Автор: Пономарёва Олеся Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №40
Населённый пункт: Анапа
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами и поговорками
Раздел: дошкольное образование
Мастер - класс
«Развитие связной речи старших дошкольников посредством
ознакомления с пословицами»
Развитие речи старших дошкольников как один из показателей общего развития его
личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием представляет
собой способ введения ребенка в культуру, условие его саморазвития, его способности
общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Вопросы развития речи
находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов. (К. Д.
Ушинский, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, В.В. Виноградов, Д. Б. Эльконин, Е. И.
Тихеева, Ф. А. Сохин, А. Д. Алферов и др.)
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается
большое количество научно – исследовательских работ психологов и педагогов.
Исследователи отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков в
дошкольном
периоде,
овладение
литературным
языком
является
необходимым
компонентом образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование
связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются
одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Именно в связной речи
реализуется коммуникативная функция языка и речи.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных
терминов из иностранных языков, что угрожает языку и значит культуре. В связи с этим
развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
на сегодняшний день имеет особую значимость.
К малым фольклорным формам относятся, в том числе и пословицы. Они живут в
народной речи многие века. В краткой, меткой, образной форме отражают жизнь,
историю, запечетливают события. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом
каждый этап жизни. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью
которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное,
народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни,
пословицы, поговорки. В наши дни это становится все актуальней.
Принцип ФГОС ДО, гласит, что необходимо приобщать детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства. Это возможно осуществить, в том
числе и с помощью пословиц.
Используя в своей речи пословицы, дети учатся ясно, логично, образно выражать свои
мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески
использовать
слово,
умение
выразительно
описывать
предмет,
дать
ему
яркую
характеристику. Вопросы ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками
рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш,
О.С. Ушаковой и др.
В данных исследованиях определены задачи, содержание, эффективные методы и приемы,
формы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пословицами и
поговорками.
Так А.П. Илькова выделила четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного
возраста с пословицами.
На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых
формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются
фольклорные праздники: «Посиделки».
Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-
семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На
этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера:
«Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».
Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со
старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование
пословиц как фразеологических единиц.
Четвертый
этап
обучения
направлен
на
определение
лексико-фразеологической
компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными
приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку
по пословице, рисование по пословице.
Данное авторское пособие «Эти мудрые пословицы» предназначено для использования на
третьем и четвертом этапе обучения.
1. «Узнай пословицу».
Педагог показывает картинку, ребенок припоминает и называет пословицу.
- Солнце красит Землю, а человека труд.
2. «Толкование пословиц».
Педагог читает одно из толкований, дети должны узнать пословицу: »Если с утра до
вечера ничего не делать, бездельничать, то тебе будет скучно и покажется, что день
длится бесконечно долго. Поэтому не ленись, потрудись, тогда время пролетит незаметно,
интересно и с пользой для тебя и окружающих». Когда дети угадывают, педагог
показывает картинку.
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
3. «Знакомая пословица».
Педагог выставляет круг с надписью, например: «труд». Детям необходимо найти
картинки с пословицами о труде и собрать их вместе по кругу.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. «Бусы».
На магнитной доске педагог маркером рисует произвольную линию, ставит на нее
большой магнит с надписью, например: «дружба». Дети вспоминают пословицу о дружбе,
называют ее, ставя один маленький магнит – бусинку на линию. Чем больше «бусинок»,
тем лучше. Игра продолжается.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Старый друг лучше новых двух.
«Ум»: - Красна птица пером, а человек умом.
- Встречают по одежке, провожают по уму.
5. «Живем по правилам».
Педагог зачитывает правило, дети обсуждают, дополняют и подбирают пословицу по
смыслу.
- Помоги, если у товарища что-то не получается. (Друг познается в беде.)
- Не делай зла другому. (Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.)
6. «Что такое дружба».
Педагог читает высказывания, а детям необходимо хлопнуть в ладоши, если речь идет о
настоящей дружбе:
- помочь выполнить сложное задание;
- вместе похулиганить;
- подсказать ответ, если друг не знает;
- посмеяться над другом, если он упал, ошибся и.т.д.
7. «С мячом».
1 вариант. Ведущий бросает мяч и произносит начало пословицы, ребенку необходимо
поймать мяч, закончить пословицу и бросить мяч ведущему.
- Слово- серебро……. (молчание - золото).
2 вариант. Тоже, но педагог произносит окончание пословицы, а дети вспоминают ее
начало.
- ……….- свое время. (Всякому овощу.)
8. «Угадай героя».
Педагог читает пословицу, детям необходимо вспомнить сказочных героев, героев
мультфильмов, к которым она относится.
- Дорога ложка к обеду (Винни-Пух с друзьями).
- Нет друга ищи, а нашел - береги (Гена и Чебурашка).
9. «Подбери пословицу».
Детям необходимо подобрать пословицу к сказочным героям. Например: «Заюшкина
избушка». (Взрослые могли бы сказать: «Не делай добра - не получишь зла».)
- На чужой каравай рот не разевай.
Или «Простоквашино». (Взрослые про Печкина: «Ты ближе к делу, а он про козу белу».)
- На вкус и цвет товарища нет. (Матроскин и Шарик.)
10. «Прямой – переносный».
Перед детьми картинка с изображением прямого смысла пословицы, детям нужно выбрать
из нескольких предложенных картинок - одну с переносным значением данной
пословицы, объяснить ее.
- Двое пашут, семеро руками машут (4 картинки).
11. «Иностранные пословицы».
Ведущий читает иностранную пословицу, дети вспоминают аналогичную русскую:
- Когда у меня на ладонях волосы вырастут (польская).
(Когда рак на горе свистнет).
- Находясь среди ворон надо каркать как они (польская).
(С волками жить, по - волчьи выть).
- Зернышко к зерну и будет мерка (польская).
(С миру по нитке – голому рубаха).
- Не ищи жареную рыбу в собачей конуре (немецкая).
(Ищи ветра в поле).
- У кого болтливый рот, у того тело в синяках (англ.)
(Язык мой – враг мой.)
- Тот не заблудится, кто спрашивает (итал.)
(Язык до Киева доведет.)
Я работала над данной темой в течение двух лет. Самым сложным было донести до детей
смысл некоторых слов, сформировать понимания лексико-семантических отношений
между языковыми знаками, которые вышли из обихода. Получала большое удовольствие,
когда слышала, что дети употребляют в самостоятельной речи пословицы в различных
ситуациях, использует их при составлении творческих рассказов. В конце учебного года
дети уже могли составлять небольшие рассказы, сказки по пословицам и мы проводили
игру:
12. «Любимая пословица».
Педагог предлагает выбрать картинку с любимой пословицей и составить по ней
небольшой рассказ из личного опыта (папка «Творческие рассказы»).