Автор: Гержина Тамара Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ гимназия
Населённый пункт: г.Сургут, Ханты-Мансийский Автономный Округ-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер – класс «Межполушарное взаимодействие» учителя логопеда
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс «Межполушарное взаимодействие»
учителя логопеда
Гержины Тамары Ивановны
тема: «Логоидеи с нейроподходом»
Цель: Ознакомление родителей с инструментами коррекции и развития речи, включающие в себя
игровые упражнения, основанные на нейропсихологическом подходе.
Задачи:
1 Продолжить взаимодейсвие с родителями в рамках проекта
«Школа для родителей
«Ответственные родители- успешные дети».
2.Познакомить родителей с иновационными методами развития межпуолушарного взаимодействия.
3. Формировать активную позицию родителей в использовании нейропсихологических методов в
ходе коррекции речи у детей для самостоятельной работы с детьми.
Ожидаемые результаты мастер-класса
Понимание участниками мастер-класса актуальности данной технологии; практическое освоение
нейропсихологических
методик
и
упражнений;
мотивация
участников
мастер-класса
к
формирование интереса к простым, работающим методикам , передача навыка через собственный
опыт выполнения упражнений.
Тип занятия: мастер-класс
Структура мастер-класса:
1. Вводная часть:
• вступительное слово
2. Основная часть:
а) теоретическая
Презентация
.
Актуальность использования метода нейропсихологии в работе с детьми дошкольного
возраста, через апробацию метода.
Знакомство
с
нейропсихологическими
методами:
нейротанцы,
кинезиологические
упражнения.
б) практическая
Комментированный показ нейропсихологических методов в форме практического занятия с
участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным
приемам, упражнениям демонстрируемой деятельности. Заключительная часть
Рефлексия.
Обратная связь родителей,
Ответы на возникшие вопросы.
Эмоциональный настрой подведение итогов.
Методы: словесные, наглядные, практические
Оборудование:
Деревянные ложки 8 шт., 8 синих квадратов 20*20, 8 синих кругов, 4 пары перчаток с нашитыми
разноцветными пуговицами, Музыка Orffesta-ip isinma., три желтых круга, три маркера.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые участники( родители)! В рамках проекта « Ответственные родители –
успешные дети» мы продолжаем совместную деятельность по эффективному взаимодействию. Я
рада вас приветствовать на мастер –классе , который пройдет под девизом «Прокачаем мозг -
создадим новые нейронные связи». Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми логопедическими
идеями, которые вы сможете использовать в своей родительской практике . Попробуем не просто
узнать о них, а постараемся получить знания на практике. Наш мастер- класс, я предлагаю провести в
форме практических упражнений. Я постараюсь сделать процесс интересным, полезным и
применительным для вас.
Ну что же, Вы готовы? Предлагаю вам упражнение , которое использую в своей работе на занятиях с
детьми.
Нейро. Танцы с ложками
Музыка Orffesta-Sinek Isinma
Цель: Отработка одноименных и прекрестных движений по всему телу.
В игровой форме, под музыку, соединяем попеременные движения руки, щеки, глаза, сначала
одноименные, а затем наперекрёст.
-Все
движения
пересекающие
среднюю
линию
тела
развивают
межполушарные
зоны,
межполушарное взаимодействие.
Движение щек- оральный праксис
Закрываем глаз-вертикальные связи
Хлопки по телу- чувственная опора соматогнозиса.
Ритмические движения- переключение, внимание.
Уровень сложности движений адаптируем под возраст и возможности ребенка.
–
Скажите, что было сложным для вас в этом упражнении?
Поговорим сейчас о всестороннем развитии ребенка, а конкретно о науке нейропсихология! Я
познакомлю вас с эффективными методами развития межполушарного взаимодействия.
Будем
называть эти методы «Гимнастикой для мозга»
Гимнастика для мозга для маленьких детей — это простые упражнения, которые направлены
на повышение навыка целостного развития мозга. Комплекс упражнений эффективно оптимизирует
интеллектуальный процесс, а также повышает умственную работоспособность малыша. Детская
тренировка мозга способствует улучшению мыслительной деятельности, синхронизации работы
полушарий, восстановлению речевых функций.
Нейротанец для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям.
Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение, «логос» — знание) — это прикладная наука,
помогающая развивать умственные способности. Гимнастика для мозга возбуждает определенный
участок мозга и включает механизм объединения мысли. Поэтому ребенок может с легкостью
воспринимать новую информацию.
Чем полезен нейротанец для дошкольника
Нейродинамические танцы для детей дают возможность решить массу конкретных задач, а не только
усилить межполушарное взаимодействие. Польза состоит в следующем:
стимулирует память, мыслительную деятельность;
помогает получить энергию, необходимую для обучения;
снижает утомляемость;
улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
благоприятно сказывается на процессе письма/чтения;
повышает продуктивную работоспособность;
формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе,
когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.
