешность усвоения знаний, в первую очередь

зависит от понимания детьми того, что им сообщается.

Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого

материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить

главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделит

второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они

нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность.

Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Несмотря на

трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных

знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания,

однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.

Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде

всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее

овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся

могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически.

Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено.

Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них

фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах

не усваивают смысла прочитанного. Учитель должен знать возможности каждого

ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать

и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или

меньшей степенью самостоятельности на практике. С этой целью используются

методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание

учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого объема

необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в

обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у школьников

специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют

овладение ими знаниями, умениями, навыками, даже в условиях обучения.

Наибольший эффект в развитии учащихся с проблемами здоровья достигается

в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции. Принцип

коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития,

учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии путем использования

специальных методических приемов. В результате применения коррекционных

приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие

ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии.

Осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у

учащихся умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению

заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для

этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.

Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и

осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он

проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической

работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков.

Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении

принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного

времени отводится на этот процесс. Повторение - это основа всей учебно-

воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить

непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового

учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым. Таким

образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья

образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,

эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной

деятельности.



В раздел образования