Напоминание

«Современные формы взаимодействия школы и семьи».


Автор: Шарифуллина Индира Булгаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: методическая статья
Тема: «Современные формы взаимодействия школы и семьи».
Раздел: среднее образование





Назад




Формы взаимодействия школы и семьи, их роль

в воспитании ребенка.

Формы

и

методы могут быть индивидуальными — беседа

с

родителями,

консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с

родителями по телефону, использование электронной почты (где есть такая

возможность), переписка с родителями; коллективными и групповыми.

Основной задачей индивидуальных и групповых консультаций является

изменение

неадекватных

родительских

позиций,

улучшение

стиля

внутрисемейного

взаимодействия,

расширение

мотивов

осознанности

воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.

В процессе консультирования выделяют следующие позиции:

создание

психолого-педагогического

климата,

обеспечивающего

успех

консультирования. Педагог должен всем своим видом убедить родителя, что он

проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении;

• педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителя на

откровенность. Консультируемый высказывает все, что накопилось в душе;

• педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся

ситуацию и увидеть в ней нечто положительное, чего не заметил сам родитель.

На этот аспект нужно постараться переориентировать родителя;

• педагог-консультант должен понять причину конфликта, проблемы, с

которой к нему обратился родитель;

• педагог, не называя причины конфликта, старается подвести родителя к

пониманию этой причины;

• родитель осознает причину, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути

решения конфликта, так, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел решение;

педагог

должен

подтвердить

правильность

догадки

родителя

или

скорректировать вариант решения проблемы и закрепить мотивацию на

выполнение принятого решения.

Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети

имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, в

условиях воспитания и т.д. Не все, что касается этих родителей, представляет

интерес

для

других,

и

потому

есть

смысл

собрать их

отдельно.

Такая

консультация имеет определенную и, в известной мере, специализированную

направленность. Она включает сообщение учителя по теме консультации и

ответы на вопросы родителей. Эти консультации могут проводиться с участием

учителей-предметников, врача, психолога.

В родительских группах часто

используются

игровые приемы

работы:

разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения

и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми.

Коллективные

и

групповые

формы

взаимодействия образовательного

учреждения и родителей:

родительское

собрание

(может

проходить

в

виде

круглого

стола,

тематической дискуссии, обмена опытом родительства и др.);

• родительский лекторий — направлен на повышение педагогической

культуры родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном

воспитании,

на

выработку

единых

подходов

семьи

и

образовательного

учреждения к воспитанию детей;

• практикумы, видео- и психотренинги, диспуты, демонстрация кино- и

видеофильмов на педагогические темы и последующее совместное обсуждение;

вечера

вопросов

и

ответов,

телекоммуникационные

компьютерные

конференции и проекты;

• родительский актив (родительский комитет) — формируется с целью

повышения эффективности участия родителей и детей в решении проблем

жизни коллектива образовательного учреждения, организации совместных дел;

систематические встречи родительских комитетов с

администрацией,

педагогами с целью составления планов совместных действий;

• родительский клуб — для вовлечения большего числа родителей в активное

обсуждение вопросов воспитания и обучения детей; организация при нем

диспутов и дискуссий по актуальным проблемам воспитания; организация

вечеров ответов и вопросов с привлечением психологов, юристов, медицинских

работников и других специалистов;

• тематические конференции с участием педагогов и родителей, а также

представителей науки, культуры и общественных организаций;

• открытые занятия для родителей, Дни открытых дверей;

• привлечение родителей к организации и проведению кружковых и

факультативных занятий; родительские школы по интересам и др.;

• попечительские советы;

• советы, общества содействия, комиссии и т.д.

Формы организации совместной деятельности родителей и детей:

• оформление классных комнат, благоустройство и озеленение школьного

двора, дворов и улиц;

• ярмарки-распродажи семейных поделок;

• выставки "Мир увлечений семьи";

• презентации семейных родословных традиций, создание музеев семьи;

конкурсы

("Семья-эрудит",

"Папа,

мама,

я

спортивная

семья",

"Музыкальная семья" и др.; семейных альбомов хозяек и др.);

• семейные праздники и фестивали (День бабушек и дедушек, Дет, отца, День

матери, День взаимною благодарения, Лень моею ребенка и др.);

• совместные олимпиады, заседания научных и профессиональных обществ

учащихся;

• праздники знаний и творчества, конкурсы знатоков, КВНы;

• выпуск газет, создание веб-страниц и журналов;

• участие в походах, вечерах, турнирах, состязаниях;

• спектакли, домашние клубы выходного дня;

• участие в ремонте и благоустройстве образовательного учреждения;

оказание,

по

возможности,

спонсорской

помощи

образовательному

учреждению.

