Напоминание

Учитель – ключевая фигура в инновационном процессе обучения, развития и воспитания в современном образовательном учреждении


Автор: Тарасова Татьяна Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ Лицей инновационных технологий
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Учитель – ключевая фигура в инновационном процессе обучения, развития и воспитания в современном образовательном учреждении
Раздел: полное образование





Назад




Учитель – ключевая фигура в инновационном процессе обучения,

развития и воспитания в современном образовательном учреждении

В нашем современном мире, где постоянно происходят какие-то изменения в

области образования, так называемая модернизация, личность учителя очень

важна. Так как именно учитель является ключевой фигурой современной школы.

И от его готовности воплощать идеи, как в личностном, так и в

профессиональном плане зависит очень многое.

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные

требования, такие, как эрудиция, информированность, прогрессивность. Нельзя

обойти вниманием внешний вид и стиль учителя: не позволять себе опаздывать на

уроки (и этого требовать от учеников), быть готовым к каждому уроку и

требовать выполнения домашних заданий от детей. Поэтому учитель в первую

очередь должен быть требовательным к себе. Требовательность к ученику

позитивна, является стержнем профессиональной этики учителя. Учитель никогда

не должен терять чувства меры и самообладания.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется

нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке

взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель,

содержание, средства, методы, организация, воспитывает весь процесс обучения

на уроке, а не, так называемые, воспитательные моменты.

Формировать у школьников чувство патриотизма, гордости за свое отечество

на уроках физики можно знакомством их с жизнью и достижениями ученых,

внесших большой вклад в развитие российской и мировой науки( темы: развитие

космоса, развитие телевидения, радио, атомная промышленность). Эти сообщения

я предлагаю подготовить неуспешным учащимся. Обязательно перед

выступлением просматриваю готовую презентацию, оговариваем моменты, на

которые следует обратить внимание, чтоб уменьшить эмоциональную нагрузку

ученика. При выступлении формируется умение относится с уважением друг к

другу, у выступающего самоуважение и вера в свои силы, повышается мотивация

обучения.

Формирование общей экологической культуры, ответственность за судьбы

своей страны, планеты происходит при изучении тем: тепловые двигатели,

атомная промышленность, развитие средств связи и др. при этом формируется

экологическая ответственность, связанная с такими качествами личности, как

самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих

действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим,

добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с

бережным отношением к природе.

Для формирования законопослушности, ответственности за свою жизнь и

жизнь людей, живущих рядом я использую расчетные задачи, в которых

учащиеся рассчитывают безопасную скорость движения, тормозной путь

транспортных средств. Обязательно оцениваем последствия несоблюдения правил

дорожного движения.

В своей работе я выбираю такие методы, которые поощряют в учениках

развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность,

инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание. Это

происходит на практикумах по решению задач. Чтобы не унижать достоинства

ребенка я никогда не объявляю оценки, всегда раздаю тетради после контрольных

и самостоятельных работ.

Эстетическому воспитанию отводится особая роль, поскольку обучение

активному познавательному творчеству без развития у учащихся эстетического

вкуса, способностей к эстетическому созерцанию и эстетической деятельности

невозможна. К тому же элементы эстетического присутствуют в любой сфере

человеческой деятельности, значит эстетическим компонентом пронизан весь

процесс обучения и воспитания, вне зависимости от того, какую дисциплину

ученики изучают в данный момент. Элементы художественного творчества при

оформлении работ: я это использую, как правило, в 7 классах, когда прошу

написать сочинение на тему: «День без силы трения», «Роль силы упругости в

природе»

Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он

достиг воспитательной цели. Если он ведет урок и видит пустые глаза учеников,

значит урок проходит зря.

Учитель должен выстраивать урок не только с точки зрения информации, но и

включать в него воспитательные элементы, которые помогут ученику не только в

социализации его в обществе, но и в дальнейшем процессе самовоспитания и

самопознания.



В раздел образования