Напоминание

Мастер – класс «Межполушарное взаимодействие» учителя логопеда


Автор: Гержина Тамара Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ гимназия
Населённый пункт: г.Сургут, Ханты-Мансийский Автономный Округ-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер – класс «Межполушарное взаимодействие» учителя логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер – класс «Межполушарное взаимодействие»

учителя логопеда

Гержины Тамары Ивановны

тема: «Логоидеи с нейроподходом»

Цель: Ознакомление родителей с инструментами коррекции и развития речи, включающие в себя

игровые упражнения, основанные на нейропсихологическом подходе.

Задачи:

1 Продолжить взаимодейсвие с родителями в рамках проекта

«Школа для родителей

«Ответственные родители- успешные дети».

2.Познакомить родителей с иновационными методами развития межпуолушарного взаимодействия.

3. Формировать активную позицию родителей в использовании нейропсихологических методов в

ходе коррекции речи у детей для самостоятельной работы с детьми.

Ожидаемые результаты мастер-класса

Понимание участниками мастер-класса актуальности данной технологии; практическое освоение

нейропсихологических

методик

и

упражнений;

мотивация

участников

мастер-класса

к

формирование интереса к простым, работающим методикам , передача навыка через собственный

опыт выполнения упражнений.

Тип занятия: мастер-класс

Структура мастер-класса:

1. Вводная часть:

• вступительное слово

2. Основная часть:

а) теоретическая

Презентация

.

Актуальность использования метода нейропсихологии в работе с детьми дошкольного

возраста, через апробацию метода.

Знакомство

с

нейропсихологическими

методами:

нейротанцы,

кинезиологические

упражнения.

б) практическая

Комментированный показ нейропсихологических методов в форме практического занятия с

участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным

приемам, упражнениям демонстрируемой деятельности. Заключительная часть

Рефлексия.

Обратная связь родителей,

Ответы на возникшие вопросы.

Эмоциональный настрой подведение итогов.

Методы: словесные, наглядные, практические

Оборудование:

Деревянные ложки 8 шт., 8 синих квадратов 20*20, 8 синих кругов, 4 пары перчаток с нашитыми

разноцветными пуговицами, Музыка Orffesta-ip isinma., три желтых круга, три маркера.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые участники( родители)! В рамках проекта « Ответственные родители –

успешные дети» мы продолжаем совместную деятельность по эффективному взаимодействию. Я

рада вас приветствовать на мастер –классе , который пройдет под девизом «Прокачаем мозг -

создадим новые нейронные связи». Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми логопедическими

идеями, которые вы сможете использовать в своей родительской практике . Попробуем не просто

узнать о них, а постараемся получить знания на практике. Наш мастер- класс, я предлагаю провести в

форме практических упражнений. Я постараюсь сделать процесс интересным, полезным и

применительным для вас.

Ну что же, Вы готовы? Предлагаю вам упражнение , которое использую в своей работе на занятиях с

детьми.

Нейро. Танцы с ложками

Музыка Orffesta-Sinek Isinma

Цель: Отработка одноименных и прекрестных движений по всему телу.

В игровой форме, под музыку, соединяем попеременные движения руки, щеки, глаза, сначала

одноименные, а затем наперекрёст.

-Все

движения

пересекающие

среднюю

линию

тела

развивают

межполушарные

зоны,

межполушарное взаимодействие.

Движение щек- оральный праксис

Закрываем глаз-вертикальные связи

Хлопки по телу- чувственная опора соматогнозиса.

Ритмические движения- переключение, внимание.

Уровень сложности движений адаптируем под возраст и возможности ребенка.

Скажите, что было сложным для вас в этом упражнении?

Поговорим сейчас о всестороннем развитии ребенка, а конкретно о науке нейропсихология! Я

познакомлю вас с эффективными методами развития межполушарного взаимодействия.

Будем

называть эти методы «Гимнастикой для мозга»

Гимнастика для мозга для маленьких детей — это простые упражнения, которые направлены

на повышение навыка целостного развития мозга. Комплекс упражнений эффективно оптимизирует

интеллектуальный процесс, а также повышает умственную работоспособность малыша. Детская

тренировка мозга способствует улучшению мыслительной деятельности, синхронизации работы

полушарий, восстановлению речевых функций.

Нейротанец для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям.

Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение, «логос» — знание) — это прикладная наука,

помогающая развивать умственные способности. Гимнастика для мозга возбуждает определенный

участок мозга и включает механизм объединения мысли. Поэтому ребенок может с легкостью

воспринимать новую информацию.

Чем полезен нейротанец для дошкольника

Нейродинамические танцы для детей дают возможность решить массу конкретных задач, а не только

усилить межполушарное взаимодействие. Польза состоит в следующем:

стимулирует память, мыслительную деятельность;

помогает получить энергию, необходимую для обучения;

снижает утомляемость;

улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;

благоприятно сказывается на процессе письма/чтения;

повышает продуктивную работоспособность;

формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе,

когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Правила кинезиологических упражнений:

- ежедневность;

- выработка ритмичности и правильности движения;

- ускорение;

- речь используется только в начале в виде помощи, затем упражнение выполняется молча.

