Напоминание

"А.И.Солженицын. Импровизация судьбы"


Автор: Прошина Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №19(25)"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Презентация к уроку литературы
Тема: "А.И.Солженицын. Импровизация судьбы"
Раздел: среднее образование





Назад




ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА

СОЛЖЕНИЦЫНА

Только сам став крепостным,

русский образованный

человек мог теперь писать

крепостного мужика

изнутри.

Я пишу правду о русской

истории.

А.И.Солженицын

РОДИТЕЛИ

Александр Исаевич Солженицын

родился 11 декабря 1918 года в

Кисловодске. Родители его были

рабочими. Отец, Исаакий

Семенович, происходил из семьи

бывших крепостных крестьян.

Получив университетское

образование, в Первую мировую

войну ушел добровольцем на

фронт. Вернувшись с войны,

погиб на охоте за полгода до

рождения сына.

Мать, Таисия Захаровна Щербак,

происходила из семьи богатого

кубанского землевладельца. По

словам писателя, « это был

человек редкой энергии и

трудолюбия… А с рабочими

обращался так, что после

революции они старика 12 лет до

смерти добровольно кормили».

ДЕТСТВО

В 1924 году маленький Саша с

матерью переехали в Ростов-на-

Дону. Пятнадцать лет они

ютились по углам ,снимали за

большую плату комнаты в

гнилых избушках. Собственное

жилье, которое они наконец

получили, было частью

перестроенной конюшни. Матери

было сложно устроиться на

работу: ей ставили в вину

социальное происхождение – дочь

«кулака». Она умерла во время

Великой Отечественной войны.

Сын смог придти на материнскую

могилу спустя двенадцать лет,

отбыв заключение в лагере и

ссылку…

ГОДЫ ВОЙНЫ

В 1941 году Солженицын окончил физико-

математический факультет Ростовского

университета. Ещё раньше, в 1939 году, он

поступил на заочное отделение

Московского института философии,

литературы и искусства. Закончить этот

институт ему не дала война. После

обучения в артиллерийском училище в

Костроме в конце 1942 года будущий

писатель был отправлен на фронт и

назначен командиром батареи звуковой

разведки.

Солженицын прошел боевой путь от Орла

до Восточной Пруссии, получил звание

капитана, был награжден орденами. В

конце января 1945 года он вывел батарею

из окружения. Командование высоко ценило

храбрость и воинское мастерство

Александра Исаевича…

АРЕСТ

Казалось, ничто не предвещало катастрофы. Но

9 февраля 1945 года его арестовали: военная

цензура обратила внимание на переписку

Солженицына с его другом Николаем

Виткевичем. Там содержались резкие оценки

Сталина, установленных им порядков,

говорилось о лживости современной советской

литературы. Солженицына осудили на восемь

лет лагерей и вечную ссылку…

ГОДЫ ССЫЛКИ

Солженицын отбывал свой

срок в Новом Иерусалиме под

Москвой, потом на

строительстве жилого дома

в Москве. Затем – в

«шарашке» (секретном

научно-исследовательском

институте, где работали

заключенные) в подмосковном

поселке Марфино. 1950 –

1953 годы он провел в лагере

(в Казахстане), был на общих

– самых тяжелых – лагерных

работах.

«БЕССРОЧНАЯ ССЫЛКА».

РЕАЛИБИТАЦИЯ

Срок заключения окончился в

1953 году, и недавний узник

стал преподавать

математику в районном

центре Кок-Терек

Джамбульской области

Казахстана. Так началась

«бессрочная ссылка»,

длившаяся три года. 6 февраля

1956 года Верховный суд

Советского Союза освободил

Александра Исаевича от

ссылки, а через год объявил его

полностью невиновным:

критика Сталина и

литературных произведений

была признана справедливой и

не противоречащей

социалистической идеологии.

