Напоминание

Презентация опыта «Экономическое воспитание дошкольников»


Автор: Епифанова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 9 детский сад «Елочка»
Населённый пункт: П. Ключи, Камчатский край
Наименование материала: «Экономическое воспитание дошкольников»
Тема: Презентация опыта «Экономическое воспитание дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экономическое

воспитание дошкольников

Нужно ли и зачем дошкольнику

экономическое воспитание?

Ребенок участвует в экономических процессах.

Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам

делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все

равно получает экономический опыт.

Цель экономического воспитания

раскрыть ребенку окружающий его предметный мир

как мир духовных и материальных ценностей, как часть

общечеловеческой культуры и в процессе познания

научить соответствующим формам поведения.

Деньги

Потребности и возможности

Бюджет семьи. Доходы и расходы

Труд. Профессии

Разделы экономики

:

Когда же следует начинать знакомить с

экономикой маленьких детей?

Когда же следует начинать знакомить с

экономикой маленьких детей?

Программа по экономическому

воспитанию рассчитана на работу с

детьми старшего дошкольного возраста -

5 – 7 лет (старшая и подготовительная

группы).

Первые шаги в мир экономики ребенок

делает в семье.

Цель: систематизировать знания детей о близких

родственниках. Эту работу мы проводим в идее оформления

родителями генеалогического дерева семьи.

Прогнозируемые результаты

занятий на тему «Труд – продукт»

формировать

представление

о

содержании

деятельности людей некоторых профессий;

учить уважать людей, умеющих трудиться и

честно зарабатывать деньги;

поощрять желание и стремление детей быть

занятыми полезной деятельностью, помогать

взрослым;

стимулировать деятельность «по интересам»,

проявление творчества и изобретательности.

Прогнозируемые результаты занятий

на тему «Деньги»

формировать

правильное

отношение

к

деньгам

как предмету жизненной необходимости;

воспитывать

начала

разумного

поведения

в

жизненных ситуациях, связанных с деньгами;

дать

представление

о

том,

что

деньгами

оплачивают

результаты

труда

людей

и

к

ним

следует относиться с уважением.

Математика вооружает ребенка средствами

рационального познания мира.

Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы,

которые ребенок использует при решении

различных задач, в том числе и экономического содержания.

Знакомимся с профессиями и результатами

труда:

Рассказываем о профессиях родителей с

использованием модели

Я

Полезность и необходимость профессии в жизни людей. Хотелось бы тебе обучиться

Я

Полезность и необходимость профессии в жизни людей. Хотелось бы тебе обучиться этой

профессии, когда станешь взрослым?

Особенности профессии: место работы, рабочее время,

сложность труда, значение качества в работе,

спецодежда

Используемые орудия труда, инструменты, приборы

Последовательность трудовых действий

Цель, мотив труда

Знакомимся с понятиями

«деньги», «монеты», «купюры»

«Монета»

«Деньги» «Купюра»

«РУБИТЬ» «РУБЛЬ»

Дидактические игры с экономическим

содержанием.

Дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности

взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей

обстановке

.

В дидактических играх «Кем быть?», «Кому что нужно?», «Обмен»,

«Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются

представления детей о мире экономических явлений, терминах,

приобретаются новые экономические знания, умения

и навыки.

Дидактическая игра «Изобретаем деньги будущего»

Задачи: закрепить представления детей о денежных знаках; поощрять

проявление творчества и фантазии.

Материал: бумага, картон, краски, карандаши, ножницы и т.д.

Содержание: Воспитатель спрашивает ребят: «Какими вы представляете

денежные знаки будущего? Из чего они будут? Какой формы? Что на них

будет изображено? Как они будут называться?». Дети фантазируют и

отражают свои предложения в творческих работах.

Дидактическая игра «Валюта разных стран»

Задачи: закрепить представления детей о внешнем виде и названиях

наиболее распространенных купюр разных стран.

Материал:

изображения

(ксерокопии)

денежных

знаков

разных

стран

мира, фишки.

Содержание: Ведущий показывает купюру и начинает предложение, а

дети заканчивают предложение, указав страну, где рассчитываются этой

валютой, например: «На доллары я куплю … В Америке. На евро я

куплю… В Германии» и т.п.

Дидактическая игра

«Ты сегодня папа и получил зарплату»

Задачи: упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета;

уточнить представления о границах экономических возможностей семьи,

ее

достатке

и

примерном

уровне

потребностей

соответственно

семейному бюджету.

Материал:

импровизированный

магазин,

на

полках

которого

стоят

карточки с изображениями предметов первой необходимости (всего 45

картинок), автомашин разных марок, велосипедов, а также несколько

карточек с изображениями провоцирующих, явно не требующихся семье

объектов (например, тигр, слон, самолет).

Содержание: Воспитатель дает ребенку задание: «Ты будешь исполнять

роль папы. Сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить

то, что нужно твоей семье. Все, что нарисовано на этих картинках, как

будто настоящее. Как ты думаешь, что можно купить на полученные

деньги?». Ребенок называет «покупки», объясняя свой выбор.

Дидактическая игра «Я хочу»

Задачи:

развивать

умение

детей

группировать

потребности

в

соответствии

со

своими

желаниями;

раскрыть

разнообразие

потребностей каждого человека.

Материал: предметные карточки с изображениями телевизора, мебели,

дома,

воды,

школы,

детского

сада,

мира

(голубь),

видов

спорта,

транспорта и т.п.

Содержание: Воспитатель предлагает детям разложить карточки на три

группы в соответствии со своими желаниями.

