Автор: Харламова Елена Вячеславовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ДТДи М
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Как развивать певческий голос"
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ВОСТОЧНЫЙ»
Программа принята педагогическим УТВЕРЖДАЮ
советом ГБОУДО ДТДиМ «Восточный» Директор ГБОУДО ДТДиМ «Восточный»
протокол
А.А.Гурченкова
П
РОГРАММА
«История академических хоров»
Базовая ознакомительная программа
для обучения детей 8-16 лет
художественной направленности
в системе дополнительного образования.
Срок реализации – 1 год
Составитель: Харламова Елена Вячеславовна
педагог дополнительного образования
МОСКВА
2020
Пояснительная записка
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее
на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в
его общем культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается
способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление
самому участвовать в создании прекрасного.
Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не
только познаёт окружающую действительность, но и осознает, и утверждает
себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека,
которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в
целом.
Направленность данной программы по содержанию является художественно
– эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной.
Программа «История академических хоров» направлена на создание
предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся,
занимающихся в вокально-хоровой студии «Кантилена», на формирование
эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и
овладения навыками восприятия музыкальных хоровых произведений, на
приобретение детьми знаний об истории профессиональных хоров, и на
получение опыта хорового исполнительства.
. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным
содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй
как
исполнителей,
так
и
слушателей
остаётся
испытанным
средством
музыкального воспитания. Так же богато творческое наследие композиторов-
песенников,
богатство
хоровой
музыки
может
дать
обширный
опыт
исполнительства для участников хорового коллектива.
Ознакомление
с
хоровыми
произведениями
призвано
выполнять
воспитательную работу через:
Познавательную функцию
Эстетическую функцию
Рекреационную функцию
Гедонистическую функцию
Слушание музыки воздействует
на процесс формирования мышления,
стимуляцию мыслительной
деятельности, развитие и укрепление памяти.
Самоактуализация
Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют
жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.
Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством –
детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия
искусством – жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный
мозг” является основой для развития левого полушария – “мозга рассудочного”.
Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И
только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.
Таким образом, приобщение детей к прекрасному является мощным
средством воспитания и развития.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
и ориентирована на:
●
развитие художественных способностей детей и формирование обучающихся
потребности общения с явлениями музыкального искусства;
●
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
●
формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих осваивать
программу по хоровому исполнительству.
Согласно учебному плану нагрузка учащегося составляет 36 часа за один
учебный год.
Актуальность программы состоит в том, что детям занимающимся в вокально-
хоровом коллективе необходимо знать то, что уже было создано в хоровом
искусстве,
на
основе
услышанного
формировать
свою
исполнительскую
культуру.
Педагогическая целесообразность состоит
в помощи педагогу в работе с
хоровым коллективом, в передаче опыта исполнительства выдающихся хоров.
Целью программы является воспитание культуры слушания и восприятия
музыки, развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний,
умений и навыков в области музыкально-хорового искусства.
Данная программа реализуется в ДТДиМ «Восточный», рассчитана на один
год и предназначена для обучения детей в возрасте 8-16 лет.
Занятия проводятся в групповой форме 1 раза в неделю по 1 часу.
.
Задачи программы
:
Развивающие
1.развитие интереса к классической музыке;
2.знакомство с широким кругом музыкальных хоровых произведений
современных и старинных композиторов, формирование навыков восприятия
образной музыкальной речи;
3.развитие ассоциативно-образного мышления.
Воспитательные:
1.воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе
слушания;
2.приобретение необходимых качеств слухового внимания;
3. умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;
4. воспитывать слушательскую культуру.
Образовательные:
1.осознание и усвоение понятий как, фразировка, ансамбль, двух и трехголосное
изложение музыкального материала, и представление о средствах
выразительности хорового исполнительства;
2.накопление слухового опыта, расширение музыкального кругозора,
определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления и вкуса;
3.развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой
способности человека к межсенсорному восприятию);
С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются
особые методы слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети
постигают содержание музыки в слушании и хоровом исполнительстве.
Результат освоения программы «История академических хоров» заключается в
ознакомлении с историей создания выдающихся коллективов, знакомства с их
творчеством ,исполняемыми произведениями композиторов –классиков,
приобретение навыков исполнительства и слухового опыта.
.
