Автор: Бочкарева Ольга Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 НГО
Населённый пункт: Находка, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Смешанное обучение в практике организации учебного процесса
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Находкинского Городского Округа
Смешанное обучение в практике
организации учебного процесса.
Составитель
О.В. Бочкарева,
учитель английского языка высшей
квалификационной категории
г. Находка
2020 г.
2
Смешанное обучение в практике организации учебного процесса.
1. Смешанное обучение. Преимущества смешанного обучения. ФГОС второго
поколения ориентируют на переход от обучения, где ученик – объект воздействия
учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель
выступает в роли организатора, сотрудника и помощника.
Смешанное обучение – это обучение и самообучение, построенные на базе
взаимодействия (общения) учащегося и учителя, предлагающего учащемуся в различных
формах сопровождение процесса обучения: 1) планирование процесса обучения, 2)
поддержку освоения и усвоения учебного материала, 3) поддержку применения
полученных знаний в практической деятельности, 4) контроль за ходом выполнения
тренировочных, диагностических и итоговых работ, 5) их оценивание, 6)руководство
рефлексией
учебного
процесса
и/или
ее
экспертизу.
Ключевым
в
определении
смешанного
обучения
является
слово
взаимодействие.
Использование
учителем
электронных образовательных ресурсов на уроках для наглядности транслируемого
учебного материала к смешанному обучению не может быть отнесено.
Смешанное обучение – технология организации образовательного процесса, в
основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-
урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых
дидактических
возможностях,
предоставляемых
ИКТ
и
другими
современными
средствами обучения.
Смешанное
обучение
призвано
помочь
преодолеть
минусы
технологий,
используемых сегодня в практике обучения. При очном, классно-урочном, обучении, во-
первых, не всегда можно реализовать требование включенности каждого ученика в
образовательный процесс. Не все и не всегда могут участвовать в обсуждениях, в силу
определенного распределения социальных ролей в классе (ведомый-лидер), особенностей
темперамента
(пассивный-активный),
объективных
обстоятельств
(отсутствие
по
уважительной причине). Во-вторых, временные рамки урока не позволяют многим
достичь желаемой глубины понимания обсуждаемых вопросов, что не дает возможность
реализовать
требование
гибкости
образовательного
процесса,
предусматривающее
удовлетворение
различных
персональных
познавательных
стилей
ученика.
При
дистанционном обучении за счет утраты спонтанности образовательного процесса
нивелируется
такой
этап,
как
естественное
и
быстрое
выстраивание
цепочек
ассоциативных идей и интуитивных открытий, нарушается требование включения нового
3
знания в уже имеющееся. Кроме того, при дистанционном обучении возможна тенденция
к отсрочке учебных действий, поскольку данная среда воспринимается многими
учащимися из-за отсутствия личных прямых контактов обезличенной, что может
вызывать неудовлетворенность образовательным процессом, нарушающее требование
психологической комфортности образовательной среды.
Преимуществами смешанного обучения, таким образом, являются формируемые в
классно-урочном
режиме
личные
(человеческие)
связи,
спонтанность,
дающая
возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном
обучении
в
информационно-образовательной
среде
гибкость,
адаптивность,
индивидуализация,
интерактивность
обучения
и
глубина
рефлексии.
Гибкость
предполагает, что время и место при смешанном обучении не ограничены строгими
рамками урока и школы, темп и ритм обучения не привязаны к темпу и ритму работы
других учащихся класса. Смешанное обучение обеспечивает вовлеченность в учебный
процесс 100% обучающихся. Адаптивность реализуется как возможность организации
учебного
процесса
для
учащихся
с
разными
возможностями
и
запросами.
