Напоминание

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе


Автор: Неземская Анна Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Развилковская СОШ с УИОП
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование универсальных учебных действий на уроках

в начальной школе»

Огромную роль в обучении и воспитании подрастающего поколения

играет именно начальная школа. В чем заключается роль современной

начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний,

увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования

умения учиться; научиться учить себя - вот та задача, в решении которой

школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что

современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если

в

образовательном

процессе

учащийся не

обретет статус

субъекта

образования.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи

знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие

способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать

пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе

говоря - формирование умения учиться.

Учащийся

сам

должен

стать

"архитектором

и

строителем"

образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным

благодаря формированию системы универсальных учебных действий

(УУД) Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся

возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений

и

компетентностей

на

основе

формирования

умения

учиться.

Эта

возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия,

порождающие

мотивацию

к

обучению

и

позволяющие

учащимся

ориентироваться

в

различных

предметных

областях

познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных

блока:

1)

личностные;

2)

регулятивные;

3)

познавательные;

4)

коммуникативные.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов

действий

обучающегося,

которая

обеспечивает

его

способность

к

самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого

процесса усвоения. Формирование универсальных учебных действий в

образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных

предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных

учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения

программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение»,

«Математика»,

«Окружающий

мир»,

«Технология»

в

отношении

ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного

развития учащихся.

Таким образом, нарисовался портрет совершенно нового выпускника

начальной школы: способного к самореализации, доброжелательного,

умеющего

слушать

и

слышать

партнера,

владеющего

учебной

самостоятельностью, умеющего учиться

Кто-то сказал: « Ум без совести- крушение личности». Понимая это,

главная роль отводиться формированию личностных качеств.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая

их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия

направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей,

позволяют

сориентироваться

в

нравственных

нормах

и

правилах,

выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления

познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,

планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности

усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска,

отбора и структурирования необходимой информации, моделирование

изучаемого содержания.

Коммуникативные

действия

обеспечивают

возможности

сотрудничества:

умение

слышать,

слушать

и

понимать

партнера,

планировать

и

согласованно

выполнять

совместную

деятельность,

распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь

договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,

оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с

учителем, так и со сверстниками.

Показатели, влияющие на уровень сформированности универсальных

учебных действий:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

А теперь рассмотрим на примере как на одном из уроков формируются

УУД. Это урок русского языка в первом классе

Личностные – смыслоопределение и нравственно-этическая ориентация

(ученики участвуют в интриге помогают героям, с этой целью решают

интеллектуальные задачи).

Регулятивные- самоконтроль процесса и результатов деятельности

(задание- проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей.

А у твоего соседа?).

Познавательные-

пользуются инструкциями к упражнению и

освоенными закономерностями- применяют знания алфавита;

работают с разными видами информации :поиск начала урока по условным

обозначениям, а также умение соотносить эти обозначения в учебнике и в

тетради, умение читать дидактические иллюстрации с размещением внутри

словами и словосочетаниями;

удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту-

работа с вертикальным звуко- буквенным столбиком;

понимание и преобразование информации;

установление причинно- следственных связей (ученик должен установить

связь между отсутствием некоторых букв на библиографических табличках

в библиотеке и отсутствием фамилий, начинающих на эти буквы,

зависимость произношения слов от их написания).

Коммуникативные- инициативное сотрудничество (надо распределить

работу с соседом по парте);

коммуникация как взаимодействие- учет позиции собеседника (задание:

Маша растерялась, помоги ей решить эту проблему. Ученикам необходимо

высказать свое мнение, а также выслушать одноклассников)



В раздел образования