Автор: Куклева Ольга Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: БОУ "Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ" Минобразования Чувашии
Населённый пункт: г. Новочебоксарск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности работы логопеда с обучающимися с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
Дифференциация звуков "К-Г" в словах
Цель: научить различать звуки «К-Г» в словах.
Задачи: 1. Добиваться дифференциации звуков «К-Г» в словах устной и письменной речи.
2. Развитие навыка звукового анализа и синтеза.
3. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.
4. Развитие оптико-пространственных представлений у детей.
5. Обогащение словарного запаса по теме: «Овощи».
6. Воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, аккуратность, старательность.
Оборудование: большие картины кастрюли и дома; маленькие предметные картинки овощей; электронное
пособие «Овощной базар»; наборное полотно; индивидуальные зеркала; карточки со словами для устной
работы; индивидуальные карточки с письменными заданиями.
1.Оргмомент.
- Ребята, посмотрите в окно. Скажите, какое сейчас время года? (осень) Что происходит с деревьями?
(опадают листья). Как называется явление, когда происходит опадение листьев? (листопад)
Правильно,
листопад – это опадение листьев у растений, обычно у деревьев и кустарников, изредка — у трав (крапива,
недотрога). Листья могут опадать массой в определённый период или постепенно, по одному в течение
длительного времени.
- Некоторые листочки попали к нам на занятие и бабушка Галина Константиновна не может открыть из-за
них дверь своего дома.
- Ребята, кто из вас желает ей помочь – поднимите руки. Королева Осень прислала письмо, в котором
находятся карточки с заданиями. Если вы правильно выполните его, то сможете убрать листочек.
2. Артикуляционная гимнастика.
Цель: укрепление мышц языка и выработка подъёма спинки и корня языка.
- Осень предлагает первое задание. Нужно хорошо выполнить упражнения для губ и языка, чтобы
правильно произносить звуки.
Часики.
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо….
Улыбка.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца.
Хоботок.
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну…
Грибок.
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
Киска сердится.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
Горка.
На деревья, на лужок
Выпал беленький снежок.
Мы на саночки садимся
И под гору быстро мчимся.
3.Повторение изученного.
- Следующее задание от Королевы Осени.
Давайте посмотрим на доску и вспомним, с какими звуками мы познакомились на прошлых занятиях.
В-Ф, З-С, Ж-Ш, Б-П, Д-Т.
- Назовите звонкие, глухие. Как мы можем проверить себя?
-Молодцы! Вы справились с этим заданием. Убираем листочек.
4. Сообщение темы занятия.
- Осень прислала стихи, но последнее слово забыла дописать. Вы должны его
угадать.
Дружно мы возьмём лопатки,
Хорошо вскопаем……… (грядки).
-Назовите первый звук в слове «грядки». Этот звук звонкий или глухой?
В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный,
Зубами «щёлк»:
Это …….. (волк).
Назовите последний звук. Какой он звонкий или глухой?
-Молодцы! Убираем листочек.
-Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки «К-Г».
5.Диференциация «К-Г» в словах.
Цель: научить различать звуки «К-Г» в устной и письменной речи.
-Сейчас каждый из вас будет поваром. Что делает повар? Осень предлагает нам сварить суп. (на наборном
полотне выставляется карточка со словом «суп»).
-В чем его варят? (Суп варят в кастрюле - выставляется большая картина кастрюли)
-Какой слышим звук в слове «кастрюля»? - определить место нахождения.
- Работа с электронным пособием «Овощной базар» (автор Навдаева Т.И.,учитель-логопед).
Что сначала пустим в суп? (идет показ картинок-овощей). Определить наличие изучаемых звуков и место их
нахождения.
- Как называется суп, который варят из гороха, картофеля, моркови, лука? (Это гороховый суп).
- Если вместо гороха в суп пустить капусту, то это какой суп? (Это щи).
- Если к данным овощам добавить свёклу, то это какой суп? (Это борщ).
- Если уберём свёклу и капусту, а добавим огурцы, то это какой суп? (Это рассольник).
-Давайте еще раз прочитаем названия супов, которые мы с вами сегодня варили. Найдите те названия, в
которых мы слышим «К» или «Г». Молодцы!
- Ребята, а как можно назвать одним словом кортошку, капусту, морковь, горох, огурцы….?
-Где они растут? (в огороде).
Огород.
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
-Для того чтобы получать хороший урожай, что мы должны делать? (Ухаживать).
-А как? Правильно посадить, полоть, поливать….
Игра «Собираем урожай» - электронное пособие.
Поздним летом в огород
Собирается народ.
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто
Летом выросла…..(капуста).
Собираем мы в лукошко
Очень вкусную ……(картошку)!
От дождя земля намокла-
Вылезай, толстушка …….(свекла)!
Из земли за чуб плутовку
Тянем сочную ……(морковку)!
Помогает деду внук-
Собирает с грядок …..(лук).
Вот и все! Хоть и устали
Урожай мы весь собрали!
6.Физминутка «Урожай» - работа с электронным пособием.
7. Пальчиковая гимнастика «Капуста» - работа с электронным пособием.
-Молодцы! Убираем листочек.
8. Работа в тетрадях (запись числа, дня недели).
- Осень прислала каждому задание на карточках.
1 группа: списать слова, вставляя пропущенные слоги «ка-га».
2 группа: списать слова, вставляя пропущенную букву «к-г».
3 группа: списать слова и подчеркнуть буквы «к-г».
-Молодцы! Убираем листочек.
9. Работа со словами: кости-гости.
-Ребята прослушайте стихотворение.
Мы пришли сегодня в гости.
Принесли собачке кости.
- Какое последнее слово в первом предложении? (написать на доске).
-Какое последнее слово во втором предложении? (написать на доске).
-Посмотрите на эти два слова и скажите, чем они отличаются? Можно путать эти буквы? Если вы ошибётесь
хотя бы в одной букве, то может получиться новое слово и тогда все предложение потеряет смысл.
-Молодцы! Убираем последний листочек.
10. Итог занятия.
-Над какими звуками работали? Какой звонкий? Какой глухой? Сегодня вы хорошо потрудились,
выполнили все задания и помогли бабушке Галине Константиновне убрать все листья возле дома.