Напоминание

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ (ЦЕЛИ, МОТИВЫ, ПОТРЕБНОСТИ, УСТАНОВКИ) ЮНОГО СПОРТСМЕНА


Автор: Гибадуллина Гузель Ильдаровна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ "СШОР "Идель"" г.Казани
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ (ЦЕЛИ, МОТИВЫ, ПОТРЕБНОСТИ, УСТАНОВКИ) ЮНОГО СПОРТСМЕНА
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка на тему:

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

(ЦЕЛИ, МОТИВЫ, ПОТРЕБНОСТИ, УСТАНОВКИ)

ЮНОГО СПОРТСМЕНА

Подготовила:

Гибадуллина Г.И.

2

Введение

Спорт

самый

конкурентоспособствующий

вид

деятельности.

Ребенок с детства начинает познавать аспекты борьбы за выживание в

данной сфере активности. Учебно-тренировочная деятельность строится с

целью воспитания потребности не просто к процессу игры, а к процессу

состязательной активности подрастающей личности.

Ребенок ищет ответы на вопрос «что для меня спорт?» Ведь спорт как

вид

жизнедеятельности человека

есть

сжатая

картина мира.

Если

вне

спорта жизнь не так часто ставит ребенка перед выбором и от одной

экстремальной

ситуации

до

другой

достаточно

продолжительный

промежуток времени, то спорту присуща напряженность, насыщенность не

только

движениями,

но

и

ответственностью,

переживаниями,

поиском

ресурсов деятельности, адекватности требованиям мира. Найти свое место

в сфере спорта ребенку не так легко. Где он себя ощущает, где хотел бы

быть

в

центре,

окруженный

со

всех

сторон

партнерами,

или

на

периферии? Высветить свою личность или спрятаться? Это зависит от

эмоционального и делового статуса личности ребенка, его самоощущения,

самооценки, оценки тренером, ближайшим окружением, профессионально

связанным и не связанным со спортом.

Как в каждом ребенке и к каждому ребенку найти ключи к раскрытию

способностей?

Очевидно, что

необходимо постараться

найти

ответ

на

вопрос: «Что движет ребенком?» Таким образом, цель нашей работы -

проанализировать направленность личности юного спортсмена.

Для раскрытия поставленной цели необходимо раскрыть следующие

задачи:

1.

Изучение

становления

целей

в

системе

спортивной

деятельности;

2.

Изучение

становления

мотивов

и

потребностей

к

учебно-

тренировочной и соревновательной деятельности;

3.

Изучение развития установок юных спортсменов;

4.

Разработка

рекомендаций

для

тренеров-преподавателей,

работающим с юными спортсменами.

3

Становления целей в системе спортивной деятельности

Цель

это

осознанный

образ

предвосхищаемого

результата,

на

достижение

которого

направлено

действие

человека.

С

точки

зрения

психологии,

цель

формальное

описание

конечных

ситуаций,

к

достижению

которых

стремится

любая

саморегулирующаяся

функционирующая

система;

предвосхищаемый

полезный

результат,

определяющий целостность и направленность поведения организма [7].

Основой

становления

целей

ребенка

в

детском

спорте

является

практическая деятельность, направленная на преобразование способностей

и кондиций личности юного спортсмена при адекватном педагогическим

взаимодействии с тренером и сопровождающей активности родителей [8].

Хронология становления и достижения цели:

1.

Этап

определения

собственного

места

(координат)

в

рассматриваемой деятельности. Ребенок отвечает на вопросы: «где я?», «с

кем я?», «что хорошего оттого что я здесь?» и др. Происходят попытки

механического воспроизведения и

участия

в

деятельности,

вовлечения

эмоциональных, интеллектуальных, физических сил.

2. Этап становления индивидуальных и коллективных интересов к

процессу деятельности, избранных лично либо ближайшим окружением

(чаще родителями). Ребенок находит ответы на вопросы: «чем интересна

эта

деятельность?»,

«как

я

могу

в

ней

проявить

себя?», «в

чем

мои

особенности?», «в чем особенности самой деятельности?», «какие в этой

деятельности окружающие меня дети?» и др. Как правило, на данном этапе

ярко

проявляется

эмоциональность

ребенка.

Ребенок

пытается

идентифицировать

деятельность

с

эмоциональными

потребностями

и

интересами личности. Прежде всего, радостно ли ребенку от этой игры или

тяжелой

работы?

И

если

отрицательные

эмоции

от

восприятия

и

переживания

деятельности

преобладают,

ребенок

не

сможет

самостоятельно строить дальнейшие планы.

3.

Этап

осознания

собственного

развития

посредством

участия

в

данной деятельности: «что я могу?», «что я не могу и как я к этому

отношусь?», «чем я лучше других в этой деятельности?», «какой я сейчас,

мои плюсы и минусы?», «надо ли мне меняться и как я могу измениться?»

и

др.

Происходит

становление

самооценки

ребенка,

формируются

4

ближайшие планы. Очень часто они являются тайной ребенка, озвучивание

их

подавляется

страхом

вероятностной

насмешливой

реакции

окружающих.

4. Этап восприятия целей, заявленных окружением: «ты должен…»,

«ты обязан…», «а давайте попробуем сделать…», «мы с вами должны

достигнуть…»

и

др.

Ребенок

реально

оценивает

свои

интересы,

имеющийся

ресурс,

личные

жизненные

цели

и

планы.

И

если

цель

органично встраивается в логику развития ребенка, как привитая почка, то

она дает свои побеги, цветы и плоды. Ведь любая цель как программа

деятельности

требует

энергии,

эмоциональных,

интеллектуальных

и

физических сил исполнителя.

5. Этап анализа, сопоставления внешних целей с личными планами,

собственными перспективами приложения сил. На данном этапе ребенок

выбирает характер вовлеченности в деятельность, определяет, поглощен

ли он идеей, призванной стать собственной целью (по желанию тренера,

родителей, окружения). Осмысление процесса происходит в ходе учебно-

тренировочной

и

соревновательной

деятельности,

насыщенной

разноплановыми

развивающими

нагрузками

на

пределе

возможностей

ребенка.

