Автор: Кабанова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ Селихинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края
Населённый пункт: с.Селихино
Наименование материала: Тренинг
Тема: «Стань опорой самому себе и другим!»
Раздел: полное образование
Жизнеутверждающий тренинг из цикла «Линия жизни»
Ведущий: Кабанова Т.А., педагог-психолог,
МБОУ СОШ Селихинского сельского поселения
(СЛАЙД № 1)Тема: «Стань опорой самому себе и другим!»
Задачи:
Формирование у подростков жизнеутверждающих установок;
Формирование умения справляться с трудностями;
Профилактика суицидального поведения подростков
Организационный момент: приготовление бейджиков с именами
Ход:
1.
Вводная часть. Разминка. (музыка тихо звучит)
-Здравствуй-те! (правая рука вперёд в круг, хлопаем в ладоши) Цель: знакомство друг с
другом. Создание позитивного настроя на занятие.
Упр. «Ласковые ладони» Назвать приветствие и имя, затем поменяться местами.
- Дружно отвечаем на наши вопросы: «Это я , это я, это все мои друзья!»
-Кто из вас хочу я знать, очень любит поиграть?
-Кто ворчит и лается, на друзей бросается?
-Кто поет и веселится, быть счастливым не боится?
- Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули ФУФ! Ну и денек!
- Приложили руку к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь
всему миру!
Молодцы! (сели)
2.
Групповой договор.(1 мин)
У нашей группы есть правила на занятии, голосуйте хором, если согласны с ними: (палец
вверх-да, вниз-нет )
1) плохое настроение и волнение оставить за дверью;
2 ) доброжелательность
3) высокая активность
4) правило «стоп!» (если не готов участвовать в упр.)
5) Вы готовы поучаствовать в тренинге (СЛАЙД № 1)Тема: «Стань опорой самому себе и
другим!»
Здорово!
3.
Мотивация учащихся на совместную работу (Раскатать ленту)
Упр. «Жизненная прямая» Перед вами лента. Представьте, что эта лента-символ нашей жизни.
Как созревает яблоко в саду, так и мы развиваемся по законам природы. Разложите пожалуйста
все вместе на этой линии основные этапы, начиная с рождения: ( Назвать этапы и раздать
листы) Где будет:
Младенчество
Детство
Подростковый возраст
Юность
Зрелость
Старость
Встаньте рядом, где вы сейчас находитесь. (Лист в руках) Посмотрите вперёд. И не
бойтесь жить!!! Пусть ваша линия будет долгой-долгой.
4.
Обсуждение «Трудности, которые могут встретиться на жизненном пути»
Всем хочется быть счастливым, жить без тревог, волнений и проблем. Некоторые ребята,
когда думают о своём будущем, представляют его или пасмурным или только в виде
солнечной лужайки с цветочками. Но ведь как цветы не растут без дождя, так и жизнь
человека не бывает без проблем. Обе крайности плохи. Человек, который считает, что в
жизни не будет трудностей – незрелый. Он далёк от реальности. Быть пессимистом тоже
нельзя , это значит связывать себя страхами и тревогами. Жизнь будет нам дарить подарки
(это радость встреч, удач, побед), будут и жизненные уроки при столкновении с
трудностями. Ведь смысл жизни- это стремление к самому себе, но более чистому и
светлому! Это саморазвитие и самовоспитание, тогда ты поможешь и другим!
(СЛАЙД № 2 )- Ребята, а как вы представляете себе своё будущее, свою дорогу жизни? (Я-
разноцветной)
- Ребята, вы счастливые люди, потому что ОПТИМИСТЫ!
(СЛАЙД № 3) оптимист – реально оценивает окружающий мир, верит в лучшее (в
высший смысл), стремится к развитию и решению проблем
Вывод: Жизнь не так хороша, как нам хочется, но и не так плоха, как нам кажется!
