Напоминание

"Первоначальные методы обучения импровизации в младших классах детских музыкальных школ и школ искусств"


Автор: Демина Елена Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: п. Усть-Камчатск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Первоначальные методы обучения импровизации в младших классах детских музыкальных школ и школ искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В

МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ

ИСКУССТВ

Данная методическая работа основана на моем личном многолетнем

опыте преподавательской практики. Не секрет, что классическая музыка

представляет собой сложившиеся, отшлифованные, «застывшие» стилевые

формы, которые сформировались на протяжении столетий, так и обучение

игры на фортепиано имеет определенные строгие рамки, в которых ребенок

вынужден находиться на протяжении всего периода обучения. Как снять эти

оковы и дать выпускнику свободу мысли, желание музицировать и дальше,

по окончании учебы. Чтобы музыка и любовь к ней сопровождала его по

жизни с первых уроков и навсегда.

Всем известен тот печальный факт, что ребенок, заканчивая

семилетнее

образование

в

музыкальной

школе,

редко

подходит

к

инструменту, ведь как правило, на протяжении всего курса обучения его

работа

сводится

к

механическому

заучиванию

текста.

Весь

период

образования и особенно публичные выступления, экзамены становятся для

него нервным потрясением. Занятия импровизацией, что называется с

пеленок помогает раскрепостить ребенка, дает ему мышечную свободу,

убирает зажатость и страх перед выполнением тех или иных технических и

исполнительских задач, развивает музыкальную интуицию! А когда эти цели

достигнуты, на передний план выступает любовь к музыке, а значит и к

занятиям, появляется желание заниматься творчеством.

На протяжении работы я систематически использую данную

методику с малышами подготовительного отделения, с учащимися младших

классов фортепианного отделения, и, конечно же, на протяжении всех лет

обучения дети эстрадного отделения (синтезатор) в полной мере занимаются

по этой методике.

Малыш, начиная свое классическое музыкальное образование, с

первых

же

занятий

невольно

попадает

в

уже

устоявшиеся

каноны

образовательной системы, которые естественным образом вызывают некий

страх от того , что он не справится или сделает что-то не так в этой для него

совершенно ранее неизведанном и новым виде деятельности . А так как

одной из актуальнейших задач музыкальной педагогики была и есть

воспитание свободного незакомплексованного музыканта-художника, то

предлагаемый мною метод введения импровизации на самых ранних этапах

обучения,

параллельно

с

классическим

образованием,

связанным

с

постановочными моментами, освоением музыкальной грамоты, здесь просто

не заменим. Небольшая справка:

Музыкальная

импровизация

(итал.

improvisazione,

от

Improvisus

неожиданный,

внезапный)

исторически

наиболее

древний

тип

музицирования, при котором процесс

сочинения

музыки

происходит

непосредственно во время её исполнения.

Великолепными

музыкальными

экспромтами

были

Моцарт,

Бетховен,

Шопен.

В

эпоху

Ренессанса

импровизация

бытовала

в

традиционных

виртуозных

фантазиях,

использовалась

в

концертах

органистов, ярким представителем этого направления был И.С. Бах. С

зарождением кинематографа прием импровизации использовали в качестве

сопровождения «немых» фильмов.

С появлением джаза импровизация стала разделяться на две

основные формы:

Интуитивная музыка, без ритма, стиля, правил – спонтанное

сочетание

звуков.

Так,

создаваемая

мелодия

приобретает

духовно-

эзотерическое

понимание,

устанавливает

связь

с

явлением,

идеей,

состоянием (электронная музыка, вызывающая чувство, эмоции, ощущения

космоса, мистики).

Вторая форма – свободная импровизация, которая основывается на

заранее заготовленных клише ритма, гармонии. Солист, в свою очередь,

выдает не предсказуемую мелодию.

Как и во всем, что касается музыки, ключ к успеху – практика.

Поэтому, чтобы сформировать способность к импровизации, надо заниматься

импровизацией.

Практика показывает, что если заниматься импровизацией без

всяких правил – то есть «без руля и без ветрил», то ничего хорошего из этого

не выйдет. Ведь всем хорошо известно, что редкие единицы от рождения

владеют

искусством

импровизации,

а

вот

научить

технике

данного

направления можно практически любого. Итак, два кита, на которых

держится импровизация-мелодия и гармония. Сочетание этих двух понятий

по определению американского музыковеда Бруно Неттла – есть модель

этого гигантского строения – импровизации.

