Напоминание

Сборник задач по финансовой грамотности


Автор: Антонина Викторовна Чернышева
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Вознесенская основная общеобразовательная школа
Населённый пункт: с. Вознесенка, Яйского района, Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборник задач по финансовой грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




СБОРНИК ЗАДАЧ по основам финансовой грамотности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . ..……………………………………………………………..…. 3

Раздел 1. Банки………………………………………………………….….6

Раздел 2. Налоги и налогообложение……………………………………9

Раздел 3. Финансовое мошенничество………………………………….11

Приложение ………………………………………………………………..13

Ответы ……………………………………………………………………..15

2

Введение

Современный мир стремительно меняется и предъявляет особые требования,

как к выпускникам школ, так и к взрослым людям. Поэтому очень важно с

раннего возраста прививать детям качества, которые помогут им во взрослой

жизни вне зависимости от их будущей профессии. В современном мире

финансовая грамотность - полезный для жизни навык, так как ни один

человек не живет вне экономики, а уже со школьного возраста дети

принимают участие в различных финансовых операциях.

Актуальность данного проекта в необходимости сформировать умения

выпускников сельской основной общеобразовательной школы разбираться в

вопросах управления личными финансами, в развитии навыков финансового

грамотного поведения, имеющих большое значение для адаптации

выпускника в городских условиях дальнейшего обучения. Задачи сборника

положат начало формированию тех основных знаний, которые пригодятся

ему в последующей самостоятельной жизни.

Цель проекта: создание условий для развития экономического образа

мышления, понимания и освоения основ финансовой грамотности сельского

населения; формирования опыта применения полученных знаний и умений

для решения практических задач в хозяйственной деятельности.

Задачи :

1. Понимать принцип хранения денег на банковском счете и осознавать

риски связанные с этим.

2. Уметь грамотно определять финансовые цели пополнения доходов разного

уровня и принимать финансовые решения на основе анализа доходов и

расходов.

3. Знать основные виды финансового мошенничества и уметь оценивать

степень опасности.

Планируемые результаты.

Личностные:

осознание себя как члена семьи, общества и государства;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых

отношений;

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за

свои поступки;

3

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных экономических ситуациях.

Метапредметные:

познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

понимание цели своих действий;

составление простых планов с помощью учителя;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

составление текстов в устной и письменной формах;

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и

оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;

осуществлять

взаимный

контроль

в

совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

Предметные:

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

знание источников доходов и направлений расходов;

проведение элементарных финансовых расчётов.

Поставленные задачи и планируемые результаты будут реализованы на

основе «Сборника задач и кейсов» по разделам финансовой грамотности для

сельской основной школы, с использованием кейс-метода.

Кейс-метод является одной из эффективных методик обучения.

Рассмотрение и изучение реальных случаев из практики (кейсов) позволяет

преодолеть трудности в обучении, сформировать у учащихся высокую

мотивацию к учебе, так как они видят, каким образом могут применять

полученные знания и навыки в реальных житейских ситуациях.

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в

какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как

4

правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или

противоречие и строится на реальных фактах.

Задачи типа «Кейс» – это задачи, представляющие собой описание реальной

ситуации и не имеющая всей полноты условий; и в связи с этим имеющие

множество разных вариантов решения в зависимости от сделанных в

процессе решения допущений («условий»).

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную

ситуацию и найти оптимальное решение.

5

Уважаемые ребята!

Мы предлагаем вам сборник задач по основам финансовой грамотности.

Решая задачи, вы познакомитесь с кругом вопросов по управлению личными

финансами: как сберечь и приумножить деньги, как платятся налоги, как

обезопасить себя от финансовых потерь. Это вы сделаете вместе с героями

наших задач семьи Никифоровых - жителей села Сосновка.

СЕМЬЯ НИКИФОРОВЫХ

Родители: Николай Александрович и

Наталья Васильевна

Сын Иван (18 лет)

Дочь Мария (14 лет)

РАЗДЕЛ 1. Банки

Цель:

6

Расширение и закрепление представления учащихся о деятельности банков и

банковской системе в целом.