- Хотите научиться преодолевать трудности? Это занятие для вас!
5. Упр. «Трудности, препятствия, проблемы»
- Перед вами 3 фигуры. (Вынести пуфики)
- Все знают, что одну и ту же ситуацию, мы воспринимаем по-своему исходя из нашего
жизненного опыта, уверенности в себе.
- Трудности – это то, что мы встречаем каждый день и можем справиться с ними сами. Это
первая ступенька в развитии силы воли и мужества в себе.
- Вторая- это препятствия, сталкиваясь с ними нам нужен совет, поддержка, подбадривание
значимых для нас людей.
- Третья- это психотравмирующая ситуация, на которую я остро реагирую стрессом (сильно
переживаю, злюсь, страдаю, не сплю, всякие плохие мысли лезут в голову)
- Попробуйте, не приукрашивая и не очерняя себя, понять свое отношение к следующим
ситуациям. Как вы их воспринимаете:
(нужно встать за пуфиком возле нужного названия) !!! Все остальные отмечают в тетради.
МОИ ПРОБЛЕМЫ :
Учёба (познание)
внешность
друзья
одноклассники
родители
здоровье
компьютер
телефон
группы
вредные привычки
-Вывод: жизнь вам будет давать снова уроки, проверять вас на прочность, чтобы вы наработали
нужные качества. Мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том,
что имеем, нам есть за что благодарить судьбу.
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на уныние.
- А какие качества нам понадобятся, чтобы справляться с жизненными ситуациями:
уверенность в себе, смелость, трудолюбие.
- Нужны «светлые мысли». СЛАЙД № 4 (Я правлюсь, у меня получится!)
-Существует связь между нашими мыслями и настроением.
СЛАЙД № 3
«Светлые мысли» и «Темные мысли»
Светлые мысли
мне помогают
Темные мысли
мне мешают
Я справлюсь
У меня получится
Я буду стараться
Я не буду бояться
Бывало и не такое и я справился!
Будет и на нашей улице праздник!
Я плохой
Я не умею
Я не справлюсь
Меня обидели
Я боюсь
Всё
достало
- Учимся не обвинять мир, а проблемы переводить в задачи, которые надо решить. «Вот это у
меня не получится» заменить «Что нужно сделать, чтобы это получилось»
-Если настроение будет плохим, постарайтесь поменять мысли
В.Н.
Лопает иголочкой воздушный шарик…
-Мы не застрахованы в своей жизни от бед и переживаний, но нужно учиться самим и учить
детей при столкновении с жизненными трудностями :
не направлять агрессию на себя (не винить себя, саморазрушение)
на других (искать виноватых)
а настроиться на выход и решение, ведь «Слезами горю не поможешь».
- Так какие мысли нужно выбирать?
Вывод сделаем вместе:
СЛАЙД № 4 Мысли нужно выбирать, как цветы- только красивые (положительные), от этого
зависит твоё самочувствие и состояние.
6. Ну и конечно сила воли. Упр. «Воля»
(поднять нужную карточку , непроизвольное поведение -зеленая, волевое поведение -
оранжевая)
Текст "Олег находился дома, он помнил, что у него завтра контрольная работа по физике. Он
достал учебник и начал читать параграф(волевое).Тут зазвонил телефон, и друг Саша позвал
Олега
играть
в
футбол.
Олег
решил,
что
успеет
подготовиться,
и
побежал
во
двор(непроизвольное) . Он играл в футбол целый час (непроизвольное). Но мысль о
предстоящей контрольной работе не оставляла его. Он собрался с силами, простился с
ребятами и побежал домой читать физику (волевое).
Вывод: чтобы добиваться целей и идти к мечте. Нужна воля. Не забывайте, что каждое
событие можно оценить по-разному
-Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь.
7. Примеры из жизни. - Жизнь нам показывает много примеров успешных людей, не смотря на
трудности. 1.Пример учеников нашей школы: Ренат И., в 7 лет ножевое ранение, смерть мамы.