Формы организации учебной деятельности и режим занятия
Структура занятий по программе «История хоровых коллективов»:
5 минут – подготовка к уроку;
10 минут - объяснение новой темы;
20 минут – слушание музыки;
10 минут – беседа о прослушанном.
Предполагаются занятия группами от 10 до 15 человек, по 1 академическому
часу в неделю.
Групповые занятия
включают в себя знакомство с основными этапами
жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов,
живущих
и
работающих
в
разные
исторические
периоды,
создающих
произведения разных стилей и жанров. Первичные знания в области строения
музыкальных форм хоровой музыки;
умение использовать полученные
теоретические знания при исполнительстве музыкально-хоровых произведений;
умение осмысливать прослушанное в форме ведения бесед, дискуссий;
Дополнительными формами занятий являются:
прослушивание
аудиозаписей
и
просмотр
видеозаписей
выступлений
профессиональных исполнителей;
презентации и доклады педагог, и самих учеников.
,
Занятия
могут
проходить
в
группе
очно
так
и
с
помощью
.
дистанционной формы обучения
П
ЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
.
По окончании обучения по данной программе ребенок будет:
Знать:
1.о музыке, как виде искусства;
2. о жанрах, стилях, направлениях в музыке;
3. о композиторах разных эпох, внесших вклад в развитие мировой
музыкально - хоровой культуры.
Уметь:
1. слышать, понимать и анализировать музыку.
2.разбираться в жанрах, стилях, направлениях хоровых произведений,
уметь определять эпоху услышанного произведения.
У учащихся будут воспитаны:
1.
эмоциональное восприятие музыки;
2. интерес к музыкальным занятиям;
3.стремление передать характер музыкального произведения в своем
исполнении;
4. культура поведения на занятиях;
5.способность проявлять эмоциональное сопереживание в
процессе восприятия музыкального произведения
6. навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать
его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные
связи с другими видами искусств.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
Раздел, тема
количество часов
общее
кол-во
теоретических
практических
1
Хоровая музыка - как вид
искусства.
2
2
0
2
Жанры и стили хоровых
произведений
2
1
1
3
Композиторы, сочинявшие
хоровую музыку
6
4
2
4
Средства музыкальной
выразительности
2
1
1
5
Тембры певческих голосов
2
1
1
(детские, женские, мужск.)
и деление по голосам в
хоре.
6
Понятие: Музыкальная
форма, музыкальная тема.
2
2
0
7
Единство содержания и
форы. Музыкальный образ.
2
1
1
8
Типы хоровых
коллективов. Выдающиеся
хоры современности.
6
2
4
9
Слушание музыки.
10
1
9
10
Итоговые занятия.
2
0
2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.Хоровая музыка, как вид искусства.
Специфика музыки – временная организация звуковысотных соотношений.
Хоровая музыка – язык общения, инструмент познания, способ выражения
мыслей и чувств. Роль музыки в духовном развитии человека и общества.
2.Направления, стили и жанры хоровой музыки.
Хоры из опер, кантаты, оратории, музыкальные спектакли.
3. Композиторы, сочинявшие хоровую музыку.
Биографии, основные вокально-хоровые произведения зарубежных, русских
композиторов 18-го, 19го- 20 века.
4.
Средства музыкальной выразительности.
Язык музыки, его элементы. Мелодия и интонация. Особенности строения
мелодии на примерах песен из детского репертуара. Понятия: мотив, фразы,
предложения, каданс. Мелодия в вокальной музыке. Связь музыки со словом в
хоровой музыке. Понятия – музыкальная интонация, речитатив, кантилена. Лад.
Ритм, размер, темп. Влияние ритма на характер вокальных произведений.
Характерные черты стилей разных эпох, стиля композитора в хоровых
произведениях.
Гармония, регистр, штрихи, динамика, деление на голоса,
строения хоровой партитуры.
Музыкальный материал: песни из детского репертуара,
Ф.Шуберт «Форель»,
С.В.Рахманинов «Вокализ».
К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей».
Ф.Шуберт «Липа» из вокального цикла «Зимний путь»,
Э.Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер-Гюнт» .
5. Тембры певческих голосов
(детские, женские, мужск
ие
) и деление по
голосам в хоре.
Знаменитые певцы.
Музыкальный материал: Дискант: итальянские песни, романсы и оперные арии в
исполнении Робертино Лоретти.
Сопрано лирико-колоратурное: А. Алябьев.
