Напоминание

"Давайте поиграем" .Игры в математическом уголке Воскобовича (младшая группа)


Автор: Лариса Владимировна Яковлева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: Анжеро-Судженский ГО Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Давайте поиграем" .Игры в математическом уголке Воскобовича (младшая группа)
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Давайте поиграем»

Игры в математическом уголке Воскобовича (младшая группа)

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности,

в результате которой формируется личностный опыт ребенка, его ценностное отношение

к миру, формируются потребности в знании и познании

Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию.

Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями

единого процесса отражения действительности.

Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт

исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста.

Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление,

ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и

самостоятельно развиваться.

В период дошкольного детва ребенок проживает наиболее значимый период в

становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для

себя удивительные открытия. Учится взаимодействовать с взрослыми, сверстниками,

природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая их в собственные

впечатления.

Именно поиск решения ответов на такие вопросы является «Развивающие игры

Воскобовича»

Игры на коврографе.

«Башмачки Фифы»

Цель: формирование представлений о цвете

Однажды Гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмачках белого цвета и

принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зелёным

квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг башмачки позеленели. Фифа

огляделась. И - о, чудо - стала замечать предметы только зелёного цвета. Встала перед

синим квадратиком - башмачки посинели и вокруг стали чётко видны предметы синего

цвета.

Для игры используются красная, жёлтая, зелёная и синяя карточки. Квадраты

располагаются на коврографе в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки

точно такого же цвета. Дети напротив карточки прикрепляют башмачки одинакового с

ней цвета, называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.

«Лопушок»

Цель: формирование представлений о форме предметов.

На Полянку пришёл Лопушок. Принёс с собой для игры треугольник, круг и квадрат.

Разложил и… Если Лопушок вставал напротив круга, то становился круглым, напротив

квадрата – квадратным, напротив треугольника – треугольным.

Для игры используются геометрические фигуры – квадрат, треугольник и круг. Фигуры

располагаются в ряд – это волшебная дорожка. С помощью «Разноцветных верёвочек»

дети под квадратом делают аппликацию квадрата, под кругом – круга, под треугольником

– треугольника (это Лопушок меняет форму).

Находят в окружающей обстановке и называют предметы квадратной, круглой и

треугольной форм.

«Игрушечный дождь»

Цель: формирование представлений о размере предметов.

«Игрушечный дождь»

Как – то раз над Полянкой прошёл настоящий игрушечный дождь. После него появились

не огромные лужи, а большие островки игрушек. Игрушки были разные – высокие и

низкие, длинные и короткие, толстые и тонкие. Гусеница Фифа тут же принялась их

собирать. Сначала она выбрала высокие, потом – низкие.

На коврографе раскладываются картинки с изображением предметов различного размера.

Детям предлагается соединить верёвочкой сначала все высокие предметы, потом все

низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.

«Конфеты».

Цель: учить детей соотносить предметы по величине.

Однажды Лопушок и Фифа нашли на Полянке две коробки с конфетами.В одной коробке

конфеты были большие, а в другой – маленькие. Друзья тут же разделили конфеты

поровну и начали их есть. Как только Лопушок съедал конфету, Фифа искала в своей

коробке точно такую же. К вечеру у друзей разболелись животы.

Для игры используются большие и маленькие фигуры, которые разделяются по размеру

(«Фонарики Ларчик»).

Конфеты какого размера достались Лопушку? Фифе? Часть детей играет роль Лопушка и

берёт геометрические фигуры большего размера, а часть – Фифы и выбирает фигуры

меньшего размера.

Двухцветный квадрат Воскобовича.

«Превращения квадрата» «Домик» (фигура 1).

Цель: развитие конструктивных способностей детей.

-А за Фиолетовым лесом, располагался самый обыкновенный город. И вот в этом Городе,

в самой обыкновенном доме жила самая обычная семья: мама Трапеция, папа

Прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато

был Дедушка Четырёхугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко,

потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил

папа.

Дедушка часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова

получил от дедушки письмо. Дедушка передаёт всем привет, желает доброго здоровья и

спрашивает, кем его любимый внук мечтает стать.