Данный

этап

отличается

переносом

целей

из

внешнего

во

внутреннее

пространство,

или

самостоятельным

рождением

цели

во

внутреннем мире ребенка.

6.

Этап

определения

цели.

Ребенок

подтверждает

истинность

избранного пути мотивацией и организацией деятельности. Стремления

ребенка приобретают скелетную основу. Ребенок обретает личную точку

зрения, собственную программу, избирает деятельность, право на которую

он

искусно

защищает,

подстраиваясь

под

различные

требования

и

интересы

взрослых,

находит

свободное

пространство

для

избранной

деятельности.

7. Этап следования поставленной цели. В зависимости от степени

сложности избранной цели возможно ее достижение и за 1 месяц, и за 15

лет,

и

более.

Это

самый

трудный

этап,

охватывающий

процесс

становления

личности

ребенка.

На

этом

этапе

происходит

изменение

целей,

если

ведущая

цель

не

поддерживается

сопутствующими

краткосрочными, логично вытекающими друг из друга.

5

8. Этап достижения цели. Ребенок переживает процесс максимальной

реализации

собственных

способностей

в

ходе

достижения

цели

(если

заявленная цель имеет определенный коэффициент трудности).

9.

Этап

переживания

победы,

достижения

как

факта

и

утраты

достигнутой цели (если цель не промежуточная). Анализ, определение

собственного состояния, возможностей и способностей.

10. Этап рождения новой цели.

Среди

целей,

структурирующих

модель

мира,

выделяются

особо

ценные – идеалы. Идеал занимает господствующее, верховное положение

в

иерархии

целей

и

как

деятельностного

фактора

ценностных

ориентаций, поэтому он способен подчинить все нижележащие цели и

монополизировать

поведение

юного

спортсмена.

На

высшем

уровне

иерархии находится смысл жизни.

В.П.

Петленко

(1998)

отметил,

что

«ощущение

полноты

жизни

возникает у человека, когда он самореализуется, т. е. воплощает свои

идеалы,

используя

свои

таланты

и

способности,

и

при

этом

его

не

вынуждают поступать против своих убеждений, своей системы ценностей

и ценностных ориентаций» [4].

Согласно

определению

ВОЗ,

здоровье

понимается

как

комплекс

соматических,

познавательных,

эмоциональных

и

других

социальных

аспектов

бытия

человека.

Это

определение

делает

образовательную

подготовку спортсменов к здоровому образу жизни междисциплинарной

по своей природе и лежащей на пересечении обществоведческой, медико-

биологической,

социально-педагогической

и

психолого-педагогической

областей

научного

и

прикладного

знания.

Бесспорно,

ведущей

целью

педагога

является

сохранение

здоровья

детей,

их

родителей

и

собственного.

Цели,

стоящие

перед

детским

тренером,

в

иерархической

последовательности:

1)

сохранение

и

развитие

физического

и

психического

здоровья

(подцели – сохранить здоровье детей, занимающихся спортом; развить у

юных

спортсменов

способности

к

самоконтролю

деятельности

и

состояния;

обучить

ребенка

процессу

реализации

в

спортивной

деятельности и т. д.);

6

2) воспитание человека (подцели – воспитать активных, социально

адекватных юных спортсменов, ориентированных на общечеловеческие

ценности

способствовать

становлению

у

детей

интеллектуального,

волевого, двигательного компонентов деятельности; привить детям любовь

к

виду

спорта

и

спортивной

деятельности

в

целом;

раскрыть

перед

ребенком

культурно-нравственный

потенциал

спорта

как

социально

значимого вида деятельности человека и т. д.);

3)

из

талантливого

ребенка

вырастить

успешного

спортсмена

(подцели – вырастить профессионального спортсмена; создать команду-

победителя, спортсмена или группу спортсменов-победителей и т. д.).

Если происходит изменение последовательности в достижении целей,

то ребенок-спортсмен постепенно лишается физического и психического

здоровья, ломается личность в целом.

Иерархия целей ребенка:

1) заниматься любимым делом;

2) достичь совершенства в избранном виде спортивной деятельности;

3) стать известным спортсменом.

Важно

отметить,

что

детей

не

беспокоит

состояние

здоровья.

Переживают о состоянии своего здоровья лишь высокотревожные дети.

Каждодневной целью занятий спортом ребенка является удовлетворение

потребностей

в

успешной

спортивной

деятельности

с

положительной

социальной оценкой ближайшего окружения.

Иерархия целей родителей:

1) воспитать гармонично развитую, культурную, самодостаточную,

адаптированную

личность,

адекватную

изменяющимся

требованиям

жизни;

2)

сохранить

здоровье

ребенка,

повысить

его

функциональные,

физические, психологические способности;

3) вырастить успешного спортсмена (спортсмена-чемпиона).

Мы наблюдаем сходство целевых установок, заявленных тренером и

родителями, но в практике детского спорта нередко происходит замена

7

целей деятельности на средства достижения представленных целей, когда

родители

требуют

от

детей

регулярной

победы

в

соревнованиях

бессознательно,

на

уровне

азарта

«Хлеба

и

зрелищ!».

Родитель

из

сопровождающего и оберегающего взрослого превращается в зрителя и

критика.

Чтобы

вырастить

успешного

спортсмена,

необходимо

участвовать в соревнованиях, иметь спарринг-партнеров, и соревнование,

как

процесс, должно формировать позитивную память,

поскольку оно

выступает

в

качестве

одного

из

средств

становления

спортивного

мастерства ребенка.

Победа

в

соревновании

положительно

оценивается

как

с

индивидуальных, так

и

с

социальных

позиций, подчеркивает сильные

стороны юных спортсменов, подтверждает, что ребенок на правильном

пути.

Поражение

в

соревновании

высвечивает

недостаточную

интегральную

готовность

к

соревновательной

деятельности,

но

несет

положительное влияние – освобождает ребенка от «звездной болезни».

Внешняя

логика

определения

оптимума

соревновательной

деятельности имеет своим основанием внутреннюю характеристику юных

спортсменов, это уровень состязательности личности. Дети существенно

отличаются

по

уровню

состязательной

активности.

