Напоминание

"Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу."


Автор: Сычёва Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 5 г.Киренска
Населённый пункт: г.Киренск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу."
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения

урока

Игровой урок

Тема

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,

Цель

Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;

Основные термины,

понятия

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Планируемый результат: учащиеся научатся; применять правила правописания, подбирать примеры с данной офограммой, умение

проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, способность

контролировать свои действия, проверять написанное.

Предметные умения

Личностные УУД

:

Демонстрируют способность к самооценке и взаимопроверке на основе наблюдения

за своими действиями и действиями соседа по парте.

Регулятивные УУД: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в для

решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Познавательные УУД: ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – умеют

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД

:

умеют формулировать собственное мнение и позицию

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция: учебник индивидуальные рабочие листы.

Технические средства обучения: проектор, экран

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока/занятия

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней

готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и

умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и

т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение

мотивации

для

принятия

обучающимися

цели

учебно-познавательной

деятельности.

Формулирование

проблемы,

планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений

в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление

пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной

ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения

знаниями.

Технология изучения

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Организационный

Личностные УУД: Понимают

значение знаний для человека и

принимают его, имеют желание

учиться, правильно

идентифицируют себя с

позиции школьника

- Учитель читает стихотворение

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь не зевать

Хорошо всё выполнять

Проверим готовность к уроку.

- А урок ум нас сегодня будет необычный.

На уроке мы будем играть и задания выполнять

Приветствуют

учителя.

Организуют своё

рабочее

место.

Проявляют

эмоциональную

отзывчивость.

Актуализация знаний

Предметные:

Осуществляют поиск

необходимой информации,

выполняют задания в

соответствии с инструкцией

учителя

Метапредметные (УУД):

познавательные: овладение

способностью отвечать на

вопросы, соотносить изученные

понятия с практическим их

применением

регулятивные: действуют с

учётом выделенных учителем

ориентиров, учатся адекватно

оценивать себя

коммуникативные: строят

понятные речевые

высказывания, участвуют в

диалоге.

-Ребята отгадайте загадку

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый,

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает. (Зимой) Слайд 1

Минутка чистописания

-Давайте красиво напишем слово зима на ваших индивидуальных

листочках под номером 1, на узкой строке.

Орфографическая минутка

-Что можете сказать об этом слове ЗИМА? (время года, 2 слога, 4

буквы, 4 звука 2 гласных, 2 согласных)

Запишите однокоренные слова к слову зима под номером

2. Выделим корень. Оцените свою работу по следующим критериям:

правильно, аккуратно – зелёный кружок, есть недочёты- красный

кружок.

Отвечают

на

вопрос учителя.

Выполняют

поставленные

задания.

Контролируют

выполнение

заданий.

Оценивают свою

работу

Постановка учебной

проблемы

Предметные: научатся

формулировать учебную

задачу,

Метапредметные (УУД):

познавательные: овладение

способностью понимать

учебную задачу урока и

стремиться её выполнять,

отвечать на вопросы, обобщать

собственное представление

регулятивные: действуют с

учётом выделенных учителем

ориентиров, учатся адекватно

оценивать себя

коммуникативные : строят

понятные речевые

высказывания, участвуют в

диалоге.

-А какое у нас сейчас время года? (Зима)

Наступила зима и мороз разрисовал наши окна узорами.

- Из чего состоят узоры на стеклах? (кристаллики льда соприкасаясь с

влажным стеклом превращаются в такие росписи )

Игра «Зима -волшебница»

Работа в группах. Объединились в группы по рядам. Выберите

ответственного. Раскрасьте ваши листочки и узнаем, что за сюрприз

приготовила нам Зима - волшебница.

1 группа жи –ши

2 группа ча-ща

3 группа чу-щу

Ребята, узнали, что это за узоры? Сформулируем тему наше го урока?

Какие задачи перед собой поставим? Чему нам нужно научиться? Что

для этого мы должны знать ? Слайд 2

Отвечают на

вопрос учителя.