После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а

кем я могу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошёл к зеркалу. На него

смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже

были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, - подумал про себя

Квадрат – То ли дело домик во дворе. Такой стройный! Такой нарядный! Вот если б я мог

стать домиком». Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его

пришли в движение, и он как-то необыкновенно сложился. Квадрат снова посмотрел на

себя в зеркало и увидел домик. Конечно, он этому немного удивился, но невесёлые мысли

отвлекли его, и он снова превратился в квадрат.

Знакомство детей с условными обозначениями в схемах к игре.

«Фонарики»

«Форма фонариков»

Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).

Магнолику подарили фонарики – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные и

овальные. Сначала Магнолик зажёг круглые фонарики.

Ребёнок вынимает из игрового поля вкладыши круглой формы.

Затем квадратные и треугольные.

Малыш вынимает из игрового поля вкладыши квадратной и треугольной формы.

«Чудо – крестики 1»

Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета и формы); тренировка мелкой

моторики рук.

«Знакомимся с крестиками».

-Перед вами новая игра. На что она похожа? (на цветочную поляну, пёструю поляну,

мозаику, калейдоскоп и т.п.).

-В центре игрового поля находится круг. Какого он цвета? Составь его из двух половинок.

Круги получились одинаковыми? Как проверить? (наложить друг на друга).

-Где находится целый крестик? (слева). Какого он цвета? (красного). Из какого количества

частей состоит крестик жёлтого цвета? Покажи крестики зелёного и синего цвета. Где они

находятся?

«Шнур Малыш»

Цель: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук.

«Знакомство с игрой»

Показ основных приёмов работы со шнуром: шнур может огибать «кнопку»,

закручиваться вокруг «кнопки», может «нырять» и «выныривать».

«Вышивание» дорожки №1.

«Коробки для подарков»

Цель: формирование представлений у детей о форме предметов.

Однажды утром на Полянке друзья нашли подарки. Они обрадовались и тут же решили

убрать их в коробки.

Используются картинки с изображением предметов различной формы (квадратной,

треугольной, круглой) и соответствующие геометрические фигуры ( «Фонарики Ларчик»).

Круглый предмет помещается в коробку круглой формы, прямоугольный – в коробку

прямоугольной формы и т.д.Дети выбирают и прикрепляют на коврографе под картинкой

с изображением предмета соответствующую геометрическую фигуру, называют форму

предмета

«На своё место»

Цель: формирование представлений у детей о размере предметов.

Лопушок принёс на Полянку две коробки, длинную и короткую, и цветные карандаши,

длинные и короткие. Начал раскладывать карандаши и… запутался.

На коврографе появляются два прямоугольника (длинный и короткий) и верёвочки двух

размеров. Детям предлагается распределить «карандаши» по своим «коробкам».

«Волшебные круги».

Цель: формирование представлений у детей о цвете, форме и размере предметов.

Однажды на Полянке появились три волшебных круга. Лопушок обрадовался и начал

сортировать свои игрушки. Оказалось, что в один круг укладывались игрушки только

синего цвета, в другой – круглые, в третий – большие.

На коврографе верёвочками обозначаются три круга, вокруг располагаются

геометрические фигуры. Дети раскладывают их по кругам.

«Фонарики»

«Форма фонариков»

Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).

Магнолику подарили фонарики – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные и

овальные. Сначала Магнолик зажёг круглые фонарики.

Ребёнок вынимает из игрового поля вкладыши круглой формы.

Затем квадратные и треугольные.

Малыш вынимает из игрового поля вкладыши квадратной и треугольной формы.

Прямоугольные и овальные фонарики Магнолик включил самыми последними.

Малыш вынимает из игрового поля вкладыши прямоугольной и овальной формы.

«Чудо – крестики 1»

Цель: развитие сенсорных способностей; тренировка мелкой моторики рук.

«Собираем крестики».

-Крестики собираем в игровом поле:

-в произвольном порядке

-сначала крестик зелёного цвета, потом синего и т.д.