Правила кинезиологических упражнений:
- ежедневность;
- выработка ритмичности и правильности движения;
- ускорение;
- речь используется только в начале в виде помощи, затем упражнение выполняется молча.
Сейчас рассмотрим несколько танцев.
КУЛАК и ЛАДОНЬ!
Базовые движения это кулак и ладошка. Такие движения, способствуют развитию межполушарных
связей двигательного уровня.
Переключения между ладошкой и кулаком готовят к более сложным тонким движениям, в том числе
и органов речевого аппарата!
Включаем в процесс зрительную опору движения!
На квадрате только ладошка!
На круге только кулак!
А дальше, используя эту опору, прыгаем по фигурам не забывая правило! Двигательная активность
влияет на развитие и здоровье ребенка. В движении дети быстрее и радостнее обучаются.
Новая игра с перчатками!
На каждом пальчике по пуговке. Музыка Orffesta-ip isinma
С
помощью
пуговиц»маркируем»
пальчики
ребенка,
создавая
опору
для
ориентировке
в
пространстве!
Движения: прячим пальчик- большой пальчик в кулачок по переменно.
Колечки- соединяем большой и указательный, большой и мизинец»
В конце хитрость-одновремменно достаем на одной руке мизиней, а на другой указательный
Бежим по выгоде
Маркировка пальцев рук
Изолированные движения пальчиков
Развитие межполушарных связей
Развитие мелкой моторики
Контроль импульсивности
Развитие чувства ритма
А также хочу познакомить еще с одним направлением, которое я использую в своей работе. Это
сочетание артикуляционной гимнастики и кинезиологичесих упражнений. Про пользу гимнастики
для языка вы уже знаете, Это святая святых для логопедов и детей с нарушением звукопроизношения.
Я предлагаю вашему вниманию артикуляционных упражнений в сочетании с кинезиологическими
упражнениями!.То есть мы делаем одновременно гимнастику для языка и мозга. Такие упражнения
невероятно полезны - они развивают координацию движений, тренируют их переключаемость,
способствуют развитию мозга путем активизации межполушарных связей. Их моно делать всей
семьей!!! Важно!!! Начинать обучение следует в данной последовательности:
Отдельно отрабатываем артикуляционные движения.
Отдельно отрабатываем движения руками
Соединяем в медленном темпе.
Ускоряемся.
С каждым разом у ребека будет получатся все четче и быстрее.
Эти упражнения полезны абсолютно всем!
1.ЛАДОНЬ-КУЛАК
Обе руки лежат на столе. Одна рука сжата в кулак, другая
расправлена ладонью вниз.
Слегка
подкидывая
руки
над
столом, меняем
их
положение.
2.КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ
Обе руки лежат на столе в положении «кулак». Слегка
подкидывая руки над столом, меняем их положение на
«ладонь», затем – на «ребро» (обе руки – со стороны
мизинца), проговаривая: «Кулак – ладонь – ребро» и т.д.
3.ЛЕЗГИНКА
-
Лезгинку
пальцы
танцевали,
и ни капли не устали.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в
сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой
прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь
к мизинцу левой. После этого одновременно смените
положение правой и левой рук.
4. КОЛЕЧКИ
Поочередно и
как
можно
быстрее
перебирайте
пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим
пальцем
последовательно
указательный, средний и т. д. Проба
выполняется
в прямом (от указательного пальца к
мизинцу) и в
обратном (от мизинца к указательному
пальцу)
порядке.
В
начале
упражнение
выполняется
каждой рукой отдельно, затем вместе.
Итог мастер- класса
Хочу предложить вернуться к первому Танцу с ложками.
Расскажите, что изменилось ?
-Уважаемые
родители
я
продемонстрировала
вам
вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов по коррекции
речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они
оказывают
положительное
воздействие
на
речевое
развитие,
у
детей
повышается
работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
И в завершении мастер — класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас
мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж
мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили на мастер-классе нового. Давайте
одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу и предлагаю ссылку
на свой сайт, где вы без препятсвенно сможете отработать упражнения , опираясь на видеоролик
с нейротанцами и идеи «Гимнастика языка и мозга».
Литература:
Каралашвили,
Е.А.
Физкультурная
минутка.
Динамические
упражнения
[Текст]
/
Е.А.
Каралашвили. - М.: ТЦ «Сфера», 2001
Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. [Текст] / Е.Н. Краузе. - СПб.:
Корона, 2004
Узорова, О.В., Физкультурные минутки [Текст] / - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО
«Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.
Филичева, Т.Е., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст] / Т.Е. Филичева, Н.А.
Чевелева, Г.В. Чиркина - М: Просвещение, 1989Литература
Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.
Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.
[Текст]/ А.Л. Сиротюк.
—
М.:
ТЦ Сфера,
2001. — 48 с.
Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и
культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.
Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих
речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И.
Лазаренко,- М.: Аркти, 1999.-136
с.
Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург:
“Детство-Пресс”, 2001.
Коноваленко.С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. М.,1999.
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. –
СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.
Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.