Выполняют

поставленные

задания

Работают в

группах

Открытие нового знания

Первичная проверка понимания

Предметные:

Научатся находить в словах

изученные сочетания,

подбирать примеры слов,

писать правильно сочетания ча-

ща, чу-щу, жи-ши.

Личностные: понимают

значение знаний для человека

и принимают его

Метапредметные (УУД)

регулятивные: действуют с

учётом выделенных учителем

ориентиров, адекватно

воспринимают оценку учителя.

познавательные: осознанно

строят речевые высказывания в

устной форме о

буквосочетаниях жи-ши, ча-

ща, чу- щу. Извлекают

необходимую информацию из

рассказа учителя, из

собственного опыта,

осуществляют поиск

необходимой информации.

коммуникативные: строят

понятия и речевые

высказывания, обмениваются

мнениями, слушают друг друга.

. Сегодня на уроке мы будем с вами играть в игры.

- А скажите, какие зимние игры приближаются? (Олимпийские игры)

- Где будут проходить эти игры? (Сочи).

- А какие зимние виды спорта знаете? Слайд 3

У нас сегодня пройдут свои олимпийские игры. Ну что, готовы

принять участие! Мы не только буде принимать участие, но ещё будем

оценивать себя и своих товарищей за участие на индивидуальных

рабочих

листах раскрашивать кружочки начиная с задания (Приложение 1)

Отгадайте загадку

Спорт на свете есть такой,

Популярен он зимой.

На лыжах ты бежишь,

За соперником спешишь.

(Лыжные гонки) Слайд4

Без чего лыжник не сможет участвовать в гонке? (лыжи)

- Как правильно написать это слово.

А в слове чайка, щука, мыши, чудо какие есть орфограммы.

Кто сможет сформулировать правило?

Прочитаем правило на стр. 11 учебника.

Приведите примеры слов с данными орфограммами

И я вам предлагаю принять участие в «Лыжной гонке». У нас 2 горы.

Работать будем по рядам. Нужно быстро подняться в гору вставив

нужную букву

Условие игры:1 игрок бежит, вставляет букву и возвращается, только

потом за ним следует второй игрок и так, пока окончательно не

спуститесь с горы. Игрок который закончит

первым эстафету

поднимает флажок. (Слова вынесены на доску из учебника стр. 14 упр.

21)

Проверка: Ребята 1 ряда прочитывают слова 2 ряда, а 2 ряд

прочитывает слова 1 ряда. Какого правила придерживался каждый из

вас.

Самооценка своей работы

в кружочках на листах около игры

«Лыжная гонка» Проанализируйте свою работу.

Отвечают

на

вопрос учителя.

Выполняют

поставленные

задания.

Формулируют

правило.

Анализируют,

оценивают свою

работу.

Предметные: осознают

безошибочное письмо,

применяют орфографические

правила, овладеют умением

проверять написанное

Метапредметные (УУД)

регулятивные: действуют с

учётом выделенных т учителем

ориентиров, адекватно

воспринимают оценку учителя

и учатся оценивать себя.

познавательные:

осуществляют поиск

необходимой информации,

осознанно строят речевые

высказывания в устной форме

при написании слов с

изученной орфограммой

коммуникативные: учатся

работать в парах,

договариваться строят

понятные речевые

высказывания

Продолжаем наши олимпийские игры дальше

Стихотворение (Читает. ребёнок)

Очень трудно быть, не спорьте,

Самым метким в этом спорте.

Просто мчатся по лыжне

То под силу даже мне.

Сам попробуй бегать день,

А потом попасть в мишень,

Лёжа навзничь, из винтовки.

Тут нельзя без тренировки!

А мишень тебе не слон

Спорт зовётся… (Биатлон) Слайд

В биатлоне нужна не только скорость но продолжите….. (меткость).

