Напоминание

"Развитие скоростно-силовых качеств"


Авторы: Барышников Алексей Святославови, Барышников Алексей Сятославович
Должность: тренер
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа олимпийского резерва
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие скоростно-силовых качеств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор- Барышников Алексей Святославович.

Развитие скоростно-силовых качеств.

Актуальность. Бег на короткие дистанции (спринт) является одним из

самых зрелищных видов легкой атлетики. Спринт предъявляет высокие

требования ко всем сторонам физической подготовленности, особенно к

скоростно-силовым способностям.

Рядом исследований установлено, что скоростно-силовые способности-

это комплексное физическое качество, характеризующееся способностью к

проявлению мгновенного «взрывного» нервно-мышечного усилия, которое, в

свою очередь, основано на большой силе определенных мышечных групп, на

быстроте

их

сокращения

и

на

способности

легкоатлета

к

крайне

концентрированным волевым усилиям.

Характеристика скоростно-силовых качеств

Скоростно-силовые

качеств

являются своеобразным соединением

собственно-силовых

и

скоростных

способностей.

Скоростно-силовые

качества определяют, как способности развивать максимальное мышечное

напряжение в минимальный отрезок времени. В основе скоростно-силовых

способностей лежат функциональные свойства нервно-мышечной системы,

позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительными

мышечными напряжениями требуется максимальная быстрота движений.

Иначе говоря, под термином «скоростно-силовые качества» понимается

способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в

кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды

движения.

Скоростно-силовые

качества

зависят:

-

от

состояния

нервно-

мышечного аппарата, - от абсолютной силы мышц, - от способности мышц к

быстрому нарастанию усилия в начале движения. Структура скоростно-

силовых качеств:

1. Абсолютная сила.

2. Стартовая сила - способность мышц к быстрому развитию рабочего

усилия в начальный момент напряжения.

3. Ускоряющая сила - способность мышц к быстрому наращиванию

рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.

4.

Абсолютная

быстрота

сокращения

мышц.

При

проявлении

скоростно-силовых качеств ведущее место занимает градиент силы (прирост

силы в единицу времени). Среди многочисленных форм проявления

скоростно-силовых

качеств

наиболее

распространенными

считают

прыжковые упражнения.

Как известно мышечные волокна делятся на группы: медленные и

быстрые. Их соотношение у разных людей различное и не изменяется в

течение жизни. Преобладание быстрых мышечных волокон способствует

наилучшему

проявлению

скоростных

и

скоростно-силовых

качеств.

Обязательным условием являются многолетняя, систематическая тренировка.

Чем раньше будет начало развития скоростно-силовых способностей, тем

лучше.

Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств

Специальные упражнения, направленные на развитие скоростно-

силовых

качеств,

целесообразно

классифицировать

по

целевой

направленности.

К

первой

группе

надо

отнести

упражнения,

ориентированные на дальнейшее наращивание потенциала двигательных

возможностей

спортсмена.

Ко

второй

группе

относятся

упражнения,

направленные на реализацию потенциала двигательных возможностей через

оптимизацию режима выполнения движений спортивной специализации.

По

величине

преодолеваемого

сопротивления

и

интенсивности

специальные упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых

качеств можно разделить на три группы:

4

1) упражнения с преодолением сопротивления, величина которого

выше соревновательного, в силу чего скорость движений уменьшается, а

уровень проявления силы увеличивается;

2) упражнения с преодолением сопротивления, величина которого

меньше соревновательного, а скорость движений больше;

3) упражнения с преодолением сопротивления, величина которого

равна

соревновательному,

скорость

движений

около

предельная

и

выше.Величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления

(по отношению к соревновательной величине) в каждом конкретном случае

должна быть предельной, позволяющей сохранить специфическую структуру

движений.

Средствами

воспитания

скоростно-силовых

качеств

являются

прыжковые упражнения, метания, ускорения с отягощениями, тренажёрные

устройства.

