Напоминание

Роль предметной недели в развитии интереса к изучению математики


Автор: Максимова Галина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ гимназия №11
Населённый пункт: Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: Роль предметной недели в развитии интереса к изучению математики
Раздел: среднее образование





Назад




Г.Н. Максимова, учитель математики высшей категории

МБОУ гимназии №11

г. Пятигорск Ставропольского края

РОЛЬ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ В ПРИВИТИИ ИНТЕРЕСА К

ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности

любой школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет

знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект.

Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным

учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне

развитую личность.

Учитель я! Моя задача -

Решить вопрос и дать ответ

И детям посулить удачу,

Познания раскрыть секрет.

Вхожу я в класс, и сердце бьется;

"Надеюсь, верю и люблю!"

И эти три святые слова

Душе ребенка отдаю.

Учитель я! И званье это -

Предназначение судьбы,

Великий дар, сиянье света,

Осуществление мечты!

Меняются времена, но не меняются задачи учителя:

• дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;

• содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так

и вне урока;

• вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное

мнение;

• воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность,

личную инициативу, веру в себя;

• стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Я понимаю и принимаю это.

В нашей школе особое место в системе внеклассной работы по

математике

занимает

предметная

неделя.

Предметная

неделя

по

математике

является

комплексной

формой

работы

по

предмету,

своеобразным итогом работы ученика, парадом детской фантазии и

творчества.

Неделя математики проводится с целью развития познавательного

интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей

учащихся. Основными задачами являются: создание необходимых условий

для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и

интеллектуальных

способностей

каждого

ученика;

организация

плодотворного сотрудничества при взаимном уважении друг к другу

участников совместной деятельности; поддержка у детей состояния

активной заинтересованности овладением новыми, более глубокими

знаниями по математике.

Мероприятия предметной недели направлены на решение задач,

поставленных перед участниками недели (педагогами и учащимися);

содержат информацию и эмоциональные переживания, обеспечивающие

активное восприятие происходящего; при подготовке и проведении таких

недель

учитывается

возраст,

интересы,

потребности

учащихся;

обеспечивается

дальнейшее

положительное

общение

в

школьном

коллективе.

Содержание

мероприятий

соответствует

формам

их

проведения. Подготовительный период короткий. При этом важно, чтобы

затраченное педагогами и учащимися время было целесообразным, а

самовыражение и активность учащихся наиболее полными. Учащиеся

должны испытывать удовлетворенность проведенными мероприятиями.

Должна

четко

просматриваться

культура

проведения

каждого

мероприятия: последовательность, этапность, свобода проявления чувств,

переживаний, культура поведения учащихся, их самостоятельность и

инициатива.

Неделя математики в нашей школе проходит в январе-феврале.

Примерно за две недели в каждом классе создаются инициативные группы

из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Руководит

работой групп учитель, работающий в этих классах. Задача каждой группы

— подготовить и провести внеклассные мероприятия с одноклассниками,

выпустить

стенгазету,

составить

кроссворды,

помочь

учителю

в

проведении конкурсов.

В нашем учреждении образования неделя математики проходит по

плану :

Понедельник. Конкурс математических газет.

Конкурс « Рисуем по координатам».

Вторник. Математический КВН «Веселые математики» среди 5-6

классов. Конкурс математических головоломок, кроссвордов, ребусов для

обучающихся в начальной школе.

Среда. Интеллектуально-познавательная игра «Кафе

«Математическая карусель»»

Четверг . Математический бой « Ключи к победе» 7-8 классы

Пятница. Интеллектуальное состязание «Счастливый случай» 9-10

классы.

Суббота. Подведение итогов недели.

Мероприятиями охвачены все обучающиеся школы, учитывая

возрастные особенности, интересы.

В первый день недели на общем стенде вывешиваются стенные

газеты. Они посвящены определенной теме, состоят из ряда небольших

заметок или конкурсных задач. Материал для газет подбирается из

различных журналов, книг по занимательной математике, что благотворно

сказывается на развитии кругозора учащихся, на их речи, грамотности.

