Автор: Бутенко Ирина Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ № 53 д.Кабаново
Населённый пункт: Орехово-Зуевский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное выгорание педагогов ДОУ как актуальная проблема современности
Раздел: дошкольное образование
Профессиональное
выгорание
-
это
состояние
физического,
эмоционального
и
умственного
истощения,
которое
возникает
вследствие
длительного
воздействия
неблагоприятных факторов. По мере развития синдрома могут возникнуть различные
психосоматические
заболевания
и
профессиональная
дезадаптация
личности. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия -
одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с
тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная
загруженность. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач
назвала свою книгу "Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие". Профессиональное
выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без
соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них.
Симптомы профессионального выгорания.
1 группа. Психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна
(симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды
(отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную
ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии
крови и гормональных показателей);
- частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного
тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение
зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
2 группа. Социально-психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус,
чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход
в себя);
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин
нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-
то не так, как надо");
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или "я
не справлюсь";
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу
"как ни старайся, все равно ничего не получится").
3 группа. Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и
труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время
работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- руководитель затрудняется в принятии решений;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к
работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не
соответствующая служебным требованиям, трата большей части рабочего времени на
мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных
действий;
- дистанцированность от коллектива и воспитанников, повышение неадекватной
критичности.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления
работы.
1. Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорания»,
если
обеспечит
работникам
возможность
профессионального
роста,
наладит
поддерживающие
социальные
и
другие
положительные
моменты,
повышающие
мотивацию. Администрация также может четко распределить обязанности, продумав
должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения
сотрудников. В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание
уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании
благоприятных
условий
во
время
рабочего
дня:
обеспеченность
справочными
материалами
и
пособиями,
должна
быть
скомплектована
библиотека,
изданий
периодической печати, техническая оснащённость. Помещение должно соответствовать
нормам санитарно-гигиенических требований (освещённость, температура, удобная
мебель). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи,
отдыха (восстановления сил).
2. Улучшение
психологического
климата
в
коллективе. Следующее
направление
профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в
профессиональной группе, создание коллектива, существующего как единое целое, как
группы людей, поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим
психологический
климат
в
коллективе,
является
низкий
уровень
материальной
обеспеченности педагогов, из-за чего люди не имеют возможности снять груз
переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе,
походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у
большинства крайне ограничены. Тем не менее, решение вопроса можно найти в
расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей),
что ведет к большей терпимости и взаимопониманию. Решение этого вопроса можно
найти и в организации командообразующих тренингов.
3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с педагогами
должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам
выгорания.
Первое направление включает в себя развитие креативности у педагогов, т.к. одним из
признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям.
Креативность
–
это
быстрота,
гибкость,
точность,
оригинальность
мышления,
богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития
личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.
Второе
направление
должно
свести
к
минимуму
влияние
негативных
профессиональных
и
личностных
факторов,
способствующих
профессиональному
выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать
конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать
поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих
профессиональному и личному совершенствованию. Для этого могут быть использованы
разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия,
личностного роста, принятия решений.
Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых
состояний, возникающих в связи с напряжённой деятельностью, формирование навыков
саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и
психического состояния, повышение стрессоустойчивости .
Задача педагога – психолога ДОУ заключается в своевременном выявлении у
сотрудников синдрома выгорания, а также в умении оказать квалифицированную помощь
в преодолении данной проблемы.