Напоминание

Использование проектных методов обучения в организации УВП


Автор: Попова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №94
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Использование проектных методов обучения в организации УВП
Раздел: начальное образование





Назад




Использование проектных методов обучения в организации УВП

Тема проектов и проектного обучения «преследует» меня очень давно. Если

точнее – со времени прохождения курсов «Интелл». По окончании курсов приняла

участие в конкурсе «Мой лучший проект». Проект был посвящён истории родного города.

В нём принимал участие весь класс. Результатом стал стенд для школьного музея.

Презентовали мы его с песнями, декламацией стихов. Были сшиты костюмы. Работа

увлекла, захотелось творить ещё и ещё…

Оглядываясь назад, могу сказать, что проектная деятельность – это не панацея при

решении проблем с обучением, но метод проектов актуален и эффективен при решении

задач мотивации в обучении, подготовке учащихся к самостоятельной творческой

деятельности, ориентировании в потоке информации.

Сегодня, когда перед учителем стоит задача сформировать у ученика

информационную компетентность, одним из способов решения этой задачи является

использование проектной технологии.

Девизом всех, кто участвует в проектной деятельности, служат слова

основоположника этого метода: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и

как я могу эти знания применить».

Проектная деятельность является важной частью технологического образования.

Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих

личную и общественную значимость. Теория и практика проектного метода показывает,

что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве

осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Кроме того, создаётся

положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона

метода проектов. Его привлекательность состоит ещё и в том, что в процессе работы над

проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Они

учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как

правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения.

Проектная деятельность открывает дополнительные возможности в использовании

уже полученных знаний и умений, значительно обогащая содержание темы проекта,

расширяя кругозор школьника. В значительной степени развиваются способности

вариативного мышления.

В школьной деятельности учащихся чаще всего используются такие виды проектов

как:

* исследовательские (приближены к научным исследованиям, с обязательным

проведением практической работы, эксперимента);

* творческие (состоят из определения потребности, анализа существующих объектов,

планирования работы, изготовления самого изделия);

* информационные (учат добывать и анализировать информацию);

* практико-ориентированные (предполагают практический выход);

* учебные проекты (позволяют развивать специфические навыки и умения

проектирования);

Это далеко не полный перечень. Но! Вне зависимости от вида, к проектной деятельности

учащихся, если мы реально хотим научить их это делать, применяются такие требования:

1.

Наличие проблемы, требующей исследовательского поиска для её решения.

2.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых

результатов.

3.

Самостоятельная деятельность учащихся.

4.

Структурирование содержательной части проекта.

5.

Использование исследовательских методов.

Позволим себе напомнить, что метод проектов – это способ организации

познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и

изготовления реального объекта (продукта труда). Продуктом может стать поделка,

спектакль, загадка, текст, модель, презентация…

Специфика технологии проектного обучения выражается в методах (традиционных и

инновационных), использование которых определяет успешность работы над проектом.

К традиционным методам относят:

- вербальные (рассказ, лекция, беседа, дискуссия);

- демонстрацию (показ объектов);

- практические методы (практические работы, опыты);

- самостоятельные наблюдения ;

- самостоятельная работа с литературой по теме проекта;

- исторический метод (изучение предшествующих работ по данной теме, работа с

историческими материалами и документами);

Для вхождения в проектную деятельность учащихся начальной школы и этих

методов будет достаточно. Очень важно при этом научить работать с текстом как

единицей информации, научить находить ответы на вопросы не только по содержанию,

но и по смыслу. Уже на этом этапе можно подключать такие методы как метод

информационной поддержки, метод новых вариантов, метод мозгового штурма. Эти и

другие нетрадиционные методы в сочетании с традиционными кардинально меняют

технологию обучения. Они побуждают познавательную активность учащихся, содействуют

становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности. Методы

развития опыта творческой проектной деятельности многообразны, что, с одной стороны,

предоставляют педагогу простор для моделирования своей деятельности, с другой

стороны, требуют повышенного внимания и избирательности.

Темы проектов из учебников «Школа России» мы с детьми выполняем с удовольствием.

Результатами проектов становятся книги для библиотеки, раскладушки для класса,

праздники поэзии, спектакли, игрушки на школьную ёлку. На уроках технологии освоили

работу с графическим редактором, создание текстовых документов и создание

презентаций. Думаю, что проектная деятельность в начальной школе будет хорошим

багажом при переходе моих подопечных на среднюю ступень образования.



В раздел образования