Напоминание

"Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры"


Автор: Евграфова Ольга Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ города Костромы "СОШ №38 имени Героя Советского Союза А. П. Шилина"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: "Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры"
Раздел: полное образование





Назад




Учитель физической культуры

МБОУ города Костромы СОШ №38

Евграфова О.Н.

«Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры»

Теория без практики — мертва,

практика без теории — слепа.

В. Зубков

Учитель призван раскрыть обучающимся подлинный смысл физической культуры

как средства гармонического развития человека, организации здорового образа жизни,

укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Следовательно, обучающимся

необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений

и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основной формой которого

является урок. Очень важно, чтобы теоретические сведения были естественной (а не

привязанной искусственно!) составной частью уроков, давались, когда это необходимо и

уместно.

Содержание учебного предмета "физическая культура" находит свое воплощение в

учебной программе. Программа условно должна состоять из двух частей: теоретической и

практической. Теоретическая часть программы включает основы научных знаний о

физической культуре (историю возникновения и развития физической культуры,

основные понятия в сфере науки о физической культуре, основы теории физических

способностей человека, основы спортивной тренировки, основы гигиены занятий

физическими упражнениями).

Нужны ли теоретические знания и занятия по физической культуре? Трудный

вопрос. И на него нет однозначного ответа. Почему? Во-первых, часов на физическую

культуру в школьной программе немного. В нашей школе, как и в большинстве других

школ, на занятия физической культурой отводится три часа в каждом классе. Во-вторых,

многие физическую культуру понимают как занятия физическими упражнениями для

овладения двигательными умениями и навыками или видят в занятиях физической

культурой только оздоровительный эффект.

В 1998 году в общеобразовательных школах в программу выпускных экзаменов по

выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку

не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся.

В 1999–2000 учебном году Министерство образования РФ впервые включило

физическую

культуру

в

перечень

учебных

предметов,

по

которым

проводятся

Всероссийские олимпиады школьников. Одной из задач олимпиады школьников является

определение уровня овладения учащимися системой знаний в области физической

культуры. Как известно, олимпиада по физической культуре также состоит из

теоретической и практической части. Подготовить последнюю значительно проще, так как

она опирается на известные ученику элементы. С теорией сложней. Я, при подготовке к

олимпиаде, провожу тестирование по теоретическим вопросам с использованием бланков

вопросов и ответов. Причём в тестировании принимают участие не только ученики

старших, но и ребята 5-7 классов. Вопросы и задания, конечно же, варьируются. Таким

образом, начиная с 5 класса, учащиеся уже осваивают элементы теоретической части

олимпиады по физической культуре, получают навыки работы с тестами.

Как правило, я сообщаю теоретические сведения в основной части урока при

разучивании физического элемента или действия. Наиболее часто теория сопровождает

практику на уроках по спортивным играм при изучении правил игры, элементов

судейства. Зачастую, достаточно большой объём двигательных действий на уроке, не даёт

учителю возможности сообщить и теоретический материал.

Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование

физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности,

сохранение и укрепление здоровья человека.

Формирование

знаний

о

физической

культуре

непременное

условие

сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика

свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше

развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше

результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей,

привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании

потребности в них.

Теоретическая подготовка учащихся в области физической культуры должна быть

необходимой базой для формирования научного мировоззрения и физической культуры

личности школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы

физической культуры в единстве с всеобщей человеческой культурой. Кстати, изучение

основ спортивной гигиены у нас в школе начинается ещё в младших классах. Перед

уроком

физкультуры

учителя

проверяют

наличие

спортивной

формы,

сменной

спортивной обуви, а после окончания урока контролируют процесс смены спортивной

одежды на повседневную. Эти мероприятия стали системой, они позволяют к окончанию

младшей школы выработать у учащихся чёткий алгоритм действий «переоделся –

позанимался – переоделся».

С беседы о гигиене физической культуры и спорта начинают первые уроки

физкультуры в среднем и старшем звене, в ходе которых учащимся ещё раз напоминаю её

важность.

В процессе обучения учащиеся должны получить теоретические знания по таким

вопросам: общие сведения о физкультурном движении и организации физического

воспитания; гигиенические основы физического воспитания; теоретические знания по

гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, плаванию.

Даю теоретические знания по отдельным видам общей физической подготовки,

знакомлю учащихся с основами техники различных видов спорта, профилактикой

травматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместе с

практическими

навыками

по

видам

спорта

должны

содействовать

спортивному

совершенствованию в избранном виде спорта и внедрению физических упражнений в быт

учащихся.

Поясню всё сказанное на примере проведения уроков физической культуры.

Изучение теоретического материала осуществляется несколькими путями:

1)

Сообщение

теоретических

сведений

в

процессе

урока,

проводимого

непосредственно в спортивном зале или на спортивной площадке, перед выполнением

двигательного элемента или действия. Так, например, на каждом уроке излагают и

повторяю правила техники безопасности. Возьмём конкретный пример – изучение раздела

«Гимнастика с элементами акробатики». Прежде чем начать выполнение элемента или

подводящие к нему упражнения, я рассказываю, какие группы мышц задействованы при

его выполнении, как он может использоваться практически. Затем прошу учеников

повторить рассказанное, одновременно закрепляя образ действия, его вербальную модель.

2) Использую на уроках физической культуры приёмы и методы самостоятельной

работы учащихся с теоретическим материалом с последующим контролем. Это

проведение зачётов по теоретическим вопросам в конце изучения тем или разделов

программы. Так при изучении темы «Волейбол» наряду с демонстрацией двигательных

умений и навыков, обучающиеся отвечают на вопросы по теме, которые заранее объявляю

и даю на самостоятельное изучение. Зачёт может проводиться как в форме письменного

ответа на выбранный вопрос, так и в форме теста.

Освобождённые учащиеся готовят сообщения , защищают проекты, презентации по

различным видам спорта, оформляют плакаты.

3) При изучении темы «Акробатика», в ходе урока использую групповую форму

работы предлагать обучающимся составить проект выполнения кувырка, распределив

последовательность этапов этого элемента. Практически, на уроках физической культуры,

это выглядит так: я даю карточки с элементами, допустим, кувырка вперёд. Учащимся

необходимо расположить их в правильной последовательности. Такой подход позволяет

одновременно с образным мышлением и зрительной памятью формировать у учащихся

правильное произношение спортивных терминов и понятий, закрепляет в памяти

обучающихся двигательное действие.

Таким образом, в заключении, можно сказать, что преподавание теоретического

материала необходимо. Но для успешного решения этой задачи учитель физической

культуры должен найти оптимальные формы и методы урока, позволяющие давать

теоретический материал не в ущерб развитию двигательных умений и навыков, а

наоборот.

Литература:

1. Дубровский В.И., Валеология. Здоровый образ жизни: - М.: RETORIKA-А: Флинта,

1999.

2. Закирьянов К.Х., Иванов Г.Д., Ордабаев Н.О., Жаксылыков М.Ф. Профессионально-

педагогическая и прикладная физическая подготовка щкольников. Учебно-методическое

пособие. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1998.

3. Колкутин А.М., Мананков Н.Е. Рабочая учебная программа по дисциплине

«Физическая культура». - Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2003.



В раздел образования