Всегда тактичен, излучает уважение. Не завидует и не злится на весь белый свет, а получает
образование в 10 классе на дому. Это сильный и интересный человечек.
2. Пример: Родился в многодетной семье, которая бедствовала. С 8 лет стал работать (разносил
корреспонденцию, почту. Работал сторожем) В свободное время учился рисовать. Накопил
деньги и снял 2 мультфильма, которые заметили и оценили. В 22 года создал свою компанию, у
которой были взлёты и падения. (О.Дисней)
Все они стали примером преодоления трудностей, горя ( ищут выход, борются за жизнь и
помогают нам на собственном примере быть сильнее… Идут от саморазрушения к
саморазвитию. )
Вывод: Что объединяет этих людей? Способность идти к цели и добиваться её.
5.
СЛАЙД № 5 Алгоритм решения проблемной ситуации:
Критическая оценка;
Конструктивные выводы;
Действия по преодолению проблемы
В трудной жизненной ситуации не замыкаться в себе. Используй «светлые мысли»: Я
справлюсь, у меня получится. Я не буду бояться! Ты не один. Ты можешь обратиться к родным,
друзьям, обратиться к психологу, позвонить на Всероссийский телефон Доверия.
Рефлексия. Вывод: Жизнь- это высшая ценность, берегите её!
6.Игра «Скорая помощь» (5 минут) Участникам легче прочувствовать свою принадлежность
к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и
предоставляется им в этом упражнении.
Оборудование: аптечки, названия героев (диспетчер скорой помощи, водитель, ребёнок),2
сердечка, 2 телефона
Цель: помочь эмоционально расслабиться и сблизиться.
Т.А.: Качества человека наиболее ярко проявляются в беде и когда он находится коллективе.
«Бывает так, что человек или ребёнок попал в беду. Представьте, что мы - врачи скорой
помощи. Наша задача- принять вызов от подростка и передавая чемоданчик с лекарством по
цепочке спасти ему жизнь)
- Распределим роли и выучим слова:
1-
диспетчер скорой помощи (Скорая помощь слушает! Скоро будем!)
1-
водитель«Выезжаем! Завожу мотор! Включаю сирену!»
2-
все остальные – врачи
ребёнок с телефоном сидит последним в каждой команде. «Алё -03? Помогите! Мне
нужна помощь!». Как только аптечка или сердечко придет к пострадавшему, он должен
сказать: «Спасибо большое вам! Мне сразу стало легче!»
- Телефоны у ребенка и диспетчера!
- Смелее! Попробуем!
- Молодцы, вы настоящая команды и вам можно на вызов!!!
- Мы знаем, что важны не только лекарства, но и человеческое тепло, участие, сопереживание,
поддержка. Следующим задание: заменить лекарства словами, которые лечат.
- (СЛАЙД № 6 )Посмотрите на подсказку. «Слова, которые лечат», которые приносят
облегчение, радость, вызывают хорошее настроение и уверенность в своих силах. Вспомним
слова утешения и поддержки, добавляйте свои, пусть они будут искренними и полны заботы!
- Самое главное, чтобы они были искренними и шли от самого сердца!
•
миленький (ая)потерпи
•
вот увидишь, всё будет хорошо!
•
солнышко, успокойся, пожалуйста
•
не падай духом!
•
"терпи казак, атаманом будешь!"
•
"до свадьбы заживёт!"
•
зайка, не горюй
•
не плачь
•
будет и на нашей улице праздник!
•
утро вечера мудренее
•
твоему горю можно помочь!
- Слова утешения, поддержки и положительные эмоции влияют не только на самооценку,
настроение, повышают стрессоустройчивость.
- Но лечат не только лекарства, но и добрые слова.
- Итак, ребёнок, что у тебя случилось? Дубль 2.Участники говорят слова поддержки и
утешения, передавая сердечки.
