Автор: Лаврехина Евгения Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Евдокимовская СОШ
Населённый пункт: село Евдокимовка Брянская область
Наименование материала: Методический семинар
Тема: "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование
Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги, гости в зале!
Я учитель русского языка и литературы МБОУ Евдокимовской СОШ
Лаврехина Е.Н. . Стаж моей работы 31 год. Всем нам известно, что с
приходом в школы новых ФГОС произошли изменения и в подходах к
преподаванию предметов, и в планируемых результатах освоения учебных
предметов. И, конечно же, современная жизнь предъявляет высокие
требования к выпускнику школы. Какими качествами он должен обладать по
новым образовательным стандартам? Он должен самостоятельно мыслить,
уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути
рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом
приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей
действительности. Поэтому задача современной школы и каждого педагога –
создать условия, позволяющие личности ребенка максимально
самореализоваться, развить свои интеллектуальные и творческие
способности. Именно по этой причине в педагогическом процессе сегодня
актуализируется использование современных технологий и активных форм
обучения.
Большинство учителей-словесников сталкиваются сегодня с одинаковыми
проблемами: ученики неохотно читают тексты по литературе или не читают
вообще, у них не развиты речь, творческое мышление и навыки грамотного
письма, у многих низкая мотивация к познавательной деятельности и к учёбе
в целом. Эти проблемы актуальны и для меня. Иногда, кажется, что это
тупик, опускаются руки. И тут мне всегда вспоминается одна притча:
«Спасти одну звезду.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал
что-то с песка и бросал в море. Человек подошел поближе и увидел, что
мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех
сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был
буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь все эти морские звезды в воду? – спросил человек,
подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется
отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая свое занятия.
- Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы
морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не
изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался,
бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Так и у педагога с детьми, если мы учителя опустим, то ничего и не
добьемся. Даже малейшее усилие способно преодолеть многое
Государственные образовательные стандарты нового поколения
устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования
к результатам освоения основной общеобразовательной программы .
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным
поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной
решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология
развития критического мышления.
Именно поэтому для развития интереса к своим предметам я выбрала тему
самообразования «Технология развития критического мышления на уроках
русского языка и литературы».
Слайд 2
Посмотрите на эту аббревиатуру на слайде. Как вы думаете, какая
инновационная технология скрывается в этих буквах? Давайте их
расшифруем.
Слайд 3
Т – технология
Р – развития
К – критического
М – мышления
Правильно. Только что вы поучаствовали в стадии вызова этой технологии, а
называется такой приём «Круги по воде».
Слайд 4
Что же такое Критическое мышление – это способность ставить новые
вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные
результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.
Слайд 5
Критическое мышление имеет 5 характеристик
Критическое мышление…
1.
мышление самостоятельное;
2.
мышление обобщенное
3.
проблемное и оценочное
4.
аргументированное
5.
социальное.
Задача научить школьников:
• выделять причинно-следственные связи;
• рассматривать новые идеи и знания в контексте с уже имеющимися;
• отвергать ненужную или неверную информацию;
• определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
• отделять главное от несущественного и уметь акцентировать внимание на
первом;
• избегать категоричности в утверждениях.
Для своей работы я выбираю наиболее эффективные приёмы данной
технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала
и собственных возможностей. Это позволяет мне превратить учение не
только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии.
Слайд 6
Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия». У меня сложилась своя система
использования этих приемов на каждом из трёх этапов.
Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся
у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой
теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На данном этапе
я стараюсь научить своих учеников самостоятельно определять цели и
задачи урока, самостоятельно выходить на тему урока и формулировать её.
Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем
обстоятельством, что учитель конструирует процесс обучения. Кончено, он
исзодит из собственных поставленных им целей, предполагая, что эти цели
изначально приняты учащимися как собственные. Вот представьте себе
такую ситуацию. Начало урока, учитель говорит: «Ребята, тема урока у нас
такая-то,запишите тему урока» Цели урока такие-то. Я полностью уверена в
том, что дети бездумно записали тему, без всякого внимания прослушали
цели. И у большинства из них не возникло никакого интереса к теме,
которую они должны будут изучить на уроке.
Известные ученые-дидакты Джон Дьюи и Бенджамин Блум и др. считают,
что необходимо дать возможность учащемуся поставить цели обучения,
которые создают необходимый внутренний мотив к процессу учения.
Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той
теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение.
Итак если предоставить возможность ребёнку проанализировать то, что он
уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для
формулировки им собственных целей-мотивов.
