Автор: Запорожец Людмила Юрьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: ГКОУ Кадетская школа №1785 "Таганский кадетский корпус"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Вовлечение учащихся в обучение"
Раздел: среднее образование
«Вовлечение учащихся в обучение»
В последнее время бывает очень трудно замотивировать учащихся к обучению. Сейчас одним из
главных качеств педагога является способность к эмпатии . Термин «эмпатия» был введён в
психологию Э.Титченером. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния другого
человека и проникновение в его внутренний мир через сочувствие, сопереживание. Можно
выделить несколько основных условий эмпатического общения. Умение слышать ученика,
отмечая, что сказано и как; наличие положительных установок к собеседнику; развитие внимания,
памяти и особенностей воображения и др. Учитель должен уметь увидеть себя глазами ребёнка на
уроке. Доброжелательность, доверие, комфортность-это те приёмы учителя, которые помогают
ученику проявить интерес к предмету, лучше усваивать материал, получать новые знания и
закреплять их. Современный урок предполагает огромный спектр инструментов для получения
знаний и их закрепления. Для этого учитель может использовать моделирование, создание
ситуации успеха, экспромт, рассказ от первого лица, приглашение героя- рассказчика, создание
проблемы и её решение, и конечно игру. Игровые моменты способствуют активации
познавательной деятельности учащихся. На своих уроках биологии и химии я часто даю ученикам
интересные задания в нестандартной форме, тем самым повышается мотивация к их
выполнению. Хочу поделиться несколькими примерами таких заданий:
1.Греческие и русские частицы поссорились. Помоги им помириться и найди пары с одинаковым
значением:
1)ботане а) жизнь
2)био б)гриб
3)мико в) растение
2.После дискотеки «Дансинг Членистоногих» паукообразные, ракообразные и насекомые не могут
найти свои автобусы-помоги им. (На дискотеку пришли: речной рак, паук-
крестовик,стрекоза,омар,жук-носорог,скорпион,краб,креветка,сенокосец,комар,клоп,паук-
серебрянка,дафния, муха, циклоп, клещ, бабочка-капустница, лангуст ,богомол, тарантул).
3.Группа отважных растений отправились в пустыню. Какую экипировку им нужно взять с собой и
почему?
4.Написав первые буквы русских названий химических элементов, вы узнаете название самого
первого заповедника на территории России. ( Ва N Rn Ga C Au In Ni Se Si Yb I)
Ответ: Баргузинский.
5.Рассчитайте молярную массу нитрата калия и вы узнаете количество заповедников России . А
массовая доля калия в процентах покажет вам общую площадь всех заповедников в тыс.кв.м.
Ответ:101г/моль, значит 101 заповедник,;39%-39000кв.м.
6.Я буду называть слова, к ним нужно добавить несколько букв, чтобы получить название
металла. Ребро(серебро), лото(золото), ель(никель), трон(стронций), тут(ртуть), желе(железо),
маг(магний), тина(платина), бар(барий), вол(вольфрам), бал(кобальт).
7.Нам приходится читать книги на разных языках. Поэтому для вас шуточное задание -переведи с
химического языка на общепринятый следующие выражения:
-Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)
-Феррумный характер. (Железный характер)
-За купрумный грош удавился. (За медный грош удавился)
-Много «аш-два-о» утекло. (Много воды утекло)
8.Семь металлов создал свет по числу семи планет:
Дал нам Космос на добро медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…Сын мой ! Сера их отец!
И спеши, мой сын узнать: Всем им ртуть – родная мать! ( Напишите химические символы
элементов, о которых говорится в стихотворении и какой из них не относится к металлам?)
9. Загадка: по воде бежит –растворяется, как остановится-взрывается.( Назовите вещества,
напишите уравнения реакций)(Ответ: натрий, калий)
10.Составьте уравнение реакции, протекающей между алюминием и кислородом. Из букв,
соответствующих коэффициентам, составьте слово, и вы узнаете какой враг наряду с курением
оказывает разрушающее действие на организм человека:
1-а 2-м 3-у
4-ш 5-г 6-ф
После составления слова прочтите дополнительную информацию: акустические раздражения
подобно яду накапливаются в организме и всё сильнее угнетают нервную систему. Это
выражается в повышенной возбудимости и раздражительности, затруднениях в общении.
Появляются систематические головные боли, снижаются слух и работоспособность. ( Ответ-шум).
Представленный спектр заданий существенно расширяет знания учащихся об изучаемых объектах
и веществах, помогает ребёнку в выборе индивидуальной образовательной «траектории»,
обеспечении «ситуации» успеха и создаёт условия для самореализации личности.
Приведённые примеры наглядно иллюстрируют неограниченные возможности, которые
предоставляются учителю для формирования у учащихся мотивации к обучению, развития
познавательного интереса к предмету. Такой подход к обучению даёт возможность учащимся с
разными способностями и познавательными потребностями в полной мере овладевать знаниями
по предметам.