1-я группа – «Я хочу для себя» (личные потребности).

2-я группа – «Я хочу для своей семьи (семейные потребности).

3-я группа – «Я хочу для всех» (общественные потребности).

Сюжетно-дидактическая игра «Реклама»

Цель:

Дать

детям

возможность

практически

осуществить

процесс

создания рекламы; реализовать знания о работе художника-оформителя;

воспитать желание работать так же красиво, ловко, быстро, как мастер-

художник.

Материал: Бумага, краски, фломастеры.

Задача:

Разыграть

сцену

заказа

и

изготовления

рекламы.

В

игре

участвует, рекламодатель, рекламный агент и оформитель-художник. В

конечном итоге изготавливается реклама удовлетворяющая заказ.

Прогнозируемые результаты занятий на тему

«Реклама»

развивать

у

детей

интерес

и

положительное

отношение к рекламе;

дать представление о рекламе, о ее назначении;

учить

детей

правильно

воспринимать

рекламу

(«Не покупай все, что рекламируется. Прежде,

чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь,

хватит ли денег на ее приобретение»);

воспитывать разумные потребности.

Особое место занимают игры, которые создают

сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые

игры.

Содержание игры отражает отношение

ребенка к окружающей его действительности.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА -

КОРОЛЕВА ИГР

развивает потенциальные возможности детей;

имеет

решающее

значение

для

психического

развития

ребёнка;

является формой моделирования ребёнком

социальных

отношений;

обладает

уникальными

особенностями,

своеобразной

структурой, специфическими чертами, которые отличают её

от других видов игр

.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Данный вид игры имеет важное значение:

Отражает область интересов детей.

Формирует социальную адаптивность.

Развивает активность и самостоятельность как базовые

качества личности человека.

Экономическое воспитание старших

дошкольников проходит

на примере игры "МУЗЕЙ ДЕНЕГ".

Цель:

Закрепить знания о возникновении металлических денег,

о валютах разных стран, узнать, что служило деньгами

для древних людей, стимулировать активность детей.

При ознакомлении с социальной действительностью дети

хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной

поселок, страна, чем он славен, какими народными

промыслами, известными людьми гордится город, поселок.

Особое отношение к рукотворному предметному

миру и к человеку — творцу этих вещей возникает

тогда, когда детям раскрывается «история жизни»

вещей, их происхождение, изменение,

преобразование.

В этом случае дети не только осваивают предметный

мир, но и познают безграничность творчества

человека, его способность к созиданию

Развитие творческих способностей детей происходит

при организации изобразительной деятельности

.

Невозможно экономическое воспитание

без развития речи.

Дети учатся выражать свои мысли, составлять рассказы,

описывать явления

.

Большую помощь оказывает чтение художественной

литературы: рассказы с экономическим содержанием,

народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки.

Значительное место отводится сказке.

Сказка — литературный жанр с огромными

дидактическими возможностями.

Народные сказки используются для воспитания таких «экономических»

качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость,

практичность и др.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде

проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику,

нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-

познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации

поиска.

Включаясь в решение сюжетной задачи, ребенок открывает для себя

новую сферу социальной жизни людей — экономическую.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных

на освоение экономических понятий:

- сказки, раскрывающие потребности (в производстве

и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и

возможности их удовлетворения (народные: «Жадная

старуха», «Как коза избушку построила», авторские:

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

К. И. Чуковский «Телефон»).

Применение

ИКТ позволяет:

1

. Показать информацию на экране в игровой форме, что

вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает

основному виду деятельности дошкольника – игре.

2.

В доступной форме, ярко, образно, преподнести

дошкольникам материал, что соответствует наглядно –

образному мышлению детей дошкольного возраста.

3.

Привлечь внимание детей движением, звуком,

мультипликацией.

4.

Способствовать развитию у дошкольников исследователь-

ских способностей, познавательной активности, навыков

и талантов.

5

. Поощрять детей при решении проблемных задач

и преодолении трудностей.

Использование видеофильмов, мультфильмов,

презентаций.

Очень помогает формированию экономических

представлений обучающий фильм из серии

«Уроки тётушки Совы. Азбука денег»

Анимационный сериал как можно более доступно и легко

преподаёт те темы, которые очень скоро маленьким зрителям

пригодятся во взрослой жизни.

То, что у нас есть азбука, мы обязаны своим

предкам, но для многих станет открытием,

что существует также азбука денег.

Именно о ней поведает Тетушка Сова.

«

Деньги – не зло, если относиться к ним правильно,

как к инструменту для достижения своей цели.

Помните и о том, что став богатыми

и добившись успеха, главное оставаться честным и

благородным человеком и о том, что дружбу

и любовь близких нельзя купить ни за какие деньги.

Это богатство следует заслужить!»

(«Уроки тетушки Совы»)

Известно, что развитие ребенка зависит

и от соответствующей обстановки,

т.е. среды, в которой оно происходит.

Серая и однообразная предметная среда рождает психологию

инфантильной личности, не будит мысль, воображение,

желание взаимодействовать с подобной средой

.

Созданные благоприятные, комфортные условия в группе

позволяют каждому ребенку найти собственный путь

в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д.,

обеспечивают формирование и потребности в познании,

способствуют умственному и личностному развитию.

На базе полученных знаний в дошкольном возрасте

дети смогут подняться на следующую ступень

экономического познания в школе, познакомиться

с новыми, более сложными, экономическими

понятиями.

Все это имеет огромное значение для формирования

личности человека 21 века.

Э , ‘ а

неьд

,

100

р

А

,

Т



В раздел образования