«Соловей» (в исполнении Н. Обуховой);
И. Штраус.
«Сказки Венского
леса».Сопрано лирическое: ария Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова
«Снегурочка». Сопрано лирико-драматическое: ариозо Татьяны «Пускай погибну
я...» из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».
Меццо-сопрано: хабанера Кармен из оперы Ж. Визе «Кармен».
Контральто; ария Ратмира «И жар, и зной сменила ночи тень» из оперы М.
Глинки «Руслан и Людмила».
Тенор-алътино: ариозо Звездочета из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой
петушок». Лирический тенор: песни и романсы в исполнении С. Лемешева.
Лирико-драматический тенор: ария Германа «Что наша жизнь? — Игра!» из
оперы П. Чайковского «Пиковая дама». Баритон: каватина Фигаро «Если захочет
барин попрыгать…» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»;
романсы и итальянские песни в исполнении М. Магомаева, Дм. Хворостовского.
Бас: ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь»;
арии, романсы и песни в исполнении Ф. И. Шаляпина.
6.Музыкальная форма, музыкальная тема.
Музыкальная
форма,
как
облик
музыкального
произведения.
Понятие
«музыкальная
тема»,
функции
частей
в
музыкальной
форме.
Единство
содержания и формы. Период как самостоятельная музыкальная форма и часть
более крупной формы.
Музыкальный образ в вокальном произведении. Особенности восприятия и
понимания
вокально-хоровой
музыки.
Тембры
голосов,
как
средство
музыкальной выразительности в вокальной музыке.
7. Единство содержания и форы. Музыкальный образ.
Вступление, его образное содержание. Период: характеристика интонаций, речь
музыкального
героя.
Двухчастная
форма:
песенно-танцевальные
жанры.
Трехчастная форма в народной музыке, старинные (Г.Гендель), классические (В.
Моцарт), вариации сопрано остинато (М.И.Глинка). Романс А. П. Бородина
«Спящая княжна», обсуждение музыкальной формы.
8.Типы хоровых коллективов.
Смешанные хоры. Хоры мальчиков. Мужские и женские хоры. Детские хоры.
Академические и народные хоры. Состав хора и количество голосов в партии.
Виды и статус хоровых коллективов.
Выдающиеся хоры современности.
Государственный академический русский хор имени Свешникова
Большой академический хор Радио и Телевидения
Государственная академическая хоровая капелла имени А.А. Юрлова
Детский хор Института художественного воспитания АПН СССР
Московский государственный академический хор Минина
Певческая капелла Санкт-Петербурга имени Глинки
Хор Роберта Шоу в Нью-Йорке
Детский хор-студия Пионерия имени Г.Струве
Ансамбль песни и пляски Московского Дворца Пионеров имени Локтева
Большой детский хор Центрального Радио и Телевидения имени Попова
9.Слушание музыки. Музыкальный материал:
«Полоса ль моя», «Как по морю», «Не одна-то во поле дороженька», «Вниз по
матушке по Волге», «Ты река ль моя», «Не летай, соловей»
А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». « Плач Ярославны»
М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Хор «Ах, ты свет, Людмила»
Н.А. Римского-Корсакова. Обработка русской народной песни «Как за речкою»
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже», хор М. И. Глинки «Славься».
«Выхожу один я на дорогу», «Среди долины ровныя» «Славны были наши
деды», «Степь да степь кругом», «Вечерний звон»
Опера «Жизнь за царя». Хор «Славься».
А.К. Лядов «Восемь русских народных песен» («Коляда»)
Н.А. Римский-Корсаков «Слава», «Весна, весна красная»,
«Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы
просо сеяли», «Заплетися, плетень»,
«Вейся, вейся, капустка», «Ай, во поле
липенька», «Около сырова дуба»,
«Во поле береза», «Ой, чье ж это поле», «Со
вьюном», «Ходила младешенька»,
«Где был, Иванушка».
Материал может быть дополнен, либо изменен в процессе прохождения
программы.
10. Итоговые занятия могут происходить в форме викторин, тестов, презентаций,
происходящих в конце первого и в конце второго полугодия, а так же по мере
необходимости в конце прохождения наиболее важных, информационнообьемных
тем программы.
Виды и формы контроля.
.•Предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном
этапе освоения программы).
• Текущий
контроль
(отслеживание
активности
обучающихся
в выполнении ими заданий).
• Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков
на последнем занятии).
Формы и содержание итоговой аттестации:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и
конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным
процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, опрос, тестирование,
анализ
подготовленных
воспитанниками
докладов,
презентаций
и
выступлений, анализ итоговых мероприятий.
Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности
и прямолинейности в преподнесении материала.
Критерии оценки результатов освоения программы.
Высокий уровень
освоения
программы
Высокий интерес к занятиям, инициатива и
демонстрация высокого уровня знаний по
программе. Частые выступления на занятиях,
сформированный словарь музыкальных терминов,
знание дат и основных понятий хоровой музыки.
Средний уровень
освоения
программы
Предполагает средний уровень усвоение знаний по
программе, демонстрацию заинтересованностью
предметом, в недостаточно полном объеме
прослушанного материала.
Низкий уровень
освоения
программы
Недостаточное знание программы по слушанию, не
до конца сформированный словарь музыкальных
терминов, редкое участие в выступлениях, докладах,
не до конца сформированный интерес.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Программа реализуется в очной форме, но с возможностью перехода на
дистанционную форму обучения.
1. Нотный материал;
2. Дидактические материалы;
3. Иллюстративные материалы;
4. Портреты и биографии композиторов;
5. Набор карточек с индивидуальным заданием по темам;
6. Тесты, темы презентаций, докладов.
Материально-технические условия.
1. Наличие светлого, проветренного, удобного помещения с температурным
режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам;
2. Интерактивная доска или DVD.
3. Магнитофон, ноутбук, стерео колонки.
4. Учительский стол.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение программы:
1.
Программа «История академических хоров»;
2.
Методические рекомендации для учителя ( список литературы для
учителя);
3.
Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки,
рекомендации;
4.
Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные
аудиозаписи и медиа – продукты;
5.
Компьютер;
Библиография.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература.
1. Царева Н. А. «Уроки госпожи мелодии», учебник по слушанию музыки, 1
класс, изд. «Престо», 2007 г.
2. Царева Н. А. «Уроки госпожи мелодии», учебник по слушанию музыки, 2
класс, изд. «Престо», 2007 г.
3. Н. А. Царева, «Уроки госпожи мелодии», учебник по слушанию музыки, 3
класс, изд. «Престо», 2007 г.
Учебно-методическая литература.
4. Гильченок Н.Г. Слушаем музыку вместе. СПб,2006г.
5. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта,
Санкт-Петербург, 1997
6. Мультимедийный урок «Слушание музыки», фонотека, 1 класс
7. Мультимедийный урок «Слушание музыки», фонотека, 2 класс
8. Мультимедийный урок «Слушание музыки», фонотека, 3 класс
9. Осовицкая З., Казаринова А. «В мире музыки». Учебное пособие, 1 год
обучения, изд. «Москва», 1996 г.
10. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 1
класс. – Спб. «Композитор», 2006 г.
11. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 2
класс. – Спб. «Композитор», 2006 г.
12. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 3
класс. – Спб. «Композитор», 2006 г
13.Д.Локшин Зарубежная хоровая литература Издание второе. 1999 г.
14. Халубзарь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», СП.,
2002г
15. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету
«Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001г.
16. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету
«Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001г.
17. Царева Н.А. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия
(с аудиозаписями). М., 2007г.
18. Яковлева З. Русское народное музыкальное творчество. М., 2004г.
Методическая литература.
19. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых
терминов и понятий. М., 1978г.
20. Методическое пособие по слушанию музыки, И. Царева, изд. «Росмэн», 2002
22. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические
рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А., М.,
« Пресс – соло», 1998г.
23. Программа курса «Слушание музыки» Г.А. Ушпикова для 1-3 классов ДМШ
и ДШИ. – СПб, «Союз художников», 2008г.
24. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного
образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ .
Министерство Культуры РФ, 2001г.
25. Прозорова А.Н. Первые шаги в мир музыки М., Терра-книжный клуб, 2005г.
Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» О.А. Владимирова для
ДМШ и ДШИ. – СПб, «Композитор», 2006г.
26. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007г.
Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. предмет «Слушание музыки в
ДМШ и ДШИ». Методические рекомендации, 1998г
Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.,
1988г.
Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и
фортепиано. М., 1959г.
Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979г.
Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990г.
Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982г.
Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.-Л., 1951г.
Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1958