Напоминание

Урок литературного чтения Л.Н. Толстого "Лев и собачка"


Автор: Винокурова Владилена Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Харбалахский общеобразовательный комплекс им. Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа"
Населённый пункт: Таттинский улус, село Харбалах
Наименование материала: урок
Тема: Урок литературного чтения Л.Н. Толстого "Лев и собачка"
Раздел: среднее образование





Назад




У р о к

Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

3 КЛАСС

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

АВТОРЫ Л.Ф.КЛИМАНОВА, Л.А.ВИНОГРАДОВА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ

УМК «ПЕРСПЕКТИВА» , ЧАСТЬ 2

УРОК ПРОВЕЛА: ВИНОКУРОВА ВЛАДИЛЕНА ИЛЬИНИЧНА

УЧИТЕЛЬ ГБПОУ РС(Я)

«ХАРБАЛАХСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМ.Н.Е.МОРДИНОВА-АММА АЧЧЫГЫЙА»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать

формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих

навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к

окружающим людям), нравственному становлению личности

П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы

Предметные:

научатся выражать личное

отношение к прослушанному

(прочитанному),

аргументировать свою позицию

с привлечением текста

произведения; понимать,

позицию какого героя

произведения поддерживает

автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-формирование умения самостоятельно формулировать тему

и цели урока,

-планировать пути решения поставленной проблемы;

-формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

-формирование критического мышления;

-формирование умения извлекать информацию,

представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение высказывать свои мысли в устной

форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-овладеть русской монологической и диалогической речью;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной

деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Личностные:

-(эмоцианальность)

формирование

умения осознавать и определять свои

эмоции;

-(эмпатия)

формирование

умения

осознавать и определять

эмоции

других

людей,

сочуствия

,

сопережевания;

-формирование интереса к чтению,

потребности к чтении;

-формирование

уважительного

отношения к предпочтениям других

людей;

-ориентация

в

нравственном

содержании

и

смысле

своих

поступков и поступках других людей.

О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности учащегося

(осуществляемые

действия)

Формируемы

е способы

деятельности

I.

Организация

начала урока

– Доброе утро, ребята! Сегодня у нас особенный день, собрались учителя

начальных школ нашего улуса. Поприветствуйте гостей.

– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать,

громко и чётко отвечать на вопросы.

Психологически настраивает учащихся класса на урок

Показывают готовность

к уроку. Приветствуют

учителя

Владеют

навыками

психологичес

кой

подготовки к

уроку,

организации

рабочего

места,

вежливого

общения

Проверка

домашнего

задания

«Милый ты наш человек!»

– О каком писателе эти слова? Кто их написал?

Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза.

Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные,

мудрые)

- Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?

- А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем,

Владеют

логическими

действиями.

проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные

ответы. На работу вам даётся 4 минуты.

- Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным

ответом.

«Акула», «Лебеди»

Выполняют тестовые

задания

Самопроверка

Анализируют

содержание

рассказов.

Осуществляю

т

самопроверку

Постановка

учебной

задачи /

Разминка

- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство . Для

красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи

расправьте, животик подтяните.

- А сейчас прочитайте стихотворение про себя

Бедная собака – бросили её

Старая собака – где её жильё?

Злой хозяин, вредный,

Выгнал за порог!

Перед неё, бедной,

Нет уже дорог.

– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение?

(Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до

озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь

о них? (рассказы детей)

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком?

Это первое прирученное им животное.

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с

центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества

защиты животных».

-А это какое животное?

Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

Читают стихотворение

Читают стихотворение

про себя

Чтение стихотворения

хором

Беседа

Владеют

логическими

действиями.

Прогнозирую

т содержание

рассказа по

за-головку и

иллюстрация

м. Владеют

навыками

работы со

справочной

литературой.

Формулирую

т ответы на

поставленные

учителем

вопросы.

Принимают и

сохраняют

цели и задачи

учебной

деятельности

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с

короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела

достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него

необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и

домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В

зоопарке они доживают до 50 лет.

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой

собачке.)

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

– Что означает слово «быль»?