Сейчас рассмотрим несколько танцев.

КУЛАК и ЛАДОНЬ!

Базовые движения это кулак и ладошка. Такие движения, способствуют развитию межполушарных

связей двигательного уровня.

Переключения между ладошкой и кулаком готовят к более сложным тонким движениям, в том числе

и органов речевого аппарата!

Включаем в процесс зрительную опору движения!

На квадрате только ладошка!

На круге только кулак!

А дальше, используя эту опору, прыгаем по фигурам не забывая правило! Двигательная активность

влияет на развитие и здоровье ребенка. В движении дети быстрее и радостнее обучаются.

Новая игра с перчатками!

На каждом пальчике по пуговке. Музыка Orffesta-ip isinma

С

помощью

пуговиц»маркируем»

пальчики

ребенка,

создавая

опору

для

ориентировке

в

пространстве!

Движения: прячим пальчик- большой пальчик в кулачок по переменно.

Колечки- соединяем большой и указательный, большой и мизинец»

В конце хитрость-одновремменно достаем на одной руке мизиней, а на другой указательный

Бежим по выгоде

Маркировка пальцев рук

Изолированные движения пальчиков

Развитие межполушарных связей

Развитие мелкой моторики

Контроль импульсивности

Развитие чувства ритма

А также хочу познакомить еще с одним направлением, которое я использую в своей работе. Это

сочетание артикуляционной гимнастики и кинезиологичесих упражнений. Про пользу гимнастики

для языка вы уже знаете, Это святая святых для логопедов и детей с нарушением звукопроизношения.

Я предлагаю вашему вниманию артикуляционных упражнений в сочетании с кинезиологическими

упражнениями!.То есть мы делаем одновременно гимнастику для языка и мозга. Такие упражнения

невероятно полезны - они развивают координацию движений, тренируют их переключаемость,

способствуют развитию мозга путем активизации межполушарных связей. Их моно делать всей

семьей!!! Важно!!! Начинать обучение следует в данной последовательности:

Отдельно отрабатываем артикуляционные движения.

Отдельно отрабатываем движения руками

Соединяем в медленном темпе.

Ускоряемся.

С каждым разом у ребека будет получатся все четче и быстрее.

Эти упражнения полезны абсолютно всем!

1.ЛАДОНЬ-КУЛАК

Обе руки лежат на столе. Одна рука сжата в кулак, другая

расправлена ладонью вниз.

Слегка

подкидывая

руки

над

столом, меняем

их

положение.

2.КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ

Обе руки лежат на столе в положении «кулак». Слегка

подкидывая руки над столом, меняем их положение на

«ладонь», затем – на «ребро» (обе руки – со стороны

мизинца), проговаривая: «Кулак – ладонь – ребро» и т.д.

3.ЛЕЗГИНКА

-

Лезгинку

пальцы

танцевали,

и ни капли не устали.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в

сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой

прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь

к мизинцу левой. После этого одновременно смените

положение правой и левой рук.

4. КОЛЕЧКИ

Поочередно и

как

можно

быстрее

перебирайте

пальцы рук, соединяя в кольцо с

большим

пальцем

последовательно

указательный, средний и т. д. Проба

выполняется

в прямом (от указательного пальца к

мизинцу) и в

обратном (от мизинца к указательному

пальцу)

порядке.

В

начале

упражнение

выполняется

каждой рукой отдельно, затем вместе.

Итог мастер- класса

Хочу предложить вернуться к первому Танцу с ложками.

Расскажите, что изменилось ?

-Уважаемые

родители

я

продемонстрировала

вам

вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов по коррекции

речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они

оказывают

положительное

воздействие

на

речевое

развитие,

у

детей

повышается

работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

И в завершении мастер — класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас

мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж

мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили на мастер-классе нового. Давайте

одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу и предлагаю ссылку

на свой сайт, где вы без препятсвенно сможете отработать упражнения , опираясь на видеоролик

с нейротанцами и идеи «Гимнастика языка и мозга».

Литература:

Каралашвили,

Е.А.

Физкультурная

минутка.

Динамические

упражнения

[Текст]

/

Е.А.

Каралашвили. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. [Текст] / Е.Н. Краузе. - СПб.:

Корона, 2004

Узорова, О.В., Физкультурные минутки [Текст] / - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО

«Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.

Филичева, Т.Е., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст] / Т.Е. Филичева, Н.А.

Чевелева, Г.В. Чиркина - М: Просвещение, 1989Литература

Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.

Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.

[Текст]/ А.Л. Сиротюк.

М.:

ТЦ Сфера,

2001. — 48 с.

Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и

культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.

Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих

речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И.

Лазаренко,- М.: Аркти, 1999.-136

с.

Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург:

“Детство-Пресс”, 2001.

Коноваленко.С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. М.,1999.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. –

СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.

Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.



В раздел образования