ГОДЫ РАБОТЫ В РЯЗАНИ

В 1956 году Солженицын переехал в РСФСР

– в небольшой поселок Рязанской области,

где работал учителем. Через год он

обосновался в Рязани, где до 1962 года

Солженицын преподавал в гимназии №2.

В годы ссылки и преподавания в Рязанской

области и Рязани Солженицын работал

над романом «В круге первом» и над

«художественным исследованием»

«Архипелаг ГУЛАГ», не надеясь на их

публикацию.

«ОДИН ДЕНЬ ИВАНА

ДЕНИСОВИЧА»

Ещё в лагере у Солженицына обнаружили раковое

заболевание, и 12 февраля 1952 года ему была сделана

операция. Во время ссылки Солженицын дважды лечился в

Ташкентском онкологическом диспансере, использовал

различные целебные растения. Вопреки ожиданиям

медиков, злокачественная опухоль исчезла. В своём

исцелении будущий писатель усмотрел проявление

Божественной воли – повеление рассказать миру о

советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто

ничего не знает об этом или не хочет знать.

Зимой 1950/51 года писатель задумал рассказ об одном

дне заключённого. В 1959 году практически за месяц была

написана повесть и названа «Щ-854 (Один день одного

зэка)». «Щ-854» - лагерный номер главного героя, Ивана

Денисовича Шухова.

«ОДИН ДЕНЬ ИВАНА

ДЕНИСОВИЧА»

Осенью 1961 года с повестью познакомился главный редактор

журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский. Разрешение на

публикацию повести Твардовский лично добился от Первого

секретаря Центрального Комитета Коммунистической

партии Советского Союза Н.С.Хрущева. «Щ-854» под

измененным названием – «Один день Ивана Денисовича» - был

напечатан в журнале «Новый мир».

Солженицын стал известен всей стране. Чтобы прочитать

его повесть, за номером «Нового мира» в библиотеках

записывались в огромные очереди. Текст повести передавали

из рук в руки, перепечатывали на пишущей машинке. «Один

день Ивана Денисовича» стал для многих откровением.

В 1963 – 1966 годах в «Новом мире» были опубликованы ещё

три рассказа Солженицына. После 1966 года сочинения автора

«Ивана Денисовича» не печатались на Родине тридцать лет.

В ПЕРВОМ КРУГЕ АДА

Ещё находясь в ссылке, в 1955 году Солженицын начал

писать роман «В круге первом».

Персонажи романа – точные портреты реальных

людей, заключённых «шарашки» в подмосковном посёлке

Марфино. Действие романа укладывается в неполные

трое суток – накануне 1950 года. В большинстве глав

события не выходят из стен марфинской «шарашки».

Таким образом, повествование становится предельно

насыщенным.

«Шарашка» – это мужское братство, в котором

ведутся смелые свободные дискуссии об искусстве, о

смысле природы социализма. Но «шарашка» – также и и

царство смерти, ад. Символика смерти обволакивает

её.

«В КРУГЕ ПЕРВОМ»

Повествование Солженицына – хор, в котором авторский

голос звучит приглушённо. Писатель избегает прямых

оценок, давая выговориться персонажам. Но прежде всего

сама действительность должна подтвердить

бесчеловечность, мертвящую пустоту политического

режима тех лет . И лишь в финале, рассказывая об

этапе, которым следуют строптивые зэки,

отказавшиеся принести свои таланты на службу

палачам, автор открыто врывается в повествование.

«Может быть, он и не доедет до места назначения? В

телячьем вагоне умрет от дизентерии? Оттого, что

шесть суток эшелон будут гнать без хлеба. Или конвой

забьёт его молотками за чей-то побег? Или в конце пути

из нетопленной теплушки будут выбрасывать, как

дрова, окоченевшие трупы зэков?

Помяни, Господи, тех, кто не доехал!»

«РАКОВЫЙ КОРПУС»

В 1955 году Солженицын задумывает, а в 1963 – 1966 годах

пишет повесть «Раковый корпус». В ней отразились впечатления

автора от пребывания в Ташкентском онкологическом

диспансере и история его исцеления. Время действия ограничено

несколькими неделями, место действия – стенами больницы.

