Напоминание

Сборник игр по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Сиволапова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Журавушка",
Населённый пункт: Сургутский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборник игр по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сборник игр по духовно-нравственному,

патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

СОСТАВИЛ:

СИВОЛАПОВА Е.Н., ВОСПИТАТЕЛЬ

МБДОУ Д/С «ЖУРАВУШКА»,

СУРГУТСКИЙ РАЙОН

Важным средством духовно-нравственного, патриотического воспитания

является приобщение детей к традициям народа.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки

открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют

надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что

любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы,

поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к

своей стране.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы,

воспитатели, всегда обращаемся к дидактической игре.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт,

в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний,

согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях,

подчиняться

правилам

игры,

сдерживать

свои

эмоции,

преодолевать

трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и

результаты товарищей.

В данном пособии представлены дидактические игры, которые можно

использовать

в

воспитательно

-

образовательном

процессе

старшего

дошкольного

возраста.

Целью

игр

является

воспитание

духовно-

нравственных,

патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста.

Практическое пособие содействует выполнению следующих задач:

Обучающие задачи:

- обогащать словарный запас и образный строй речи;

- формировать и расширять представление детей о нравственных категориях:

добро - зло, согласие - вражда, трудолюбие - лень и т.п.;

- формировать чувство бережного отношения к родной природе и всему

живому.

Развивающие задачи:

развивать интерес к русским традициям и промыслам;

развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения в

деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к родной улице,

городу, родной стране;

- воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру.

Игра: «Подбери цвет».

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и

взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в

определенных ситуациях.

Ход: Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо

и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и

черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый

цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для

слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

Игра: «Шарик с пожеланиями».

Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в

определенных ситуациях.

Ход: Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно

слышать добрые пожелания.

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.

Надуйте

небольшой

шарик

и

предложите

всем

присутствующим

подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на

пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон

или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который

последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем

присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

Игра: «Пять орешков».

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и

взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных

ситуациях.

Ход: Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть

хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3

ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное

слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества:

хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый,

любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный,

усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный,

общительный, чистоплотный и т. д.

Игра: «Помоги дедушке и бабушке».

Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие,

сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети

должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время

заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те

отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться

вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Ход: На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол.

Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки шерсти,

возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок

помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги,

отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает

в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

Игра: «Пасхальный кулич».

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для

приготовления кулича, пасхи.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

Ход: На столе в беспорядке расположены рисунки с изображением

продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры,

дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить

пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

Игра: «Заветные буквы».

Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

Ход: На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального

яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается

поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на

пасхальных яйцах и куличах.

Игра: «Розовые очки».

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и

взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных

ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что

каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Ход: Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь

розовые очки». После этого читает стихотворение.

Вы вздыхаете уныло,

Видя в таксе — крокодила,

В апельсине — кожуру,

В лете — страшную жару,

Пыль в шкафу, на солнце пятна…

Дело в зренье, вероятно.

Так воспользуйтесь советом,

Маленькие старички, —

НАДЕВАТЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ

С РОЗОВЫМ СТЕКЛОМ ОЧКИ.

Те очки вам будут впору…

Вы увидите — и скоро

В таксе — лучшую подружку,

В апельсине — сока кружку,

В лете — речку и песок,

А в шкафу — одни наряды…

Знаю, будете вы рады!

А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав,

любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

Игра: «Волшебный стул».

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и

взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в

определенных ситуациях.

Ход: Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-

своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда

готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать

игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4—5 человек. Один из

них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших

поступках.

На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету

друг другу.

Игра: «Свеча».

Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить

предложения и стараться не повторять сказанное.

Предварительная

работа.

Педагог

читает

несколько

пожеланий

в

стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

Ход: Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая

осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

Игра: «Ангел-хранитель».

Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная

работа.

Педагог

напоминает

детям,

что

каждому

христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо

охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш

помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от

опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Ход: Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу

расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза.

Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо

препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

Игра: «Добрые эльфы».

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то

давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём

и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.