Некоторым

юным

спортсменам

необходимо

постоянно

быть

в

соревновательной

борьбе,

соотносить

свою

деятельность

с

чьей-либо,

а

кто-то

избегает

как

собственно

соревнований,

так

и

переживаний,

связанных

с

ними.

практике учебно-тренировочной деятельности имеет значение уравнивание

тренировочных подгрупп детей

по уровню состязательной

активности,

анализ детей не просто по силе, а по силе проявленного желания.)

Цели

бывают

внешними

и

внутренними. Внешние цели

задаются

извне

(тренер,

родители,

окружение,

руководство

спортивной

школы,

клуба, района), внутренние создаются внутри системы (когда спортсмен

действует

не

автономно

в

своих

целях,

ценностях,

взглядах,

то

выдвигается

внешний

лозунг,

принятый

как

внутренняя

потребность,

мотив, ориентация, цель).

Внешняя

цель,

представленная

ребенку

в

индивидуальном

виде

спорта,

должна

пройти

внутреннюю

идентификацию

с

личными

потребностями, мотивами, ориентациями, установками и убеждениями.

Только через внутренние переживания юного спортсмена, ощущение его

8

личной нужды и насущной необходимости развивается цель, рожденная

быть достигнутой. Тренер может ставить массу целей, но если они не

трогают души ребенка, то остаются лозунгами на бумаге.

Устремления

ребенка

с

первых

дней

в

спортивной

деятельности

претерпевают

изменения,

по

мере

подхода

к

достижению

цели

ее

горизонты

расширяются

и

высвечиваются

новые

направления.

Если

ребенок

ранее

не

имел

опыта

спортивной

деятельности,

его

цели

ориентированы на сам процесс (в 82 % случаев из 100) [12].

О.Я.

Стечкин

обращает

внимание

на

степень

развития

целеустремленности: «Целеустремленность объединяет в человеке глубину

знаний, силу стремлений, порыв творческого вдохновения. Достижение

цели дает человеку право на уважение, повышает его престиж. Но пусть в

первую очередь наградой ему будет само достижение цели, полученный

результат, а не та или иная награда за настойчивость и усердие. Не следует

допускать, чтобы цели превращались в средства» [7].

По мере роста и развития способностей к спортивной деятельности

цели

начинают

обозначаться

в

ожидаемом

результате:

стать

лучшим

спортсменом

года

в

команде;

войти

в

тройку

(пятерку)

сильнейших

спортсменов

(ДЮСШ);

войти

в

основной

состав;

повысить

уровень

владения техникой, чтобы выступать в паре с (…), в связке с (…), в

спарринге с (…). Если мы слышим от ребенка, занимающегося спортом

более двух лет, что он не хочет ничего достигать, просто ему нравится

сама тренировка, бегать, играть, быть с друзьями, значит у ребенка не

привита потребность к состязанию, в корне отсутствует мотивация на

результат деятельности, соответственно и сила, побуждающая личность

совершенствоваться

в

неординарных

условиях

соревновательной

деятельности.

Есть дети, для которых девизом является «главное – участие, а не

победа!»,

другие

дети

придерживаются

лозунга

«главное

победа!»,

третья категория детей выбирает путь, пожалуй, самый сложный: «главное

– участие до победы!».

Тренер-педагог

предвосхищает

развитие

спортивного

коллектива,

организует

групповую

и

индивидуальную

самореализацию

юных

спортсменов. Принцип развития по синусоиде имеет место быть. Если

ребенку не хватает соревновательной практики – он ищет соперников в

9

других видах деятельности, если соревнований слишком много – теряется

интерес

к

качеству

деятельности

в

состязании.

Если

тренировки

ненагрузочны

активность

и

агрессивность

ребенка

растут.

Если

тренировочные нагрузки выше способностей детей – происходит потеря

темпа

активности со

стороны детей, нарушение дисциплины с

целью

отвлечения внимания тренера.

Педагогический

процесс

и

реализация

целей

тренера

будут

результативными только в единственном случае: если ребенок внутренне

убежден,

что

ему

необходимо

развить

именно

это

качество,

совершенствовать

именно

эти

упражнения

или

упражнения,

скорректированные

и

индивидуально

адаптированные

самим

юным

спортсменом.

Только

личная

заинтересованность

ребенка

может

заставить

его

двигаться по намеченному пути. Тренеру необходимо дать анализ той

ситуации (в том числе и соревновательной), к которой он готовит, и

определить,

какие

качества

и

способности

ребенка

важны

в

данной

спортивной деятельности.

Учитель должен выбирать себе большие цели, не соразмерные с его

усилиями,

и

это

потому, что

только

так

сможет

он

возвысить

своих

учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают

его

оптимистом,

ищущим

романтиком,

и

он

сможет

тогда

сотворить

невозможное. Он должен взяться за большие цели еще и потому, что он

смертный, и он обязан утвердить на нашей планете выпавшую на его долю

доброту.

Становления мотивов и потребностей

к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности

Рассматривая

роль

потребностей

в

становлении

интереса

к

виду

спорта, тренер должен понимать, что на первом этапе занятий спортом

потребности родителей ребенка имеют социальный статус, а потребности

самого

ребенка

биологический

статус.

Отталкиваясь

от

полного

удовлетворения этих биологических потребностей, тренер может привить

ребенку любовь к спортивной деятельности.

Родитель

приводит

сына

или

дочь

в

спорт,

потому

что

видит

перспективу. Векторы физического, функционального, психологического,

10

интеллектуального развития юного спортсмена совпадают в одной точке, и

родитель

видит

будущее

своего

ребенка

в

образе

социально,

профессионально

состоявшегося

и

востребованного

практикой

общественной жизни достойного человека.

Ребенок же видит все иначе. На уровне установки он понимает, что

такое будущее, осмысливает логику становления качеств и способностей,

но общая логическая концепция развития (левое полушарие отвечает за

развитие

логических, математических способностей, программирования

деятельности) не выдерживает конкуренции с активной деятельностью

правого полушария, отвечающего за чувственную сферу деятельности.

Ребенок движется от чувств. Если он преодолевает препятствия, то не

вопреки себе самому, а сначала во имя себя – любимого, затем – любимого

ближнего, после – любимой деятельности.