Как называется то почему стреляют (Мишень)

Поиграем в игру «Меткий стрелок»

Задания на выбор по 3 уровням

1 уровень-простой

2 уровень-средний

3 уровень - повышенной сложности

На индивидуальных листах вы сможете выбрать тот уровень, который

вам подходит.

Условие игры:

Перед вами на листочках нарисованы 3 мишени. 1 мишень жи, ши, 2

мишень ча-ща, 3 мишень- чу-щу. .

Кто выполнит задание, поднимает сигнальный флажок получает

дополнительное задание. Это задание на время.

Слова для мишеней:

1 уровень

-Распредели слова по мишеням:

(ворчун,

машина,

чучело,

малыши,

ножи,

вершина,

пружина

шиповник, чудак, чужой, часы, чай, зайчата, щука, щавель, овчарка)

2 уровень :

-Вставь пропущенные буквы и распредели по мишеням

(маш.ша, ч.чело, малыш., друж.на, ш.повник, ч.йник, нож., ч.дак,

Обучающиеся

под

руководством

учителя

анализируют

задания для

определения

уровня

сложности.

Каждый ученик

выбирает свой

уровень задания.

Выполняют

взаимороверку

Быстренько собрались и настроились на работу

Продолжаем наши зимние игры

На льду танцует фигурист,

Кружится, как осенний лист.

Он исполняет пируэт,

Потом двойной тулуп…

Ах, нет!

Не в шубе он, легко одет.

И вот на льду теперь дуэт.

Эх, хорошо катаются!

Зал затаил дыхание.

Вид спорта называется.(Фигурное катание)

-Какое бываем фигурное катание (Одиночное и парное)

-Какие правила соблюдают фигуристы, катаясь парами? (Поддержка,

взаимовыручка, слаженность в танце)

-Предлагаю вам побыть фигуристами и поработать в парах. А игра

называется «Парное катание»

Условие игры. Каждая пара выбирает карточку, где самостоятельно

читает задание и выполняет его. Все знают правила работы в парах.

Выбрать ответственного и помощника. Приступаем к выполнению

задания. Кто выполнит задание, поднимет сигнальную карточку.

(Выдаётся дополнительное задание)

-Из данных слов составь и запиши предложение под номером.

Рыбалка

1.

Наступила замечательная летняя пора.

2.

Мальчики часто ходили к реке.

3.

У воды шумят камыши.

4.

Волны тихо плещут на берег.

5.

Вот Боря Чайкин наживил крючок.

6.

Коля Щавелев закинул удочку.

7.

Ребята поймали большую щуку.

8.

Мальчики был

9.

и счастливы!

10. Они рассказали о чудесной рыбалке.

Слушают

учителя. Под

руководством

учителя

выполняют

задание в парах.

Применяют

навык смыслово-

го чтения

Применение новых знаний

Проверка.

-Читаем предложения по порядку. Сначала под 1, потом под 2 итд-

Ребята, посмотрите на экран, что у нас получилось? (текст)

-Докажите! Давайте прочитаем весь текст. Как можно озаглавить

текст. Найдите и назовите слова, в которых встретились орфограммы

по нашей теме. Не выкрикиваем. Поднимаем руку.

-Посмотрите, какой номер получился в нашем парном катании.

-Оцените своё выступление в данном виде спорта по тем же

критериям (Не допустили ошибок –зелёная медаль, есть ошибки –

красная медаль)

-Продолжаем зимние игры

дальше и следующий вид спорта в

котором нам нужно принять участие

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -

Значит там игра – …. (хоккей)

Хоккей с шайбой — спортивная игра, подвид хоккея, заключающаяся

в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками,

стремятся

забросить

её

наибольшее

количество

раз

в

ворота

соперника и не пропустить в свои. Побеждает команда, забросившая

наибольшее количество шайб в ворота соперника. (Ученик)

-Я предлагаю вам игру «Словарный хоккей» Приложение 3

-У меня на доске вратарь – снеговик со слогами. У вас у каждого тоже

есть такой вратарь. Составляем из слогов слова с буквосочетаниями

ча-ща, чу-щу, жи-ши. Работаем сначала индивидуально, а проверка по

рядам . Задача каждого игрока забить гол в ворота противника , но

условие, повторяться нельзя, будьте внимательны.