-сначала целый крестик, потом крестик из двух частей, из трёх и т.д.

«Лепестки»

Цель: освоение цвета, развитие внимания, памяти.

«Цветок с разноцветными лепестками».

-На полянке вырос красивый цветок – двухцветик.

(На коврографе выкладывается цветок из лепестков красного и оранжевого цвета).

-На следующий день вырос новый цветок – трёхцветик. Какого цвета у него лепестки?

(На коврографе выкладывается цветок из трёх лепестков: красного, оранжевого и жёлтого

цвета.)

-Нарисуйте на листочках двухцветики и трёхцветики в подарок маме.

«Бусы».

Цель:формирование умений соотносить предметы по их количеству.

У модницы Фифы были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна

ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Фифа принялась их собирать.

На коврографе располагаются в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от

друга. В каждой группе количество шариков увеличивается на один (1,2,3,4 шарика из

«Разноцветных липучек»).Это одна нитка с бусами. Дети под этими шариками

прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные» бусы).

«Игрушечный дождь»

Цель: формирование представлений о размере предметов.

Как – то раз над Полянкой прошёл настоящий игрушечный дождь. После него появились

не огромные лужи, а большие островки игрушек. Игрушки были разные – высокие и

низкие, длинные и короткие, толстые и тонкие. Гусеница Фифа тут же принялась их

собирать. Сначала она выбрала высокие, потом – низкие.

На коврографе раскладываются картинки с изображением предметов различного размера.

Детям предлагается соединить верёвочкой сначала все высокие предметы, потом все

низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.

«Фонарики»

Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).

«Размер и цвет фонариков».

-Фонарики есть большие и маленькие. Сначала Магнолик зажёг маленькие фонарики.

Ребёнок заполняет поле вкладышами маленького размера.

-Какой формы фонарики, какого цвета, сколько их?

-Внимание Магнолика привлекли большие фонарики. Они становились то одноцветными,

то двухцветными.

Ребёнок составляет вкладыши большого размера зелёного цвета.

-Два – они стали двухцветными.

Ребёнок складывает геометрическую фигуру большого размера из двух частей – зелёной и

красной.

«Чудо – крестики 1»

Цель: развитие сенсорных способностей; тренировка мелкой моторики рук.

«Строим башню»

Крестики собираем на столе, накладывая друг на друга по алгоритму:

- по цвету: первый этаж – крестик красного цвета, второй – синего и т.д.

-по количеству частей: первый этаж – крестик из трёх частей, второй – из двух, третий –

из четырёх, четвёртый – из одной.

«Бумажная сумка».

Цель: развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы и

сравнивать их по назначению.

Фифа сделала себе сумку из бумаги. Положила в неё тяжёлую железную машинку и

направилась к Лопушку. Вдруг видит – машинка лежит на Полянке, а сумка осталась без

дна. «Почему?» - удивилась Фифа.

Можно провести эксперимент – сделать сумку из бумаги, а в неё положить тяжёлую

железную машинку. Почему машинка разорвала бумажную сумку? Какая получилась

сумка? Что можно сделать из бумаги? На коврографе располагаются картинки с

изображением предметов из разных материалов (бумага, металл, дерево, стекло). Детям

предлагается соединить верёвочками все предметы, изготовленные из бумаги.

Вариант: найти в окружающей обстановке все предметы, изготовленные из бумаги.

«Лепестки»

«Что изменилось?».

Цель: освоение цвета, развитие внимания, памяти.

-Цветок осыпался.

На коврографе выкладывается ряд из пяти лепестков (можно произвольно, можно по

цветам радуги).

-Подул ветер и несколько лепестков улетело.

Дети закрывают глаза, взрослый убирает один, два или три лепестка. Дети называют

недостающие по цвету.

Игру можно усложнить – просто поменять лепестки местам.

«Кораблик Плюх-Плюх»

Цель: совершенствование интеллекта, развитие математических представлений о цвете,

высоте предметов.

Отважный кораблик

Плывёт в океан.

Лягушки – матросы,

А Гусь – капитан.

