Автор: Давыдова Наталья Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: Г.Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Народное декоративно-прикладное творчество в дополнительном образовании
Раздел: среднее образование
Народное декоративно-прикладное искусство во
внеурочной
деятельности (из опыта работы детского объединения «Керамическая
игрушка»)
Давыдова Наталья Викторовна
Педагог дополнительного образования
МУДО «Дворец детского творчества»
На протяжении всей истории человечества народное искусство было
неотъемлемой
частью
национальной
культуры.
Народное
искусство
сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование
художественного вкуса, на развитие творческих способностей учащихся,
интереса
школьников
к
народному
творчеству.
В 1993году я составила программу для творческого объединения
«Керамическая игрушка». Каждый год с учетом новых задач, требований,
нахождением новых идей в программу и план учебно-воспитательной работы
вносятся
изменения
и
дополнения.
Программа
предусматривает
использование
различных
форм
проведения
занятий:
групповые,
коллективные, очное, дистанционное обучение. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа со школьниками.
В программу внесены темы по изучению и сохранению народного
промысла и традиций родного края. Они сочетаются с государственными,
народными, православными праздниками, прививая любовь к народным
традициям. Занятия построены с логическим переходом от результата одного
уровня к другому. Например: работа над композицией «Масленица» состоит
из
нескольких
занятий.
На
первом
занятии
проводится
беседа
о
«Масленице», чтение стихов, отгадывание загадок и составление эскиза
«Масленица». На втором и третьем занятиях лепим хоровод из фигурок
девочек и мальчиков. На четвертом и пятом - роспись работ, покрытие лаком
и сборка композиции. Также темы сочетаются с индивидуальной и
коллективной формой работы, подбираются так, чтобы отдельные работы
учащихся можно было объединить в общую композицию. При этом
учитываю психологические и индивидуальные особенности. Одарённые дети
выполняют более сложные задания самостоятельно, прослушав объяснение.
Например: одаренный ребенок лепит фигурку «Масленица», разобрав
построение по таблице, а остальные учащиеся поэтапно выполняют
построение фигурок мальчиков и девочек под моим руководством, повторяя
за мной каждый элемент. Если мы лепим фигурку ёжика, то одаренный
ребенок к этой фигурке может долепить дополнительные элементы - шляпу,
бант, яблоко, гриб, лист и т. д. Ребятам очень нравится работа над темой,
посвященная мордовскому празднику «Акша - келу». Они лепят хоровод
фигурок у березки в мордовских костюмах, затем раскрашивают работы,
собирают композицию и привязывают к веточкам березы ленточки. В
процессе работы над выполнением этой композиции учащиеся изучают
мордовский костюм, элементы вышивки и быт мордовского народа.
В программе отведены часы на изучение народных промыслов:
Филимоново, Дымково, Абашево. Тема семейных ценностей отображена на
занятиях «Моя семья», «Портрет мамы». К традиционным праздникам: «8
Марта!», «23 февраля!», «Новый год!» дети изготавливают сувениры для
мам, пап, родственникам, знакомым. Патриотизм развивается у ребят работая
над композициями посвященными «9 Мая!», «23 февраля!». По теме:
«Легенды и мифы народов мира» учащиеся проявляют большую фантазию и
творчество.
На занятиях прививаю учащимся любовь к своему городу, народу,
Родине. Посещаем выставки, музеи. Провожу экскурсии по городу, лесу.
Дети учатся видеть красоту окружающего мира. На экскурсиях рассказываем
стихи о городе, осени, зиме, лете, весне. Наблюдаем за птицами, изучаем
строение деревьев, листьев и т.д. Все это нам пригодится, когда мы начнем
лепить композиции: «Красота осени!», «Зимние узоры», «Просыпается
природа», «Скоро лето!».
С
коллективными
композициями
и
индивидуальными
работами
учащиеся принимают участие в конкурсах, выставках. Это большой стимул и
мотивация
для
них,
они
имеют
возможность
демонстрировать
свои
достижения. В программе запланированы занятия для подготовки детей к
городским,
республиканским,
международным
конкурсам:
«Одаренные
дети»,
«Пластилиновая
ворона»,
«Подводный
мир»
и
т.
д.
К ярмарке -распродаже, которая проводится каждый год в парке им. А. С.