Проверка

-По очереди игроки первого и второго называют слова и забивают

гол. Кто выкрикнет, сам себе забивает шайбу.

Подсчитывается количество забитых шайб. Выявляются победители.

Оцените свою работу по критерия кто

сколько забил голов

соперникам.

Дети слушают.

Ученик

рассказывает

про игру хоккей

Выполняют

задание,

составляя из

слогов слова.

Применяют

правила игры

-А сейчас, скажите, как называют спортсмена или команду, которая

выигрывает в олимпийский играх или вообще в соревнованиях?

Составим из букв это слово (ноипмеч - чемпион)

А можем ли мы сегодня назвать себя чемпионами? Почему?

Докажите!

Каждый чемпион должен

уметь анализировать то, что у него

получилось или не получилось.

-Какой вид спорта для вас оказался наиболее удачным на уроке?

-У меня лучше всех получилось?

Отвечают

на

вопрос.

Разгадывают

ребус.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные: понимают

значение знаний для человека и

принимают его

Метапредметные (УУД)

регулятивные: прогнозируют

результаты уровня усвоения

изучаемого материала.

Итог урока

Чтобы поставить себе итоговую оценку проведёт небольшой тест:

Если вы согласны с моим утверждением пишите +, если нет, то - ,

-Слово живот пишется с буквой ы?

- Буквосочетания ча –ща, пишется с гласной я?

- Слово чулан, чудак, учу – пишется с у?

- Жи – ши всегда пиши с буквой и?

- Буква у пишется перед согласными щ, ч?

Проверка Слайд

Что у нас получилось?

- А сейчас бы мне хотелось поблагодарить всех за урок и вручить вам

сладкие чемпионские медали.

Домашнее задание творческого характера

Найти скороговорки или с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу- щу.

Самостоятельно

выполняют

тестовое

задание.

Делают выводы,

анализируют

свою работу

Приложение1

Индивидуальный рабочий лист

Задание1.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2.

________________________________________________________________

Зима- ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 3 Игра «Лыжная гонка»

Задание 4. Игра «Меткий стрелок»

1 уровень: Соедини стрелками слово и мишень.

ворчун, машина, чучело, малыши, ножи, вершина, пружина шиповник, чудак, чужой, часы, чай, зайчата, щука, щавель, овчарка

оценка

оценка

оценка

ЧУ-ЩУ

ЧА-ЩА

ЖИ- ШИ

2 уровень :

-Вставь пропущенные буквы и распредели по мишеням

(маш.ша, ч.чело, малыш., друж.на, ш.повник, ч.йник, нож., ч.дак, щ.валь, зайч.та, ч.й, овчарка, ч.жой, стриж., морж., ч.до, чащ., рощ. )

3 уровень:

-Составь и запиши самостоятельно слова в каждую мишень.

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Игра «Парное катание»

Составь в паре из слов предложение и запиши его.

________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________

оценка

оценка

ЖИ- ШИ

ЧА-ЩА

ЧУ-ЩУ

ЖИ- ШИ

ЧА-ЩА

ЧУ-ЩУ

Задание 6. Игра «Словарный хоккей

________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задание 7. Итоговый тест (Поставь + или -)

________________________________________________________________________________________________________________________

______________

Приложение 2

Физминутка

Наклоняемся с хлопком

И с хлопком потом встаём.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну – ка, хлопни громче всех!

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем.

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.

И пройдёмся мы немного,

И вернёмся вновь к уроку.

Приложение 3. Словарный хоккей

оценка

оценка

итоговая

све ча ма

лы стри ши

ши на

лан ды у лы

мор чи

ска

мол вель

тель ка

ши

ви

ро ща

чу

до

ча сы

до

ска

чу

ер

пру

жи

на

вор

чай



В раздел образования