Напоминание

Профессиональное выгорание педагогов ДОУ как актуальная проблема современности


Автор: Бутенко Ирина Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ № 53 д.Кабаново
Населённый пункт: Орехово-Зуевский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное выгорание педагогов ДОУ как актуальная проблема современности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профессиональное

выгорание

-

это

состояние

физического,

эмоционального

и

умственного

истощения,

которое

возникает

вследствие

длительного

воздействия

неблагоприятных факторов. По мере развития синдрома могут возникнуть различные

психосоматические

заболевания

и

профессиональная

дезадаптация

личности. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия -

одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с

тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная

загруженность. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач

назвала свою книгу "Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие". Профессиональное

выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без

соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них.

Симптомы профессионального выгорания.

1 группа. Психофизические симптомы:

- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна

(симптом хронической усталости);

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды

(отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную

ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии

крови и гормональных показателей);

- частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного

тракта;

- резкая потеря или резкое увеличение веса;

- полная или частичная бессонница;

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение

зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

2 группа. Социально-психологические симптомы:

- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус,

чувство подавленности);

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход

в себя);

- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин

нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-

то не так, как надо");

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или "я

не справлюсь";

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу

"как ни старайся, все равно ничего не получится").

3 группа. Поведенческие симптомы:

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и

труднее;

- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время

работы);

- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

- руководитель затрудняется в принятии решений;

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к

работе, безразличие к результатам;

- невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не

соответствующая служебным требованиям, трата большей части рабочего времени на

мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных

действий;

- дистанцированность от коллектива и воспитанников, повышение неадекватной

критичности.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления

работы.

1. Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорания»,

если

обеспечит

работникам

возможность

профессионального

роста,

наладит

поддерживающие

социальные

и

другие

положительные

моменты,

повышающие

мотивацию. Администрация также может четко распределить обязанности, продумав

должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения

сотрудников. В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание

уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании

благоприятных

условий

во

время

рабочего

дня:

обеспеченность

справочными

материалами

и

пособиями,

должна

быть

скомплектована

библиотека,

изданий

периодической печати, техническая оснащённость. Помещение должно соответствовать

нормам санитарно-гигиенических требований (освещённость, температура, удобная

мебель). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи,

отдыха (восстановления сил).

2. Улучшение

психологического

климата

в

коллективе. Следующее

направление

профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в

профессиональной группе, создание коллектива, существующего как единое целое, как

группы людей, поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим

психологический

климат

в

коллективе,

является

низкий

уровень

материальной

обеспеченности педагогов, из-за чего люди не имеют возможности снять груз

переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе,

походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у

большинства крайне ограничены. Тем не менее, решение вопроса можно найти в

расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей),

что ведет к большей терпимости и взаимопониманию. Решение этого вопроса можно

найти и в организации командообразующих тренингов.

3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с педагогами

должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам

выгорания.

Первое направление включает в себя развитие креативности у педагогов, т.к. одним из

признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям.

Креативность

это

быстрота,

гибкость,

точность,

оригинальность

мышления,

богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития

личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

Второе

направление

должно

свести

к

минимуму

влияние

негативных

профессиональных

и

личностных

факторов,

способствующих

профессиональному

выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать

конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать

поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих

профессиональному и личному совершенствованию. Для этого могут быть использованы

разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия,

личностного роста, принятия решений.

Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых

состояний, возникающих в связи с напряжённой деятельностью, формирование навыков

саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и

психического состояния, повышение стрессоустойчивости .

Задача педагога – психолога ДОУ заключается в своевременном выявлении у

сотрудников синдрома выгорания, а также в умении оказать квалифицированную помощь

в преодолении данной проблемы.



В раздел образования