С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их,

ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные

сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем

роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня,

исполняют роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы

поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости

люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…

разыгрывается бессловесное действо.

Игра: «Птенцы».

Воспитатель: «Вы знаете, как появляются птенцы? Зародыш сначала

развивается в скорлупе. Через время он разбивает ее своим маленьким

клювиком и постепенно полностью вылезает наружу. Ему открывается

большой и неизведанный мир, для него он пока страшен и загадочен. Все для

него ново: и деревья, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он впервые смотрит

на все это». Далее воспитатель предлагает поиграть в птенцов. Дети

присаживаются на корточки и начинают разбивать воображаемую скорлупку.

Потом они исследуют окружающий мир – знакомятся друг с другом, нюхают

и клюют предметы. При этом дети не разговаривают, а только пищат.

Игра: «Ожившие игрушки».

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Вам,

наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью

игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую

игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили?

Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с

остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем

молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто

какую игрушку изображал.

Игра: «Комплименты».

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему

несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент

кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он

произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может

сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое»,

«цветочное».

Игра: «Садовники и цветы».

Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры:

«Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой-они

завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут

цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе

добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые

завяли, а другая-садовниками, которых вызвали на помощь увядающим

цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с

вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться.

Потом мы поменяемся ролями.

Игра: «Пирамида любви».

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это

семья,

у

кого-то

кукла,

а

некоторым

просто

нравится

мороженое.

Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её

строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из

детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою

руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.

Игра: «Только хорошее».

Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд, а затем каждому из

них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-

либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае

они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно поймают «плохое

качество» (жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто

первым дойдёт до педагога.

Игра: «Копилка добрых дел».

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня

предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько

добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему

найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая

игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее

Игра: «Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в

мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки

были у него сегодня. Договоритесь с ребёнком, что вы складываете вашу

злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете

выбрасывать ее.

Игра: «Назови эмоцию»

Ход: предлагается определить эмоциональное состояние героя на картинке и

что послужило причиной ему:

папа доволен — сын помог покрасить забор;

мама встревожена — дочь опаздывает к обеду после школы;

щенок грустит — с ним никто не играет;

ребёнок внимателен — бабушка читает вслух сказку и др.

Игра: "Птица счастья "

Цель: Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь

окружающим.

Ход:

Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном

месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке

лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки

липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком

выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на

занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок -

помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы,

синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки

прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.

Игра: «Научим послушанию»

Ход:

Детям раздаются карточки с иллюстрациями к знакомым сказкам, в которых

дети ослушались наказа старших:

«Гуси-лебеди»,

«Колобок»,

«Волк и семеро козлят»,

«Терёшечка»,

«Красная шапочка»,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.

Задание — рассказать, как надо было действовать героям, чтобы избежать

беды.

Игра: «Православные праздники»

Ход:

Воспитатель показывает картинки с символами праздников, дети

должны вспомнить и назвать праздники:

вербные и пальмовые веточки — Вербное Воскресенье;

куличи, яички, пасхи — Пасха;

Вертеп, еловые ветви, Вифлеемская звезда — Рождество и др.

Игра: «Колечко красоты»

Цель:

помощь в формировании личности ребенка, его социальных и

нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших

качеств.

Ход:

У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека,

как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг

и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает

колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко,

колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину

круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о

том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в

своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

Игра: «Помоги слепому дедушке»

Цель:

формирование

чувства

уважение

к

взрослым

и

сверстникам,

внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу,

овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к

этическим нормам поведения,

Ход:

Количество игроков — не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается

ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам

разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто

будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он

старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными

игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой

дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту

игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по

свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара,

которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры —

до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно

только словами.

РАЗДЕЛ: РОССИЯ – РОДНАЯ СТРАНА

Игра: «Составь карту»

Задачи: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную

память;

воспитывать

гордость

за

нашу

Родину.

Ход

игры

Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению

дошкольников

с

картами

России,

области,

города

и

т.д.

Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в

зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую

карту страны. Усложнение: собрать карту на время.