Индивидуализация
осуществляется
за
счет
выстраивания
учебного
процесса
в
соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и возможностями
обучающихся,
при
этом
методические
подходы
и
педагогические
технологии,
используемыми учителем в классе, дополняются интерактивными учебными средствами и
адаптивным программным обеспечением. Интерактивность достигается использованием
вариативных форм и способов взаимодействия как участников образовательного процесса
друг с другом, так и с контентом. Обучающиеся при смешанном обучении имеют время
для того, чтобы более внимательно и глубоко рассмотреть и обосновать собственные
суждения
Смешанное обучение позволяет решить новые задачи, выдвигаемые сегодня в сфере
образования:
расширить образовательные возможности обучающихся за счет увеличения
доступности и гибкости образования, учета их индивидуальных образовательных
потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
стимулировать
формирование
субъектной
позиции
обучающегося:
повышения его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в
освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение
эффективности образовательного процесса в целом;
4
трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к
интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему конструированию
обучающимся собственных знаний;
персонализировать
образовательный
процесс,
побудив
учащегося
самостоятельно определять свои учебные цели, способы их достижения, учитывая
собственные образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является
помощником обучающегося.
2. Основные модели смешанного обучения. Смешанное обучение складывается из 1)
традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса;
2)
интерактивного
взаимодействия,
опосредованного
компьютерными
телекоммуникационными
технологиями
и
электронными
информационно-
образовательными онлайн ресурсами; 3) самообразования. Объем и сочетание названных
компонентов зависит от объективных и специфических для данной образовательной
организации (ОО) характеристик конкретного образовательного процесса. Так, например,
доля компонента «Самообразование» зависит объективно от возраста и личностных
качеств обучающегося, ступени образования и одновременно определяется спецификой
образовательной концепции ОО.
Существует большое разнообразие моделей в зависимости от доли очного обучения
и учебной деятельности, опосредованной ИКТ, а также от местоположения обучающегося
в процессе учебной деятельности (в школе или за ее пределами). Любая комбинация,
кроме моделей организации учебного процесса без online учебной деятельности
(традиционные формы) и заочного обучения, в котором полностью отсутствует прямое
личное взаимодействие между учителем и обучающимся, может быть отнесена к
смешанному обучению.
В качестве основных моделей сегодня целесообразно использовать модели группы
«Ротация» и модели группы «Личный выбор», реализующие персонализированный
подход.
Среди моделей группы «Ротация» выделяются модели «Автономная группа»,
«Перевернутый класс», «Смена рабочих зон».
Модель «Автономная группа» используется в том случае, если обучающиеся в
классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации,
сформированности ИКТ - компетентности и регулятивных УУД; предполагает деление
класса на группы, в одной из которых основное обучение ведется online, а компонент
5
личного общения с учителем используется для консультирования, группового или
индивидуального, другой - основное обучение ведется в традиционной форме, а
компонент online обучения используется для поддержки и отработки навыков.
Модель «Перевернутый класс» используется в том случае, если обучающиеся в
классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню
мотивации,
сформированности
ИКТ
-
компетентности
и
регулятивных
УУД;
предполагает, что класс работает как одна группа, для которой очное общение с учителем
чередуются с ИКТ – опосредованной учебной деятельностью. При этом реализация online
обучения осуществляется вне школы.
Модель «Смена рабочих зон» является развитием модели «Автономная группа», но
число групп увеличивается в зависимости от видов учебной деятельности (online
обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа,
работа с учителем); предполагает закрепление определенного вида деятельности за
определенной рабочей зоной, что снижает временные затраты на включение обучающихся
в соответствующий вид деятельности.
Модели группы «Личный выбор» целесообразно использовать в старшей школе,
если
учащиеся
имеют
высокие
показатели
мотивации
к
учению,
уровня
сформированности
ИКТ-компетентности,
личностных
и
метапредметных
навыков;
предполагает, что образовательная деятельность и ответственность за ее результаты
возлагается
на
обучающегося,
так
как
процесс
строится
преимущественно
с
использованием удаленных интернет-ресурсов. Формирования учебных групп возможно
1) внутри параллели одной школы с фиксированным набором курсов для изучения online
– «Новый профиль», 2) внутри параллели одной школы с различным набором курсов для
изучения online – «Индивидуальный учебный план», 3) внутри параллелей одного
возраста разных школ для изучения определенного online курса – «Межшкольная группа».