Для решения задач скоростно-силовой подготовки применяются

разнообразные упражнения:

а) с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, прыжки на

одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в

глубину, в высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, а также

силовые упражнения и на гимнастических снарядах;

б) с различными дополнительными отягощениями (пояс, жилет) в беге,

прыжковых упражнениях, прыжках в высоту и в длину;

в) с использованием воздействий внешней среды: бег и прыжки в гору

и с горы, по ступенькам и вниз, по различному грунту (газон, песок, отмель,

опилки, тропинки в лесу, против ветра и по ветру);

г) с преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых

движениях, в упражнениях с партнером, в упражнениях с отягощениями

различного веса и вида (манжета весом 0,5 кг, утяжеленный пояс, набивные

мячи весом 2-5 кг, гантели и гири весом 16-32 кг, мешки с песком весом 5-15

кг), в упражнениях с использованием блоковых приспособлений и упругих

предметов на тренажерах, в метаниях различных снарядов (набивные мячи,

камни и ядра различного веса 2-10 кг, гири весом 16-32 кг). .

При направленном развитии скоростно-силовой подготовленности

следует придерживаться следующей последовательности педагогических

воздействий: -первыми по ходу учебно-тренировочного занятия (начиная с

подготовительной части) подлежат воспитанию быстроты и формы ее

проявления, гибкость, ловкость (для оптимального функционирования

нервно-мышечного аппарата и «свежего» психо-эмоционального состояния);

- далее (по мере нарастания утомления) следует использовать упражнения на

воспитание

скоростно-силовых

и

силовых

способностей;

при

этом

«скоростные» нагрузки и упражнения должны предшествовать силовым; -

заключительная фаза основной части может быть посвящена воспитанию

выносливости, так как эффект от упражнений на выносливость возрастает по

мере утомления и на его фоне. Скоростно-силовые упражнения необходимо

сочетать с упражнениями на расслабление мышц. Следует учить их умению

расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге

после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени). Средством

заключительной

части

учебно-тренировочного

занятия

служат

разнообразные

физические

упражнения,

главной

методологической

особенностью

которых

является

их

контрастность

по

отношению

к

предыдущей деятельности: после анаэробных нагрузок - упражнения

аэробного характера (медленный бег, дыхательные упражнения); после

значительных физических и психоэмоциональных нагрузок - упражнения,

связанные с расслаблением участвующих в работе мышечных групп,

психогигиенической саморегуляцией (аутотренингом).

В результате систематического и целенаправленного использования

скоростно-силовых упражнений значительные физиологические изменения

происходят в быстрых мышечных волокнах. Их толщина увеличивается,

повышается

содержание

сократительных

белков

актина

и

миозина,

основного источника энергии миоглобина. Помимо этого изменяется

6

характер импульсации мотонейронов мышц: увеличивается частота и сила

нервных импульсов, улучшается синхронизация импульсации. Это приводит

к совершенствованию внутри и межмышечной координации.

Методика развития скоростно-силовых способностей характеризуется

применением

непредельных

отягощений

и

установкой

максимально

возможной скорости или ускорение выполняемых действий..

Для развития скоростно-силовых способностей применяют следующие

методы:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

3) игровой метод.

Сущность этого метода заключается в том, что каждое упражнение

выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими

педагогическими возможностями, они позволяют:

1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо

предписанной программе;

2) строго регламентировать нагрузку по объёму и интенсивности, а

также управлять её динамикой по ходу занятия;

3) точно дозировать интервалы отдыха между упражнениями;

4) избирательно воспитывать физические качества.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного

упражнения подразделяются на две подгруппы:

1)методы,

направленные

на

обучение

и

совершенствование

двигательных действий;

2) методы, направленные на воспитание физических качеств.

2. Методы, направленные на воспитание двигательных качеств.

Структуру этих методов определяет характер выполнения упражнений –

непрерывность или прерывистость (дискретность). По этому признаку,

методы,

направленные

на

воспитание

двигательных

качеств

можно

подразделить на две группы:

1) методы выполнения упражнения в режиме непрерывной нагрузки

(непрерывный метод);

2) методы интервального упражнения (интервальный метод).