Почему

мы

не

ставим

на

один

уровень

самого

ребенка

и

деятельность?

Потому

что

на

первом

этапе

ребенку

важно

получить

биологическое,

психологическое

удовлетворение

от

деятельности,

не

акцентируя своего внимания на том, как с качественной точки зрения она

выполнена.

Ребенок

отталкивается

от

качества

удовлетворения

собственных потребностей.

На первом этапе знакомства со спортивной деятельностью ребенок

должен научиться чувствовать себя, сопоставлять свои ощущения, учиться

регулировать свое состояние. Ребенок знакомится с собой, переживает

новые ощущения. Цель взрослого, сопровождающего деятельность юного

спортсмена,

не

притупить

чувства,

способствующие

развитию

самооценки,

самоконтроля,

самокоррекции

физического

и

психологического

состояния.

Как

при

этом

тренеру

сохранить

относительную свободу саморегуляции деятельности и научить ребенка

технике,

тактике,

теории

вида

спорта,

подготовить

физически,

функционально, психологически?

На втором этапе, когда завершено ознакомление с основами базовой

техники,

у

ребенка

появляется

возможность

выхода

за

пределы

собственных

ощущений,

концентрации

на

самом

себе,

собственных

локомоциях.

Некая

свобода

исполнения

упражнений

базовой

техники

позволяет ребенку увидеть внешний мир, следить за реакцией любимых и

любящих людей, посмотреть на себя со стороны, исполнять упражнение,

11

посвящая его кому-то. И если в этот момент дети допекают тренера: «Ну

посмотрите, как я делаю!» – это значит, что тренер включен ребенком в

состав важных для него людей. Тренер -преподаватель должен оценить

каждого и найти в движении, за что можно похвалить, или сориентировать

на качественное выполнение упражнения.

На

третьем

этапе

ребенок стремится к

самовыражению, ощущает

избранную деятельность (вид спорта) актуальной.

Четвертый этап характеризуется качественным отношением к самой

деятельности,

даже

если

она

проходит

на

фоне

утомления

(компенсируемого, а иногда и некомпенсируемого). Что такое добиться от

ребенка 100 % реализации в соревновательной деятельности, если это не

подкрепляется

ресурсом

ребенка,

противоречит

его

психологическим

установкам, интересам личного здоровья?

В

этом

случае

включается

охранительное

торможение,

ограничивающее двигательную активность юного спортсмена. Четвертый

этап длится столько, сколько ребенок находится в процессе спортивной

деятельности.

Как

отмечает

Т.И.

Колесникова,

выделяют

четыре

группы

потребностей человека [2]:

1) в безопасности, защите от всего, что ставит под удар жизнь и

здоровье;

2) в общении, привязанности, любви и межличностных связях;

3) в самоуважении и высокой самооценке;

4) в самовыражении или самоактуализации.

Таким образом, если реализованы потребности юного спортсмена в

безопасности – ребенок может и желает общаться, дружить, любить. Если

существует

любовь

и

привязанность

к

родителям,

ближайшему

окружению, тренеру, ведущей и сопутствующим видам деятельности –

ребенок старается достичь самоуважения и высокой самооценки. Если

самооценка адекватна – ребенок самовыражается и самоактуализируется в

деятельности, вносит творческое начало в свободную, одухотворенную

спортивную деятельность.

12

Мотивы

ребенка

это

побуждения

к

деятельности,

связанные

с

удовлетворением

его

потребностей; осознаваемая

причина,

лежащая

в

основе выбора действий и поступков личности самого ребенка. Ребенок в

своей

деятельности идет

от

ощущений, чувств. Развивая

чувственную

сферу, раскрывая самого себя в ней, происходит становление мотивации к

учебно-тренировочной и соревновательной деятельности [7].

Существует

множество

методических

приемов

становления

мотивации ребенка к деятельности. Один из них – усиление мотивации

ребенка к деятельности за счет искусственного ограничения в данном виде

активности. Тренер создает психологическую ситуацию выбора, иногда

накладывая

запрет

на

деятельность,

к

которой

сам

хочет

воспитать

потребность и ценностное отношение детей. Дети по своей природе –

оппоненты. И если идет запрет, потребность к сохранению внутренней

свободы заставляет ребенка бороться за право на этот вид деятельности.

Таким психологическим приемом выполняется негласная педагогическая

задача

тренера

на

коррекцию

и

усиление

мотивации

как

двигателя

качественной одухотворенной деятельности.

Дети

младшего

школьного

возраста

не

страдают

дисциплинированным

поведением

в

худшем

смысле

этого

слова

(дисциплина – как стандартность поведения, единообразие) и пытаются

приобщить

тренера

к

негласному

общению

через

«прочтение»

поз,

движений.

Если

после

выполнения

какого-либо

упражнения

ребенок

произвольно

выполняет

прыжки,

наклоны,

приседания

и

другие

двигательные действия, тренеру следует присмотреться: это поведение

основано

не

на

отсутствии

дисциплины,

а

на

подсознательном

вмешательстве

процесса

автоматизированной

регуляции

мышечного

тонуса как биологически обусловленной компенсаторной реакции. И если

спортсмен, взрослея, не опровергает естественные потребности, то они

фиксируются

двигательной

памятью.

Движение

от

подсознания

к

сознанию

имеет

рациональное

зерно,

гармонизируя

отношения

между

биологическими и социальными потребностями.

Согласно

П.К.

Анохину,

системообразущими

факторами

функциональной

системы

любого

уровня

являются

полезный

для

жизнедеятельности

организма

приспособительный

результат,

необходимый в данный момент, и формирующаяся при этом мотивация.

Таким образом, характер побуждений личности, ее мотивов проходит свое

13

становление

через

деятельность

и

подкрепляется

или

корректируется

полученными результатами [7].

Интерес

является

тенденцией

личности

и

заключается

в

направленности или

сосредоточенности ее

помыслов

на

определенном

предмете.