– Как вы думаете, могут ли два абсолютно разных животных найти

общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим

произведением.

Прослушивание

Читают название.

Рассуждают о

содержании

произведения.

– Это быль – то, что

было; рассказ о

действительном

происшествии.

Высказывают

свое мнение.

2. Изучение

нового мате-

риала.

Первичное

восприятие

текста.

Словарная

работа

– Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в

далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту

историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в

Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней

равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Прослушивание рассказа

– Понравился рассказ?

– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение

этих слов.

– Смысл каких слов вам был непонятен?

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он

называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или

нападать.

Внимательно слушают.

Делятся своими

впечатлениями.

Определяют совместно

с учителем толкование

слов.

Принимают

и сохраняют

цели и задачи

учебной

деятельности.

Владеют

навыками

работы со

справочной

литературой.

Используют

простые

речевые

средства для

передачи

своего

мнения.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем

эта быль?

– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Назовите главных героев были.

– Где происходит действие?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)

– О любви и

привязанности животных

друг к другу.

– Печаль, грусть,

тревогу.

– Лев и собачка.

– В зверинце.

Выполняют

физкультминутку

Полно и

точно

выражают

свои мысли.

Выполняют

физкультмин

утку согласно

инструкции

учителя

Анализ

произведения

Работа в парах

(составить

диалог героев)

- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность

собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении

этих животных.

- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со

львом? Подтвердите словами из текста.

- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх

собачки?

– (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки,

встала на задние лапки)

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его

удивило? Найдите и прочитайте это место.

– Ему стало её жалко, она ему понравилась.

- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы

состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на

размышление.

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Выполняют задания,

отвечают на вопросы.

– Подошел к ней,

понюхал, посмотрел с

любопытством, тронул ее

лапой…

– Умный взгляд собачки

был как просьба не есть

ее. Собачка очень добрая,

игривая и ласковая, стала

приветливо махать

хвостиком.

Осуществляю

т логические

действия.

Адекватно

воспринимаю

т

информацию.

Используют

простые

речевые

средства для

передачи

своего

мнения.

Составляют

диалог

животных

при первой

встречи

Работа с

иллюстративн

ым

материалом

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в

одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а

иногда играл с ней.)

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?

– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать

собачку

Как выглядят животные?

– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А

собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто

обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?

– Дружба животных. Нам вместе очень весело.

– Она понравилась льву.

Лев относился к ней

ласково, подружился с

ней, полюбил ее.

– Может положиться на

него, доверяет ему, он не

обидит ее, не предаст.

– В дружбу.

Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он

вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам,

бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он

бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и

затих.)

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в

тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался

верен своей подруге.)

- Отчего лев умер?

– Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

– Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось,

чтобы вы этому тоже научились.

– Собачка заболела

и умерла.

– Лев перестал есть, а всё

нюхал, лизал собачку и

трогал её лапой.

– Места себе не находил.

Возможно, он понял, что

не может больше

оставаться

в клетке, он пытается

вырваться на свободу, но

не может этого сделать.

Высказывают свое

мнение.

Работа в

группах

1 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу.

2 группа портрет героя – льва

3 группа портрет героя – собачки

– Какой конец в этой истории? (Печальный.)

– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…

– Кого вам сейчас жалко? Почему?

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу

жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют

сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут

быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они

оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

Отвечают на вопрос.

Полно и

точно

выражают

свои мысли

V. Домашнее

задание

- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для

домашней работы?

Внимательно слушают,

задают уточняющие

вопросы

Осуществляю

т поиск

средств

достижения

цели

VI. Итог

урока.

Рефлексия

-

- Что дал вам этот урок? Что хотел сказать писатель, написав для вас этот

рассказ?

– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, пользуясь нашим «словарем чувств»

напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах .

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. От какого слова

происходит слово посочувствовали? (от слова чувство.)

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и

грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и

ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем,

празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они

дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и

справедливости.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

• Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо

работали. Я горжусь вами!

Делают выводы и

обобщения.

Осуществляют

самоанализ учебной

деятельности

Формулирую

т ответы на

вопросы.

Владеют

навыками

самоанализа



В раздел образования