1) Непрерывный метод – характеризуется однократным непрерывным

выполнением

физических

упражнений

при

отсутствии

пауз

отдыха.

Непрерывный метод можно применять в двух вариантах:

Первый вариант – метод равномерного длительного упражнения, в

основном связанный с выполнением циклических упражнений (ходьба, бег,

плавание, велоезда и т. п.).

Второй вариант - метод длительного выполнения упражнения в режиме

переменной нагрузки. Этот метод также связан с длительным непрерывным

выполнением

движений

циклического

характера,

но

с

переменной

скоростью, варьируемой на протяжении дистанции по заданной программе.

Такого

рода

методы

направлены

преимущественно

на

воспитание

выносливости. Аналогичные методы можно применять при выполнении

движений ациклического характера, которым придаётся искусственно-

циклический характер путём слитных повторений (например, многократные,

без пауз отдыха приседания, наклоны, отжимания в упоре лёжа, поднимание

отягощений и т. д.).

2) Интервальный метод – предусматривает выполнение упражнений с

регламентированными паузами отдыха. Выполняемая нагрузка прерывиста,

чередуется с нормированными интервалами отдыха.

Интервальный метод можно использовать в двух вариантах:

Первый

вариант

метод

стандартно-повторного

упражнения

характеризуется повторным выполнением заданных двигательных действий,

без

существенных

изменений

скорости

или

мощности

выполняемых

упражнений, длительности интервалов отдыха. Примером стандартно-

повторного упражнения может служить многократное пробегание заданного

8

отрезка дистанции(200, 400 метров и др.) с постоянной, непредельной, но

достаточно высокой скоростью и с регламентированными интервалами

отдыха (2 минуты спокойной ходьбы). Аналогичным образом могут быть

нормированы нагрузки в гимнастических упражнениях, в упражнениях с

отягощениями.

Второй вариант – метод вариативного интервального упражнения –

отличается направленным изменением воздействующих факторов по ходу

выполнения

тренировочной

программы.

Это

достигается

различными

путями:

1) изменением параметров движений (скорости, длительности, темпа);

2)сменой способов выполнения действий (путём варьирований интервалов

отдыха,

внешних

условий

выполнения

упражнений,

дополнительных

отягощений или сопротивлений).

Примеры методических приёмов вариативного интервального упражнения:

• в переменном режиме;

• с увеличением или уменьшением скорости (мощности) выполняемых

упражнений;

• с увеличением или уменьшением длины отрезков дистанции или времени

выполнения упражнений;

• с сокращением или увеличением пауз отдыха между выполняемыми

упражнениями;

• комбинирование методических приёмов.

Соревновательный

метод

применяется

в

форме

различных

тренировочных состязаний (прикидки, эстафета) и финальных соревнований.

Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам

различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с

другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя

волевые максимальные усилия.

Игровой метод используется в процессе физического воспитания для

комплексного

совершенствования

движений

при

их

первоначальном

разучивании, используется для совершенствования физических качеств,

потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для

развития

ловкости,

силы,

быстроты,

выносливости.

В

обучении

с

использованием

игровой

формы

в

урок

или

тренировку

вводятся

упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме

относят

подготовительные

упражнения,

вспомогательные

игры

и

упражнения, где присутствуют элементы соперничества. Вспомогательные

игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры.

Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые

задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются

глубиной

и

разносторонностью

воздействия

на

физические

качества

занимающихся.

Итак, скоростно-силовая подготовка, является составной частью

современного

тренировочного

процесса,

направлена

на

повышение

функциональных

возможностей

спортсменов

и

достижение

высоких

результатов в избранном виде спорта. Скоростно-силовые способности

являются своеобразным соединением собственно-силовых и скоростных

способностей. Скоростно-силовые качества определяют, как способности

развивать максимальное мышечное напряжение в минимальный отрезок

времени.



В раздел образования