Раковая болезнь в повести уравнивает всех больных. Мысль о

неизбежной смерти, которая заставляет людей задуматься о

своих грехах, роднит солженицынскую повесть и рассказ Льва

Толстого «Чем люди живы?», который читают больные-

заключённые.

Но у Солженицына раковая болезнь также ещё и символ той

злокачественной болезни, которая проникла в плоть и кровь

общества.

Повесть была высоко оценена Твардовским. Но все попытки

напечатать её в «Новом мире» оказались неудачными. «Раковый

корпус», как и «В круге первом», распространялся в «самиздате».

Повесть вышла впервые на Западе в 1968 году.

ПРОРЫВ НЕМОТЫ

В середине 60-х годов, когда власть не желала

больше вспоминать о репрессиях сталинского

времени, в Солженицыне стали видеть опасного

противника. В сентябре 1965 года у одного из

друзей писателя, хранившего его рукописи, был

устроен обыск. Солженицынский архив оказался в

Комитете государственной безопасности.

С 1966 года сочинения писателя перестают

печатать, а уже опубликованные изымают из

библиотек. КГБ распространяет слухи, что во

время войны Солженицын сдался в плен и

сотрудничал с немцами. В марте 1967 года

Солженицын обратился к Четвёртому съезду

Союза советских писателей с письмом, где

говорил о губительной власти цензуры и о судьбе

своих произведений. Он потребовал от Союза

писателей опровергнуть клевету и решить

вопрос о публикации «Ракового корпуса».

Руководство Союза писателей не откликнулось

на этот призыв.

Сторонники писателя называли публикацию книг

Солженицына «прорывом немоты», событием,

сопоставимым по значению со смертью Сталина.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Начинается бескомпромиссное противостояние

Солженицына власти. Он пишет публицистические

статьи, которые расходятся в рукописях. Отныне

публицистика становится такой же значимой частью его

творчества, как и художественная литература. Он

распространяет открытые письма с протестами против

нарушения прав человека, преследований инакомыслящих в

Советском Союзе.

В ноябре 1969 года Солженицына исключают из Союза

писателей.

В 1970 году Солженицын становится лауреатом самой

авторитетной международной премии – Нобелевской.

О своём противостоянии коммунистической власти

Солженицын рассказал в книге «Бодался теленок с дубом»,

впервые опубликованной в Париже в 1975 году.

«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»

С 1958 года писатель работал над книгой

«Архипелаг ГУЛАГ» – историей репрессий, лагерей

и тюрем в Советском Союзе. В 1968 году он

завершил этот огромный трёхтомный труд. В

1973 году сотрудники Комитета государственной

безопасности захватили один из экземпляров

рукописи. Преследования писателя усилились. В

конце 1973 года на Западе вышел первый том

«Архипелага…».

«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»

Книга нанесла сокрушительный удар мифам о прогрессивном и

гуманном социализме, якобы построенном в Советском Союзе

(такое мнение разделяли многие западные деятели культуры).

Солженицыну в анонимных телефонных звонках и письмах

угрожали смертью. По указке властей советские газеты

обвиняли автора в предательстве интересов Родины, в

симпатиях к фашизму, именовали «провокатором и

подстрекателем», «матёрым делягой»,

«клеветником».Отклики сторонников писателя

распространялись в рукописях. «Он побуждает нас

оборотиться на самих себя, будит в нас задремавшую совесть,

напоминает о нашей ответственности за зло, творимое

вокруг. Он вернул нам великую нравственную силу русской

литературы, ею высветил равнодушие и жестокость, в

которых мы погрязли», – заявил в неопубликованном закрытом

письме советским властям философ Борис Шрагин.

«Архипелаг ГУЛАГ» имеет

подзаголовок «Опыт художественного

исследования». Книга Солженицына –

не бесстрастная работа историка.