Данная
группа
моделей
отвечает
требованиям
нового
ФГОС
полного
среднего
образования. Она облегчает составление расписания при работе по индивидуальным
учебным планам (например, можно все предметы естественнонаучного цикла в одном
классе ставить одновременно, а ученики будут при этом проходить разные предметы,
представленные
на
интернет-ресурсе,
которые
они
выбрали
в
рамках
данной
образовательной области). Кроме того, модель расширяет возможности учеников
малокомплектных школ, в которых все образовательные запросы учащихся не могут быть
обеспечены педагогическими кадрами.
6
3. Организация образовательного процесса при смешанном обучении предполагает
следующие действия.
1. Определение особенностей контингента учащихся в целом и отдельных классов
(учебных групп, параллелей, «межшкольных» параллелей)
2. Выбор подходящей модели(ей) для имеющегося контингента с учетом его
особенностей.
3. Планирование образовательного процесса, предполагающее составление учебного
плана, определение долей трех компонентов смешанного обучения (очного, ИКТ-
опосредованного и самообразования), времени и форм итогового контроля.
4. Обеспечение реализации компонентов очного (подбор кадров, предоставление
школьного пространства и средств обучения), ИКТ-опосредованного (предоставление
интернет-ресурсов на базе договоров с их владельцами), самообразования (организация
установочного консультирования и контроля).
5. Оценивание и контроль результатов обучения.
Организация образовательного процесса в моделях группы «Ротация». Модели
группы «Ротация» подразумевают чередование прямого личного общения учителя и
обучающихся (очный компонент) с взаимодействием участников образовательного
процесса, опосредованным телекоммуникационными технологиями (online компонент) в
рамках одного предмета и класса). Порядок чередования может быть фиксированным или
гибким по усмотрению учителя. Предъявление (объяснение) нового учебного материала,
его закрепление и отработка навыков может осуществляться как в рамках очного, так и в
рамках ИКТ-опосредованного компонентов (например, знакомство с новым учебным
материалом осуществляется с использованием online ресурса, а закрепление и отработка
навыков на уроках в классе; или наоборот). Решение по этому вопросу принимает
учитель.
Групповая
работа,
проектная
деятельность
организуется
учителем
и
осуществляется в рамках очного компонента. Возможно участие обучающихся в
межшкольных проектах в рамках ИКТ-опосредованного компонента. Учитель является
одновременно и классным и сетевым учителем. При выполнении проектов он является
помощником, как в рамках очного, так и в рамках ИКТ-опосредованного компонентов.
Оценивание осуществляет учитель школы, учитывая как свои собственные данные в
рамках очного компонента, так и показатели, аккумулируемые системой управления
учебным процессом (Learning Management System - LMS) электронного ресурса. Данная
7
характеристика является общей для всех моделей группы. Учитель обладает большой
свободой
при
организации
курса.
Он
лучше
всех
знает
своих
учеников,
их
психологические
особенности,
уровень
мотивации,
сформированности
ИКТ-
компетентности и регулятивных УУД (способность к самоорганизации, управлению
временными ресурсами и т.д.). Все это учитель должен учитывать при разработке
календарно-тематического
планирования
курса
и
определении
используемых
педагогических технологий и форм обучения.
При реализации модели «Автономная группа» необходимо выполнение требований
к пространству: пространственная организация класса должна иметь две
зоны – для традиционного урока и зону online занятий;
к учителю: учитель должен обладать навыком распределения своего
внимания между двумя группами.
Ведя урок в рамках очного компонента, не столько «объясняет» новый материал,
сколько организовывает через систему индивидуальных или групповых заданий
знакомство с новым учебным материалом, выполняя функцию помощника при
выполнении заданий.
«Традиционный» урок не может быть абсолютно «традиционным» в российском
понимании.
Возможен перенос зоны online обучения в компьютерный класс. В этом случае
понадобится ассистент (тьютор), который бы наблюдал за автономной группой.
При реализации модели «Перевернутый класс» необходимо выполнение требований
к
пространству:
зонирование
классной
комнаты
или
выделение
дополнительных помещений;
к администрированию образовательного процесса: организация ИКТ-
опосредованного компонента вне школы,
к оборудованию: обязательное наличие у обучающихся домашнего ПК с
выходом в Интернет.
