Напоминание

мастер - класс


Автор: Нина Ивановна Белоконева
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка по развитию речи для родителей старших и подготовительных групп
Тема: мастер - класс
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №317» города Перми

Мастер-класс

«Фразеологизмы»

(для родителей старших и подготовительных групп)

Подготовила: учитель – логопед

Белоконева Нина Ивановна

Пермь.2020.

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №317» города Перми

Цель:

активизация

взрослых

на

совместную

деятельность

с

целью

обогащения речи взрослых устойчивыми эмоционально окрашенными

сочетаниями и выражениями.

Задачи:

Развивать языковое чутье, память, слуховое внимание;

Формировать практические навыки: уметь быстро выбирать из своего

словарного запаса наиболее точное, подходящее по смыслу слово,

чувствовать оттенки в значении этого слова;

Воспитывать любовь к родному языку, чувству дружбы.

Продолжительность: 25 минут

1. Учитель-логопед.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в

результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура.

Речевое развитие не является обособленным процессом. Хорошо развитая

речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции,

переживания, объяснить собственную позицию. Развитие фантазии,

воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно

слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться

и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и

развитию речи. Для обогащения словаря детей в русском языке имеются

фразеологизмы. Их достаточно много в художественных текстах, которые

являются помощниками родителям и педагогам в развитии речи ребенка.

Лексические упражнения формируют практические навыки: умение

быстро

выбирать

из

своего

словарного

запаса

наиболее

точное,

подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова. Взрослые часто

используют в своей повседневной жизни меткие слова и крылатые

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №317» города Перми

выражения, даже не задумываясь о происхождении и не объясняя

смыслового значения детям, поэтому дети и не используют их в речи.

Итак, я приглашаю вас в путешествие за поиском метких слов и

крылатых выражений.

2. Учитель-логопед

Назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы).

(Родители называю антонимы)

Вопрос: в какой малой форме народного поэтического творчества мы

встречаемся с антонимами? (ответ)

- Логопед спрашивает, какие пословицы знают родители. Затем

предлагает послушать пословицы, которые они знают, и найти в них

слова с противоположным значением.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Труд кормит, а лень портит.

Глазами плачет, а сердцем смеётся.

Слушай больше, говори меньше.

Умел начать, умей и окончить.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Примечание:

Что значит «глазами плачет»? (льёт слёзы)

Вопрос: Какими другими словами можно сказать, что человек плачет?

(рыдает, хнычет, ноет, ревёт, заливается слезами).

Вопрос: А что означает выражение «сердцем смеётся»?

Человеку весело, радостно.

Каким словом можно заменить слово «смеётся»?

(хохочет, заливается смехом)

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №317» города Перми

3. Учитель-логопед

Наша речь богата фразеологизмами, это очень меткие и образные

постоянные сравнения. «Молчит, словно в рот воды набрала».

Или

«Будто язык проглотил». Работая над закреплением звуков речи,

необходимо одновременно активизировать словарный запас ребенка: это

удобно сделать, используя фразеологизмы.

Если идет сильный, проливной дождь, ливень, мы скажем…

(льёт как из ведра)

Если кто – то очень быстро бежит, мы скажем…

(летит как стрела)

Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринужденно, мы

скажем… (чувствую себя как рыба в воде)

Если что - то появляется быстро, в большом количестве, мы скажем…

(как грибы после дождя).

4. Фразеологический зверинец

Стрелочками соедините слова так, чтобы получился фразеологизм

Голоден как… свинья

Хитер как… заяц

Труслив как… бык

Здоров как… рыба

Изворотлив как… волк

Надулся как… сорока

Нем как… индюк

Грязный как.. . уж

Упрям как… еж

Болтлив как… осел

Колюч как… лиса

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №317» города Перми

Угадай «Что это?»

* Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его

всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (НОС).

* Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их

развешивают чрезмерно доверчивые люди. (УШИ).

* Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют

искать в поле, когда кто – либо бесследно исчез; на него бросают слова и

деньги те, кто их не ценит. (ВЕТЕР).

Учитель

логопед

предлагает

родителям

вспомнить

«цветные

фразеологизмы». (Если родители задумались, подсказка взрослым цветовой

карточкой. Например: карточка белого цвет: Белым – бело. Белого света не

видно.

Голубая мечта. Гореть синим пламенем. Синий чулок.

Позеленел от злости. Тоска зелёная. Молодо – зелено.

Красная цена. Красная девица. Красное слово.

Смотреть сквозь розовые очки.

Чернее ночи. Чёрная душа. Всё в чёрном цвете. В чёрном теле. На

чёрный день. Держать в чёрном теле. Чёрная кошка пробежала.

Учитель-логопед: Каким образом могут дружить математика и

развитие речи по теме «фразеологизм»?

Есть «математические фразеологизмы». Давайте их вспомним:

Ноль без палочки.

В одну дудку дудеть.

Один в поле не воин. В первых рядах. Одну минуту.

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №317» города Перми

Два сапога пара. В два счёта. Два слова сказать.

Третий лишний.

Дважды два – четыре.

Через пятое на десятое.

Шестое чувство.

Семь пятниц на неделе.

Восьмое чудо света.

Не робкого десятка. Это дело десятое.

Учитель

– логопед читает

текст.

Задание для родителей: найти

9

фразеологизмов и объяснить их значение.

«Кашу маслом не испортишь».

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – ему хоть кол на голове теши, а он

всё своё… Отберу молоток!

Стучит…

- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню…

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №317» города Перми

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с луны свалился. Русским языком

сказано: поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь! Марш в кровать!

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни

слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

(Родители выделяют из текста бабушкины пословицы и поговорки.

Объясняют их значение.)

В ходе выполнения задания вспоминаются новые выражения:

Кашу заварить.

Курам на смех.

Как пить дать.

Где раки зимуют.

Спустя рукава.

Во всю Ивановскую.

Козырять, ходить козырем.

Бить баклуши.

Не попасть впросак.

Время истекло.

Как с гуся вода.

Знать назубок.

Зарубить на носу

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №317» города Перми

Взрослым важно помнить, что прочитанное с ребенком нужно

обсуждать, совместно решая проблемные ситуации; разбирать смысл

незнакомых и интересных выражений.

Читайте книги, рассматривайте иллюстрации, задавайте вопросы,

используйте различные творческие задания.



В раздел образования