Игра: «Иностранец»

Задачи: в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве.

Ход игры

Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придет

иностранец, который ничего не знает о нашей... (стране, столице).

Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца

выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, воспитатель из

другой группы с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая

одежда туриста, дорожная сумка).

«Иностранец»

с

помощью

наводящих

вопросов

побуждает

детей

рассказывать:

О

России:

название

нашей

страны,

столицы,

особенности

климата,

растительного и животного мира, символическое значение цветов флага и

герба, знаменитые россияне.

О Москве: что такое столица, как называется столица России, чем она

знаменита?

В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит сладкий

приз.

Игра: «Узнай наш флаг (герб)»

Задачи: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить

узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ,

назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно

выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10).

Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет

расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг

среди других. Игра повторяется несколько раз.

«Узнай герб нашей страны»

Задачи:

Закрепить знания детей о государственном гербе;

Научить узнавать герб среди других стран;

Развивать внимание, память;

Воспитывать желание узнать что-то новое.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг

России и назвать, из полотен каких цветов он состоит. Далее детям

предлагаются разрезные картинки (по принципу пазлы). Дети собирают флаг

России.

Игра: «Кто в какой стране живет»

Задачи

:

закрепить названия стран, населения этих стран, формировать

понимание, что на свете много разных стран.

Ход игры

Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель

задает

вопрос,

дети

отвечают.

На

наборном

полотне

выставляется картинка с изображением ребенка, который держит в руках

соответствующий национальный флаг.

Воспитатель.

Кто живет в Америке? — Американцы.

Кто живет в России? — Россияне.

Кто живет в Японии? — Японцы.

Кто живет в Китае? — Китайцы.

Кто живет в Украине? — Украинцы.

Кто живет в Грузии?— Грузины.

Кто живет в Англии? — Англичане.

Кто живет в Испании? — Испанцы.

Кто живет в Литве? — Литовцы.

Кто живет в Бразилии? — Бразильцы.

Игра: «Праздники»

Задачи:

- ввести детей в круг основных праздников жизни своего народа;

- развивать логику и мышление.

Ход игры

Карточки лежат на столе у детей. Дети внимательно смотрят и подбирают

соответствующие друг другу картинки.

Игровое правило:

Выигрывает

тот,

кто

первым

осуществить

подбор

соответствующих

карточек.

Игровое действие:

Подбор нужных карточек.

В комплект игры входит 12 карточек: 4 с видом праздников и по 2 карточки -

с основными атрибутами к ним. В игре могут участвовать два игрока и более.

«Русские богатыри»

Задачи

:

Закрепить представления о некоторых аспектах жизни древних

славян на основе былин. Воспитывать интерес к малым фольклорным

жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

Ход игры

На карте - портреты богатырей под цифрами. У детей цифры на столах.

Воспитатель:

- Отгадайте, о ком идет речь, и поднимите ту цифру.

Вопросы

:

1.О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из

земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (2)

(Микула Селянинович)

2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел

голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости

к себе пригласил. (4) (Садко)

3.Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович? (5) (Святогор)

4. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную

Салтанову силу в Золотой орде? (1)

(Вольга Всеславьевич)

5. Какому богатырю передал Святогор свой меч – кладенец? (3) (Илья

Муромец) (6,7)

«С кем бились богатыри»

Задачи

:

Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к

истории

и

культуре

русского

народа.

Ход игры

В игре участвствует 2 команды: у каждой команды карта (вложена в файл

А3)

и

даны

маркеры.

За 1 минуту дети должны стрелками соединить богатырей с героями (Змей

Горыныч, Соловей разбойник, Тугарин Змей) с которыми они бились.

Получается игра многоразового использовани

РАЗДЕЛ: РОДНОЙ ГОРОД

Игра: «Где я живу?»

Задачи: Учить детей свободно использовать свои знания о родном городе

(селе, его своеобразии, основных отраслях производства. Формировать

желание как можно больше узнать о своей Родине, воспитывать чувство

любви к ней и гордости за нее.

Игровое задание: заинтересовать других рассказом о родном городе (селе) .

