Автор: Тарасова Татьяна Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ Лицей инновационных технологий
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Учитель – ключевая фигура в инновационном процессе обучения, развития и воспитания в современном образовательном учреждении
Раздел: полное образование
Учитель – ключевая фигура в инновационном процессе обучения,
развития и воспитания в современном образовательном учреждении
В нашем современном мире, где постоянно происходят какие-то изменения в
области образования, так называемая модернизация, личность учителя очень
важна. Так как именно учитель является ключевой фигурой современной школы.
И от его готовности воплощать идеи, как в личностном, так и в
профессиональном плане зависит очень многое.
Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные
требования, такие, как эрудиция, информированность, прогрессивность. Нельзя
обойти вниманием внешний вид и стиль учителя: не позволять себе опаздывать на
уроки (и этого требовать от учеников), быть готовым к каждому уроку и
требовать выполнения домашних заданий от детей. Поэтому учитель в первую
очередь должен быть требовательным к себе. Требовательность к ученику
позитивна, является стержнем профессиональной этики учителя. Учитель никогда
не должен терять чувства меры и самообладания.
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется
нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке
взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель,
содержание, средства, методы, организация, воспитывает весь процесс обучения
на уроке, а не, так называемые, воспитательные моменты.
Формировать у школьников чувство патриотизма, гордости за свое отечество
на уроках физики можно знакомством их с жизнью и достижениями ученых,
внесших большой вклад в развитие российской и мировой науки( темы: развитие
космоса, развитие телевидения, радио, атомная промышленность). Эти сообщения
я предлагаю подготовить неуспешным учащимся. Обязательно перед
выступлением просматриваю готовую презентацию, оговариваем моменты, на
которые следует обратить внимание, чтоб уменьшить эмоциональную нагрузку
ученика. При выступлении формируется умение относится с уважением друг к
другу, у выступающего самоуважение и вера в свои силы, повышается мотивация
обучения.
Формирование общей экологической культуры, ответственность за судьбы
своей страны, планеты происходит при изучении тем: тепловые двигатели,
атомная промышленность, развитие средств связи и др. при этом формируется
экологическая ответственность, связанная с такими качествами личности, как
самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих
действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим,
добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с
бережным отношением к природе.
Для формирования законопослушности, ответственности за свою жизнь и
жизнь людей, живущих рядом я использую расчетные задачи, в которых
учащиеся рассчитывают безопасную скорость движения, тормозной путь
транспортных средств. Обязательно оцениваем последствия несоблюдения правил
дорожного движения.
В своей работе я выбираю такие методы, которые поощряют в учениках
развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность,
инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание. Это
происходит на практикумах по решению задач. Чтобы не унижать достоинства
ребенка я никогда не объявляю оценки, всегда раздаю тетради после контрольных
и самостоятельных работ.
Эстетическому воспитанию отводится особая роль, поскольку обучение
активному познавательному творчеству без развития у учащихся эстетического
вкуса, способностей к эстетическому созерцанию и эстетической деятельности
невозможна. К тому же элементы эстетического присутствуют в любой сфере
человеческой деятельности, значит эстетическим компонентом пронизан весь
процесс обучения и воспитания, вне зависимости от того, какую дисциплину
ученики изучают в данный момент. Элементы художественного творчества при
оформлении работ: я это использую, как правило, в 7 классах, когда прошу
написать сочинение на тему: «День без силы трения», «Роль силы упругости в
природе»
Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он
достиг воспитательной цели. Если он ведет урок и видит пустые глаза учеников,
значит урок проходит зря.
Учитель должен выстраивать урок не только с точки зрения информации, но и
включать в него воспитательные элементы, которые помогут ученику не только в
социализации его в обществе, но и в дальнейшем процессе самовоспитания и
самопознания.