Напоминание

Урок изобразительного искусства в 1 классе "Осенний листопад"


Автор: Григорьева Нина Христофоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 им.Тикеева Д.С.
Населённый пункт: Башкортостан, Иглинский р-н, с.Ивано-Казанка, Казанская д.38.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок изобразительного искусства в 1 классе "Осенний листопад"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок изобразительного искусства в 1 классе

(Автор разработки урока Григорьева Нина Христофоровна- учитель

МБОУ СОШ №4 им. Тикеева Д.С,МР Иглинский район Республика Башкортостан)

Тема: Осенний листопад.

Планируемые результаты:

Личностные: овладение навыками коллективной деятельности в процессе работы в

команде одноклассников под руководством учителя.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже

известного с помощью учителя

Коммуникативные: слушать и понимать высказывания ,учить поддерживать

непринужденную беседу: уметь грамматически правильно отвечать на вопросы, уметь

коротко рассказывать о своих наблюдениях.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, пополнять

словарный запас, развивать наблюдательность

Предметные: знать названия главных цветов и правила смешивания акварельных красок.

Оборудование: краски акварельные, карандаш, палитра, вода, кисти, бумажные и

тканевые салфетки.

Изобразительный ряд: коллекция осенних листьев, карточки с изображением листьев

разных деревьев, образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: стихотворения И .Бунина «Листопад», Ю. Каютова «Листопад

Музыкальный ряд: запись песни «Танец осенних листочков» (слова Е. Макшанцевой,

музыка П.Филиппенко», М. Ивенсена «Падают, падают листья»

1.Организация учащихся.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

— Здравствуйте!—

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Посмотрите: Всё ли в порядке, альбомы, краски, ластики, карандаши, чтоб

поработать от души.

2. Сообщение темы урока. Сегодня мы будем раскрашивать опавшие листья, те, что

лежат на парте у каждого из вас.

Какое время года наступило, ребята? (ответы детей)

После какого времени года наступает осень? (после лета)

Назовите все месяцы осени (сентябрь, октябрь, ноябрь)

По каким признакам вы определили, что это осень?

Дети: Солнце меньше светит и греет, дни стали короче, листья желтеют и опадают,

насекомые прячутся, птицы улетают, идут холодные дожди, по утрам заморозки.

-Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (листопад)

За что же мы любим осень?

За тихие солнечные последние деньки, золотой, багряный убор на деревьях, грибы,

яблоки, бабье лето.

Учитель: Послушайте очень красивые стихи наших поэтов

Падают с ветки желтые монетки...

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

И.Пивоварова

Листопад, листопад

Листья кружатся, летят!

Разноцветные, резные,

Словно кистью расписные…

Осень краску подарила,

Листья в пляску закружила.

А. Рябинка

Учитель: А это стихотворение вы уже знаете. Расскажите.

Дети: Лес, точно расписной.

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной. И.Бунин.

Учитель: Почему лес осенью называют золотым, багряным? (Ответы детей)

(Сравнение пейзажей И.И.Левитана и И.С.Остроухова.)

А вот как художники Исаак Ильич Левитан и И.С.Остроухов изобразили «Золотую осень»

на своих картинах используя яркие краски. Какие деревья вы узнали на картине?

На картине И.И.Левитана изображен яркий, солнечный день. Листва деревьев сияет золотом,

небо яркое, голубое.

На пейзаже «Золотая осень» И.С.Остроухова мы видим уголок старого парка Художник

использовал теплые светлые –золотисто -желтые оттенки в сочетании с холодными, темными

коричневыми и зелеными.

У художников все цвета взаимосвязаны, образуют единую гамму, гармонично сочетаются с

синими оттенками реки и неба, создают целостное впечатление, в котором преобладает

радостное, праздничное настроение торжественной красоты.

3. Давайте проведем игру

Игра проводится, когда дети снова обращаются к изображению осенних

листьев.

Задача: совершенствовать знания о предметах действительности, умение

различать листья различных деревьев.

Материал: карты-лото с изображением деревьев и карточки с изображением

листьев на партах детей

Содержание: детям раздаются карты лото и наборы карточек с изображением

листьев. На столе у учителя – набор настоящих листьев различных деревьев.

Игровое действие заключается в следующем. Учитель демонстрирует лист

дерева, уч-ся должны поднять карточку и сказать, какое дерево потеряло

лист.

Учитель: Опавшие листья покрывают землю золотым ковром. Вы видели, как падают

листья?

Падают с ветки золотые монетки

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

Эти детки с какой ветки (спрашиваю у детей)

Дети показывают листок называя с какого он дерева.

Я-с клена…

Я-с тополя…

Я- с дуба…

Я-с рябины…

Я-с березы..

Я-с осинки…

Везде листопад:

На пороге – морозы Ю.Капотов.

Листья с разных деревьев имеют красивую и разнообразную осеннюю окраску:

березовые- светло-зеленые с желтым, рябиновые, калиновые- багряно-красные,

тополиные- желтые и т.д.Мы ощущаем в воздухе их горьковатый, терпкий запах. Опавшие

листья еще сохраняют выразительность формы.

-Посмотрите сколько листочков у меня на столе. Листья осенью что делают?

(желтеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

-Что можно сказать про листья? Какие они? (разноцветные, желтые, красные, зеленые,

осенние)

Физминутка:

Мы листики осенние,

На веточках сидели. (дети приседают.)