Задача 1.1

Мотоблок – важный инструмент для работы на подворье семьи

Никифоровых. Стоимость мотоблока 45000 рублей. Для приобретения

мотоблока банк предложил ему потребительский кредит сроком до 24

месяцев. Для оформления кредита заемщику понадобятся только паспорт и

15 минут свободного времени.

Условия кредита:

 Сумма кредита: от 3 до 150 тысяч

рублей

 Срок кредита: 3, 6,12,18, 24 месяца на

выбор

 Первоначальный взнос: от 10% от

стоимости товара

 Размер процентной ставки по кредиту:

29% годовых

 Комиссия за обслуживание ссудного счета: 1,9% ежемесячно от суммы

кредита

 Плата за досрочное погашение: 1,9% от суммы кредита

Оцените плюсы и минусы данного предложения.

Задача 1.2

Брат Никифорова фермер за два года собрал 500 000 рублей для закупки

племенных быков из Голландии. Однако

этих денег на закупку нужного количества

скота ему не хватает. Фермер обратился в

коммерческие банки, которые предлагают

заключить договор вклада на год со

ставкой 10% годовых (без пополнения

вклада и капитализации) и срочный вклад с

процентной ставкой 9% годовых (с

пополнением вклада и без капитализации,

минимальная сумма вклада – 50 000

рублей).

7

Что бы посоветовал Никифоров своему брату: совершить закупку в этом

году, но в меньшем количестве или положить деньги на вклад и сделать это

через год?

Задача 1.3

Иван Никифоров, выпускник сельской школы, поступил на первый курс

сельскохозяйственного института и собирается взять кредитную карту

одного из двух банков и оценивает выгоду каждого предложения.

Предложение банка 1:

Продукты: кэшбэк – 2,5%

Одежда: кэшбэк - 5%

Кэшбэк на все остальные покупки – 1,5%,

Предложение банка 2:

Транспорт: кэшбэк - 4%,

Развлечения: кэшбэк - 3%,

Спорттовары: кэшбэк – 5,5%,

Кэшбэк на все остальные покупки – 1%

Расходы Ивана:

1. Одежда: 3 500 рублей.

2. Продукты: 6 000 рублей.

3. Спорттовары: 1 200 рублей.

4. Транспорт: 1 800 рублей.

5. Развлечения: 2 500 рублей.

Предложение, какого банка лучше всего выбрать?

Дополнительные условия: − стоимость обслуживания карты, − льготный

период по карте, − процент годовых при выходе из льготного периода или

снятии наличных, − размер кредитного лимита

Задача 1.4

Никифорова Маша (14 лет) решила заработать деньги на экскурсионную

поездку. Она купила 10 пакетов семян капусты по 200 штук в пакете.

Всхожесть семян 95%. Маша предполагала реализовать рассаду капусты по

15 рублей за корешок.

Какой доход получила Маша и может

ли она положить его на депозит?

8

РАЗДЕЛ 2. Налоги и налогообложение

Цель: привитие практических навыков исчисления и уплаты налогов в РФ.

Задача 2.1

Бригадир овощеводческой бригады Никифоров Н.А. имеет ежемесячный

заработок 8500 руб. В июне за успешное завершение посевных работ

получил премию 6000 руб. В июле - подарок к юбилею стоимостью 2000

руб., а в августе ему была оказана помощь в ремонте дома, поврежденного

ураганом – 10 000 руб.

Определите совокупный доход и сумму налога на доходы Никифорова

Н.А. за летний период?

Задача 2.2

У соседа Никифорова сельскохозяйственный кооператив «Первомайский»

арендовал трактор и застраховал его. Вовремя сельхоз работ трактор попал в

аварию, и отремонтировать его было невозможно. Стоимость транспорта

возместила страховая компания. Полученную сумму отдали

владельцу

трактора.