- Молодцы! Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом
важном в жизни каждого человека – о желании быть счастливым и успешным, о человечности
и взаимоподдержке.
Мы не можем изменить всё общество, но начнем с себя. Если человек будет знать, что есть
люди, готовые его поддержать- становится легче.
СЛАЙД № 7 Быть счастливым- не значит. Жить без проблем, а значит, считать их частью
своей жизни. Перестаньте чрезмерно охранять свое Я — оно гораздо крепче и пластичнее, чем
вам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный
эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции
Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и
похвалить себя.
7.Волшебный сон. (Музыка № 2) В жизни очень важно все обдумать и паниковать.
Приготовимся на волшебный сон. (Готовим матрасики)
- Представьте, что вы сделаны из твердого снега. Пригрело солнышко и вы таите.
Реснички опускаются… Представьте, что вы видите золотые ворота- это ворота вашего детства.
Войдите в них. Вспомните себя маленького. Что бы вы себе посоветовали?
- Потянулись, удыбнулись… Присели
- Что советовали?
8. Упр."Радостное взросление!" У меня в руке 2 нити. Одна прямая, а вторая запутанная.
Одно взросление радостное, ровное, легко и гладко идёт по линии жизни подросток, а
второй совершает ошибки, часто запутывается.
У всех людей есть трудности и проблемы. Счастливый человек с надеждой и оптимизмом
смотрит в будущее. старается справиться с неприятностями. Быть счастливым не означает жить
без проблем. Это значит: считать их частью своей жизни и уметь переживать огорчения. Жизнь
дарит нам подарки (радости) и дарит уроки, т.е. трудности, преодолевая которые мы закаляемся
и набираемся опыта.
Саморазрушающее поведение (курение, бродяжничество, алкоголь, наркотики, склонность к
риску, суицид, хулиганство, драки)
У каждого из вас есть резерв, о котором вы даже не подозреваете. верьте в себя. Не
обесценивать собственную жизнь.
Упр. "Мы-команда!"
Мы не одни, а в коллективе. Известно, что ученик решает, бежит и придумывает быстрее, если
коллектив класса верит в него. А вы- коллектив?
Легче отвечать, когда тебя поддерживают, доброжелательны к тебе. Вывод: коллектив может
улучшить настроение, работоспособность.
Умей спокойно принимать помощь, советы, замечания от ребят.
Мы все разные, но мы все вместе!
Упр. "Мы -силачи!"
Человек в коллективе в 2-3 раза считает быстрее, коллектив влияет на учёбу, настроение. Но
это возможно при одном условии -класс должен быть коллективом!
Вы не поверите, но вы -ребята можете повысить силу друг-друга! Я не волшебник, но вы
молодцы, сейчас вы это увидели, важно объединиться в общем деле, поверить в друг друга!
Потрудились мы как нужно
Трудности прошли все дружно
Стоит вместе нам сплотиться
Может чудо получиться!
Вывод: проживая вместе в классном коллективе, вы не должны пугаться, если возникнут
разногласия. Ведь мы все разные, но если мы научимся вежливости и культуре спора, то
сможем сохранить друзей.
7.
СЛАЙД
№
8
Заключительный
круг «Что возьму с
собой» (3 мелодия
ФЛЕШМОБ)Продолжите предложение: "Главное, что мы поняли..."
Ребята! Настало время расставаться. ПОПРОБУЙТЕ ЖИЗНЬ НА ВКУС!
ПОДАРКИ ВСЕМ
Вы стали немного мудрее и внимательнее к себе и другим, открыли новые возможности. Вы
начали восхождение на гору «Жизнь» на поезде «Самопознание». Вы сели в поезд на станции
«Настоящее» и держите путь на станцию «Будущее». Желаю вам останавливаться на самых
интересных станциях этого маршрута. Ваше будущее зависит от вас! Не бойтесь ЖИТЬ!