Названия газеты имеют разные «В мире математики», «Математика –

царица наук», и др., в конце недели авторы лучших газет награждаются

призами.

Конкурс «Рисуем по координатам» проводится ежегодно. Очень

нравится ребятам, участвуют в нем активно, в ходе конкурса проявляют

творчество, фантазию, индивидуальный подход в завершении рисунка. Все

работы вывешиваются в фойе, а лучшие используются для оформления

кабинета математики.

Второй день недели посвящен творчеству и математической

смекалке - это математический КВН «Веселые Математики», в котором

участвуют 5-6 классы.

Цели и задачи мероприятия: развитие интереса к математике;

развитие

логического

мышления,

быстроты

реакции,

внимания;

воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;

применение навыков счёта, восприятие математики через мир песен,

стихов, рисунков, пословиц и поговорок.

При подборе заданий учитывалось: развитие творчества (“Визитка”,

“Художники”, “Пантомима”); от простого к сложному, от общих знаний к

предметным (“Разминка”); умение детей работать в группе (“Решаем

вместе”);

индивидуальная

ответственность

за

общий

результат

(“Капитаны”, “Решаем вместе”). При составлении конкурсов учитывалась

смена деятельности.

В этот день старшеклассники проводят конкурс математических

головоломок, кроссвордов, ребусов с обучающимися в начальной школе.

Активизировать

деятельность

учащихся

по

овладению

математическими

знаниями

можно

путем

умелого

применения

занимательных

заданий,

которые

вносят

новизну,

необычность,

несоответствие прежним

представлениям.

И

следующим

мероприятием

в

рамках

недели

было:

интеллектуально-познавательная игра «Кафе «Математическая карусель»»

Цель и задачи игры: формирование умения работать в группе;

развитие математического кругозора, логического и аналитического

мышления учащихся; воспитание интереса к предмету. Очень необычная

форма работы, ребята получают массу удовольствий от посещения данного

«кафе».

Очень интересно и увлекательно прошел математический ой

«Ключи к победе»

Цель и задачи игры: развитие математических способностей,

сообразительности,

логического

мышления,

коммуникативных

возможностей учащихся, знакомство учащихся с известными учеными –

математиками.

В игре-соревновании участвуют две команды, которые проходят ряд

испытаний, за каждый успешно пройденный этап команды получают

ключ. Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв сможет

открыть в написанных словах. В конце игры жюри определяет победителя,

команда открывает слова «Пифагор», «Галилей», здесь же получают

полезную информацию об этих ученых.

Завершает парад интеллектуально-познавательных игр и конкурсов

по математике состязание «Счастливый случай»

Цель игры: прививать интерес к предмету через нестандартные

формы обучения, повышать уровень эрудиции учащихся, воспитывать

чувство взаимопомощи и сплочённости коллектива.

В игре принимают участие две команды по 5 - 6 человек в каждой.

Участвующие команды имеют свое название. Игра проводится в 4 гейма.

В конце каждого гейма счетная комиссия объявляет итоговый результат

каждой команды. Команде-победителю по итогам игры вручается диплом.

Одним из достоинств проведённых мероприятий является то, что

учащиеся школы могли проявить не только свои творческие способности,

но и самостоятельно подбирать интересный и современный материал для

стенгазет, выступлений.

Итоги недели математики объявляются на общешкольной линейке.

Результаты

состязательных

мероприятий

подводятся

сразу

после

завершения.

Участники

недели

поощряются

призами,

победители

конкурсов награждаются школьными дипломами или грамотами. В

качестве призов мы используем книги, школьные принадлежности.

Результаты

доводятся

до

сведения

родителей,

которые

получают

благодарственные письма.

Такая

напряжённая

и

плодотворная

работа

способствовала

сплочению и развитию коллектива учащихся и педагогов школы,

содействовала созданию положительного эмоционального настроя и

благоприятной атмосферы.

Литература

1.

