Автор: Шарифуллина Индира Булгаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: методическая статья
Тема: «Современные формы взаимодействия школы и семьи».
Раздел: среднее образование
Формы взаимодействия школы и семьи, их роль
в воспитании ребенка.
Формы
и
методы могут быть индивидуальными — беседа
с
родителями,
консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с
родителями по телефону, использование электронной почты (где есть такая
возможность), переписка с родителями; коллективными и групповыми.
Основной задачей индивидуальных и групповых консультаций является
изменение
неадекватных
родительских
позиций,
улучшение
стиля
внутрисемейного
взаимодействия,
расширение
мотивов
осознанности
воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.
В процессе консультирования выделяют следующие позиции:
•
создание
психолого-педагогического
климата,
обеспечивающего
успех
консультирования. Педагог должен всем своим видом убедить родителя, что он
проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении;
• педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителя на
откровенность. Консультируемый высказывает все, что накопилось в душе;
• педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся
ситуацию и увидеть в ней нечто положительное, чего не заметил сам родитель.
На этот аспект нужно постараться переориентировать родителя;
• педагог-консультант должен понять причину конфликта, проблемы, с
которой к нему обратился родитель;
• педагог, не называя причины конфликта, старается подвести родителя к
пониманию этой причины;
• родитель осознает причину, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути
решения конфликта, так, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел решение;
•
педагог
должен
подтвердить
правильность
догадки
родителя
или
скорректировать вариант решения проблемы и закрепить мотивацию на
выполнение принятого решения.
Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети
имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, в
условиях воспитания и т.д. Не все, что касается этих родителей, представляет
интерес
для
других,
и
потому
есть
смысл
собрать их
отдельно.
Такая
консультация имеет определенную и, в известной мере, специализированную
направленность. Она включает сообщение учителя по теме консультации и
ответы на вопросы родителей. Эти консультации могут проводиться с участием
учителей-предметников, врача, психолога.
В родительских группах часто
используются
игровые приемы
работы:
разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения
и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми.
Коллективные
и
групповые
формы
взаимодействия образовательного
учреждения и родителей:
•
родительское
собрание
(может
проходить
в
виде
круглого
стола,
тематической дискуссии, обмена опытом родительства и др.);
• родительский лекторий — направлен на повышение педагогической
культуры родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном
воспитании,
на
выработку
единых
подходов
семьи
и
образовательного
учреждения к воспитанию детей;
• практикумы, видео- и психотренинги, диспуты, демонстрация кино- и
видеофильмов на педагогические темы и последующее совместное обсуждение;
•
вечера
вопросов
и
ответов,
телекоммуникационные
компьютерные
конференции и проекты;
• родительский актив (родительский комитет) — формируется с целью
повышения эффективности участия родителей и детей в решении проблем
жизни коллектива образовательного учреждения, организации совместных дел;
•
систематические встречи родительских комитетов с
администрацией,
педагогами с целью составления планов совместных действий;
• родительский клуб — для вовлечения большего числа родителей в активное
обсуждение вопросов воспитания и обучения детей; организация при нем
диспутов и дискуссий по актуальным проблемам воспитания; организация
вечеров ответов и вопросов с привлечением психологов, юристов, медицинских
работников и других специалистов;
• тематические конференции с участием педагогов и родителей, а также
представителей науки, культуры и общественных организаций;
• открытые занятия для родителей, Дни открытых дверей;
• привлечение родителей к организации и проведению кружковых и
факультативных занятий; родительские школы по интересам и др.;
• попечительские советы;
• советы, общества содействия, комиссии и т.д.
Формы организации совместной деятельности родителей и детей:
• оформление классных комнат, благоустройство и озеленение школьного
двора, дворов и улиц;
• ярмарки-распродажи семейных поделок;
• выставки "Мир увлечений семьи";
• презентации семейных родословных традиций, создание музеев семьи;
•
конкурсы
("Семья-эрудит",
"Папа,
мама,
я
—
спортивная
семья",
"Музыкальная семья" и др.; семейных альбомов хозяек и др.);
• семейные праздники и фестивали (День бабушек и дедушек, Дет, отца, День
матери, День взаимною благодарения, Лень моею ребенка и др.);
• совместные олимпиады, заседания научных и профессиональных обществ
учащихся;
• праздники знаний и творчества, конкурсы знатоков, КВНы;
• выпуск газет, создание веб-страниц и журналов;
• участие в походах, вечерах, турнирах, состязаниях;
• спектакли, домашние клубы выходного дня;
• участие в ремонте и благоустройстве образовательного учреждения;
•
оказание,
по
возможности,
спонсорской
помощи
образовательному
учреждению.
