Автор: Джанмухамедова Гульсара Менешовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Карагалинская СОШ"
Населённый пункт: Астраханская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В сказочном подводном царстве"
Раздел: начальное образование
МБОУ «Карагалинская СОШ»
Приволжский район
Астраханская область
КОНСПЕКТ
Предмет: ИЗО
Класс: 3 А
Тема: « В сказочном подводном царстве»
Учитель: Джанмухамедова Гульсара Менешовна
Стаж работы: 38 лет
Категория: высшая
Задачи:
- формирование у детей способности «смотреть и видеть» в созданных
природой формах красоту;
-Закрепление умений и навыков при работе с акварелью;
-Развитие воображения, наблюдательности и творческой фантазии;
Цель:
- выполнение индивидуально-коллективной работы «В сказочном
подводном царстве»;
-развитие коммуникативных навыков сотрудничества с другими детьми;
- содействие повышению уровня мотивации через средства обучения;
Оборудование урока:
У учителя:
- компьютер
- магнитная доска, превращенная в «остров»
- презентация «Подводный мир»
-иллюстрации
- учебник
У детей:
- лист бумаги
- краски, кисти, восковые мелки
- распечатка текста из учебника ИЗО
Ход урока
1 Организационный момент
-Мы вас приветствуем, друзья,
-Желаем вам добра, здоровья и благополучия!
2 Проверка готовности рабочего места
-Проверим, все ли группы готовы к уроку: на столе листы для рисования,
акварель, восковые мелки, кисти.
3 Актуализация знаний
(Ребенок читает стихотворение)
Рыбка
-Рыбка, рыбка - ласточка морская!
То мелькаешь ты на гребне у волны,
То траву, на дне морском качая,
Солнышком блестишь из глубины.
А когда в воде тебе взгрустнется –
Выплывешь на тоненькую мель,
И невольно с губ твоих сорвется
Пузырьков задумчивая трель… ( Т Белозеров)
- Где живет рыбка? (В воде)
- Мы живем на планете Земля, и вода занимает 80% от суши на планете.
А все ли мы знаем об обитателях водной стихии? Каковы глубина и
разнообразие жизни под водой? Ученые стоят еще на пороге изучения
водного мира.
-А писатели, художники, композиторы всех времен создавали величайшие
произведения о подводном царстве. Вспомните русскую былину «Садко»
и картину Ильи Ефимовича Репина «Садко в подводном царстве»
( Русский купец Садко, который прекрасно играл на гуслях, волею судьбы
оказался в гостях у подводного царя. Морской царь был очарован игрой
Садко и потребовал, чтобы купец женился на одной из его дочерей.
Внимание Садко привлекла простая девушка, а не пышно одетые морские
красавицы.)
- А какой момент изобразил Илья Ефимович Репин на своем полотне?
( Момент, когда невесты появляются из таинственной зеленоватой пучины
в пышных нарядах. И, чтобы усилить эффект, живописец окружил героев
фантастическими рыбками, пестрыми морскими звездами и красноватыми
гребешками кораллов)
-Третий год мы с вами занимаемся изобразительным искусством. За это
время вы получили много знаний и хорошо изучили три основных жанра
живописи.
(Дети перечисляют:
-Натюрморт- изображение неодушевленных предметов- утварь, плоды,
битая дичь, букеты цветов и.т.д.
-Пейзаж- изображение местности
-Портрет- изображение человека или группы людей
-Новый жанр живописи --- марина. ( Марина от латинского marinus –
морской, жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид,
а также события, происходящие на море, является разновидностью
пейзажа).
-Как уже было сказано, и писатели и поэты создавали великие
произведения, посвященные морской тематике, снимались прекрасные
мультфильмы.
- Рассмотрим иллюстрации к фильмам и угадаем их названия
(Демонстрируются слайды)
(Дети отгадывают названия мульфильмов, глядя на демонстрируемые
слайды)
- «Русалочка»
- « В поисках Немо»
- «Садко»
- Сейчас выполним гимнастику для глаз, чтобы наши глаза отдохнули
-Сели поудобнее, подняли голову, по зрительному тренажеру, по
красному, пошагово, глазками: 1,2, 3, 4. Теперь по синему в обратную
сторону- 1,2,3,4. Далее, коричневому, от центра к краю: 1,2,3,4…1,2,3,4
И теперь заключительная часть по восьмерке- 1,2,3,4,5,6.