Лягушки, забыв

Про усталость и скуку,

В пути изучают

Морскую науку.

«Кораблик Плюх-Плюх»

Определение высоты мачт, порядковый счёт.

Кораблик рассматривается без флажков.

-У кораблика «Плюх-Плюх» 5 мачт (сосчитаем).

Первая – самая низкая

Вторая - низкая

Третья – средняя

Четвёртая - высокая

Пятая - самая высокая

-Назовём вместе названия мачт хором.

-На палубе кораблика лежат разноцветные флажки. Гусь – капитан командует: «Разобрать

флажки по цветам!»

-Флажков какого цвета больше всего? Какого – меньше всего? Сколько флажков синего

цвета? Зелёного? Жёлтого? Оранжевого? Красного?

-На какую мачту навесим флажки, которых больше всего? А на какую войдёт меньше

всего флажков?

Дети надевают флажки на мачты.

«Кораблик Плюх – Плюх»

Цель: развитие математических представлений о цвете, высоте предметов, условной мерке

(флажке); тренировка мелкой моторики рук.

«Сколько флажков на каждой мачте?»

-Гусь – капитан даёт команду: «Измерить флажками высоту мачт!» лягушки – матросы

начинают считать: первая мачта – высотой в один флажок, вторая – в два флажка и т.д.

Сколько флажков помещается на самой высокой мачте? Сколько – на самой низкой?

Сколько флажков помещается на мачте, которая находится между средней и самой

низкой? Какой у неё порядковый номер? Сколько флажков прикрепляется к средней

мачте?

Дети прикрепляют флажки к мачтам.

«Кораблик Плюх – Плюх»

Цель: решение логико – математических задач; тренировка мелкой моторики рук.

На кораблике флажки расположены произвольно.

-На что похож кораблик? (на пёстрое одеяло, на цветочную поляну и т.д.).

-Стоит тёплая солнечная погода, но вдруг темнеет, поднимается сильный ветер, и с мачт

начинают слетать флажки.

Даётся алгоритм:

-Сначала внтер сдувает со средней мачты флажки одинакового цвета. Какого?

-Потом срывает с низкой мачты флажок некрасного цвета. Какого?

-Следом с остальных мачт слетают флажки точно такого же цвета.

-Потом сдувает флажки с мачт, где их было по одному. Сколько всего слетело флажков?

-Наконец – нижний флажок с высокой мачты.

-Ветер стихает. На кораблике сколько осталось флажков?

Игры на коврографе.

«Вкусный цветок».

Цель: познакомить детей с частями растений.

Гусеница Фифа очень любит растения. Особенно на вкус. Сначала она съедает цветок,

потом листики, потом – стебель. А в последнюю очередь – корень.

Дети делают аппликацию цветка из «Разноцветных верёвочек» и показывают части в той

очерёдности, в которой их съела Фифа.

«Детёныши».

Цель: познакомить детей с домашними животными и их детёнышами.

Гусеница Фифа прекрасно знала, что детёнышей кошки зовут котята, а утки – утята. Тут

она задумалась: «Как зовут детёнышей коровы? Наверно, коровята. А у собаки – собачата.

Интересно, как будут звать моих деток? Неужели гусенята?».

Детям предлагается соединить верёвочками картинки с изображением животных и их

детёнышей (они расположены на коврографе), назвать их правильно.

«Кораблик Плюх – Плюх»

Цель: решение логико – математических задач; тренировка мелкой моторики рук.

«Надеваем флажки»

- Стоит тёплая солнечная погода, но вдруг темнеет, поднимается сильный ветер, и с мачт

начинают слетать флажки. Все флажки оказались на палубе.

Но вот через некоторое время погода улучшается, и Гусь – капитан командует:

-Прикрепить зелёный флажок на самую низкую мачту.

-Красный флажок на самую высокую мачту.

-Три синих флажка – на высокую мачту.

-Жёлтые флажки – на среднюю мачту.

-Все ли флажки развешаны? Сколько осталось?

Детям предлагается самим придумать место для флажков, сформулировать словами их

место.



В раздел образования