Формы взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования,
социальных центров:
• семейные клубы и мастерские;
• встречи опекунов и детей, оставшихся без родителей;
•
встречи
семей,
в
которых
воспитываются
дети
с
ограниченными
возможностями;
• встречи многодетных семей;
• встречи отцов, воспитывающих детей без матерей;
• встречи матерей, воспитывающих детей без отцов;
• благотворительные праздники и концерты для семей разных типов;
• программы совместной деятельности детей и родителей, в частности
туристско-краеведческие и экскурсионные;
•
система
социально-правовых,
медико-психологических,
социально-
педагогических занятий для родителей;
• организация общественной экспертизы инновационных образовательных
программ, учебно-наглядных пособий и средств обучения в целях охраны
здоровья и нравственности ребенка;
• сохранение и развитие системы дополнительного образования детей,
обеспечение его доступности для всех желающих;
• расширение
взаимодействия образовательных
учреждений и
органов
управления образования с традиционными для пашей страны религиозными
конфессиями
в
деле
образования
и
духовно-нравственного
воспитания
подрастающего поколения;
• объединение усилий правоохранительных и здравоохранительных органов,
родительской и педагогической общественности, представителей религиозных
конфессий в борьбе с наркоманией, ужесточение мер ответственности за сбыт и
распространение наркотических и других психоактивных веществ;
•
методическое
обеспечение
мониторинга
роли
родителей.
Наиболее
распространенной формой взаимодействия семьи и детского образовательного
учреждения являются классные родительские собрания. Родительское собрание
должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в
учебе и поведении, о которых вообще надо говорить только в индивидуальных
беседах. Категорически не допустимо на родительском собрании обсуждать и
осуждать воспитанников! Тема собрания должна отражать наиболее актуальные
вопросы в жизни данного детского коллектива и отвечать запросам родителей. На
собрании целесообразно сочетать теоретические и практические формы работы:
разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п. Наиболее продуктивным является
родительское собрание с активным участием заранее подготовленных родителей
и проводимое на основе заблаговременных опросов родителей либо
но
определенной теме, либо о том, о чем бы они хотели услышать на собрании.
Подготовленные к собранию родители расскажут о своем положительном опыте
решения обсуждаемой на собрании проблемы, ответят на вопросы. К каждому
собранию следует готовить выставки новых и интересных книг по психологии,
педагогике, семейному воспитанию, с помощью родителей делать обзоры
интересных
психолого-педагогических
публикаций,
проводить
обсуждение
наиболее
интересных
и
острых
книг,
заинтересовавших
родителей
и
прочитанных многими из них.
Педагогическое просвещение родителей становится государственной
проблемой в силу следующих причин:
• постоянный рост социальных издержек и прямых финансовых расходов
общества из-за низкого качества семейного воспитания: уже в ближайшем
будущем
эти
расходы
будут
неизмеримо
больше,
чем
финансирование
необходимой государственной системы подготовки родителей;
• фактически проявляющаяся потребность молодых родителей в обучении,
которая в настоящее время
удовлетворяется лишь
стихийно
в
случайно
возникающих группах или путем самообразования;
• существование государственной системы образования взрослых, в рамках
которой
предполагаемое
обучение
родителей
может
получить
научно-
методическое обоснование и практическое руководство;
•
необходимость
обобщения
и
передачи
молодым
родителям
многочисленного и разнообразного практического опыта обучения и воспитания
детей, в котором естественное развитие психики ребенка не просто ускоряется, а
качественно
совершенствуется,
открывая
новые
возможности
для
его
последующего личностного формирования;
• наличие обширной и отчасти противоречивой психолого-педагогической
литературы, рекомендующей различные подходы в процессе развития ребенка,
для ориентации в которых нужна помощь специалистов;
• необходимость специального обучения родителей, имеющих детей с
проблемами в развитии, современным подходам и методам эффективной
коррекции психосоматического и личностного состояния ребенка с целью
расширения возможностей его обучения и адаптации среди сверстников;
•
потребность
родителей в
освоении
психолого-педагогических
средств
повышения
психической
защищенности
ребенка
в
условиях
социально-
экономической нестабильности и кризисов межличностных отношений в семье.
Самым важным условием всей просветительной работы является актуальность
и современность избираемой тематики: Дети и рыночная экономика, Дети и
наркотики; Дети, секс и ранние браки, Психическое здоровье ребенка и его
сохранение, Здоровье-сберегающий климат семейного воспитания и т.п. Очень
актуальны для любого типа семей, особенно семей, где не все благополучно,
проблемы
медицинского
и
валеологического
жизнеобеспечения
детей,
обеспечения правовых гарантий детей и взрослых, коммуникативной культуры в
семье и в общении с другими людьми, овладения навыками элементарной
психологической помощи родителей самим себе (снятие раздражения, гнева,
обиды, повышенной тревоги за ребенка, чувства вины); овладения навыками
оказания психолого-педагогической поддержки детям.
Результаты образования и просвещения родителей могут проявляться:
• в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, ощущает ли он свою
безопасность и защищенность;
• в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
• в осознании родителем значимости своей родительской деятельности,
появлении родительской ответственности, распространяющейся не только на
своего ребенка, но и на других детей;
• в оптимистическом взгляде родителей на жизнь, на возможность решения
родительских и семейных проблем;
• в формировании высокого уровня педагогической культуры. О высоком уровне
педагогической культуры родителей свидетельствует то, что:
• родители осознают главную цель воспитания — формирование развитой,
социально-активной личности. Правильно выбирают направление и выстраивают
содержание своей воспитательной работы. Имеют четкое представление об
основных качествах личности, которые они формируют у ребенка на данном
этапе его индивидуального развития;
• в семье используются разнообразные методы воспитания, преимущественно
позитивные. Родители опираются на положительные качества ребенка, заботятся
о предоставлении ему инициативы и самостоятельности, побуждают его к
анализу
своего
поведения
и
самовоспитанию.