Исключительно

интересом

характеризуется

увлеченность

спортивной деятельностью ребенка 7-11 лет. Если тренировки интересны,

пробуждают творчество, захватывают, то ребенок не чувствует течения

времени;

несмотря

на

физическую

усталость,

он

ощущает

психологический подъем. Интерес

у юных спортсменов проявляется в

направленности

внимания,

мыслей,

помыслов;

потребность

во

влечениях,

желаниях,

воле.

Потребность

вызывает

желание

обладать

предметом

(освоить

технику

двигательных

действий

в

совершенстве,

владеть

своим

телом,

тактически

целесообразно

реализовывать

собственный

потенциал

и

др.),

интерес

ознакомиться

с

ним

(«прикоснуться»

к

виду

спорта,

почувствовать

духовное

единение

в

деятельности, проживать эмоционально привлекательную деятельность).

«Интерес – мотив, действующий в силу своей осознанной значимости и

эмоциональной привлекательности. Когда интересы не получают пищу

или их нет, жить скучно» (Рубинштейн С.Л., 1946, с. 630–631).

Сами

юные

спортсмены

отмечают

факторы,

привлекающие

их

к

спорту: получать удовольствие, приобретать друзей, быть в спортивной

форме, развивать свои способности, приобретать интерес окружения к

себе.

Образованию

интересов

способствует

как

начальный

этап

возникновение ситуативного интереса, так и дальнейшее его развитие.

Интерес-возбуждение – это чувство захваченности, зачарованности,

любопытства. У индивида, испытывающего интерес, возникает желание

исследовать,

вмешаться,

расширить

опыт

путем

получения

новой

информации и подойти к лицу или объекту, возбудившему интерес. Юные

спортсмены имеют большое разнообразие ориентаций, формирующихся на

основе

интереса.

Ребенок

в

ходе

занятий

спортом

может

сначала

заинтересоваться объектами как предметной ориентацией: мяч – владение

мячом;

тело

управление

телом;

клюшка

создание

оригинального

технического приема; гимнастическая лента – передать образы и музыку

чувств в движения. Иным юным спортсменам интересно воплощаться в

идеях как интеллектуальной ориентации деятельности: хочу знать, как

ведут спортивную борьбу великие спортсмены; хочу найти ответ на вопрос

14

«почему проиграли?»; хочу анализировать действия других (как правило,

это ребенку легче, анализировать свои действия значительно труднее, – но

необходимо приобщать ребенка к самоанализу).

Некоторые дети увлекаются видом спорта потому, что им интересны

люди (выдающиеся спортсмены, тренер, более старшие спортсмены), этот

интерес

проявляется

как

социальная

ориентация.

У

детей

7–8

лет

в

большей степени проявляется предметная ориентация, потому что ребенок

интересен

сам

себе;

интересна

реализация

в

деятельности,

ее

разноплановость,

сюжет,

насыщенность.

Когда

же

юный

спортсмен

утомляется,

ему

интересна

собственная

творческая

деятельность

по

избеганию нересурсной нагрузки

– «как обхитрить тренера, чтобы он

ничего не понял» и др. В этом возрасте ярко проявляется самопрезентация

личности. Интеллектуальная и социальная ориентация требует от ребенка

больших личностных затрат, поэтому она носит ситуативный характер

(«когда мне удобно и есть желание») [4].

При любом виде ориентации ребенок нередко проявляет себя как

человек

думающий,

действующий

или

придающий

большее

значение

эмоциональному

переживанию,

чем

собственно

мысли

и

действию.

Ребенок

не

тренируется,

он

проживает

тренировку

(«все

всерьез»),

несмотря

на

кажущуюся

легкость

и

поверхностность

отношений.

Переживания

ребенка

7–9

лет

достаточно

емкие,

насыщенные

оригинальными речевыми выражениями.

Ситуации выбора, неоднозначности, отрицательного эмоционального

фона нередко приводят юных спортсменов к мотивационному конфликту.

1.

Ребенок

находится

между

двумя

привлекательными

для

него

объектами

(положительными

валентностями):

праздник

с

друзьями

тренировка; поездка за город – время, проведенное в команде; интересное

путешествие с родителями – сборы в спортивном лагере. Юный спортсмен

способен совершить выбор самостоятельно, получив опыт, попеременно

проживая обе ситуации. Чтобы он не ошибся в выборе или одиночная

ошибка не стала тенденцией личности, тренер-педагог должен тщательно

готовиться к тренировкам, учебно-тренировочным сборам, организовывать

захватывающую

по

интересу и

идеям

разноплановую деятельность.

У

юного

спортсмена

не

должно

оставаться

сомнений

в

верности

собственного пути.

15

Наиболее яркое выражение внешних мотивов – мотивы учебы ради

материального

вознаграждения и

избегания

неудачи

также

требуют

педагогического внимания.

Внешние мотивы могут иметь:

деловую

составляющую,

когда

подведением

итогов

является

поощрение или

наказание ребенка

(тренер переводит ребенка

в более

сильный или слабый состав игроков, перестает доверять выступление на

значимых стартах или, наоборот, возлагает надежды; родители поощряют

или ограничивают ребенка материальными средствами, улучшением или

ограничением условий основной и сопутствующих видов деятельности);

состязательную

составляющую,

когда

ребенок

стремится

самоутвердиться на основе успеха по сравнению с другими спортсменами

или с самим собой.

В

условиях

детского

спорта

даже

неуспешный

спортсмен

может

добиться

относительно

высоких

результатов,

мы

говорим

не

о

стабильности,

а

о

фрагментах

роста

достижений

ребенка.

Анализ

биоритмов юных спортсменов наглядно показывает, что каждый ребенок

имеет в году от четырех до шести существенных спадов физического,

эмоционального,

интеллектуального

биоритмов.

В

состоянии

спада

биоритмов относительную стабильность сохраняют 15 % восьмилетних

спортсменов

и

20

%

десятилетних

спортсменов.

В

условиях

функционального

спада

одних

детей

или

функционального

подъема

других происходит временная утрата состязательной позиции одних или

более

успешные

выступления

(тренировки)

других

детей.

Чтобы

поддержать

на

требуемом

уровне

состязательную

составляющую

мотивации, каждый ребенок должен быть замечен тренером. Не скупитесь

на похвалы, тренеры! От вашего одобрения зависит многое [4].

