Автор: Лариса Владимировна Яковлева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: Анжеро-Судженский ГО Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Давайте поиграем" .Игры в математическом уголке Воскобовича (младшая группа)
Раздел: дошкольное образование
«Давайте поиграем»
Игры в математическом уголке Воскобовича (младшая группа)
Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности,
в результате которой формируется личностный опыт ребенка, его ценностное отношение
к миру, формируются потребности в знании и познании
Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию.
Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями
единого процесса отражения действительности.
Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт
исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста.
Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление,
ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и
самостоятельно развиваться.
В период дошкольного детва ребенок проживает наиболее значимый период в
становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для
себя удивительные открытия. Учится взаимодействовать с взрослыми, сверстниками,
природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая их в собственные
впечатления.
Именно поиск решения ответов на такие вопросы является «Развивающие игры
Воскобовича»
Игры на коврографе.
«Башмачки Фифы»
Цель: формирование представлений о цвете
Однажды Гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмачках белого цвета и
принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зелёным
квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг башмачки позеленели. Фифа
огляделась. И - о, чудо - стала замечать предметы только зелёного цвета. Встала перед
синим квадратиком - башмачки посинели и вокруг стали чётко видны предметы синего
цвета.
Для игры используются красная, жёлтая, зелёная и синяя карточки. Квадраты
располагаются на коврографе в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки
точно такого же цвета. Дети напротив карточки прикрепляют башмачки одинакового с
ней цвета, называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.
«Лопушок»
Цель: формирование представлений о форме предметов.
На Полянку пришёл Лопушок. Принёс с собой для игры треугольник, круг и квадрат.
Разложил и… Если Лопушок вставал напротив круга, то становился круглым, напротив
квадрата – квадратным, напротив треугольника – треугольным.
Для игры используются геометрические фигуры – квадрат, треугольник и круг. Фигуры
располагаются в ряд – это волшебная дорожка. С помощью «Разноцветных верёвочек»
дети под квадратом делают аппликацию квадрата, под кругом – круга, под треугольником
– треугольника (это Лопушок меняет форму).
Находят в окружающей обстановке и называют предметы квадратной, круглой и
треугольной форм.
«Игрушечный дождь»
Цель: формирование представлений о размере предметов.
«Игрушечный дождь»
Как – то раз над Полянкой прошёл настоящий игрушечный дождь. После него появились
не огромные лужи, а большие островки игрушек. Игрушки были разные – высокие и
низкие, длинные и короткие, толстые и тонкие. Гусеница Фифа тут же принялась их
собирать. Сначала она выбрала высокие, потом – низкие.
На коврографе раскладываются картинки с изображением предметов различного размера.
Детям предлагается соединить верёвочкой сначала все высокие предметы, потом все
низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.
«Конфеты».
Цель: учить детей соотносить предметы по величине.
Однажды Лопушок и Фифа нашли на Полянке две коробки с конфетами.В одной коробке
конфеты были большие, а в другой – маленькие. Друзья тут же разделили конфеты
поровну и начали их есть. Как только Лопушок съедал конфету, Фифа искала в своей
коробке точно такую же. К вечеру у друзей разболелись животы.
Для игры используются большие и маленькие фигуры, которые разделяются по размеру
(«Фонарики Ларчик»).
Конфеты какого размера достались Лопушку? Фифе? Часть детей играет роль Лопушка и
берёт геометрические фигуры большего размера, а часть – Фифы и выбирает фигуры
меньшего размера.
Двухцветный квадрат Воскобовича.
«Превращения квадрата» «Домик» (фигура 1).
Цель: развитие конструктивных способностей детей.
-А за Фиолетовым лесом, располагался самый обыкновенный город. И вот в этом Городе,
в самой обыкновенном доме жила самая обычная семья: мама Трапеция, папа
Прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато
был Дедушка Четырёхугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко,
потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил
папа.
Дедушка часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова
получил от дедушки письмо. Дедушка передаёт всем привет, желает доброго здоровья и
спрашивает, кем его любимый внук мечтает стать.