Формы взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования,

социальных центров:

• семейные клубы и мастерские;

• встречи опекунов и детей, оставшихся без родителей;

встречи

семей,

в

которых

воспитываются

дети

с

ограниченными

возможностями;

• встречи многодетных семей;

• встречи отцов, воспитывающих детей без матерей;

• встречи матерей, воспитывающих детей без отцов;

• благотворительные праздники и концерты для семей разных типов;

• программы совместной деятельности детей и родителей, в частности

туристско-краеведческие и экскурсионные;

система

социально-правовых,

медико-психологических,

социально-

педагогических занятий для родителей;

• организация общественной экспертизы инновационных образовательных

программ, учебно-наглядных пособий и средств обучения в целях охраны

здоровья и нравственности ребенка;

• сохранение и развитие системы дополнительного образования детей,

обеспечение его доступности для всех желающих;

• расширение

взаимодействия образовательных

учреждений и

органов

управления образования с традиционными для пашей страны религиозными

конфессиями

в

деле

образования

и

духовно-нравственного

воспитания

подрастающего поколения;

• объединение усилий правоохранительных и здравоохранительных органов,

родительской и педагогической общественности, представителей религиозных

конфессий в борьбе с наркоманией, ужесточение мер ответственности за сбыт и

распространение наркотических и других психоактивных веществ;

методическое

обеспечение

мониторинга

роли

родителей.

Наиболее

распространенной формой взаимодействия семьи и детского образовательного

учреждения являются классные родительские собрания. Родительское собрание

должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в

учебе и поведении, о которых вообще надо говорить только в индивидуальных

беседах. Категорически не допустимо на родительском собрании обсуждать и

осуждать воспитанников! Тема собрания должна отражать наиболее актуальные

вопросы в жизни данного детского коллектива и отвечать запросам родителей. На

собрании целесообразно сочетать теоретические и практические формы работы:

разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п. Наиболее продуктивным является

родительское собрание с активным участием заранее подготовленных родителей

и проводимое на основе заблаговременных опросов родителей либо

но

определенной теме, либо о том, о чем бы они хотели услышать на собрании.

Подготовленные к собранию родители расскажут о своем положительном опыте

решения обсуждаемой на собрании проблемы, ответят на вопросы. К каждому

собранию следует готовить выставки новых и интересных книг по психологии,

педагогике, семейному воспитанию, с помощью родителей делать обзоры

интересных

психолого-педагогических

публикаций,

проводить

обсуждение

наиболее

интересных

и

острых

книг,

заинтересовавших

родителей

и

прочитанных многими из них.

Педагогическое просвещение родителей становится государственной

проблемой в силу следующих причин:

• постоянный рост социальных издержек и прямых финансовых расходов

общества из-за низкого качества семейного воспитания: уже в ближайшем

будущем

эти

расходы

будут

неизмеримо

больше,

чем

финансирование

необходимой государственной системы подготовки родителей;

• фактически проявляющаяся потребность молодых родителей в обучении,

которая в настоящее время

удовлетворяется лишь

стихийно

в

случайно

возникающих группах или путем самообразования;

• существование государственной системы образования взрослых, в рамках

которой

предполагаемое

обучение

родителей

может

получить

научно-

методическое обоснование и практическое руководство;

необходимость

обобщения

и

передачи

молодым

родителям

многочисленного и разнообразного практического опыта обучения и воспитания

детей, в котором естественное развитие психики ребенка не просто ускоряется, а

качественно

совершенствуется,

открывая

новые

возможности

для

его

последующего личностного формирования;

• наличие обширной и отчасти противоречивой психолого-педагогической

литературы, рекомендующей различные подходы в процессе развития ребенка,

для ориентации в которых нужна помощь специалистов;

• необходимость специального обучения родителей, имеющих детей с

проблемами в развитии, современным подходам и методам эффективной

коррекции психосоматического и личностного состояния ребенка с целью

расширения возможностей его обучения и адаптации среди сверстников;

потребность

родителей в

освоении

психолого-педагогических

средств

повышения

психической

защищенности

ребенка

в

условиях

социально-

экономической нестабильности и кризисов межличностных отношений в семье.

Самым важным условием всей просветительной работы является актуальность

и современность избираемой тематики: Дети и рыночная экономика, Дети и

наркотики; Дети, секс и ранние браки, Психическое здоровье ребенка и его

сохранение, Здоровье-сберегающий климат семейного воспитания и т.п. Очень

актуальны для любого типа семей, особенно семей, где не все благополучно,

проблемы

медицинского

и

валеологического

жизнеобеспечения

детей,

обеспечения правовых гарантий детей и взрослых, коммуникативной культуры в

семье и в общении с другими людьми, овладения навыками элементарной

психологической помощи родителей самим себе (снятие раздражения, гнева,

обиды, повышенной тревоги за ребенка, чувства вины); овладения навыками

оказания психолого-педагогической поддержки детям.

Результаты образования и просвещения родителей могут проявляться:

• в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, ощущает ли он свою

безопасность и защищенность;

• в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

• в осознании родителем значимости своей родительской деятельности,

появлении родительской ответственности, распространяющейся не только на

своего ребенка, но и на других детей;

• в оптимистическом взгляде родителей на жизнь, на возможность решения

родительских и семейных проблем;

• в формировании высокого уровня педагогической культуры. О высоком уровне

педагогической культуры родителей свидетельствует то, что:

• родители осознают главную цель воспитания — формирование развитой,

социально-активной личности. Правильно выбирают направление и выстраивают

содержание своей воспитательной работы. Имеют четкое представление об

основных качествах личности, которые они формируют у ребенка на данном

этапе его индивидуального развития;

• в семье используются разнообразные методы воспитания, преимущественно

позитивные. Родители опираются на положительные качества ребенка, заботятся

о предоставлении ему инициативы и самостоятельности, побуждают его к

анализу

своего

поведения

и

самовоспитанию.