Нужно ли при этом с владельца трактора удерживать налог на доходы

физических лиц? Если да, то с какой суммы?

Задача 2.3

Семья Никифоровых при покупке товаров на 1600 рублей, купила часть

товаров, облагавшихся налогом на добавленную стоимость (НДС) по ставке –

10%, а часть по ставке – 20%. Общая сумма НДС всех товаров составила 180

рублей. Определите стоимость товаров, которые облагаются НДС по ставке

10% и по ставке 20%.

9

Задача 2.4

Семья Никифоровых заплатила за текущий год следующие налоги: за дом,

находящийся в собственности (единственный): площадью 80 кв. м

кадастровая стоимость 8 000 000 руб., налоговая ставка 0,3 %; автомашину

«Форд», мощностью двигателя 94,5 лошадиных сил, налоговая ставка 25, 00

руб.; земельного участка площадью 15 кв. м, кадастровая стоимость одной

сотки 100 000 руб., если налоговая ставка составляет 0,3%.

Какую сумму налогов заплатила за своё имущество семья?

РАЗДЕЛ 3. Финансовое мошенничество

Цель: мотивация на выработку личной стратегии грамотного поведения в

ситуациях растущих финансовых рисков и мошенничества.

10

Задачи: - рассмотреть виды и методы финансового мошенничества;

-выявить «слабые» стороны потерпевших от финансовых мошенников;

-выявить «зоны риска» встречи с финансовыми мошенниками;

- подготовить памятку по минимизации финансовых рисков.

Задача 3.1

Ивану Никифорову на совершеннолетие родители подарили банковскую

дебетовую карту. Однажды ему на телефон приходит СМС: «Уважаемый

клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного

снятия денег. Для возобновления пользования счетом сообщите по телефону

+ 7 913 512 00 21 данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время

вопрос будет решён. Сбербанк России». Иван сообщил матери о СМС

сообщении.

Какой совет должна дать мать своему сыну в этой ситуации?

Задача 3.2

К дому бабушки семьи Никифоровых подъехала легковая машина. Двое

молодых людей зашли в

дом, неся большую сумку.

Они представились

агентами фирмы «Алоэ»,

которая предлагает

пенсионерам медицинские

аппараты по низкой цене.

Перед глазами бабушки

появились красивые

коробки с массажёрами,

тренажерами и другой

аппаратурой. Агенты

предложили бабушке приобрести товар, но отказалась, так как у нее не было

необходимого количества денег. Агенты посоветовали ей не расстраиваться и

заплатить часть суммы, которая была в наличии. А на оставшуюся сумму

подписать с ними договор о рассрочке.

Как поступить бабушке в этой ситуации?

Задача 3.3

11

На мобильный телефон Никифоровой Наталье звонит сотрудник банка и

поздравляет с крупным выигрышем в 1 000 000 рублей в розыгрыше,

организованном среди клиентов, а также сообщает номер «отдела выдачи

призов».

Перезвонившему абоненту отвечает «сотрудник» отдела и подробно

объясняет условия розыгрыша, убеждает в честности акции и сообщает

условия получения приза. Разумеется, чтобы получить приз нужно внести

10 000 рублей налога. Объясните порядок действий Натальи.

Задача 3.4

Своим одноклассникам Маша Никифорова рассказала, что сегодня получила

сообщение, чтобы вернуть 100 рублей, ошибочно зачисленных на ее

мобильник с указанием номера. Ее заранее благодарили.

Какой совет вы бы, ребята, дали Маше.

Приложение 1,2

Памятка

12

1. Будьте внимательны и недоверчивы в данном вопросе! Запомните, что

никто не имеет права узнавать у вас такую личную информацию, тем

более посредством телефона или почты. Даже работникам банка вы не

должны сообщать свой пин-код. И старайтесь его нигде не записывать, а

хранить в памяти. В случае утери, карту надо немедленно блокировать!

2.

Если незнакомые люди, войдя в ваш дом, представились сотрудниками

социальной службы, попросите предъявить удостоверение .