Айзенберг М.И., ПетрушинП.К. Некоторые формы внеклассной

работы по математике// Математика в школе. - 1985. - №5. – с. 54-55.

2.

Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. –

Саратов: Лицей,2003.

3.

Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для

учителей. М., Просвещение, 1971.

4.

Перельман Я.И. Живая математика. М., Наука, 1970.

Приложение 1

Кроссворд 1. Юный математик

По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади,

равная 10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую

точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у

которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для

записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.

По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон

умножения (а + в) с = ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у

которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит

треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее

неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.

Ответы:

По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11.

Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный.

По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны.

8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.

Кроссворд 2. Любителям математики

По горизонтали: 3. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно

изменить порядок действий. 4. Одна из точек, расположенных на

координатном луче, имеющая большую координату. 8. Выдающийся

советский математик, который в шестилетнем возрасте заметил, что 12 = 1,

22 = 1 + 3, 32 = 1 + 3 + 5, 42 = 1 + 3 + 5 + 7 и т. д. 9. Числа, которые

перемножают. 10. Единица измерения отрезков учащимися в тетради. 13.

Основная единица массы. 14. Неограниченная геометрическая фигура,

которая не имеет краёв.

По вертикали: 1. Необходимая часть текста задачи. 2. Единица

измерения объёма жидкости, которая используется в Англии и США (4л. ).

5. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 6. Одно из измерений

прямоугольного параллелепипеда. 7. Число, которое иногда получается

при делении. 11. Число, которое делят. 12. Отрезок, соединяющий

вершины треугольника.

Ответы:

По горизонтали: 3. Скобки. 4. Правее. 8. Колмогоров. 9.

Сомножители. 10. Сантиметр. 13. Килограмм. 14. Плоскость.

По вертикали: 1. Вопрос. 2. Галлон. 5. Квадрат. 6. Длина. 7. Остаток.

11. Делимое. 12. Сторона.

Приложение 2

Кафе «Математическая карусель»

Цели:

формирование умения работать в группе;

развитие математического кругозора, логического и

аналитического мышления учащихся;

воспитание интереса к предмету.

Ход игры

Администратор: Добро пожаловать в не совсем обычное

кафе

« Математическая карусель»: все «блюда» в нем будут

подаваться бесплатно, а за хороший «аппетит» вы получите жетоны.

Итак, занимайте места за четырьмя столиками, изучайте

меню и заказывайте блюда на ваш вкус.

( Официанты принимают заказы).

Меню

Салаты

1. « Винегрет» из поговорок с числительными.

2. «Салат» из загадок с числительными.

Первые блюда

1. « Суп» из натуральных чисел.

2.» Борщ» из анаграмм.

Вторые блюда

1. « Жаркое» из ребусов.

2. «Плов « из кроссворда « Математическая мозаика»

Сладкие блюда

1. « Мороженое « с танграммами.

2. «Пирожное» с математическим буриме.

« Винегрет» из поговорок с числительными.

Администратор: Пословицы и поговорки – древнейшие

жанры устного народного творчества. Они есть у всех народов мира.

Давайте познакомимся с некоторыми поговорками, но сначала нам

надо восстановить их.

( Официанты подают на каждый столик « винегрет» из

поговорки: карточки с одним словом, которые образуют текст

поговорки.)

1. За ученого трех неученых дают, да и то не берут.

2. Бог дал два уха и один язык.

3. В одиночку не одолеешь и кочку, артельно- и через гору

впору.

4. Герой умирает один раз, а трус – тысячу раз.

5. Лучше десятерых виновных простить, чем одного невинного

казнить.

6. Сидит, надувается, да три дня в лапти обувается.

« Салат» из загадок с числительными.

Администратор: Один из интереснейших жанров устного

народного творчества – загадки.

Существует древнегреческий миф о чудовище с лицом и

грудью женщины, телом львицы и крыльями птицы – Сфинксе,

который однажды расположился на горе близ Фив и стал задавать

проходившим мимо одну и ту же загадку: « Кто из живых существ

утром ходит на четырех ногах, днем – на двух, вечером - на трех?»