Внутренние

мотивы:

собственное

развитие

в

процессе

учебно-

тренировочных

занятий;

действие

вместе

с

другими

и

для

других;

познание нового, неизвестного. Но

в

мыслях

и

на

устах ребенка эти

мотивы звучат иначе: «я согласен, чтобы меня учил этот тренер»; «хочу

научиться выполнять эти упражнения как все (как лучшие; лучше всех)»;

«хочу

играть»;

«радоваться

от

встречи

с

друзьями»;

«хочу

узнать:

почему?…».

16

Внутренние мотивы отличаются от внешних тем, что в них больше

связей с самой личностью маленького спортсмена, с его сущностью. В

процессе

воспитательной

работы

с

юными

спортсменами

следует

стремиться к становлению внутренней мотивации. Но в ходе соревнований

ведущей мотивацией может быть не внутренняя, а внешняя, когда ребенок

переключается

на

выполнение

установки

тренера,

согласующейся

с

собственной личностной позицией.

Эта

мотивация будет

определяться

деятельностью

самого

высокого

порядка:

заботой

о

чести

команды,

родного города, родины. Мотивационной сферой человека, содержанием

его ценностных ориентаций определяется масштаб и характер личности.

Внутренние

и

одновременно

внешние

проявления

становления

мотивов: понимание необходимости учения и тренировки для дальнейшей

жизни, процесс учения (тренировки, соревновательной деятельности) как

возможность общения, похвала от значимых лиц. Дети хотели бы понять,

что такое дальнейшая жизнь, но в подавляющем большинстве случаев у

них более близкие горизонты – находящееся в поле зрения ближайшего

обозримого времени, или мотивация, основанная на сравнении, анализе.

Ребенок далек от механического планирования. Лучшим подкреплением

перспективы деятельности,

развития качеств

и

способностей являются

спортивные

занятия

в

разновозрастных

группах,

наглядно

представляющих

ретроспективу

развития

качеств,

способностей,

спортивного

мастерства

и

квалификации

и

дающие

огромный

заряд

энергии, надежды, веры в успешность достижений.

Развитие внутренней мотивации к обучению и тренировке – движение

вверх. Гораздо проще двигаться вниз, поэтому в реальной педагогической

практике родителей и учителей часто используются такие «педагогические

подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у юных

спортсменов.

Ими могут быть:

– чрезмерное внимание и неискренние похвалы;

– неоправданно завышенные оценки;

– материальное поощрение и использование престижных ценностей;

– жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование;

17

– неоправданно заниженные оценки;

– лишение материальных и иных ценностей.

Эти воздействия обусловливают ориентацию юного спортсмена на

мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта.

Сдвиг мотива на цель зависит не только от характера педагогических

воздействий,

но

и

от

того,

на

какую

внутриличностную

почву

и

объективную

ситуацию

учения

они

ложатся.

Поэтому

необходимым

условием

развивающего

сдвига

мотива на

цель

является

«расширение

жизненного

мира

ребенка»

(Мильман

В.Э.,

1987)

через

многообразие

учебно-тренировочных и соревновательных ситуаций [12].

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие

мотивов

достижения

успеха

и

избегания

неудачи.

Дети

такого

плана

обладают

способностью

интересоваться

достижением

успеха

и

тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый отдельный ребенок имеет

доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения

(связанным с продуктивным выполнением деятельности), либо мотивом

избегания неудачи (связанным с тревожностью и защитным поведением).

Преобладание

той

или

иной

мотивационной

тенденции

всегда

сопровождается выбором цели той или иной степени трудности. Люди,

мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка

завышенные цели, лишь незначительно превосходящие уже достигнутый

результат. Они предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на

неудачу

дети

склонны

к

экстремальным

выборам,

одни

из

них

нереалистично

занижают,

а

другие

нереалистично

завышают

цели,

которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения

информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на

достижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на неудачу,

напротив, переоценивают свои

успехи. Мотивированные на

неудачу в

случае простых и хорошо заученных навыков работают быстрее, и их

результаты снижаются медленнее, чем у мотивированных на успех. При

заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления,

работа

этих же

детей

ухудшается в

условиях дефицита времени,

а

у

мотивированных на успех она улучшается (Atkinson J., Raynor J., 1978).

18

Поэтапное становление мотивации.

1. Тренер предлагает определенный вид деятельности.

2. Ребенок пытается механически осуществить эту деятельность.

3. Ребенок осмысливает побудительную силу этой деятельности, и

происходит вживание в образ деятельности.

4. Ребенок принимает эту деятельность.

5.

Ребенок

осознает,

что

эта

деятельность

ему

не

противоречит.

Происходит

сопоставление

цены

(функциональной,

физической,

психологической, эмоциональной) и лично найденной ценности данной

деятельности.

6. Ребенок понимает, что деятельность становится его интересом.

7. Ребенок понимает, что

в

этой

деятельности появляются новые

горизонты и проявляются его личные способности, а иногда – срочный

результат.

8.

В

деятельности

воплощаются

личные

и

социальные

интересы

ребенка.

9.

Интересы

ребенка

подкрепляются

результатом.

Появляется

ощущение

процессуально-результативной

завершенности

деятельности,

естественно – на взгляд самого ребенка.

10. Деятельность, предложенная тренером, становится потребностью

ребенка.

Таким образом, развитие мотивационной сферы юного спортсмена

возможно

при

наличии

способностей

и

механизмов

самоорганизации,

обеспечивающих постоянно усложняющуюся спортивную деятельность.

Развитие установок юных спортсменов

В ходе становления качественных основ спортивной деятельности

ребенка происходит выполнение им педагогических установок. Установка

– девиз деятельности, создающий оптимальное психологическое состояние

юного спортсмена, обусловленное абсолютной интегральной готовностью

к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Восприятию и

19

выполнению установки учит тренер. Постепенно установка становится

атрибутом

спортивной

деятельности

ребенка.