Вторая задача, которая решается на фазе вызова – активизация
познавательной деятельности учеников. Мы нередко видим, что некоторые
школьники на уроке не прикладывают значительных умственных усилий и
ждут когда другие дети выполнят предложенную задачу. Поэтому важно,
чтобы каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью
актуализацию собственного опыта. Также немаловажно систематизировать
всю информацию, которая появилась в результате свободных высказываний
учащихся.
Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать
обучаюхся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме,
способствовать обмену мнениями, систематизировать информацию,
полученную от школьников. . при этом очень важно не критиковать их
ответы, даже если они неправильны. На данном этапе важным является
правило: «Любое мнение учащегося ценно».
Нам учителям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей. Мы
привыкли их поправлять, критиковать. Избежание этого и является основной
трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития
критического мышления.
Слайд 7
На этапе вызова я часто использую следующие приёмы:
«Верно-не верно» Ассоциация
Кластер Мозговой штурм
Инсерт Корзина идей
Дерево предсказаний Перепутанные цепочки
Толстые и тонкие вопросы Ключевые слова
Инвентаризация Отсроченная догадка
Таблица ЗХУ Круги по воде
Прогнозирование по иллюстрации
Ученики могут высказывать свои мнения и предположения, не стесняясь, не
боясь ошибиться. На данном этапе идет простой набор всех идей и
предложений. А все ошибки, неточности будут исправляться уже в ходе
урока. Именно это позволяет учащимся самим увидеть свои недочеты,
научится строить логические цепочки от "старого к новому" видеть
взаимосвязь уже изученного и нового, учит использовать накопленный опыт
для решения новых задач.
Остановлюсь на некоторых из них
Слайд 8
Кластер
— прием, который помогает не только вспомнить все, что
относится к теме, но и систематизировать ЗУН. Задается ключевое
слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к
этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать,
объединяя ответы по какому-либо принципу.
Слайд 9
Дерево предсказаний
. На доске — изображение дерева. Его ветви —
это направления размышлений. Листья — мнения и предположения
учащихся.
Толстые и тонкие вопросы
— не только помогают актуализировать
знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные
типы вопросов. Тонкие вопросы для этого приема — максимально
конкретные, требующие четких и кратких ответов: Что? Когда? Где?
Почему? Толстые вопросы предполагают размышление, аргументацию,
приведение доказательств и примеров: Объясните, почему..?, В чем
различие..? Что, если..?
Таким образом, стадия вызова в рамках уроков ТРКМ выполняет сразу
несколько функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает
к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то,
что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает
бесконфликтный обмен мнениями и предположениями). Многие приемы
стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или
размышления, что делает урок цельным.
В случае успешной реализации фазы вызова на уроке возникает стимул для
работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Фаза осмысления содержания.
Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На уроках, где
изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время.
Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть
рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение. Но, важно
помнить, что одним из условий развития критического мышления является
отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. В
любом
случае
это
будет
индивидуальное
принятие
и
отслеживание
информации.
Главная задача для учителя на данном этапе
- поддержать активность
учащихся, их интерес, созданный на фазе выбора. В этом смысле важное
значение имеет качество отобранного материала.
Учитель на данном этапе:
1.
Может быть непосредственным источником новой информации. В этом
случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
2.
Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень
активности работы, внимательности при чтении.
3.
Для организации работы с текстом учитель предлагает различные
приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном
Методы и приемы развития критического мышления на стадии
осмысления
Слайд 10
*
Ранжирование
*
Диаграмма Вена
*
Бортовой журнал
*
Зигзаг
*
Инсерт
*
Идеал
*
Кубик Блума
*
Таблица ЗХУ
*
Взаимообучение
*
Фишбоун
Кубик Блума
— достаточно новый и интересный прием, который учит
детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы
разного типа. Прием развития критического мышления "Кубик Блума"
уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного
характера.
Назови
. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые
вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление,
термин и т.д.
Например, "Назовите главных героев поэмы А.С. Пушкина "Евгений
Онегин".
Данный
блок
можно
разнообразить
вариативными
заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по
теме. Например, используя Кубик Блума на уроках литературы, в блок
"Назови" можно включать задания на знание текста.
Пример: Предложите ученикам прочитать текст и заполнить
таблицу "Да-Нет" по тексту.
Почему
. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-
следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят
с указанным предметом, явлением.
Например:Почему ты относишь Печорина к "лишним людям"?
Объясни
. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему
в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах
заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы
этого блока:
Ты действительно думаешь, что…
Ты уверен, что…
Например: Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется
буква "И"?
Предложи
. Ученик должен предложить свою задачу, которая
позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое
видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как
использовать то или иное знание на практике, для решения
конкретных ситуаций.