При работе в режиме перевернутого класса возрастает доля ответственности самого
обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность,
ответственность, инициативность и т.п.) и метапредметных навыков (самоорганизация,
управление временными ресурсами и т.д.)..
8
При реализации модели «Смена рабочих зон» необходимо выполнить следующие
требования:
к пространству: произвести сложное зонирование большого учебного
помещения, выделить дополнительные помещения;
к администрированию образовательного процесса: смоделировать смену
рабочих зон и организовать уроки;
к кадровому составу: предусмотреть участие ассистента (тьютора).
Организация образовательного процесса в моделях группы «Личный выбор»
предполагает
определение ресурса, на базе которого строится обучение;
предоставление временных (предусмотренные в расписании часы для online
курса) и пространственных (помещение с компьютером и выходом в Интернет) ресурсов;
оказание
психологической
и,
при
необходимости,
педагогической
поддержки.
При
определенных
условиях
(компановка
в
расписании
предметов,
подразумевающих посещение школы, в виде кластера), обучающийся может осваивать
online курсы вне школы.
4. Определение специфики контингента учащихся и выбор модели смешанного
обучения.
В
конкретной
ситуации
модель
смешанного
обучения
выбирается
в
зависимости от характеристик и возможностей участников образовательного процесса,
возможностей существующей у образовательного учреждения материально-технической
базы,
ориентиров,
диктуемых
социальной
средой,
ожиданиями
родителей
и
государственным заказом. Выбор модели смешанного обучения осуществляется на основе
анализа следующих факторов:
возраст обучающихся – ключевой фактор: связанные с ним уровень развития
ИКТ-компетентности и регулятивных УУД;
возможности пространственной организации учебного процесса (наличие
больших
помещений,
позволяющих
зонирование,
либо
наличие
дополнительных
помещений);
уровень ИКТ-компетентности и готовности к работе в экспериментальном
режиме учителя.
Необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологических возможности
как отдельных учащихся, так и групп учащихся, осознавать степень их мотивированности,
9
зрелости УУД, самоконтроля и саморефлексии и готовности к ИКТ-опосредованному
обучению и самообразованию. В обучении младших школьников целесообразно прежде
всего использовать модель «Смена рабочих зон». Для среднего звена наиболее приемлема
модель «Перевернутый класс». Специфике организации обучения в старшей школы более
всего соответствуют модели группы «Личный выбор».
При организации смешанного обучения необходимо иметь достоверные сведения о
материально техническом оснащении школы и рабочего места школьника дома (наличие
компьютера, сканера, выхода в интернет, наушников, микрофона и пр.). Необходим
специальный
сотрудник
или
(при
большой
численности
учащихся)
отдел
контролирующий состояние материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
Круг родительских ожиданий целесообразно выяснять при помощи анкетирования.
Установки, связанные с реализацией госзаказа и социального заказа, реализуемого
на конкретной географической территории, обозначены в соответствующих документах
по организации образования (Закон об образовании, Федеральные государственные
образовательные стандарты, рабочие программы по предметам) и в документах,
определяющих стратегии развития страны, региона, населенного пункта.
5. Планирование учебной деятельности при смешанном обучении. Организация
образовательного процесса представляет собой технологический цикл, включающий
планирование
образовательной
деятельности,
непосредственную
реализацию
образовательной деятельности, оценивание достижений учащихся, анализ и оценку
образовательной деятельности с целью коррекции в последующем планировании.
Планирование – это первый этап деятельности учителя. Планирование может и
должно осуществляться на нескольких уровнях:
1. всего курса по годам;
2. четверти/триместра – по календарю;
3. учебного года – по четвертям/триместрам;
4. тематического раздела, модуля;
5. урока.
Планирование первых трех типов осуществляется при помощи основной программы
обучения по предмету и календаря. Доля участия учителя на этих этапах может быть
10
минимальной, если берется готовая программа. Два последних уровня, имеющие
относительную самостоятельность, планируются учителем.