Материал: Художественные открытки или рисунки детей, изображающие

город (село, где живут дети; картинки с изображением ведущих предприятий.

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинки с изображением тех товаров,

которые производятся местной промышленностью. Просит вспомнить все,

что они знают о родном городе (селе). Предлагает им представит себя

взрослыми и решить, где бы они хотели работать. Просит рассказать об этом

так, чтобы другим тоже захотелось работать там же; проводится конкурс

рассказов: побеждает тот, кто интереснее других расскажет о родном городе

(селе, придумает больше вариантов. Как быть ему полезным.

Игровое

правило:

Не

повторять

предыдущий

ответ.

Рассказывать

увлекательно.

Игра: «Родные улицы»

Задачи

:

в игровой форме закрепить названия улиц родного города.

Ход игры

Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок

получает фишку.

- Что такое улица?

- Назовите части улицы (тротуар, мостовая, перекресток).

- Кто такие пешеходы?

- Как надо переходить улицу?

- На какой улице стоит наш детский сад?

- Какие еще улицы вы знаете?

- Что такое площадь?

В конце игры воспитатель подчитывает фишки, побеждает тот, кто набрал

больше.

Игра: «Ассоциации»

Задачи:

развивать

умение

самостоятельно

находить

отдельные

конструктивные решения на основе анализа сооружений.

Ход игры

Педагог раздает детям одну карточку с изображением храма и несколько

карточек – схем. Дети внимательно смотрят и подбирают к карточке, с

изображением храма, соответствующую карточку – схему. Затем каждый

ребенок объясняет свой выбор, говорит, что обозначает та или иная форма

храма.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие:

Поиск нужных карточек – схем.

В комплект игры входят карточки – схемы и карточки с изображением

храмов. В игре могут принимать участие 2-4 человека.

Игра: «Найди пару»

Задачи: закреплять умение устанавливать отношения между объектами и

людьми, работающими на этих объектах; развивать умение анализировать

свой ответ.

Ход игры

Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие

– оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей,

показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки,

которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что

изображено на ней.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие:

Поиск нужных карточек.

В комплект игры входит 10 карточек с изображением наиболее значимых

учреждений города (музей, школа, церковь, вокзал, художественная школа и

т.д.) и 10 карточек с изображением людей разных профессий, работающих в

этих учреждениях. В игре могут принимать участие 2-3 человека.

Игра: «Сложи картинку»

Задачи: закреплять знания детей о внешнем виде зданий города ;

учить складывать из частей целое.

Ход игры

1. Ребенок собирает из частей картинку с видом музея (дома детского

творчества, детского сада).

2. Участвуют 2-3 ребенка. Используется несколько комплектов разрезных

картинок, части картинок перемешиваются. Дети выбирают нужные части

картинок.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.

Игровое действие:

Подбор нужных частей картинок.

В комплект игры входят картинки с видом музея, детского сада, дома

детского творчества, разрезанные на несколько частей. В игре могут

принимать участие 1-3 человека.

Игра: «Путешествие из прошлого в настоящее»

Задачи: закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем

города, о внешнем виде зданий; упражнять детей в умении выделять и

называть наибольшее количество отличительных признаков во внешнем виде

зданий.

Ход игры

1 вариант:

В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети берут карточки,

внимательно рассматривают их, находят сходства и различия зданий в

старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении

здания для жителей города. За правильный ответ ведущий выдает фишку.

2 вариант:

Детям предлагается по представлению внести изменения во внешний вид

здания, представить и рассказать, каким оно станет в будущем.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

В комплект игры входят карточки, на которых изображены здания города в

старом и современном виде.

Игра: «В нашем городе гости»

Задачи:

В игровой форме закрепить знания о родном городе;

Развивать речь, память;

Воспитывать любовь к родному городу.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут

иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны

дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью

наводящих вопросов побуждает детей рассказать о особенностях климата, о

растительном и животном мире, символическом значении герба, называет

имя главы города.