Не сумевших ее отгадать Сфинкс уничтожал. И только царь Эдип

разгадал загадку, ответив, что это – человек. В отчаянии чудовище

бросилось в пропасть и разбилось.

Сколько надо таланта, мастерства, чтобы загадки создать, но

непросто и отгадывать загадки! Попробуйте и вы свои силы.

( Официанты подают на каждый столик «салат»)

1. Два брата купаются, а третий насмехается.

( Два ведра и коромысло)

2. Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет –

не напьется, третий гуляет – не нагуляется. ( Огонь, земля, вода ).

3. Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырех.( Всадник на

коне.)

4. Два раза родится, а один раз умирает.( Птица.)

5. Без головы, а в шляпе, одна нога и та без сапога. ( Зонт.)

6. В старости я один раз встречаюсь, в молодости – три раза, в

огне не сгорю и в воде не потону.( Буква «о»)

« Суп» из натуральных чисел.

Администратор: Кто скажет, какие числа называют

натуральными?

А теперь, используя натуральные числа, выполните

предложенные задания.( Официанты подают « суп» из натуральных

чисел.)

1. Найдите разность:

2. Запишите число 31, пользуясь знаками действий и пятью

пятерками.

( 5 · 5 + 5 + 5/5 )

3.Запишите число 2, пользуясь тремя пятерками и знаками

действий.

(( 5+5 ) : 5 )

4. Пользуясь пятью двойками и знаками действий, запишите

число 28.

(22 + 2+2+ 2)

5. С помощью четырех четверок и известных вам знаков

действий запишите число 7.

( 4+4 – 4/4 )

6. Как нужно расставить знаки ( + ) в записи 1 2 3 4 5 6 7,

чтобы получилась сумма, равная 100.

( 1+2+34+56+7)

«Борщ» из анаграмм

Администратор: Пора переходить к горячим блюдам.

Анаграмма ( от греч. аnaqrammatismos – перестановка букв) – слово,

образованное перестановкой букв.

Переставьте буквы так, чтобы получился математический

термин.

( Официанты подают борщ из анаграмм.)

1. РИГФАК ( график)

2. АВИНУРЕНЕ ( уравнение)

3. КОЧТА ( точка)

4. ВАРТАДК ( квадрат)

5. МЕНАРЕПЕЯН ( переменная)

« Жаркое » из ребусов

Администратор: Ребус- это загадка, но не совсем обычная. За

изображением нескольких предметов скрывается слово. В древности

ребусы использовались, чтобы передать названия городов на

римских и греческих монетах, в средние века – для обозначения

родовых фамилий в геральдике. На Дальнем Востоке символами в

виде ребусов передавали добрые пожелания. В Европе литературные

ребусы часто можно видеть на родовых девизах, личных печатях. В

настоящее время ребусы чаще всего используют для развлечений.

Ваша задача – разгадать предложенные ребусы.

( Официанты подают жаркое из ребусов)( Приложение)

« Плов» из кроссворда « Математическая мозаика»

Администратор: Здесь зашифрованы слова, связанные с

математикой. Ответив правильно, вы сможете узнать ключевое

слово.( Официанты подают кроссворд

1. Одно из увлечений Наполеона.(Геометрия

2. Это есть и у растения, и у уравнения ( Корень)

3. Город, защищенный Архимедом с помощью медных зеркал.

( Сиракузы)

4. Наибольшая из хорд окружности ( Диаметр)

5. Тысяча тысяч ( Миллион)

6. Счетный прибор древних римлян ( Абак)

7. Необязательный результат математического действия.

( Остаток)

« Мороженое» с танграммами.

Администратор: Танграм- это китайская головоломка,

название которой возникло в Европе от слов «тан» - китаец и «

грамма» (греч.)-черта, линия. В Китае головоломку называют « чи-

чао- тю», то есть « хитрый узор из семи частей»

Имеется квадрат, определенным образом разрезанный на семь

частей – танов. Необходимо сложить занимательные фигурки,

используя все таны, но не накладывая их друг на друга , они должны

только соприкасаться. ( Официанты подают « мороженое» с

танграммами).

