Автор: Черникова Светлана Андреевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МОУ Гимназия № 1
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: " Эффективность использования рифмовок на уроках немецкого языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Эффективность использования рифмовок на уроках немецкого
языка.
Работая над своими книгами «Поурочные планы по учебнику Н.Д.
Гальсковой, Н.И. Гез для 2,3 и 4 классов» я пришла к выводу, что для детей
нет сложного или легкого фонетического материала. Качественное и
эффективное усвоение того или иного материала зависит от умения учителя
доходчиво и увлекательно его преподнести так, чтобы у учеников появилось
желание самим попытаться разобраться и найти ответы на поставленные
учителем вопросы. Заучивание или повторение просто слов скучно,
длительно и малоэффективно. Мало того, увидев изменившийся
качественный состав учеников, я поняла, что к детям на сегодняшний день
нужен особый подход. Прежде всего, их нужно «научить учиться» и
получать радость от процесса повторения, запоминания и заучивания. Как раз
именно разучивание рифмовок отвечает возрастным и психологическим
особенностям детей.
Рифмовка усваивается детьми быстро и легко, обладает такими
признаками, как краткость, ритмичность, звуковая повторяемость. Чтение
рифмовок доставляет им удовольствие. А то, что пережито эмоционально
положительно, надолго остается в памяти маленького человека, оставляя след
в его сознании. Лексико-грамматические структуры легко актуализируются в
устной речи благодаря рифме стихотворения. Ребенку интересна звуковая
сторона слова.
Читая рифмовки, ребенок вслушивается в звуки речи, замечает их повторы,
оценивает их созвучие. В рифмовке слово приобретает особый характер,
звучит отчетливее, самостоятельнее, привлекает к себе внимание. Ребенок
произносит его с большей выразительностью, чем в речи иного типа. Дети
склонны к рифмованию знакомых слов, радуясь их узнаванию в полученных
сочетаниях. Рифмовка как заученный блок создает у ребенка ощущение
уверенности в себе, а хоровая работа над рифмовкой (так же, как и хоровое
пение) способствует консолидации группы детей. Рифмовки играют
огромную роль как средство развития детской речи и таких ее компонентов,
как дыхание, дикция, слух, темп, умение регулировать силу голоса. Языковая
особенность стиха - наличие пауз, которых в рифмовке в два раза больше,
чем в прозе.
Чтение рифмовок способствует совершенствованию речевого дыхания,
так как создает условия четкости соблюдения пауз. Благодаря соблюдению
пауз появляется выразительность речи. Через чтение рифмовок ребенок
передает различные чувства и переживания, и поэтому должен правильно
использовать интонационные средства. Рифмовка укрепляет не только
произвольную (осознанную) выразительность речи. Звуковой повтор в
рифмовке также способствует выработке правильного произношения
отдельных звуков, слов.
Важна роль рифмовки и в формировании дикции, четкого и ясного
произнесения не только звука, слова, но и фразы в целом. У Через чтение
рифмовок у детей формируется также умеренный темп речи. Размеренность и
ритмичность рифмовок, наличие близких к детскому восприятию образов
развивает способность удерживать в памяти слов словосочетания,
обеспечивает быстрое их запоминание, что в свою очередь способствует
развитию такой психической функции, как память.
Вот
пример
нескольких
наиболее
распространенных
рифмовок,
которые
можно использовать на уроках:
←
Schneiderschere schneidet scharf. Scharf schneidet Schneiderschere.
←
Esel essen Nesseln nicht.Nesseln essen Esel nicht.
←
Hinter Hermann Hannes Haus hängen hundert Hemden raus.
←
Eine lange Schlange ringelt sich um eine Stange.
←
Kleine Kinder können keine Kirschenkerne knacken.
←
Übermut tut selten gut.
←
Spanier lieben spannende Spiele.
←
Der Kaplan Klapp plant ein klappbares Pappplakat.
←
Die Damen in Baden Baden baden oft.Baden Baden Baden Herrn mit.
←
Wenn Grillen Grillen Grillen grillen, grillen Grillen Grillen Grillen.
Одной
из
главных
задач
на
начальном
этапе
обучения
является
постановка
правильного
произношения,
поэтому
особое
внимание
необходимо
уделить
такому
этапу
урока
как
фонетическая
зарядка.
Для ребят особую трудность представляют звуки, когда нужно вытягивать
вперед язык, растягивать рот и т.д.
Дети лучше воспринимают и усваивают материал, если он
подается в
созвучной, живой, эмоциональной форме. Принимая во внимание быструю
утомляемость
детей,
на
уроке
немецкого
языка
нельзя
обойтись
без
физминутки, сопровождаемой рифмовками. Таким образом, мы достигаем
двойную цель: небольшая передышка и запоминание новых слов. Сделав
вывод
из
вышесказанного,
можно
заявить,
что
рифмовки
логично
использовать на разных этапах урока.
Этапы работы с рифмовками я назвала «шаговым методом»
1.Учитель выбирает рифмовку, определяет в ней главный объект отработки
(звук, лексика, лексико-грамматическая структура и т. д.)
2.
Сообщает название рифмовки, переводит или семантизирует при
помощи наглядности.
3.
Объясняет задание детям.
4.
Знакомит детей с рифмовкой, прочитывая ее два раза.
2.
Доводит содержание рифмовки до сознания детей (объясняет общий
смысл, переводит; читая, показывает на картинку, просит детей догадаться, о
чем идет речь, корректирует их ответы и т.д.)
5.
Проводит отработку наиболее трудных слов, словосочетаний, структур.
6.
Организует индивидуальное повторение слов, структур за учителем.
3.
Обеспечивает хоровое повторение рифмовки построчно за учителем
два раза, при необходимости больше. Так как дети не могут запомнить
иноязычные
фразы
и
повторять
рифмовку
большими
блоками,
при
заучивании рекомендуется разбить ее на части.
4.
Проводить
одновременное
декламирование
учителем
и
детьми
рифмовки
в
целом.
(Последнее
прочтение
рифмовки
рекомендуется
проводить громко).
На уроке, на котором вводится рифмовка, индивидуальное ее прочтение
каждым
ребенком
не
рекомендуется.
Конечно
же
характер,
сложность,
длительность рифмовок определяется самим учителем.
Результаты, полученные мною , подтвердили мое предположение, что
использование рифмующихся немецких слов в связке облегчают
запоминание и сокращают время работы с благодаря “шаговому методу”.
Умение оперировать рифмовками помогает решить проблемы, связанные с
запоминанием. Образная, ассоциативная память помогает повысить общий
интеллектуальный уровень детей и стимулирует их познавательную
активность.
Использование рифмовок на уроках немецкого улучшает качество
знаний и успеваемости, повышает мотивацию к изучению языка, развивает
познавательные интересы.
Любой учитель должен не забывать, что в центре обучения немецкому
языку ребенок, который является главным субъектом учебного процесса.
Задача учителя создать благоприятную атмосферу в классе и чувство
комфортности у каждого ученика, что является залогом успешного обучения
языку.
Список литературы:
1.
Погодаев В.А. Немецкий язык. Учебное пособие.-М.:Слово, 2001.
2.
Зяблицева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника
разведчиков.- Ростов н./Д: Феникс, 2005
3.
Никитина Т.Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и
легко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006
4.
Стрижак У.П. Преподавание иероглифики и развитие эйдетической
памяти // Иностранные языки в школе. – 2002.- № 1
1.
Устенкова Т.П. Языковые и речевые игры на уроке немецкого
языка // Иностранные языки в школе. – 1996. - № 3