Игра: «Прогулка по городу»

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего

микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о

зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на

улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за,

между,

рядом,

напротив,

посередине

и

т.д.);

развивать

связную

монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое

поле

зеленого

цвета,

на

которой

серым

цветом

обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной;

фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к

детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например:

аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками – 10-15 шт.; кубики

с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений – 3 шт.; фигурка

человечка – 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5чел.

Предварительная

работа: целевые

прогулки

на

близлежащие

улицы,

рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно

увидеть,

открыв

дверь

заведения,

для

чего

оно

предназначено;

рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с

маленькими

карточками

игры;

знакомство

с

игровым

полем-схемой

ближайших улиц.

Варианты игры:

1 вариант – «Найди улицу».

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую

назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант – «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает

играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о

каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного

здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в

речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее

знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем – более удалённые.

3 вариант – «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего

дома – поставить туда фигурку человечка. Задание – описать путь движения

от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

4 вариант – «Подскажи дорогу».

В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами

и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание – объяснить

дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая

правила дорожного движения.

5 вариант – «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на

игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои

действия.

6 вариант – «Дополни картинку».

Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к

детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются

в игре.

7 вариант – «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит

правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего

предназначено.

Игра: «Кто знает, тот угадает!»

Задачи:

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;

Развивать память, речь;

Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Ход игры: Ребёнок закрытыми глазами берёт на столе одну открытку с

видами родного города, затем даёт краткое описание, не называя самого

места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока

место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребёнок,

становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может

дать свой рассказ – образец.

РАЗДЕЛ: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ

Игра: «Поедем в край родной»

Возраст: воспитанники старшей группы.

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном

мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и

растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную

монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов

природы; закреплять представления о символике Брянска, о крупных городах

России; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один – с гербом Брянска, второй – с

эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок:

животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) России; 3 комплекта

картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран;

карта России.

Игровые действия:

1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые

соответствуют выполнению задания.

2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте

произрастания деревьев, фруктов, ягод.

3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Россию или

на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного,

условиями произрастания фруктов и т.д.).

Игровые правила:

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто

куда

повезет

объекты.

Думать,

не

мешать

друг

другу,

в

случае

необходимости – помогать.

Варианты игры:

1 вариант – «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с

изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты).

Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого

посадить их либо в состав с гербом Брянска, либо – с эмблемой южных

стран.

2 вариант – «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что

она означает) в первый вагон посадить животных; во второй – ягоды или

фрукты, в третий – деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант – «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно

допуская ошибки.

Задание:

исправить

ошибки,

аргументировано

объясняя

свой

ответ

(например:

почему

бегемот

не

может

жить

в

России.

Связать

с

особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

4 вариант – «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта России. Все животные едут из

Брянска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие

крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук

совпадает с первым звуком в названии животного.

Игра: «Что за ягода такая»

Задачи: познакомить детей с видами ягод и учить называть их; учить

узнавать ягоды, которые произрастают в

области; развивать у детей

внимание, интерес, бережное отношение к растениям.

Ход игры

1 вариант:

Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети

показывают нужную карточку.

2 вариант:

Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды,

которые

произрастают в крае.

В комплект игры входят карточки с изображением ягод Ура

«Кто такой?»

Задачи: закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную

книгу

Свердловской

области;

воспитывать

у

детей

понимание

неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать.

Ход игры

1 вариант:

Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые

занесены в Красную книгу Свердловской области.

2 вариант:

Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в

Красную книгу Свердловской области, дети называют его.

3 вариант:

Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек

выбирают нужную.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в

Красную книгу области и ряд карточек, содержащих животных занесенных в

Красную книгу и нет.

Игра: «Зеленая аптека»

Задачи

:

закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Ход игры

Дети делятся на две команды.

У одной команды картинки с изображением лекарственных растений:

подорожник, крапива, шалфей, ромашка, крапива, одуванчик, мята, лопух,

облепиха.

У второй команды картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным

горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из

одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом.

По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга,

соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.

- Подорожник прикладывают к ранке.

- Из крапивы варят витаминные щи.

- Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине.

- Из одуванчика делают полезный салат.

- Из мяты заваривают ароматный снотворный чай.

