Напоминание

"Экологическое образование и воспитание молодежи"


Автор: Алынина Екатерина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ№4
Населённый пункт: город Покачи
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое образование и воспитание молодежи"
Раздел: среднее образование





Назад




Экологическое образование и воспитание молодежи

Е. А. Алынина

Ничто другое, по-моему, кроме нового сознания человека, не в состоянии решить

проблемы по сохранению всего живого, окружающего нас, проблемы, которую мы каждый

раз заходим как тупик.

Д. Гранин

Первые шаги в природе! И этот кузнечик, и эта бабочка, и песенка жаворонка в

небе, и танец в травах, и взгляд на окружающий мир глазами котенка, и желание

поделиться кусочком хлеба с чайкой – именно с них начинается экологическое

воспитание[1,c.183].

Решение вопросов взаимоотношения природы и общества невозможно без

понимания экологических проблем и формирования экологического мышления как

подрастающего поколения, так и взрослых людей. Важную роль в этом процессе должны

играть средняя школа и средства массовой информации. В последнюю четверть XX века

стало ясно, что этика отношения человека к природе не менее важна, чем этика

социальных отношений. Поведение каждого человека должно определять и уважение к

другим людям, и уважение к природе. Экологическая культура и экологическая мораль

должны влиять на развитие производительных сил общества в каждом регионе и

определять

поведение

каждого

человека,

требуя

от

него

ограничения

своих

потребностей, энерго- и ресурсоснабжения. Поэтому необходимо формировать не только

экологическое мышление, но и экологическое мировоззрение, которое включало бы в

себя любовь к природе, понимание ограниченности ресурсов Земли, бережливость,

ответственность за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений [3, с. 406].

Как известно, человек имеет право на благоприятную окружающую среду и несет

ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и

будущих поколений. Успешное внедрение в хозяйственную практику идей охраны

природы во многом связано с широким природоохранным просвещением населения и

экологизацией общественного сознания, когда каждый из нас осознает, что его здоровье

и здоровье его детей зависит от рационального использования и охраны окружающей

среды [2, c.182].

Развитие экологического образования стало реакцией общества на ухудшение

экологической обстановки в мире, и поэтому его важнейшая задача, говоря словами В.И.

Вернадского, научить «управлять собой в отношениях с природой». Широкое эколого-

природоохранное просвещение населения, особенно молодежи – одно из важнейших

направлений не только в образовании, но и в охране природы [2, c.182].

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятом 10

января 2002 г., раздел XIII

посвящен экологическому воспитанию, образованию и

формированию экологической культуры. В этом разделе отмечается, что в целях

повышения

экологической

культуры

общества

и

профессиональной

подготовки

специалистов устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного

экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного,

школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в

средних и высших учебных заведениях, повышение их квалификации с использованием

при этом средств массовой информации.

Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования

экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных

заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием

основ таких знаний. В соответствии с профилем в специальных средних и высших

учебных заведениях предусматривается преподавание отдельных курсов по охране

окружающей природной среды и рациональному природопользованию [3,c. 409].

Экологическое образование обучающихся базируется на эколого-прироохранной

подготовке, полученной в школе. Общеобразовательная школа должна заложить основы

культуры молодого человека и подготовить его к жизни в обществе и в биосфере нашей

планеты. Эти знания в среднем профессиональном учебном заведении углубляются в

предметах

общеобразовательного

цикла,

в

который

включена

дисциплина

«Экологические основы природопользования» [ 2,c.183].

Важно разработать систему практического участия молодежи в деле охраны

природы. В частности, организовать «зеленые» молодежные отряды для очистки от

мусора лесов и берегов рек вокруг городов и для помощи в контроле за состоянием

окружающей среды (анализ воздуха и воды, продуктов питания и уровень радиации).

Целесообразно наладить выпуск простейшей аппаратуры экологического контроля для

использования ее населением в повседневной жизни, так как речь идет о здоровье людей

и будущих поколений.

Целью этой деятельности должны быть воспитание уважения к природе,

экологически обоснованное участие каждого человека в развитии производительных сил

человечества для обеспечения высокого жизненного уровня в разных регионах земного

шара и сохранения в то же время экологического равновесия для ныне живущих.

Необходимо

четкое

понимание

важной

роли

развития

энергосберегающих

и

материалосберегающих технологий в производстве, экономии ресурсов, энергии в

повседневной жизни.

Экологическое образование предполагает:

1) формирование системы знаний о взаимоотношениях человека и природы,

понимание, что человек не господин, а ее часть (когнитивный уровень);

2) формирование системы экологических ценностей, эмоционально, ответственно,

бережливого, любовного отношения к природе и человеку как части природы

(аффективный уровень);

3) формирование деятельностного подхода к защите, охране и восстановлению

природы и физического и душевного здоровья человека в соответствии с принципом

«мыслить глобально, действовать локально» (конативный уровень) [3,c.410].

В заключении хотелось бы добавить, что современная молодежь должна учиться

любви к Природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия),

учиться сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой

деятельности) и, наконец, учиться грамотно защищать ее и бороться за ее сохранение

(через практическую общественную деятельность).

Без этих «трех китов» экологического воспитания не будет и экологически

грамотных, экологически честных взрослых – учителей, инженеров, агрономов, ученых,

государственных деятелей и т.д. тоже не будет. Что мы сегодня, к сожалению, и

наблюдаем!

Список используемой литературы:

1.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии.- Ярославль: «Академия

развития», 20116.- 240 с.

2.

Константинов В. М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования:

учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.:

Издательский центр «Академия»; НМС СПО, 2001. – 208 с.

3.

Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопастность: учеб. пособие для

студентов

высш.

пед.

Учебных

заведений.

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2018. – 480 с.



В раздел образования