Напоминание

Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами и поговорками


Автор: Пономарёва Олеся Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №40
Населённый пункт: Анапа
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами и поговорками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер - класс

«Развитие связной речи старших дошкольников посредством

ознакомления с пословицами»

Развитие речи старших дошкольников как один из показателей общего развития его

личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием представляет

собой способ введения ребенка в культуру, условие его саморазвития, его способности

общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Вопросы развития речи

находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов. (К. Д.

Ушинский, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, В.В. Виноградов, Д. Б. Эльконин, Е. И.

Тихеева, Ф. А. Сохин, А. Д. Алферов и др.)

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается

большое количество научно – исследовательских работ психологов и педагогов.

Исследователи отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков в

дошкольном

периоде,

овладение

литературным

языком

является

необходимым

компонентом образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование

связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются

одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Именно в связной речи

реализуется коммуникативная функция языка и речи.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных

терминов из иностранных языков, что угрожает языку и значит культуре. В связи с этим

развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

на сегодняшний день имеет особую значимость.

К малым фольклорным формам относятся, в том числе и пословицы. Они живут в

народной речи многие века. В краткой, меткой, образной форме отражают жизнь,

историю, запечетливают события. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом

каждый этап жизни. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью

которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное,

народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни,

пословицы, поговорки. В наши дни это становится все актуальней.

Принцип ФГОС ДО, гласит, что необходимо приобщать детей к социокультурным

нормам, традициям семьи, общества и государства. Это возможно осуществить, в том

числе и с помощью пословиц.

Используя в своей речи пословицы, дети учатся ясно, логично, образно выражать свои

мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески

использовать

слово,

умение

выразительно

описывать

предмет,

дать

ему

яркую

характеристику. Вопросы ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками

рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш,

О.С. Ушаковой и др.

В данных исследованиях определены задачи, содержание, эффективные методы и приемы,

формы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пословицами и

поговорками.

Так А.П. Илькова выделила четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного

возраста с пословицами.

На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых

формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются

фольклорные праздники: «Посиделки».

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-

семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На

этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера:

«Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».

Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со

старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование

пословиц как фразеологических единиц.

Четвертый

этап

обучения

направлен

на

определение

лексико-фразеологической

компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными

приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку

по пословице, рисование по пословице.

Данное авторское пособие «Эти мудрые пословицы» предназначено для использования на

третьем и четвертом этапе обучения.

1. «Узнай пословицу».

Педагог показывает картинку, ребенок припоминает и называет пословицу.

- Солнце красит Землю, а человека труд.

2. «Толкование пословиц».

Педагог читает одно из толкований, дети должны узнать пословицу: »Если с утра до

вечера ничего не делать, бездельничать, то тебе будет скучно и покажется, что день

длится бесконечно долго. Поэтому не ленись, потрудись, тогда время пролетит незаметно,

интересно и с пользой для тебя и окружающих». Когда дети угадывают, педагог

показывает картинку.

- Долог день до вечера, коли делать нечего.

3. «Знакомая пословица».

Педагог выставляет круг с надписью, например: «труд». Детям необходимо найти

картинки с пословицами о труде и собрать их вместе по кругу.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. «Бусы».

На магнитной доске педагог маркером рисует произвольную линию, ставит на нее

большой магнит с надписью, например: «дружба». Дети вспоминают пословицу о дружбе,

называют ее, ставя один маленький магнит – бусинку на линию. Чем больше «бусинок»,

тем лучше. Игра продолжается.

- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

- Старый друг лучше новых двух.

«Ум»: - Красна птица пером, а человек умом.

- Встречают по одежке, провожают по уму.

5. «Живем по правилам».

Педагог зачитывает правило, дети обсуждают, дополняют и подбирают пословицу по

смыслу.

- Помоги, если у товарища что-то не получается. (Друг познается в беде.)

- Не делай зла другому. (Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.)

6. «Что такое дружба».

Педагог читает высказывания, а детям необходимо хлопнуть в ладоши, если речь идет о

настоящей дружбе:

- помочь выполнить сложное задание;

- вместе похулиганить;

- подсказать ответ, если друг не знает;

- посмеяться над другом, если он упал, ошибся и.т.д.

7. «С мячом».

1 вариант. Ведущий бросает мяч и произносит начало пословицы, ребенку необходимо

поймать мяч, закончить пословицу и бросить мяч ведущему.

- Слово- серебро……. (молчание - золото).

2 вариант. Тоже, но педагог произносит окончание пословицы, а дети вспоминают ее

начало.

- ……….- свое время. (Всякому овощу.)

8. «Угадай героя».

Педагог читает пословицу, детям необходимо вспомнить сказочных героев, героев

мультфильмов, к которым она относится.

- Дорога ложка к обеду (Винни-Пух с друзьями).

- Нет друга ищи, а нашел - береги (Гена и Чебурашка).

9. «Подбери пословицу».

Детям необходимо подобрать пословицу к сказочным героям. Например: «Заюшкина

избушка». (Взрослые могли бы сказать: «Не делай добра - не получишь зла».)

- На чужой каравай рот не разевай.

Или «Простоквашино». (Взрослые про Печкина: «Ты ближе к делу, а он про козу белу».)

- На вкус и цвет товарища нет. (Матроскин и Шарик.)

10. «Прямой – переносный».

Перед детьми картинка с изображением прямого смысла пословицы, детям нужно выбрать

из нескольких предложенных картинок - одну с переносным значением данной

пословицы, объяснить ее.

- Двое пашут, семеро руками машут (4 картинки).

11. «Иностранные пословицы».

Ведущий читает иностранную пословицу, дети вспоминают аналогичную русскую:

- Когда у меня на ладонях волосы вырастут (польская).

(Когда рак на горе свистнет).

- Находясь среди ворон надо каркать как они (польская).

(С волками жить, по - волчьи выть).

- Зернышко к зерну и будет мерка (польская).

(С миру по нитке – голому рубаха).

- Не ищи жареную рыбу в собачей конуре (немецкая).

(Ищи ветра в поле).

- У кого болтливый рот, у того тело в синяках (англ.)

(Язык мой – враг мой.)

- Тот не заблудится, кто спрашивает (итал.)

(Язык до Киева доведет.)

Я работала над данной темой в течение двух лет. Самым сложным было донести до детей

смысл некоторых слов, сформировать понимания лексико-семантических отношений

между языковыми знаками, которые вышли из обихода. Получала большое удовольствие,

когда слышала, что дети употребляют в самостоятельной речи пословицы в различных

ситуациях, использует их при составлении творческих рассказов. В конце учебного года

дети уже могли составлять небольшие рассказы, сказки по пословицам и мы проводили

игру:

12. «Любимая пословица».

Педагог предлагает выбрать картинку с любимой пословицей и составить по ней

небольшой рассказ из личного опыта (папка «Творческие рассказы»).



В раздел образования