Держите на видном месте телефоны полиции, социальных служб,

пенсионного фонда. Если незнакомый Вам человек представляется

служащим государственной организации, наведите о нем справки.

Постарайтесь запомнить внешность и особые приметы, это облегчит поиск

мошенника и предотвратит последующие преступления.

Позвоните родным и сообщите о «непрошенном госте».

Не отдавайте документы (паспорт, пенсионное, ветеранское удостоверение и

другие документы).

Не отдавайте деньги и ничего не подписывайте, не приобретайте продукты,

мелкую бытовую технику, лекарства.

3. Как обезопасить себя. Будьте благоразумны и здраво оценивайте

ситуацию. Если возможность выигрыша кажется правдоподобной, найдите

официальный телефон компании, из которой Вам звонили, и спросите по

поводу проведения розыгрыша.

4. Не доверяйте просьбам незнакомых людей. Исходящий СМС по данному

номеру может стоить вам значительной суммы, снятой с вашего телефона.

13

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ

14

ОСТОРОЖНО:

МОШЕННИКИ

Не дай себя обмануть

РАЗДЕЛ 1. Банки

1.1 Плюсы банковского кредита:

1. Возможность что-то приобрести.

2. Возможность возвращать долг постепенно.

3. Возможность заработать на предмете кредитования и быстрее выплатить

долг, оставшись в плюсе (например, заемщик, может оказывать услуги

другим жителям села с использованием инструмента, сдавать в аренду

квартиру в городе на время проживания на даче).

Минусы банковского кредита:

1. В итоге приобретенное обойдется дороже с учетом суммы процентов.

2. В случае просрочки по кредиту, банк наказывает заемщика, начисляя пени

и штрафы.

3. Возникновение непредвиденных обстоятельств. Банку вряд ли будет

интересно, что заемщик лишился заработка или заболел и утратил

трудоспособность. Банк будет требовать долг до полного возврата.

4. Нудная бумажная волокита и чрезмерная суета при оформлении кредита

(особенно, если банки потребуют поручителя или залог).

5. Высокие процентные ставки и «подводные» (дополнительные) платежи по

кредиту.

6. Если часто пользоваться займами, то со временем кредиты вызывают

зависимость, сходную с алкогольной или наркотической.

7. Угроза встречи с коллекторами, которые минимум испортят настроение,

максимум покалечат жизнь.

1.2 Положить на вклад под 9% с пополнением,

и совершить закупку через

год.

1.3 Предложение банка 2 более выгодное, лучше выбрать его.

1.4 28 500 рур., Маша может оформить депозит в банке при предъявлении

паспорта и письменного согласия ее законных представителей.

РАЗДЕЛ 2. Налоги и налогообложение

2.1 Совокупный доход 43500 руб., налог 3315 руб.

2.2 Если полученная от страховой компании сумма полностью истрачена на

ремонт, то налоговая база по данной операции будет равна нулю и налог

платить не придется. Ну, а если удастся отремонтировать трактор дешевле,

то расходы окажутся меньше доходов и по данной операции останется

прибыль, с которой нужно будет заплатить налог.

2.3 1400 р. по 10% и 200 р. по 20%

2.4 7162,5 руб.

РАЗДЕЛ 3. Финансовое мошенничество

3.1 Если Иван сообщит эти данные, то с карты мошенники могут списать

его деньги.

3.2 Не подписывать договор и не вступать в сделку, т.к. ее личные данные

могут использовать мошенники. Предлагаемая аппаратура может быть

низкого качества или подделкой.

15

3.3 Стоит насторожиться даже, если требования «отдела выдачи призов» не

выглядят подозрительными, возможно, злоумышленники давно получили

доступ к Вашей карте и лишь ждут появления на ней крупной суммы денег.

3.4 С большой долей вероятности после отправки СМС со счета спишется

гораздо больше, чем 100 руб. Обычно - 200-300 руб., но предела нет.

16



В раздел образования