После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а
кем я могу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошёл к зеркалу. На него
смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже
были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, - подумал про себя
Квадрат – То ли дело домик во дворе. Такой стройный! Такой нарядный! Вот если б я мог
стать домиком». Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его
пришли в движение, и он как-то необыкновенно сложился. Квадрат снова посмотрел на
себя в зеркало и увидел домик. Конечно, он этому немного удивился, но невесёлые мысли
отвлекли его, и он снова превратился в квадрат.
Знакомство детей с условными обозначениями в схемах к игре.
«Фонарики»
«Форма фонариков»
Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).
Магнолику подарили фонарики – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные и
овальные. Сначала Магнолик зажёг круглые фонарики.
Ребёнок вынимает из игрового поля вкладыши круглой формы.
Затем квадратные и треугольные.
Малыш вынимает из игрового поля вкладыши квадратной и треугольной формы.
«Чудо – крестики 1»
Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета и формы); тренировка мелкой
моторики рук.
«Знакомимся с крестиками».
-Перед вами новая игра. На что она похожа? (на цветочную поляну, пёструю поляну,
мозаику, калейдоскоп и т.п.).
-В центре игрового поля находится круг. Какого он цвета? Составь его из двух половинок.
Круги получились одинаковыми? Как проверить? (наложить друг на друга).
-Где находится целый крестик? (слева). Какого он цвета? (красного). Из какого количества
частей состоит крестик жёлтого цвета? Покажи крестики зелёного и синего цвета. Где они
находятся?
«Шнур Малыш»
Цель: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук.
«Знакомство с игрой»
Показ основных приёмов работы со шнуром: шнур может огибать «кнопку»,
закручиваться вокруг «кнопки», может «нырять» и «выныривать».
«Вышивание» дорожки №1.
«Коробки для подарков»
Цель: формирование представлений у детей о форме предметов.
Однажды утром на Полянке друзья нашли подарки. Они обрадовались и тут же решили
убрать их в коробки.
Используются картинки с изображением предметов различной формы (квадратной,
треугольной, круглой) и соответствующие геометрические фигуры ( «Фонарики Ларчик»).
Круглый предмет помещается в коробку круглой формы, прямоугольный – в коробку
прямоугольной формы и т.д.Дети выбирают и прикрепляют на коврографе под картинкой
с изображением предмета соответствующую геометрическую фигуру, называют форму
предмета
«На своё место»
Цель: формирование представлений у детей о размере предметов.
Лопушок принёс на Полянку две коробки, длинную и короткую, и цветные карандаши,
длинные и короткие. Начал раскладывать карандаши и… запутался.
На коврографе появляются два прямоугольника (длинный и короткий) и верёвочки двух
размеров. Детям предлагается распределить «карандаши» по своим «коробкам».
«Волшебные круги».
Цель: формирование представлений у детей о цвете, форме и размере предметов.
Однажды на Полянке появились три волшебных круга. Лопушок обрадовался и начал
сортировать свои игрушки. Оказалось, что в один круг укладывались игрушки только
синего цвета, в другой – круглые, в третий – большие.
На коврографе верёвочками обозначаются три круга, вокруг располагаются
геометрические фигуры. Дети раскладывают их по кругам.
«Фонарики»
«Форма фонариков»
Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).
Магнолику подарили фонарики – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные и
овальные. Сначала Магнолик зажёг круглые фонарики.
Ребёнок вынимает из игрового поля вкладыши круглой формы.
Затем квадратные и треугольные.
Малыш вынимает из игрового поля вкладыши квадратной и треугольной формы.
Прямоугольные и овальные фонарики Магнолик включил самыми последними.
Малыш вынимает из игрового поля вкладыши прямоугольной и овальной формы.
«Чудо – крестики 1»
Цель: развитие сенсорных способностей; тренировка мелкой моторики рук.
«Собираем крестики».
-Крестики собираем в игровом поле:
-в произвольном порядке
-сначала крестик зелёного цвета, потом синего и т.д.