« Пирожное» с математическим буриме

Администратор: В переводе с французского буриме означает

« рифмованные концы»

Придумайте буриме из предложенных слов, но с условием: не

переставлять рифмы местами и не менять формы слов.

Рифмы: пять - побеждать, задачи-удачи.( Официанты подают

пирожное с математическим буриме)

На этом наш отдых закончен. Благодарим за то, что посетили

наше кафе!

Поговорки

1. За ученого трех неученых дают, да и то не берут.

2. Бог дал два уха и один язык.

3. В одиночку не одолеешь и кочку, артельно- и через гору

впору.

4. Герой умирает один раз, а трус – тысячу раз.

5. Лучше десятерых виновных простить, чем одного невинного

казнить.

6. Сидит, надувается, да три дня в лапти обувается.

Загадки

1. Два брата купаются, а третий насмехается.

( Два ведра и коромысло)

2. Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет –

не напьется, третий гуляет – не нагуляется. ( Огонь, земля, вода ).

3. Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырех.( Всадник на

коне.)

4. Два раза родится, а один раз умирает.( Птица.)

5. Без головы, а в шляпе, одна нога и та без сапога. ( Зонт.)

6. В старости я один раз встречаюсь, в молодости – три раза, в

огне не сгорю и в воде не потону.( Буква «о»)

Запишите число 31, пользуясь знаками действий и пятью

пятерками.

( 5 · 5 + 5 + 5/5 )

Запишите число 2, пользуясь тремя пятерками и знаками

действий.

(( 5+5 ) : 5 )

Пользуясь пятью двойками и знаками действий, запишите

число 28.

(22 + 2+2+ 2)

С помощью четырех четверок и известных вам знаков

действий запишите число 7.

( 4+4 – 4/4 )

Как нужно расставить знаки ( + ) в записи 1 2 3 4 5 6 7, чтобы

получилась сумма, равная 100.

( 1+2+34+56+7)

1. РИГФАК ( график)

2. АВИНУРЕНЕ ( уравнение)

3. КОЧТА ( точка)

4. ВАРТАДК ( квадрат)

5. МЕНАРЕПЕЯН ( переменная)

( Официанты подают жаркое из ребусов)( Приложение)

« Плов» из кроссворда « Математическая мозаика»

Администратор: Здесь зашифрованы слова, связанные с

математикой. Ответив правильно, вы сможете узнать ключевое

слово.( Официанты подают кроссворд

1. Одно из увлечений Наполеона.(Геометрия)

2. Это есть и у растения, и у уравнения ( Корень)

3. Город, защищенный Архимедом с помощью медных зеркал.

Сиракузы)

4. Наибольшая из хорд окружности (Диаметр)

5. Тысяча тысяч ( Миллион)

6. Счетный прибор древних римлян (Абак)

7. Необязательный результат математического действия.

( Остаток)

« Мороженое» с танграммами.

Администратор: Танграм- это китайская головоломка,

название которой возникло в Европе от слов «тан» - китаец и «

грамма» (греч.)-черта, линия. В Китае головоломку называют « чи-

чао- тю», то есть « хитрый узор из семи частей»

Имеется квадрат, определенным образом разрезанный на семь

частей – танов. Необходимо сложить занимательные фигурки,

используя все таны, но не накладывая их друг на друга , они должны

только соприкасаться. (Официанты подают « мороженое» с

танграммами).

« Пирожное» с математическим буриме

Администратор: В переводе с французского буриме означает

« рифмованные концы»

Придумайте буриме из предложенных слов, но с условием: не

переставлять рифмы местами и не менять формы слов.

Рифмы: пять - побеждать, задачи-удачи.( Официанты подают

пирожное с математическим буриме)

На этом наш отдых закончен. Благодарим за то, что посетили

наше кафе!



В раздел образования