Поговорим о мелодии, и ее роли на первоначальном этапе обучения

маленького пианиста. Первый период в 5-6 лет донотный – только глаза, уши

и клавиши.

Максимум, что может ребенок- это 2, 3 пальцем на штрихе нонлегато

извлекать звуки. Используя верхний и средний регистр, мы начинаем свое

путешествие в мир музыки. Проделываем это с любых звуков, даем полную

свободу выбора ребенку. Говорю: «Не бойся нажать не ту клавишу!» В

импровизационной мелодии нет « не тех» нот! Кругом свобода! Убиваем

двух зайцев – раскрепощаем ребенка физически и морально, приучаем его к

слуховому контролю и, конечно же, незаметно для него самого занимаемся

постановочными моментами – рука, кисть дышит, взлетает. Ведь известна

истина – человек свободен «вот так!» (руки в стороны), а зажат наоборот!

Первые мелодические пробы будут построены на мотивах секунды, и чтобы

избежать примитивного топтания на месте, наталкиваем малыша на

гаммообразные, поступенные мелодические линии сначала одной рукой ,а

затем и двумя руками поочередно.

Позже в игру вступает его величество ритм. Звуки тянутся, а потом

вдруг начинают резво шагать. Все звучит и складывается для этого малыша,

ему интересно путешествовать по регистрам на разный манер. Но это как-то

пусто звучит без гармонии, без поддержки. (можно привести пример

известной музыкальной игры « Угадай мелодию»в которую мы активно

играли с ребятами в июне этого года в пришкольном лагере, когда мотив

песни нужно определить без аккомпанемента и с ним). Поскольку ребенок

сам еще не в состоянии поддержать себя гармонически, на помощь приходит

его величество ансамбль с преподавателем. Здесь я предлагаю педагогам

использовать

мою

методическую

разработку

"Различные

виды

аккомпанемента для левой руки", которая давно успешно применяется в

нашей школе. В этом случае волшебная левая рука творит чудеса. Играя роль

одновременно ритмического остова и гармонической основы, сопровождение

начинает

высвечивать

мелодию

в

разных

жанрах,

стилях,

придает

настроение, меняет характер, тем самым вызывая восторг у ребенка: «Это Я

так играю!?» Его буквально распирает гордость от услышанного.

Вот несколько примеров. (пригласить слушателя поучаствовать).

Далее мы можем усложнить задачу: чередовать звуки – играть по терциями,

усложнять

ритм

синкопировать,

применять

пунктирный

рисунок,

использовать черные клавиши. (Пример пьесы «Трубочист» или «Черный

кот»- пусть ребенок сам придумает название).

Таким образом, используя различные примеры аккомпанемента,

исполняем с ребенком лирические композиции сначала в размере 2 и 4

четвертей, меняя характер музыки на Польку, Марш, затем трехдольные

импровизации в стиле Вальс или на размер 6/8.

Это были примеры классической музыки, а когда вы приступите к

основам джазового сопровождения! Примеры баса Буги-вуги и Рок-н-ролла

для левой руки элементарны. В купе с детской мелодической линией или

пульсацией такая пьеса экспромт просто может стать шедевром! А если на

уроке

еще

присутствует

родитель

ученика

(что

бывает

почти

систематически), то происходит некая влюбленность в музыку, семья

начинает верить в успех своего чада, если нет инструмента, то появляется

огромное желание его приобрести, малыш начинает верить в себя, страх

перед огромным черным существом под названием Рояль пропадает, ему

нравится музицировать, он начинает влюбляться в своего единомышленника

и помощника в игре – в педагога! Говорят же – если ребенок полюбит тебя,

то он полюбит и твой предмет! Наша маленькая, но такая большая цель

достигнута!

Идет время, первое полугодие, год. Ученик развивается, крепнет,

меняются его физические данные, он получает гармоничное развитие в

системе образовательной программы по предметам теории музыки, ритмики,

пытается интонировать, слышать, осваивает азы

музыкальной грамоты,

учится исполнительскому мастерству и сценической выдержки. Пора и нам в

классе усложнять задачу.