Например:Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?
Придумай
— это вопросы творческие, которые содержат в себе
элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай рифмы к этому слову (на уроках русского языка
или литературы).
Поделись
— вопросы этого блока предназначены для активации
мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать,
выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных
сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску.
То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах
ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, Почему ты выбрал именно эту тему?
Слайд 12
Таблица ЗХУ
. Работа с таблицей начинается еще на стадии вызова.
Заполняются следующие графы:
Уже знаю
Хочу узнать
Узнал на уроке
На стадии вызова заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения
текста
(отмечаются
все
места,
требующие
уточнения,
пояснения,
практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки
информации.
На этапе рефлексии нужно вернуться к таблице и оценить проделанную
работу.
Слайд 13
Фишбоун
— еще один прием, который помогает учащимся наглядно
увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить
логическую
цепочку,
систематизировать
полученные
знания.
Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно
решить, верхние "кости" — причины или направления размышлений,
нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.
Слайд 14
Третья фаза - рефлексия
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ,
самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия —
это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое
состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
может
ли
он
адекватно
оценивать
свой
труд
и
работу
своих
одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для
ученика, так и для учителя.
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам
изучения темы, целого раздела материала.
Виды
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная
классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы,
включая рефлексию в план урока.
I.
По содержанию
: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью
символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение
ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя
уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла
или большой темы.
II.
По
форме
деятельности:
коллективная,
групповая,
фронтальная,
индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы.
Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно
опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе
над собой.
III. По цели:
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.
Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно /
скучно", "было весело / грустно".
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса.
Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных
"тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли
сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно,
когда мы чего-то не понимаем.
Как и когда проводить?
Рефлексию
настроения
и
эмоциональности
легко
проводить
даже
с
первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами
или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие
рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении
очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа
закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления
контакта
с
классом.
Можно
поставить
музыку
(подобрав
мотив,
согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное
стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты
чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся
(даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции,
во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая
рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий,
на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам
осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и,
конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
Для учащихся 5-7 классов я использую следующие приемы:
Слайд 15
Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше
заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Дерево успеха
. Каждый листочек имеет свой определенный цвет:
зеленый
—
все
сделал
правильно,
желтый
—
встретились
трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое
дерево соответствующими листочками. Подобным же образом
можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Вагончики
.
Каждый
вагончик
соответствует
определенному
заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления,
состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4
вагончика.
Предложите
своим
ученикам
посадить
человечков
(животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого
выполнилось легко, быстро и правильно.
"Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся
обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина:
что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Для ребят постарше
Слайд 16
Незаконченное предложение
Синквейн
Кластер
Плюс-минус-интересно
Таблица фиксации знания и незнания
Анкета
Светофор и др.
Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе
подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание
пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Слайд 17
Предлагаю
детям облако
"тегов", которые
необходимо
дополнить.
Например, на экране можно вывести слайд, где указаны варианты:
o
сегодня я узнал...
o
было трудно…
o
я понял, что…
o
я научился…
o
я смог…
o
было интересно узнать, что…
o
меня удивило…
o
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить
такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или
прямо в тетради).
Слайд 19
Следующий приём, который используется на стадии рефлексии «Выбор»
Учащимся предлагается поставить значок + на линии в том месте, которое
отражает их отношение к занятию и степень участия в нём.
1.
Я считаю, что занятие было
Интересным ______________________ неинтересным
2.
Я научился
Многому _________________________ малому
3.
Я думаю, что слушал других
Внимательно ______________________ невнимательно
4.
Я принимал участие в дискуссии
Часто _____________________________ редко
5.
Результатами своей работы на уроке я
Доволен ____________________________недоволен
Конечно же, технология развития критического мышления, как и любая
другая технология, имеет свои преимущества и свои трудности.
Преимущества ТРКМ
Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают
следующие преимущества данной технологии:
работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный
потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного,
информационно насыщенного текста;
есть возможность повторения, усвоения материала;
усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для
презентации полученной информации другим участникам процесса);
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более
интересная мысль;
обостряется любознательность, наблюдательность;
дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная
работа объединяет, ученики учатся слушать друг друга, несут
ответственность за совместный способ познания;
письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же
содержания, а это еще раз работает на понимание;
развивает активное слушание;
исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей,
развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить
самооценку.
Затруднения, которые испытывает педагог, работая
в данной технологии.
Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно-урочной
системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если
есть такая возможность.
Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника
чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая,
развивающая).
В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
Сложность в подборе материала (из разных источников).
Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение
технологии КМ.