Установка

это

приказ

извне

или

самоприказ

на

качественно

определенную

деятельность,

поведение или проявление конкретного качества, способности. В ходе

выполнения

установки

ребенок

обучается

самоконтролю,

воспитывает

устойчивость

внимания,

помехоустойчивость,

целеустремленность,

выдержку, самообладание и другие значимые качества.

Тренер-педагог приучает к исполнению установки в ходе учебно-

тренировочных занятий. На каждое задание дается конкретная установка

как краткое изложение основного требования, может представляться в

качестве

слова,

словосочетания,

краткого

предложения

(«Резче!»,

«Одноопорное положение!», «Смотреть в глаза партнеру!», «Перехитрить

соперника!»). Если ребенок относительно успешно освоил установки на

учебно-тренировочных занятиях, в ходе непредельной нагрузки, тренер

постепенно

начинает

вводить

их

при

экстремальной

нагрузке.

Формулирование установки должно опираться на реальные возможности

юных

спортсменов

и

предварительную

практику

выполнения

данных

установок в постепенно усложняющейся схеме деятельности.

Профессионализация

современного

спорта,

затронувшая

детский

спорт, причем с самого раннего возраста, привела к тому, что спортивные

результаты становятся

главными

критериями оценки деятельности как

тренера, так и спортсмена. Основная цель спортивной деятельности

достижение максимального спортивного результата – неизбежно приводит

к тому, что в деятельности тренера совершенно естественно становится

доминирующей установка на высокий спортивный результат, при этом

воспитательная функция спорта утрачивает свое значение. Этим и вызвано

достаточно большое количество тренеров с узкой направленностью на

максимальный спортивный результат в своей работе.

Установка на спортивный результат в деятельности тренера не всегда

оправдана

как

с

социальной,

так

и

с

нравственной

точки

зрения.

Многочисленные публикации в спортивной прессе говорят о нарушениях

спортсменами

правил

спортивной

этики,

о

низком

образовательном

и

культурном уровне молодых спортсменов, а также о том, что имеется

достаточно большое количество фактов грубого и асоциального поведения

отдельных спортсменов высокого класса. Эти факты свидетельствуют о

том, что с данной категорией спортсменов не проводилась воспитательная

20

работа со стороны тренера, в то время как технической и физической

подготовке тренер уделял достаточное внимание.

Педагогические наблюдения доказывают наличие в спорте другой

категории тренеров, а именно тренеров с педагогической установкой в

работе,

ставящих

во

главу

своей

деятельности

наряду

с

задачей

достижения

высокого

спортивного

результата

задачу

воспитания

гармоничной личности спортсмена. Это позволяет говорить о наличии

двух

категорий

тренеров:

тренеров

с

узкоспортивной

установкой

на

результат и тренеров с профессионально-педагогической установкой.

Выделение установок как регуляторов деятельности тренера требует

рассмотрения

понятия

установки,

введенного

в

отечественную

психологическую науку Д.Н. Узнадзе, который определяет установку как

неосознанное

состояние

субъекта,

предваряющее

и

определяющее

развертывание

любых

форм

психической

деятельности.

Установка,

отмечает

Д.Н.

Узнадзе,

выступает

как

состояние

мобилизованности,

готовности к действию, состояние, обусловленное наличием у субъекта

потребности и соответствующей ситуации ее удовлетворения. В связи с

чем субъект, действующий в определенных условиях, в каждый момент

отражает и переживает с достаточной ясностью лишь то, что находится в

русле его установки [8].

Объективными

факторами,

формирующими

установки,

являются

мотив (предмет потребности), цель и условия осуществления действия.

Учитывая,

что

спорту

как

социальной

деятельности

изначально

присущи

две

доминирующие

тенденции

достижение

максимального

спортивного

результата

и

формирование

гармоничной

личности

спортсмена, – можно считать, что тренеры, ориентированные только на

спортивный

результат,

это

тренеры

с

узкоспортивной

смысловой

установкой, а тренеры, решающие как спортивные, так и воспитательные

задачи,

это

тренеры

с

профессионально-педагогической

смысловой

установкой.

Выполнение

установки

ребенком

возможно,

если

в

мыслях,

предварительном двигательном опыте ребенка существуют технологии,

разнообразные

комбинации

средств

и

методов,

способствующих

выполнению поставленной установки.

21

Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка и, как

правило, на динамику ценностных ориентаций включает четыре стадии. В

процессе

развития

социальной

установки

происходит

привлечение

внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса на

основе

имеющейся

информации

уже

существующих

потребностей,

мотивов,

ценностных

ориентаций,

предъявление

новой

информации

(которая логически, мотивационно, эмоционально связана с предыдущим

опытом личной деятельности) и убеждение (указание на желательные в

связи с этим практические действия в отношении объекта установки).

Выполнимая установка – процессуально обусловленная активность и

контролируемое

состояние.

Невыполнимая

установка

формально

выдвинутый лозунг на базе нересурсного состояния.

Установка тренера или родителей, обращенная к юному спортсмену,

будет невыполнимой, если авторы установки не овладеют рядом значимых

личностных способностей.

Можно

выделить

следующие

профессионально

значимые

виды

способностей к воспитанию детей:

1) правильно оценивать внутреннее состояние ребенка, сочувствовать,

сопереживать ему (способность к эмпатии);

2) быть примером и образцом для подражания со стороны детей в

мыслях, чувствах, поступках;

3) вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление

становиться

лучше,

делать

людям

добро,

добиваться

высоких

нравственных целей;

4) приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным

особенностям воспитываемого ребенка;

5) вселять в ребенка уверенность, успокаивать его, стимулировать к

самосовершенствованию;

6) находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться

его расположения и взаимопонимания;

22

7)

вызывать

к

себе

уважение

со

стороны

воспитываемого,

пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет

среди детей;

Проведение

установки

на

соревновательную

деятельность

основывается:

на

оптимизации

психологического

состояния

(коррекции

чрезмерного возбуждения и торможения);

– подготовке ребенка к самостоятельному выполнению тактических и

стратегических

задач,

«открыть

шлагбаум»

целесообразной

раскрепощенной деятельности;

– создании ощущения радости и уверенности перед соревнованием;

– нахождении каждому «крыльев»: «Ты все можешь»; «Бей, и у тебя

все получится, я в это верю, я это знаю, я за это отвечаю»; «Бороться

нужно за каждый миг».