Дунул ветер- полетели.

Мы летели, мы летели (кружатся на носочках).

И на землю тихо сели (приседают.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил (кружатся на месте)

И на землю опустил. (приседают)

4.Сюрпизный момент

Из-под стола учителя появляется человечек весь перепачканный краской,

лохматый (его можно вырезать из картона, сделав тряпичные волоса).

- Ребята, как вы думаете, кто это? Ты кто?

- Я – Пачкуля.

- Почему ты такой грязный? Где ты так испачкался?

- Это простая история. Только вот отмыться никак не могу. Мы с Незнайкой

рисовали красками осенние листья. Я спешил и всё испортил.

- А что же ты наделал, расскажи нам.

- Начал я рисовать листок клёна, весь его красной краской закрасил, а потом

вспомнил, что концы то у него уже покраснели. Стал я кончики красить

красной краской, а получилась какая-то грязь. Рядом с зелёным листком

жёлтый лежал. Я стал жёлтый красить. А зелёная краска потекла в жёлтую.

Вот, посмотрите, что получилось, (он показывает рисунок).

- Как вы думаете, ребята, почему у Пачкули получился такой рисунок?

- Он не знает правил работы с акварелью.

- Давайте поможем Пачкуле их запомнить,

( Учащиеся повторяют правила работы кистью и акварелью).

Правила работы кистью и акварельными красками.

1.Акварель предварительно надо развести, и, прежде чем писать, попробовать цвет на листке.

2.Цвета не должны перекрывать друг друга, иначе получится грязь.

3.Если писать акварелью, а рядом краска ещё не просохла, она обязательно растечётся.

Поэтому, дождись, когда высохнет один элемент и начинай красить другой.

4. Писать акварелью можно и по мокрой бумаге. Тогда краска расплывается и получится так, будто

мы смотрим на рисунок через мокрое стекло.

5Нельзя немытой, грязной кисточкой пробовать все краски подряд, так как тогда все краски станут

одинакового цвета. Какого? (Грязного)

Учитель:

-А как же быть с твоим внешним видом? По-моему, надо что-то сделать.

- Ребята, что ему следует сделать?

(Дети: умыться, почистить костюм) Учитель достает чистого Пачкулю:

- какой же я теперь Пачкуля, я стал совсем чистый. Мне даже самому как-то

непривычно. Ребята, назовите меня как-нибудь по-другому.

(дети придумывают новое имя) Андрюша.

Учитель: У каждого из вас на столе лежит салфетка или тряпочка. Она нужнадля того, чтобы

вытирать руки и стол, просушить кисть по окончании работы.

Учитель: Сегодня мы будем раскрашивать кленовые листья. Вспомним цветовой спектр

Красный + синий = фиолетовый, красный + зеленый = коричневый, красный + желтый =

оранжевый, синий + желтый = зеленый.

5.Этапы раскрашивания листочка.

Учитель: Приступим к работе. Легкими линиями карандаша намечаем центральную жилку

и черенок листка, уточняем внешний контур рисуемого листочка, соблюдая пропорции.

Осенний листочек покрываем желтой краской. Не дожидаясь, пока высохнет желтая

краска, вливаем, добавляем другие краски, которые мы заметили на осеннем листе –

коричневую, зеленую, темно-желтую, темно-красную.

Кончиком тонкой кисти прорисовываем некоторые прожилки, подчеркиваем кое-где край

листа.

Рисунок готов.

6.Практическая работа :

Задание: раскрасить трафареты кленовых листочков по образцу

Фон: спокойная, тихая музыка Чайковского «Времена года. Осень», Фонограмма минус

песни «Танец осенних листьев»

7.Итог урока.

1 Выставка работ учащихся

Показ одноклассникам своей работы. Раскрашенный листочек прикрепить к деревцу

Учитель : Какие красивые листочки получились на ваших рисунках, к нам в класс пришла

осень и принесла с собой листопад. (Рассматривают листочки на дереве)

Музыкальная физминутка с движениями (в руках у детей заранее заготовленные

учителем образцы больших, раскрашенных, ярких кленовых листьев. Дети исполняют

песню и по ходу песни выполняют движения.)

1.Падают, падают листья ( машут листочками имитируя падение листочков)

В нашем саду листопад (приседают)

Желтые, красные листья

по ветру вьются, летят (встают, кружатся, приседают)

2. Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли (Идут по кругу, машут листочками, как крыльями)

Вот уж последняя стая

Крыльями машет в дали. (машут листочком, до свидания!)

3.В руки возьмем по корзинке

В лес за грибами пойдем, (идут по кругу)

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком. (прячутся за листочками)

(Встают, кланяются, садятся за парты)

8.Рефлексия

Я сегодня научился…

Я узнал……

Мне понравилось………..

Список литературы.

1. Абрамова, М.А Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4

классы/ М. А Абрамова - М.: ГИЦ ВЛАДОС -, 2004. 122с.

2.Занимательное азбуковедение. В.Волина. М.Просвещение 1991г.

3.Элементарные основы композиции Ривина ЕК. Начальная школа №3 1995.

4 Шпикалова Т.Я Изобразительное искусство в 1 классе М.Просвещение.1981

5 В.С.Кузина Изобразительное искусство в 1 классе Волгоград. Учитель 2005г



В раздел образования