Она – и материал для грядущего суда

над коммунистической системой, и

обвинительная речь, обращённая к

палачам, и приговор судьи. Это и

поминальное слово всем

расстрелянным, умершим от пыток и

голода. В то же время это

воспоминания Солженицына о

собственной лагерной жизни. Только

ирония и юмор не дают писателю

погрузиться в отчаяние.

Все главы объединяет образ-символ

Архипелага – множества «островов»-

лагерей, населённых зэками.

Лишь став арестантом, человек

может увидеть Архипелаг. И

Солженицын проводит читателя по

всем «островам» Архипелага,

заставляя его самого пережить арест,

следствие, труд в забое или на

лесоповале; оказаться, пусть

ненадолго, узником карцера или барака

усиленного режима…

В ИЗГНАНИИ

12 февраля 1974 года

Солженицын был арестован и,

спустя сутки, выслан из

Советского Союза в Западную

Германию. Сразу после ареста

писателя его жена

распространила в «самиздате»

солженицынскую статью

«Жить не по лжи» – призыв к

гражданам СССР отказаться

от соучастия во лжи, которой

от них требует власть.

Вскоре Солженицын с семьёй

поселился в швейцарском

городе Цюрихе, а в 1976 году

переселился в усадьбу близ

города Кавендиш (штат

Вермонт, США).

«КРАСНОЕ КОЛЕСО»

В эмиграции писатель напряжённо работает над

огромным произведением «Красное колесо»,

посвящённым предреволюционным годам России.

Это своеобразная летопись, соединяющая

разнородный материал. Повествование

Солженицына, как и летопись, создаётся из

фрагментов разных жанров. Это и репортаж-

протокол, и «отчёт о путешествиях», в котором

регистрируются уличные беспорядки в феврале

1917 года, и главы, напоминающие психологический

роман, в них описываются эпизоды из жизни

вымышленных и исторических персонажей.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ

Солженицын говорил, что вернется на

родину лишь тогда, когда туда вернутся

его книги, когда там будет напечатан

«Архипелаг ГУЛАГ». Журналу «Новый

мир» пришлось выдержать долгую

борьбу с властями, чтобы начать

публикацию «Архипелага…». К началу 90-

х годов в России были изданы все

главные произведения писателя.

С 1990 года проза Солженицына широко

печатается на Родине. 16 августа того

же года Указом Президента СССР

писателю возвращено гражданство; 18

сентября «Комсомольская правда» и

«Литературная газета» публикуют

статью «Как нам обустроить Россию?»,

где Солженицын предупреждает о

трудностях при выходе из-под

коммунистического гнета. 27 мая 1994

года Солженицын вернулся в Россию.

РОССИЯ В ОБВАЛЕ

Вернувшись в Россию, Солженицын пишет книгу воспоминаний

«Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Очерки

изгнания».Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы,

он активно включается в общественную жизнь, выступает в

газетах и на телевидении с оценками современной политики

российских властей. Солженицын решительно осуждает

реформы президента Б. Н. Ельцина, но по-прежнему не

допускает возможности сотрудничества с коммунистами.

Писатель обвиняет власти в том, что проводимые в стране

преобразования непродуманны, безнравственны и наносят

огромный урон обществу. После этого в сентябре 1995 года

был прекращен цикл телепередач Солженицына на канале

ОРТ. В 1998 году он напечатал книгу «Россия в обвале». В ней

писатель резко критикует экономические реформы. Он

размышляет о необходимости возрождения русского

национального самосознания, о возвращении к традициям…

На протяжении XVIII и

XIX столетий русская

культура создала образ

писателя-пророка,

своим словом

обличающего неправду

и возвещающего

истину. Солженицын,

наверное, последний

замечательный русский

писатель, естественно

соединивший дар

писателя и призвание

проповедника.

Единственный высший

смысл своей жизни он

выразил в нескольких

словах: «Я пишу правду

о русской истории».



В раздел образования