(гимнастика для глаз по зрительным тренажерам)
4 Сообщение темы урока
- Кто понял и может сформулировать тему сегодняшнего урока
(«В сказочном подводном мире»)
5 Целеполагание
- На каждом уроке мы решаем задачи урока, ставим цели и добиваемся их.
(Дети формулируют цели урока)
6 Усвоение новых знаний
-Сегодня мы работаем группами. Что необходимо повторить прежде всего?
(Повторить правила работы в группе)
Повторение правил работы в группе
- в каждой группе должен быть ответственный
- работать должен каждый на общий результат
- один говорит, другие слушают
- свое несогласие выражай вежливо
-У каждой группы имеются листы с информацией о подводных обитателях,
познакомьтесь сами и проинформируйте свою группу. (Листы с
информацией прикреплены к сенсорным крестам, дети группами подходят
и снимают листы)
а) чтение
б) обсуждение в группах
-Кто является обитателем морских глубин?
(рыбы, черепахи, медузы и другие)
- На что похожи кораллы?
( на волшебные цветы)
-Что такое ракушки?
(это домики маленьких обитателей моря - моллюсков)
-А ракушки на что похожи?
(на шляпки, веера, колючих ежей, звезды)
7 Работа по теме урока
- В статье упоминалось слово «батискаф» Кто объяснит значение этого
слова?
- Самоходный аппарат для глубоководных исследований
-А теперь мы все вместе погружаемся на батискаф и отравляемся на дно
морское.
(Выключается свет, играет тихая музыка, на экране подводный мир, по
окончании на магнитной доске появляется макет морского дна без рыбок,
ракушек и кораллов)
-Мы попали с вами на подводный остров, который пустует, как то скучно и
непонятно. Необходимо его заселить.
- Предлагаю создать образы обитателей, дома для них, похожие на
ракушки. Каждая группа создает свой дом, свою фантастическую рыбку.
-Вспомним, на основе каких фигур мы создаем рыбок (Овал, круг -при
анализе форм дети одновременно обводят карандашом в воздухе эти
формы, на доске схема изображения рыб)
-Форма рыб обтекаемая. Переходы плавные.
-На что похожи ракушки? (на шляпки, на веера, сказочные дворцы, на
звезды, на доске фото ракушек)
-Формы более четкие, чем у рыбок.
- Какими цветами мы не будем пользоваться? (синим и зеленым)
-Почему? (они будут сливаться с водой). Конечно, обитатели подводного
мира любят такую окраску, которая поможет им затеряться в воде. Но ведь
у нас сказка. Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских
обитателей во всей красе.
-Рисунок выполняется восковыми мелками. Далее переходим к работе
красками, это позволит краске не растекаться за контур рисунка.
- Прежде чем приступить к практической работе, повторим то, о чем мы
сегодня говорили на уроке
(Работа по углам)
- Кто хозяин домика-ракушки? (Моллюск)
- Глубоководный аппарат для исследований ( батискаф)
- Как называют себя художники, изображающие морские пейзажи?
(маринисты)
- Какой сказочный герой зачаровал морского царя своей игрой на гуслях?
(Садко)
8 Практическая работа
-Итак, составим план работы
а) распределение видов работы
б) рисование контура рисунка восковыми мелками
в) создание рисунка в цвете
г) обсуждение
-Каждая группа обсуждает какие образы создаете, затем распределяете
между членами групп часть работы (кто из группы рисует рыбку, кто – её
домик), не забывайте в группе все помогают друг другу.
Целевые обходы учителя:
-контроль организации рабочего места;
-контроль правильности выполнения приемов работы;
- оказание помощи учащимся, испытывающим трудности;
- контроль объема и качества выполненной работы;
8 Подведение итогов работы. Рефлексия
Законченные работы прикрепляются к магнитной доске по группам,
сидящие анализируют работы, обращая внимание на самые удачные и
высказывая свое мнение о них.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Как вы считаете, полезен ли был для вас сегодняшний урок?
- Спасибо за урок!