Основной принцип, используемый при планировании, - это планирование «от
конца». Прежде всего учитель должен определить, какие результаты он ждет по
завершении изучения определенного фрагмента курса. Планируемые результаты связаны
с ответом на ключевой вопрос «Чему научатся (узнают и научатся делать) учащиеся по
окончании изучения данного фрагмента курса?». Учебные цели есть ожидаемые
результаты учения. Учебные цели должны быть ориентированы на деятельность
учащегося и формулироваться, начинаясь со слова «Учащийся сможет….».
После
определения
учебных
целей
планируется
процедура
оценивания.
Планирование и оценивание организуют учебный процесс и находятся во взаимосвязи.
При планировании тематического раздела сразу определяется, как будет проводиться
констатирующее оценивание (по завершению освоения определенного фрагмента курса),
при планировании урока – то, как будет осуществляться формирующее оценивание (в
ходе освоения учебного материала). Учебные цели ложатся в основу определения
критериев оценивания.
После определения учебных целей и способов проверки их достижения (оценивания)
учитель планирует свою деятельность.
Планирование
Организация учебной деятельности
Оценивание
достижений учащихся
Анализ собственной деятельности
Планирование деятельности учителя происходит «от конца»:
План действий – совокупность тех видов деятельности, которые учитель будет
предлагать учащимся и организовывать на уроке. Учителю необходимо выбирать
наиболее эффективные для изучаемого содержания виды деятельности, учитывать
интересы
детей,
заботясь
о
возникновении
у
учащихся
мотивации
к
учебной
деятельности.
11
Поскольку планирование урока должно быть прежде всего ориентировано на
деятельность, то в соответствии со стимулами, обеспечивающими деятельность учащихся,
возможны два подхода к построению урока: «от задания» и «от исследования»
Построение
«от
задания»
предусматривает
выбор
задания,
которое
будет
использоваться при констатирующем оценивании в итоге изучения темы. Применительно
к каждому уроку учитель решает, какие задания будут предлагаться и зачем. Задания
должны «раскрывать» тему и служить средством организации учебной деятельности.
Разные типы заданий (репродуктивные, продуктивные) задают разные типы деятельности
и разную организацию и качество учебного процесса. Целесообразно использовать виды
заданий продуктивного типа: изобретение, карта, эссе, брошюра, интервью, письмо,
резюме, автобиография или дневник, журнальная статья, стихи, рассказы и т.п., картина,
скульптура и т.п., стенд, выставка, реклама, исследование, исследовательская статья,
научный прибор, инструкция по применению, правила или устав, рецензия на книгу,
новая глава в книгу, иллюстрированная книга, видео, газета, социальная акция. Для
разных детей могут предлагаться разные задания. При подготовке задания следует его
проанализировать по трем направлениям. Отвечая на вопрос «Что делает учащийся,
выполняя задание?» необходимо провести 1)анализ поведения учащегося; 2)анализ
учебного материала, востребованного заданием; 3)анализ метапредметного содержания
(УУД), востребованного заданием.
Второй подход – построение урока «от исследования» – эффективен для
формирования метапредметных навыков.
Исследование – активная деятельность учащихся при решении поставленных
вопросов, предполагающая сбор и анализ данных. Исследование стимулируется учителем
путем предъявления проблемы, дилеммы, противоречия, которые выступают в качестве
стимула. Исследование предполагает описание проблемы, предложение по ее решению,
выводы. Формы организации учебной деятельности при построении «от исследования»
следующие:
беседа
с
последующим
обсуждением,
приглашенный
спикер,
дискуссия/дебаты,
рабочая
тетрадь,
изучение
конкретного
примера
(Сase
study),
исследование, совместное исследование, «группа экспертов», мозговой штурм, работа в
малых группах, ролевая игра.
В условиях смешанного обучения после выбора модели необходимо спланировать,
какое место в учебном процессе будет принадлежать каждому их компонентов – очному,
12
ИКТ-опосредованному, самообразованию. Уже сам выбор модели задает первичное
соотношение временных и содержательных характеристик компонентов. В зависимости
Ожидаемые результаты (определены учебными целями)
План действий
Свидетельства достижений поставленных целей (констатирующее оцениваниевание)
от индивидуальных особенностей и потребностей конкретного ученика, учебной, группы,
класса, параллели должны приниматься решения о соотношении разных компонентов в
образовательном
процессе
и
о
корректировке
этого
соотношения.