- Из облепихи делают масло для смазывания ссадин.

- Отвар цветков липы принимают при простуде.

Игра: «С какого дерева листок»

Задачи: закрепить названия деревьев родного края.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это

могут быть крупные картинки или гербарий листьев с участка.

- С какого дерева прилетел этот листок?

Дети отвечают: с дуба, с березы, с тополя, с ирги, с акации и т.д.

Игра: «Птицы нашего края»

Цель игры: формировать обобщённое представление у детей о зимующих и

перелётных птицах: повадках, внешнем виде, питании, месте обитания.

Варианты игры:

1. «Найди перелётных и зимующих птиц». Детям предлагается найти

перелётных птиц и зимующих на картине.

2. «Отгадай и назови». Педагог загадывает загадку, ребёнок должен отгадать

и найти птицу.

3. «Найди по описанию». Педагог даёт описание птицы: внешний вид,

особенности образа жизни, некоторые повадки и т. д. Ребёнок отгадывает и

находит птицу.

4. «Найди, кого назову». Необходимо найти птицу по названию.

5. «Найди, о ком расскажу». Педагог подбирает заранее произведения

художественной литературы: стихи, рассказы, сказки. После прочтения, дети

отгадывают и находят птицу.

6. «Опиши, а мы отгадаем». Ребёнок старшей и подготовительной группы

может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не

говоря название птицы. Дети отгадывают.

7. «Кого не стало? » Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а

потом закрыть глаза. В это время педагог закрывает одну птицу. Дети по

памяти называют, какой птицы не стало.

8. «Расскажи, чем питается». Педагог называет птицу, ребёнок находит и

рассказывает, чем она питается.

РАЗДЕЛ: ОНИ ПРОСЛАВИЛИ РОССИЮ

Игра: «Угадай-ка»

Задачи: уточнить и закрепить знание детей о писателях округа; развивать

умение детей правильно называть автора и его произведения.

Ход игры

1 вариант:

Педагог зачитывает отрывок из произведения, дети называют произведение и

автора, получают карточку – рисунок, закрывая окошко на своей карте.

2 вариант:

Дети самостоятельно подбирают карты – рисунки произведений писателей.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто быстрее закроет все окошечки на карте.

В

комплект

игры

входят

маленькие

карточки

с

иллюстрациями

к

произведениям, большие карты с портретами поэтов и четырьмя делениями

для маленьких карточек.

Игра: «Великие соотечественники»

Задачи: Дать краткие сведения о некоторых знаменитых соотечественниках и

научных областях, в которых они прославились. Вызвать желание узнать

больше о родной стране и соотечественниках.

Ход игры:

Воспитатель предлагает разные варианты игры от простого - к сложному.

1. Показ портрета и краткий рассказ о личности. В конце рассказа подвести

детей к выводу о его деятельности с показом и наложением маленькой

карточки на большую.

2. Самостоятельное наложение детьми маленькой карточки на большую, с

кратким пояснением.

3. Показ маленькой карточки и поиск соответствующего портрета, наложение

их друг на друга.

4. Сообщение сведений о предложенных героях без показа, отгадывание

детьми большой и маленькой карточки. «О ком говорю? »

5. Заранее неверно наложенные большие и маленькие карточки. Предложить

детям найти ошибки и исправить. «Что не так? »

Игра: «Слава Земли Русской»

Цель:

Закрепить

представления

детей

о

великих

соотечественниках:

художниках, полководцах, композиторах, детских поэтах, святых защитниках

земли русской, об их достижениях.

Материал:

Альбом "Слава Земли Русской".

2. Карточки с символами без цветного фона.

3. Кубик с точками на гранях, определяющий очередность.

4. Фишки.

Правила игры:

В игре участвуют от одного до пяти человек.

Ведущий раскладывает на столе 5 карточек без фона размером (7 на 9 см).

Дети по очереди листают книгу, определяя, в соответствии с символами, чем

занимался человек, портрет которого находится на странице книги.

Если ответ правильный, фон выбранного сектора и фон, на котором

расположен портрет, совпадают. За правильный ответ ребенок получает

фишку. Побеждает ребенок набравший большее количество фишек.



В раздел образования