Приучают

к

преодолению

трудностей. В семье имеет место разумная согласованность в применении

методов воспитания между всеми членами семьи;

• предъявляемые требования носят разумный и систематический характер.

Соблюдается мера любви и строгости в отношении с ребенком. Возникающие

проблемы решаются сообща на основе конструктивного анализа. Отношения

"взрослый — ребенок" строятся па взаимном доверии и уважении;

• родители поддерживают тесную связь с учебным заведением, участвуют в

педагогическом просвещении, советуются с педагогами по вопросам воспитания,

охотно выполняют их рекомендации. Принимают участие в различных формах

воспитательной работы, организуемой учебным заведением, проявляя при этом

инициативу и заинтересованность. Помогают детям в их общественной работе.

Средний

уровень

педагогической

культуры родителей

характеризуется

следующим образом:

родители

имеют

поверхностные

представления

о

направлениях

воспитательной работы, не связывают их с главной целью воспитания. Понимают,

какие качества личности необходимо формировать у ребенка, но не всегда

правильно определяют их на данном этапе возрастного и индивидуального

развития ребенка;

• в семье используются разнообразные методы воспитания, по без разумного

их сочетания. Родители опираются на положительные качества ребенка, но мало

заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности в выборе

решений и действий. Недостаточно приучают его к преодолению трудностей. В

отдельных случаях имеет место несогласованность воспитательных воздействий

на ребенка со стороны всех членов семьи;

• требования к ребенку носят разумный, но не систематический характер. В

разрешении проблем родители часто берут инициативу в свои руки. Между

родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители

не стремятся сформировать отношения сотрудничества;

• родители периодически поддерживают связь с учебным заведением,

участвуют в педагогическом процессе, однако редко советуются с педагогами по

вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации. Не проявляют

инициативы в организации общественных дел учебного заведения, однако

принимают участие в них по просьбе учителя. Не интересуются общественной

жизнью своего ребенка.

Средний уровень сформированность педагогической культуры родителей

может являться вполне приемлемым результатом совместной работы с семьей,

если до начала совместного общения он был крайне низок.

Низкий уровень педагогической культуры родителей проявляется в том, что:

• родители

не имеют представления о

целях и

задачах

воспитания,

направлениях воспитательной работы. Могут определить отдельные качества

личности, которые необходимо сформировать у ребенка, но испытывают

затруднения в их конкретизации;

• выбор методов воспитания ограничен. Предпочтение отдается авторитарным

методам воздействия (приказ, указание, требование, наказание). Родители не

опираются на положительные качества ребенка, подавляют его инициативу и

самостоятельность,

либо,

напротив,

предоставляют

широкую

возможность

действовать без должного контроля. Не побуждают к анализу своих поступков. В

семье имеет место рассогласование воспитания;

• содержательный аспект предъявляемых требований ограничен семейно-

бытовыми отношениями. Интерес родителей к проблемам детей слабо выражен,

либо отсутствует вовсе. Между родителями и детьми не установлены отношения

взаимопонимания, доверия, уважения;

• родители контактируют с педагогами только по прямой инициативе

последних, не посещают занятий по педагогическому просвещению, игнорируют

советы

и

рекомендации

педагогов

по

вопросам

воспитания

детей.

В

общественной

жизни

школы

участия

не

принимают.

Равнодушны

к

общественным делам своих детей.

Школа, как детское учреждение, которое должны посещать все дети, должна

содействовать

тому,

чтобы

все

общественные

организации

и

система

дополнительного образования в районе деятельности школы активно включались

в совместную деятельность с семьей. Нередко учреждения дополнительного

образования работают в общем здании со школой, которая превращается в

определенный досуговый центр микрорайона для детей и их семей. Многие

учреждения

дополнительного

образования

(Дома

и

Дворцы

детского

и

юношеского творчества, музыкальные и художественные школы, стадионы,

бассейны, музеи, библиотеки и др.) начинают ориентироваться не только на

детей, но и па родителей, на их совместное участие в деятельности этих

учреждений.

Вновь

возрождаются

общественные

объединения

по

месту

жительства, в деятельность которых вовлекаются как дети, так и родители:

всевозможные клубы, центры, площадки, самодеятельные творческие группы,

театры и т.п.

Все

вышеизложенное,

если

будет

последовательно

реализовано,

может

обеспечить определенную безопасность сознания и поведения растущих в семье

детей, их умение бесконфликтно общаться с разными категориями людей в

разных социальных объединениях.

На уровне государственной политики в отношении семьи все более четко

просматривается тенденция очень терпеливого, последовательного контакта с

семьей. Для ребенка даже самая плохая и неблагополучная семья является более

необходимой, чем любые заменяющие ее формы социального воспитания.



В раздел образования