Приучают
к
преодолению
трудностей. В семье имеет место разумная согласованность в применении
методов воспитания между всеми членами семьи;
• предъявляемые требования носят разумный и систематический характер.
Соблюдается мера любви и строгости в отношении с ребенком. Возникающие
проблемы решаются сообща на основе конструктивного анализа. Отношения
"взрослый — ребенок" строятся па взаимном доверии и уважении;
• родители поддерживают тесную связь с учебным заведением, участвуют в
педагогическом просвещении, советуются с педагогами по вопросам воспитания,
охотно выполняют их рекомендации. Принимают участие в различных формах
воспитательной работы, организуемой учебным заведением, проявляя при этом
инициативу и заинтересованность. Помогают детям в их общественной работе.
Средний
уровень
педагогической
культуры родителей
характеризуется
следующим образом:
•
родители
имеют
поверхностные
представления
о
направлениях
воспитательной работы, не связывают их с главной целью воспитания. Понимают,
какие качества личности необходимо формировать у ребенка, но не всегда
правильно определяют их на данном этапе возрастного и индивидуального
развития ребенка;
• в семье используются разнообразные методы воспитания, по без разумного
их сочетания. Родители опираются на положительные качества ребенка, но мало
заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности в выборе
решений и действий. Недостаточно приучают его к преодолению трудностей. В
отдельных случаях имеет место несогласованность воспитательных воздействий
на ребенка со стороны всех членов семьи;
• требования к ребенку носят разумный, но не систематический характер. В
разрешении проблем родители часто берут инициативу в свои руки. Между
родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители
не стремятся сформировать отношения сотрудничества;
• родители периодически поддерживают связь с учебным заведением,
участвуют в педагогическом процессе, однако редко советуются с педагогами по
вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации. Не проявляют
инициативы в организации общественных дел учебного заведения, однако
принимают участие в них по просьбе учителя. Не интересуются общественной
жизнью своего ребенка.
Средний уровень сформированность педагогической культуры родителей
может являться вполне приемлемым результатом совместной работы с семьей,
если до начала совместного общения он был крайне низок.
Низкий уровень педагогической культуры родителей проявляется в том, что:
• родители
не имеют представления о
целях и
задачах
воспитания,
направлениях воспитательной работы. Могут определить отдельные качества
личности, которые необходимо сформировать у ребенка, но испытывают
затруднения в их конкретизации;
• выбор методов воспитания ограничен. Предпочтение отдается авторитарным
методам воздействия (приказ, указание, требование, наказание). Родители не
опираются на положительные качества ребенка, подавляют его инициативу и
самостоятельность,
либо,
напротив,
предоставляют
широкую
возможность
действовать без должного контроля. Не побуждают к анализу своих поступков. В
семье имеет место рассогласование воспитания;
• содержательный аспект предъявляемых требований ограничен семейно-
бытовыми отношениями. Интерес родителей к проблемам детей слабо выражен,
либо отсутствует вовсе. Между родителями и детьми не установлены отношения
взаимопонимания, доверия, уважения;
• родители контактируют с педагогами только по прямой инициативе
последних, не посещают занятий по педагогическому просвещению, игнорируют
советы
и
рекомендации
педагогов
по
вопросам
воспитания
детей.
В
общественной
жизни
школы
участия
не
принимают.
Равнодушны
к
общественным делам своих детей.
Школа, как детское учреждение, которое должны посещать все дети, должна
содействовать
тому,
чтобы
все
общественные
организации
и
система
дополнительного образования в районе деятельности школы активно включались
в совместную деятельность с семьей. Нередко учреждения дополнительного
образования работают в общем здании со школой, которая превращается в
определенный досуговый центр микрорайона для детей и их семей. Многие
учреждения
дополнительного
образования
(Дома
и
Дворцы
детского
и
юношеского творчества, музыкальные и художественные школы, стадионы,
бассейны, музеи, библиотеки и др.) начинают ориентироваться не только на
детей, но и па родителей, на их совместное участие в деятельности этих
учреждений.
Вновь
возрождаются
общественные
объединения
по
месту
жительства, в деятельность которых вовлекаются как дети, так и родители:
всевозможные клубы, центры, площадки, самодеятельные творческие группы,
театры и т.п.
Все
вышеизложенное,
если
будет
последовательно
реализовано,
может
обеспечить определенную безопасность сознания и поведения растущих в семье
детей, их умение бесконфликтно общаться с разными категориями людей в
разных социальных объединениях.
На уровне государственной политики в отношении семьи все более четко
просматривается тенденция очень терпеливого, последовательного контакта с
семьей. Для ребенка даже самая плохая и неблагополучная семья является более
необходимой, чем любые заменяющие ее формы социального воспитания.