Автор: Алынина Екатерина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ№4
Населённый пункт: город Покачи
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое образование и воспитание молодежи"
Раздел: среднее образование
Экологическое образование и воспитание молодежи
Е. А. Алынина
Ничто другое, по-моему, кроме нового сознания человека, не в состоянии решить
проблемы по сохранению всего живого, окружающего нас, проблемы, которую мы каждый
раз заходим как тупик.
Д. Гранин
Первые шаги в природе! И этот кузнечик, и эта бабочка, и песенка жаворонка в
небе, и танец в травах, и взгляд на окружающий мир глазами котенка, и желание
поделиться кусочком хлеба с чайкой – именно с них начинается экологическое
воспитание[1,c.183].
Решение вопросов взаимоотношения природы и общества невозможно без
понимания экологических проблем и формирования экологического мышления как
подрастающего поколения, так и взрослых людей. Важную роль в этом процессе должны
играть средняя школа и средства массовой информации. В последнюю четверть XX века
стало ясно, что этика отношения человека к природе не менее важна, чем этика
социальных отношений. Поведение каждого человека должно определять и уважение к
другим людям, и уважение к природе. Экологическая культура и экологическая мораль
должны влиять на развитие производительных сил общества в каждом регионе и
определять
поведение
каждого
человека,
требуя
от
него
ограничения
своих
потребностей, энерго- и ресурсоснабжения. Поэтому необходимо формировать не только
экологическое мышление, но и экологическое мировоззрение, которое включало бы в
себя любовь к природе, понимание ограниченности ресурсов Земли, бережливость,
ответственность за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений [3, с. 406].
Как известно, человек имеет право на благоприятную окружающую среду и несет
ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и
будущих поколений. Успешное внедрение в хозяйственную практику идей охраны
природы во многом связано с широким природоохранным просвещением населения и
экологизацией общественного сознания, когда каждый из нас осознает, что его здоровье
и здоровье его детей зависит от рационального использования и охраны окружающей
среды [2, c.182].
Развитие экологического образования стало реакцией общества на ухудшение
экологической обстановки в мире, и поэтому его важнейшая задача, говоря словами В.И.
Вернадского, научить «управлять собой в отношениях с природой». Широкое эколого-
природоохранное просвещение населения, особенно молодежи – одно из важнейших
направлений не только в образовании, но и в охране природы [2, c.182].
В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятом 10
января 2002 г., раздел XIII
посвящен экологическому воспитанию, образованию и
формированию экологической культуры. В этом разделе отмечается, что в целях
повышения
экологической
культуры
общества
и
профессиональной
подготовки
специалистов устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного
экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного,
школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в
средних и высших учебных заведениях, повышение их квалификации с использованием
при этом средств массовой информации.
Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования
экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных
заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием
основ таких знаний. В соответствии с профилем в специальных средних и высших
учебных заведениях предусматривается преподавание отдельных курсов по охране
окружающей природной среды и рациональному природопользованию [3,c. 409].
Экологическое образование обучающихся базируется на эколого-прироохранной
подготовке, полученной в школе. Общеобразовательная школа должна заложить основы
культуры молодого человека и подготовить его к жизни в обществе и в биосфере нашей
планеты. Эти знания в среднем профессиональном учебном заведении углубляются в
предметах
общеобразовательного
цикла,
в
который
включена
дисциплина
«Экологические основы природопользования» [ 2,c.183].
Важно разработать систему практического участия молодежи в деле охраны
природы. В частности, организовать «зеленые» молодежные отряды для очистки от
мусора лесов и берегов рек вокруг городов и для помощи в контроле за состоянием
окружающей среды (анализ воздуха и воды, продуктов питания и уровень радиации).
Целесообразно наладить выпуск простейшей аппаратуры экологического контроля для
использования ее населением в повседневной жизни, так как речь идет о здоровье людей
и будущих поколений.
Целью этой деятельности должны быть воспитание уважения к природе,
экологически обоснованное участие каждого человека в развитии производительных сил
человечества для обеспечения высокого жизненного уровня в разных регионах земного
шара и сохранения в то же время экологического равновесия для ныне живущих.
Необходимо
четкое
понимание
важной
роли
развития
энергосберегающих
и
материалосберегающих технологий в производстве, экономии ресурсов, энергии в
повседневной жизни.
Экологическое образование предполагает:
1) формирование системы знаний о взаимоотношениях человека и природы,
понимание, что человек не господин, а ее часть (когнитивный уровень);
2) формирование системы экологических ценностей, эмоционально, ответственно,
бережливого, любовного отношения к природе и человеку как части природы
(аффективный уровень);
3) формирование деятельностного подхода к защите, охране и восстановлению
природы и физического и душевного здоровья человека в соответствии с принципом
«мыслить глобально, действовать локально» (конативный уровень) [3,c.410].
В заключении хотелось бы добавить, что современная молодежь должна учиться
любви к Природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия),
учиться сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой
деятельности) и, наконец, учиться грамотно защищать ее и бороться за ее сохранение
(через практическую общественную деятельность).
Без этих «трех китов» экологического воспитания не будет и экологически
грамотных, экологически честных взрослых – учителей, инженеров, агрономов, ученых,
государственных деятелей и т.д. тоже не будет. Что мы сегодня, к сожалению, и
наблюдаем!
Список используемой литературы:
1.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии.- Ярославль: «Академия
развития», 20116.- 240 с.
2.
Константинов В. М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования:
учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.:
Издательский центр «Академия»; НМС СПО, 2001. – 208 с.
3.
Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопастность: учеб. пособие для
студентов
высш.
пед.
Учебных
заведений.
–
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2018. – 480 с.