Кроме
того,
образовательное учреждение может выбирать принцип организации учебного процесса и
последовательно осуществлять его, планируя долю и содержание каждого их компонентов
смешанного обучения. В наибольшей степени потребностям образования сегодня
отвечают
принципы
дифференциации,
индивидуализации
и
персонализации
образовательного процесса.
Дифференциация – принцип организации учебного процесса разных групп
обучающихся, различающихся по уровню или профилю, осуществляемой учителем с
учетом образовательных потребностей группы обучающихся. Цели обучения одинаковы
для всех обучающихся данной группы. Формы предъявления учебного материала и виды
деятельности,
предлагаемые
для
его
освоения,
варьируют
в
зависимости
от
индивидуальных предпочтений обучающихся или их потребностей.
Индивидуализация – принцип организации учебного процесса, осуществляемой
учителем
с
учетом
индивидуального
темпа
освоения
учебного
материала
и
образовательных
потребностей,
обусловленных
психолого-педагогическими
особенностями обучающихся.
Персонализация – принцип организации учебного процесса, при реализации
которого обучающийся может влиять на выбор содержания образования, способов,
приемов, темпа обучения с учетом собственных индивидуальных образовательных
потребностей и познавательных интересов. Данный принцип в наибольшей степени
отвечает целям и задачам современного образования. Однако, реализация на практике
принципа
персонализации
определяется,
прежде
всего
готовностью
педагогов
и
родителей, а также уровнем социальной зрелости обучающихся.
6. Оценивание и контроль результатов обучения. Оцениванию принадлежит главная
роль в регулировании, коррекции образовательного процесса, его управлении в целом, в
13
процессах постановки общих целей,
в определении содержания образования,
в
формулировании конкретных учебных целей, определении форм и методов обучения.
Оценивание необходимо для регистрации успехов учащихся в режиме текущего
оценивания и на этапе окончания программы. Оценивание может играть стимулирующую
роль. Главная функция оценивания – служить средством анализа процесса обучения, при
котором выявляются особенности его протекания и вносятся соответствующие поправки.
Поэтому необходимое требование, предъявляемое к оценке, – объективность.
Оценивание при смешанном обучении целесообразно осуществлять на базе
критериального оценивания.
Критериальное оценивание – оценивание работы учащегося по системе критериев,
которые представляют собой детализированное описание характеристик (содержания и
формы) ожидаемой работы. Перечень критериев, сформулированных в общем виде,
заранее известен всем участникам образовательного процесса (учителю, ученику,
администрации, родителям).
Критериальное оценивание – сравнение полученных образовательных результатов с
планируемыми.
Обычно
противопоставляется
нормативному
оцениванию,
которое
подразумевает сравнение полученных результатов образовательной деятельности со
средними результатами (по классу, по ОУ, по региону, по стране) и требует единообразия
способов и методов преподавания. Критериальное оценивание предоставляет педагогу
свободу в выборе способов и методов педагогической деятельности.
Следует различать критерии оценки конкретной работы и критерии оценивания по
предмету. Последние формулируются в достаточно общем виде и важны при реализации
долгосрочных учебных целей. Критерии отражают различные аспекты деятельности
учащегося в познавательной сфере (на уровне знания, понимания, применения и т.д.) и с
учетом
специфики
предметов
наполняются
конкретным
содержанием
(например,
обработка данных в биологии, организации текста/речи в словесности и т.д.).
В зависимости от задач, которые выполняет оценивание, оно может быть
диагностическим, формирующим (промежуточным) и констатирующим (итоговым по
теме).
Диагностическое
оценивание
–
оценивание
предшествующей
деятельности
обучающегося, обычно осуществляемое в начале нового этапа обучения.
14
Формирующее оценивание – оценивание деятельности обучающегося в ходе
продвижения в освоении нового учебного материала или выполнения сложного задания
продуктивного характера (например, проведение исследования, выполнение проекта,
написания сочинения или эссе). Представляет собой оценивание промежуточных этапов
создания продукта (плана, черновика и т.д.). Осуществляется в виде вербального (без
отметки) оценивания.