Проведение

установок

чрезвычайно

сложная

психолого-

педагогическая деятельность. Тренер должен раскрыть потенциал юного

спортсмена,

найти

ключ

к

каждому

ребенку,

учесть

все

особенности

состояния

детей,

их

чувства,

привязанности,

обиды,

мнение

о

себе,

уровень

общности

интересов

и

целей,

характер

и

способы

взаимной

поддержки.

Существуют различные виды установок на личностно-обусловленную

деятельность ребенка (также на его поведение, восприятие и др.):

– общие и конкретные установки («у меня все получится!», «выиграть

первый этап!» и др.);

– командные и индивидуальные установки («когда мы едины, мы

непобедимы!», «я все могу!» и др.);

– технические и тактические установки («тренировка – без ошибок в

технике!», «смело выполнять технический элемент», «я самый техничный

ассистент», «навязать свою тактику сопернику», «сбить темп игры (бега)

соперника» и др.);

23

установки на

процесс и

на результат

деятельности (конкретная

установка на процесс: «наш девиз – комбинационная игра!»; конкретная

установка на результат: «мы выиграем этот матч!» или образная установка

на результат: «позади Москва, отступать некуда!» и др.);

– установки на концентрацию внимания на себе и на окружающих

спортсменах

(«чувствуй

свои

возможности!»,

«вижу

свое

уверенное

выступление», «держать соперника в поле зрения» и др.);

– установки на оптимизацию качества движения, интеллектуальной

деятельности, эмоциональной сферы и др. («я – пружина», «длинный шаг к

победе!»,

«сегодня я

покажу умную

игру», «я

опережаю

тактический

замысел соперника», «я читаю соперника как открытую книгу!», «я вижу

только то, что мне помогает!» и др.)

Юный спортсмен должен быть готов и к победе, и к поражению не

только в своих ожиданиях, но и в способности противопоставить любому

итогу выступления свою систему саморегуляции (А.В. Родионов) [5].

Рекомендации тренеру

1. Власть над юным спортсменом должна быть основана на уважении

тренера как профессионала и личности.

2. Тренер должен быть способен принести пользу ребенку, общему

делу.

3. Наполни себя добротой. Вопрос наказания решает не тренер, а

коллектив.

Если

наказывает

тренер,

то

у

ребенка

и

его

родителей

накапливается неприязнь к тренеру, если же «команда решила» – реакция

совершенно иная, но в том случае, если спортивный коллектив состоялся.

4. При подготовке к встрече с детьми тренер должен ответить на три

вопроса:

к

кому

иду?

зачем

иду?

что

буду

делать?

Деятельность,

организованная тренером, должна быть насыщена взаимным интересом.

Интересом

ребенка

к

процессу

деятельности,

к

результату,

к

оценке

качества деятельности тренером, к адекватной самооценке. В процессе

организации деятельности тренер акцентирует внимание на методических

положениях: «играть, но не заигрываться»; не что делать, а как делать;

показать, как правильно не допускать двигательных ошибок. Отличать

24

двигательные

ошибки

от

индивидуальных

особенностей

исполнения

двигательного действия.

5. Чаще ребенка хвалить. Ругать ребенка очень редко и с объяснением

причины

такого

отношения

не

к

самому

ребенку,

а

к

качеству

его

деятельности.

6. Создавать добрую атмосферу. Идти от добра. «Добро есть высшая

цель нашей жизни» (Л.Н. Толстой). Подбадривать неудачника, сохранять

только доброе отношение.

7.

Воспитывать

у

ребенка-спортсмена

дисциплинированное

мышление. Минимум мыслей для успешной работы.

8. Воспитывать внимание у ребенка-спортсмена (как сосредоточенное,

так и распределенное).

9. Создавать атмосферу сознательного интереса, сосредоточенности

на

качестве

деятельности.

С

первого

дня

занятий

спортом

требовать

качество.

10. Базовые заповеди после проигрыша:

– тренер должен научить ребенка заглянуть в себя, анализировать

себя;

обучить

ребенка

методам

овладения

самоободрением,

самоубеждением, самоприказом;

– не делать замечаний с позиций «не»;

– не создавать ситуации психологического давления на ребенка.

11. Уметь видеть травмирующие обстоятельства не страдая. Разделять

ум, интеллект и эмоции.

12. Задавать юному спортсмену вопрос не «как дела?», а «какую

задачу вы ставите?».

13. Создать у юного спортсмена ощущение необходимости создавать

фундамент личностного развития.

14.

Развивать

собственные

педагогические,

психологические

и

управленческие способности.

25

15. Не должно быть давления на спортсмена, только метод «от сердца

к сердцу» (по Р.М. Загайнову).

16. Знать и ведать, что ребенок является исполнителем не чужой, а

собственной воли.[6]

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

2.

Амонашвили

Ш.А.

Без

сердца

что

поймем?

//

Педагогический

вестник.

Выпуск девятый. – М., 2006. – 206 с.

3.

Антонов, А.И. Микросоциология семьи. – М.: Нота Бене, 1998. -360 с.

4.

Битанас Б.П. Введение в философию воспитания. – М., 1996. -240 с.

5.

Валявский А.С. Как понять ребенка. – СПб., 2004.

6.

Загайнов

Р.М.

Проклятие

профессии:

бытие

и

сознание

практического

психолога. – М.: Смысл, 2001.

7.

Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Наука, 1986.

8.

Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа

целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993. – 80 с.

9.

Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта: Соч. –

Т. 5. – М., 1958. – С. 242.

10.

Макаренко А.С. Соч. в 7-ми т. – Т. 4. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. – С.

559–560.

11.

Павлова

Е.П.,

Щуркова

Н.Е.

Как

воспитать счастливого

(феликсология

воспитания). – М.: Педагогическое общество России, 2002. -182 с.

12.

Хвацкая

Е.Е.

Особенности

отношения

родителей

к

занятиям

ребенка

спортом

//

Ананьевские

чтения

98:

Тезисы

научно-практической

конференции. – СПб., 1998. – 210 с.



В раздел образования