Параллельно с игрой технических упражнений, простейших Ганонов,

начинаем осваивать с учеником виды аккомпанемента для левой руки.

Сначала это басо-остинато, затем несложные арпеджио, интервалы (стиль

буги-вуги)- ориентируемся на индивидуальные физические возможности

руки – растяжка. После закрепления навыков данного материала пытаемся

соединить небольшие импровизационные мотивы в единое целое – собрать

вертикаль.

Здесь

нам

понадобится

хороший

слуховой

контроль

и

координация движений. Поначалу эти попытки выполняем в едином

простейшем ритме, а затем пробуем свинговать, придавая подобной

раскачивающейся пульсацией джазовую окраску. Если не следовать этим

правилам поступенного освоения материала и закрепления технических и

исполнительских навыков, то в результате могут возникнуть типичные

ошибки

в

освоении

этого

искусства:

хаос,

нагромождение

звуков,

бесформенность

и

безликость

звучания.

Следуем

правилу:

поспеши

медленно!

Теперь, когда основной фундамент заложен и элементарные навыки

приобретены, можно уделить внимание модели Бруно Неттла, о которой мы

упоминали ранее. На первый план выходит ГАРМОНИЯ. Как и классической

музыке, в импровизации и джазе все базируется на трех основных аккордах:

тонике, субдоминанте и доминанте. Модель или заготовка (клише) всегда

оговаривается заранее, что в классе на примере фраз или небольших

законченных пьесках с крошкой- музыкантом , что на концертах именитых

импровизаторов. Достаточно послушать пластинки

таких мастеров, как

Бенни Гудмана, Дюка Эллингтона или оркестр Олега Лундстрема, на

концерта которого мне посчастливилось побывать лично. Пример заготовок

(T – S – D – T. Или: T – S – T – D – S – T).

Таким

образом,

выстраивая

гармоническую

модель

будущей

импровизации, пробуем на практике исполнить получившееся произведение.

Впоследствии

нам

открываются

бескрайние

горизонты

возможностей

транскрипции полученного результата.

Так как аккомпанемент диктует стиль и жанр (а их великое

множество), пробуем исполнить пьесу в стиле блюз, вальс-бостон (свингуя

бас-аккорд), буги-вуги, рок-н-ролл. Более продвинутым учащимся можно

предложить шагающий бас, имитирующий звуки контрабаса. Параллельно

можно вводить усложнение мелодии: мелодия движется более своевольно, со

множеством

скачков,

сменой

ритмических

мотивов

(триолей),

синкопированно,

с

использованием

форшлагов

и

сменой

регистров.

Некоторые заготовки или клише есть и для мелодической линии. (Примеры

для мелодии).

Итак, практикуя на занятиях все вышеперечисленные техники,

можно хоть как-то приблизить ученика к такому нелегкому, но безумно

интересному виду музыкального искусства, как импровизация. Даже тот, кто

не

обладает

блестящими

музыкальными

способностями,

не

должен

отчаиваться, ведь как утверждает современная психология – способности

формируются и развиваются.

Музыка, что рождается под пальцами

импровизатора, не являет собой беспорядочный набор звуков, поскольку

выступает в тех же жанрах и формах, содержит в себе классические

композиционные приемы.

Таким образом ,занимаясь с учеником азами импровизации, мы

вселяем в маленького музыканта свободу мысли, движений, раскрепощаем

его от деревянной скованности, учим слушать и фантазировать ,побуждаем к

занятию домашним

музицированием, а значит и творчеством! Так со

временем

задача

воспитать

свободного

музыканта-художника

будет

воплощена в жизнь.

Хочется закончить свой доклад словами из дневника современного

американского писателя и журналиста Чака Паланика: «Сколько пота и

нудных

усилий

уходит

на

то,

чтобы

сотворить

нечто,

выглядящее

непринужденной импровизацией…»

________________________________________________________________

Список литературы

1.

Никитин А. Начинающий джазовый пианист / А. Никитин. –

Хабаровск, 1982.

2.

Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодий / Г. Шатковский. –

М., 1989



В раздел образования