-сначала целый крестик, потом крестик из двух частей, из трёх и т.д.
«Лепестки»
Цель: освоение цвета, развитие внимания, памяти.
«Цветок с разноцветными лепестками».
-На полянке вырос красивый цветок – двухцветик.
(На коврографе выкладывается цветок из лепестков красного и оранжевого цвета).
-На следующий день вырос новый цветок – трёхцветик. Какого цвета у него лепестки?
(На коврографе выкладывается цветок из трёх лепестков: красного, оранжевого и жёлтого
цвета.)
-Нарисуйте на листочках двухцветики и трёхцветики в подарок маме.
«Бусы».
Цель:формирование умений соотносить предметы по их количеству.
У модницы Фифы были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна
ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Фифа принялась их собирать.
На коврографе располагаются в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от
друга. В каждой группе количество шариков увеличивается на один (1,2,3,4 шарика из
«Разноцветных липучек»).Это одна нитка с бусами. Дети под этими шариками
прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные» бусы).
«Игрушечный дождь»
Цель: формирование представлений о размере предметов.
Как – то раз над Полянкой прошёл настоящий игрушечный дождь. После него появились
не огромные лужи, а большие островки игрушек. Игрушки были разные – высокие и
низкие, длинные и короткие, толстые и тонкие. Гусеница Фифа тут же принялась их
собирать. Сначала она выбрала высокие, потом – низкие.
На коврографе раскладываются картинки с изображением предметов различного размера.
Детям предлагается соединить верёвочкой сначала все высокие предметы, потом все
низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.
«Фонарики»
Цель: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).
«Размер и цвет фонариков».
-Фонарики есть большие и маленькие. Сначала Магнолик зажёг маленькие фонарики.
Ребёнок заполняет поле вкладышами маленького размера.
-Какой формы фонарики, какого цвета, сколько их?
-Внимание Магнолика привлекли большие фонарики. Они становились то одноцветными,
то двухцветными.
Ребёнок составляет вкладыши большого размера зелёного цвета.
-Два – они стали двухцветными.
Ребёнок складывает геометрическую фигуру большого размера из двух частей – зелёной и
красной.
«Чудо – крестики 1»
Цель: развитие сенсорных способностей; тренировка мелкой моторики рук.
«Строим башню»
Крестики собираем на столе, накладывая друг на друга по алгоритму:
- по цвету: первый этаж – крестик красного цвета, второй – синего и т.д.
-по количеству частей: первый этаж – крестик из трёх частей, второй – из двух, третий –
из четырёх, четвёртый – из одной.
«Бумажная сумка».
Цель: развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы и
сравнивать их по назначению.
Фифа сделала себе сумку из бумаги. Положила в неё тяжёлую железную машинку и
направилась к Лопушку. Вдруг видит – машинка лежит на Полянке, а сумка осталась без
дна. «Почему?» - удивилась Фифа.
Можно провести эксперимент – сделать сумку из бумаги, а в неё положить тяжёлую
железную машинку. Почему машинка разорвала бумажную сумку? Какая получилась
сумка? Что можно сделать из бумаги? На коврографе располагаются картинки с
изображением предметов из разных материалов (бумага, металл, дерево, стекло). Детям
предлагается соединить верёвочками все предметы, изготовленные из бумаги.
Вариант: найти в окружающей обстановке все предметы, изготовленные из бумаги.
«Лепестки»
«Что изменилось?».
Цель: освоение цвета, развитие внимания, памяти.
-Цветок осыпался.
На коврографе выкладывается ряд из пяти лепестков (можно произвольно, можно по
цветам радуги).
-Подул ветер и несколько лепестков улетело.
Дети закрывают глаза, взрослый убирает один, два или три лепестка. Дети называют
недостающие по цвету.
Игру можно усложнить – просто поменять лепестки местам.
«Кораблик Плюх-Плюх»
Цель: совершенствование интеллекта, развитие математических представлений о цвете,
высоте предметов.
Отважный кораблик
Плывёт в океан.
Лягушки – матросы,
А Гусь – капитан.