Констатирующее оценивание – оценивание результатов деятельности обучающегося
по завершении освоения нового учебного материала и/или выполнения сложного задания
продуктивного характера. Осуществляется в формализованном (отметка) виде.
Результаты оценивания используются участниками образовательного процесса по-
разному.
Учителя оценивают работу учащихся ежедневно для того, чтобы
спланировать свою работу;
определить, что из спланированного получается достичь, а что нет;
мотивировать учащихся;
довести до их сведения и до сведения родителей, как продвигается учащийся
в учебном процессе;
выставить отметки.
Учащиеся используют результаты оценивания для того, чтобы
понять, чему им следует учиться и как;
определить свои сильные и слабые стороны;
определить свое положение в социуме.
Родители используют результаты оценивания для
поощрения и наказания детей;
определения видов на их будущее;
планирования распределения финансовых ресурсов семьи (при платном
обучении);
формирования отношения к школе.
Администрация школы использует результаты оценивания для
поощрения учащихся;
15
распределения ресурсов;
планирования профессионального роста педагогического коллектива;
отчета перед органами управления образованием.
Органы управления образованием используют результаты оценивания для того,
чтобы
информировать общественность о результатах образовательной деятельности;
поощрить или применить санкции к подведомственным учреждениям;
распределить ресурсы.
Необходимо учитывать возможность искажения результатов оценивания (например,
ученик может не справиться с математической задачей по причине непонимания ее
условия, то есть в связи с проблемой недостаточной сформированности языковой
компетенции).
Критериальное оценивание позволяет привлечь к процедуре оценивания самого
учащегося при осуществлении образовательного процесса в любом из компонентов
смешанного обучения, поскольку система критериев дает возможность осуществлять
самооценку, что способствует воспитанию саморефлексии у учащегося.
Работы, которые подлежат оцениванию, в зависимости от типов использованных в
них заданий, могут быть разных видов: традиционные (самостоятельные, практические и
контрольные работы, диктанты, сочинения и пр.) и относительно новые (тесты, эссе,
проекты, презентации и пр.).
При помощи критериального оценивания можно легко выстроить рейтинг учащихся
(в классе, в параллели, в школе). Однако решение о целесообразности системы
рейтингования принимает само ОУ.
7. Требования, предъявляемые к кадрам.
Современное образование требует выстраивание субъект-субъектных отношений
между учителем и учеником. Учитель должен стать помощником в учении. Необходимым
условием при этом является активная роль учащегося в учебном процессе. Смешанное
обучение в наибольшей степени способствует установлению таких отношений, поскольку
вынуждает учителя переложить долю контроля учебного процесса, а значит и
ответственности за его протекание и результат, на учащегося.
16
Традиционными составляющими профессиональной деятельности учителя являются
выполнение должностных обязанностей по воспитанию и образованию учащихся (ведение
уроков, проверка работ учащихся, заполнение документации и пр.), умение найти подход
к ученикам, умение вести разговор с родителями. В условиях смешанного обучения от
учителя требуется понимание принципов системно-деятельностного подхода в обучении и
способность организовать обучение с использованием этого подхода. В соответствии с
ФГОС второго поколения учитель должен
выстраивать субъект-субъектные отношения с учениками, выступая в роли
эксперта, коллеги, старшего товарища;
уметь самостоятельно осуществлять планирование каждого этапа учебного
процесса и видеть процесс в целом;
быть способным организовывать содержательную деятельность учащихся в
разных формах, включая проектную и исследовательскую;
владеть разными способами и методами оценивания;
проводить рефлексию образовательного процесса и саморефлексию;
уметь
распознавать
персональный
познавательный
стиль
ученика
и
осуществлять принципы дифференциации, индивидуализации и персонализации в
обучении;
уметь работать в команде;
уметь работать в сети в качестве сетевого учителя;
обладать навыком распределения внимания между группами в ситуации,
когда группа не одна.
Учитель же ответственен за создание такой педагогической ситуации, в которой
молодой человек не только приобретает знания, но и имеет возможность сам оценить
свою
учебную
ситуацию,
стать
активным
участником
разработки
собственной
образовательной траектории.