Автор: Неземская Анна Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Развилковская СОШ с УИОП
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
«Формирование универсальных учебных действий на уроках
в начальной школе»
Огромную роль в обучении и воспитании подрастающего поколения
играет именно начальная школа. В чем заключается роль современной
начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний,
увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования
умения учиться; научиться учить себя - вот та задача, в решении которой
школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что
современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если
в
образовательном
процессе
учащийся не
обретет статус
субъекта
образования.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи
знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе
говоря - формирование умения учиться.
Учащийся
сам
должен
стать
"архитектором
и
строителем"
образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным
благодаря формированию системы универсальных учебных действий
(УУД) Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений
и
компетентностей
на
основе
формирования
умения
учиться.
Эта
возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия,
порождающие
мотивацию
к
обучению
и
позволяющие
учащимся
ориентироваться
в
различных
предметных
областях
познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных
блока:
1)
личностные;
2)
регулятивные;
3)
познавательные;
4)
коммуникативные.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов
действий
обучающегося,
которая
обеспечивает
его
способность
к
самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого
процесса усвоения. Формирование универсальных учебных действий в
образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных
предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных
учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения
программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Математика»,
«Окружающий
мир»,
«Технология»
в
отношении
ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного
развития учащихся.
Таким образом, нарисовался портрет совершенно нового выпускника
начальной школы: способного к самореализации, доброжелательного,
умеющего
слушать
и
слышать
партнера,
владеющего
учебной
самостоятельностью, умеющего учиться
Кто-то сказал: « Ум без совести- крушение личности». Понимая это,
главная роль отводиться формированию личностных качеств.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая
их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия
направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей,
позволяют
сориентироваться
в
нравственных
нормах
и
правилах,
выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности
усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска,
отбора и структурирования необходимой информации, моделирование
изучаемого содержания.
Коммуникативные
действия
обеспечивают
возможности
сотрудничества:
умение
слышать,
слушать
и
понимать
партнера,
планировать
и
согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь
договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с
учителем, так и со сверстниками.
Показатели, влияющие на уровень сформированности универсальных
учебных действий:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
А теперь рассмотрим на примере как на одном из уроков формируются
УУД. Это урок русского языка в первом классе
Личностные – смыслоопределение и нравственно-этическая ориентация
(ученики участвуют в интриге помогают героям, с этой целью решают
интеллектуальные задачи).
Регулятивные- самоконтроль процесса и результатов деятельности
(задание- проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей.
А у твоего соседа?).
Познавательные-
пользуются инструкциями к упражнению и
освоенными закономерностями- применяют знания алфавита;
работают с разными видами информации :поиск начала урока по условным
обозначениям, а также умение соотносить эти обозначения в учебнике и в
тетради, умение читать дидактические иллюстрации с размещением внутри
словами и словосочетаниями;
удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту-
работа с вертикальным звуко- буквенным столбиком;
понимание и преобразование информации;
установление причинно- следственных связей (ученик должен установить
связь между отсутствием некоторых букв на библиографических табличках
в библиотеке и отсутствием фамилий, начинающих на эти буквы,
зависимость произношения слов от их написания).
Коммуникативные- инициативное сотрудничество (надо распределить
работу с соседом по парте);
коммуникация как взаимодействие- учет позиции собеседника (задание:
Маша растерялась, помоги ей решить эту проблему. Ученикам необходимо
высказать свое мнение, а также выслушать одноклассников)