Лягушки, забыв
Про усталость и скуку,
В пути изучают
Морскую науку.
«Кораблик Плюх-Плюх»
Определение высоты мачт, порядковый счёт.
Кораблик рассматривается без флажков.
-У кораблика «Плюх-Плюх» 5 мачт (сосчитаем).
Первая – самая низкая
Вторая - низкая
Третья – средняя
Четвёртая - высокая
Пятая - самая высокая
-Назовём вместе названия мачт хором.
-На палубе кораблика лежат разноцветные флажки. Гусь – капитан командует: «Разобрать
флажки по цветам!»
-Флажков какого цвета больше всего? Какого – меньше всего? Сколько флажков синего
цвета? Зелёного? Жёлтого? Оранжевого? Красного?
-На какую мачту навесим флажки, которых больше всего? А на какую войдёт меньше
всего флажков?
Дети надевают флажки на мачты.
«Кораблик Плюх – Плюх»
Цель: развитие математических представлений о цвете, высоте предметов, условной мерке
(флажке); тренировка мелкой моторики рук.
«Сколько флажков на каждой мачте?»
-Гусь – капитан даёт команду: «Измерить флажками высоту мачт!» лягушки – матросы
начинают считать: первая мачта – высотой в один флажок, вторая – в два флажка и т.д.
Сколько флажков помещается на самой высокой мачте? Сколько – на самой низкой?
Сколько флажков помещается на мачте, которая находится между средней и самой
низкой? Какой у неё порядковый номер? Сколько флажков прикрепляется к средней
мачте?
Дети прикрепляют флажки к мачтам.
«Кораблик Плюх – Плюх»
Цель: решение логико – математических задач; тренировка мелкой моторики рук.
На кораблике флажки расположены произвольно.
-На что похож кораблик? (на пёстрое одеяло, на цветочную поляну и т.д.).
-Стоит тёплая солнечная погода, но вдруг темнеет, поднимается сильный ветер, и с мачт
начинают слетать флажки.
Даётся алгоритм:
-Сначала внтер сдувает со средней мачты флажки одинакового цвета. Какого?
-Потом срывает с низкой мачты флажок некрасного цвета. Какого?
-Следом с остальных мачт слетают флажки точно такого же цвета.
-Потом сдувает флажки с мачт, где их было по одному. Сколько всего слетело флажков?
-Наконец – нижний флажок с высокой мачты.
-Ветер стихает. На кораблике сколько осталось флажков?
Игры на коврографе.
«Вкусный цветок».
Цель: познакомить детей с частями растений.
Гусеница Фифа очень любит растения. Особенно на вкус. Сначала она съедает цветок,
потом листики, потом – стебель. А в последнюю очередь – корень.
Дети делают аппликацию цветка из «Разноцветных верёвочек» и показывают части в той
очерёдности, в которой их съела Фифа.
«Детёныши».
Цель: познакомить детей с домашними животными и их детёнышами.
Гусеница Фифа прекрасно знала, что детёнышей кошки зовут котята, а утки – утята. Тут
она задумалась: «Как зовут детёнышей коровы? Наверно, коровята. А у собаки – собачата.
Интересно, как будут звать моих деток? Неужели гусенята?».
Детям предлагается соединить верёвочками картинки с изображением животных и их
детёнышей (они расположены на коврографе), назвать их правильно.
«Кораблик Плюх – Плюх»
Цель: решение логико – математических задач; тренировка мелкой моторики рук.
«Надеваем флажки»
- Стоит тёплая солнечная погода, но вдруг темнеет, поднимается сильный ветер, и с мачт
начинают слетать флажки. Все флажки оказались на палубе.
Но вот через некоторое время погода улучшается, и Гусь – капитан командует:
-Прикрепить зелёный флажок на самую низкую мачту.
-Красный флажок на самую высокую мачту.
-Три синих флажка – на высокую мачту.
-Жёлтые флажки – на среднюю мачту.
-Все ли флажки развешаны? Сколько осталось?
Детям предлагается самим придумать место для флажков, сформулировать словами их
место.