Пушкина дети с удовольствием лепят сувениры.
Проводятся беседы на темы о добре, справедливости, толерантном
отношении, помощи друг к другу формируя навыки ребенка в коллективе.
Дети учатся быть доброжелательными, умеющими слушать и слышать
собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение. В
результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем
приходим к тому или иному решению. Демократический стиль общения – это
единственный реальный способ организовать сотрудничество педагога с
учащимися. На занятиях по темам «Подари сердце», «Сувенир другу» ребята
лепят сердечки из соленого теста, различные фигурки. Расписывают,
покрывают лаком, завязывают бантики и дарят в классе друг другу сувениры.
У детей делается радостное настроение.
В течение года проводятся ряд мероприятий, просмотр концертных
программ, в которых принимают участие дети и родители: «Праздник
осенних каникул!», «Новогоднее представление», «Праздник весенних
каникул!». Для родителей провожу дни открытых занятий, родительские
собрания в начале и в конце года. Обсуждаем цели, задачи, успехи
достижений и неудачи в работе, общении. Ведутся индивидуальные
беседы и консультации с родителями. Оказываю социальную помощь
детям из неблагополучных семей красками, кистями, бумагой, глиной,
пластилином и т.д.
Рост творческих способностей детей отслеживается по диагностикам
«Цветовое восприятие детей», «Усвоение знаний, полученных на занятиях»,
по тестированию: входящий тест (проверка умений, знаний), итоговый тест
(проверка умений, знаний), критериям оценки работ учащихся, оценки
трудолюбия, старательности в труде, отношения к делу. На основе
диагностических данных можно утверждать о положительной динамике
уровня развития творческих способностей воспитанников.
На занятиях используются наглядные пособия, таблицы с поэтапным
построением, схемы, фотографии, разработки бесед по истории искусств,
иллюстрации,
фотографии,
книги,
тематическая
подборка
рисунков,
инструкционные технологические карты, образцы работ , конспекты занятий,
слайдовые презентации.
Лепка-это один из базовых приемов скульптуры. Она имеет большое
значение для обучения и воспитания детей. Способствует развитию
зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных
умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Чем
больше развиты навыки мелкой моторики, тем лучше работает наш мозг, а
именно, его способность к анализу- это научно доказанный факт. Лепка так
же,
как
и
другие
виды
изобразительной
деятельности,
формирует
эстетические вкусы, развивает воображение, фантазию и умение понимать
прекрасное во всем ее многообразии. Развивая в себе все эти качества, тем
интересней жить!
Список используемой литературы.
1. Алексеева А.И. «Пока рука держит кисть» - М. 1982 .
2. Давыдова М.М. «30 детских утренников» - М.: «АКВАРИУМ ЛТД»,
К.: ФГУИППВ, 2003.
3. Данкевич Е. В., Жакова О. В. «Знакомтесь: глина»- СПб.:
КРИСТАЛЛ, 1998 .
4.
Иманов
Г.М.,
Косов
В.С.,
Смирнов
Г.В.
«Производство
художественной керамики» - М. 1985 .
5. Колмыков В. «Коняшки-глиняшки» - Саранск 1983 .
6. Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах» – М. 1985 .
7. Лобанова В. «Лепим народную игрушку» - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,
2010 .
8. Лыкова И.А. «Волшебное кружево» - ООО Издательский дом
«Цветной мир», 2011.
9. Некрасова М.А. «Народные мастера: традиции школы» - М. 1985.
10. Неменский Б.М. «Мудрость красоты» – М.1987.
11. Попова О.С., Капла Н.И. «Русские художественные промыслы» -
М.1934.
12. Прокина Н.П., Сурина М.И. « Мордовский костюм» - Саранск 1985.
13. Резнов Л.Богородская игрушка //Наука и жизнь.//- 2008.-№10 -
С. 141 – 144.
14. Степанчук З.А. «Изобразительное искусство»-Волгоград: Учитель,
2009.
15. Тарановская Н. В. « Маленькие чудеса»- Л.: Дет. Лит., 1981.
16. Федоров Г.Я. «Послушная глина» - М. 1999.
17. Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного
рисования» - М. 1979.
18. Шевчук Л.В. «Дети и народное творчество» - М. 1985.
19. Югикин Ю.Ф. «Народное искусство» - Саранск 1985.