Напоминание

картотека нравственно-патриотических бесед


Автор: Артамошина Валерия Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №267"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: картотека нравственно-патриотических бесед
Раздел: дошкольное образование





Назад




Беседы по патриотическому воспитанию

1.

Родной край

Цель: Продолжать формировать у детей знания об Алтайском крае

– своей малой Родине. Закрепить с детьми знания о

достопримечательностях Алтайского края. Расширять кругозор

дошкольников, любознательность. Развивать речь, внимание,

память. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за

него.

Алгоритм проведения

Дети заходят в группу. Релаксация «Поделись хорошим

настроением»

(дети садятся на стульчики)

Спутник: (запись)

- Внимание! Внимание! Я спутник – передатчик информации.

Приземляюсь в разных регионах нашей страны, и предлагаю детям

сделать альбом о своем любимом крае!

В: Дети, а вы хотите сделать альбом о своем родном крае?

Ответы детей: Да

И этот альбом мы с вами оставим в память о нашей группе другим

детям нашего детского сада «Вишенка». И я не сомневаюсь, мои

юные друзья, что у нас с вами получится интересный и красивый

альбом!

Стихотворение про Алтай.

- Ребята, знаете ли вы, что обозначает слово "Алтай"?

Ответы детей: (Алтай означает - золото)

Рассказ ребенка и мультимедио «Телецкое озеро»

Рассказ ребенка и мультимедио «Река Обь»

Физкультминутка

«Жура-жура журавель»

Д/и: «Назови дерево»

Дети оформляют четвертую страничку альбома.

В: - Ребята, а как вы думаете, мы можем похвастаться

удивительными животными, живущими на Алтае? (ответы детей)

Беседы по патриотическому воспитанию

2.«День знаний»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День

Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник –начало

учебного года ни только в школах, но и в детском саду. Расширять

представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных

заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ). Формировать

дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать

эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и

порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду

сотрудников детского сада.

Оборудование: мольберт, иллюстрация «Школа», игрушка Незнайки.

Алгоритм проведения

Игра с мячом «Скажи наоборот».

И нам пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот»,

Скажу я слово «высоко», (бросает ребёнку мяч)

А ты ответишь… (низко).

Скажу я слово «далеко»

Иллюстрация «Школа»

- Кто изображен на картинке? (Дети). Что они делают? (Идут в школу.)

Рассмотрите, как они одеты? (Нарядно). Правильно, дети в школе

ходят в специальной одежде, она называется формой. А что у детей за

спиной? (Ранец, портфель).

Теперь послушайте и отгадайте загадки:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.. (Карандаш)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Резинка)

Игра «Собираем портфель»

Игра «Кто больше назовет сказок».

Песня «Пусть всегда будет солнце».

Дети оформляют странички альбома.

Детям раздаются медали!

Релаксация. Детям предлагается нарисовать открытку «1 сентября –

День знаний».

Беседы по патриотическому воспитанию

3.«8 марта»

Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать

у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать

уважительное, нежное и благородное отношение к мамам,

бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу,

потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить

знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать

созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и

радостного настроения от праздника.

Оборудование: мячи, шар, зеркала, разнообразные картинки на

тему: 8 марта.

Алгоритм проведения

Загадка о весне

Постановка темы

Стих-ие про 8 марта

Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово,

которое произносит человек, и звучит оно на всех языках

одинаково нежно.

- Как ласково можно назвать маму (бабушку, сестру)?

Я предлагаю поиграть в игру « Ма – моч – ка». Я буду задавать

вопросы, а вы хором отвечайте: «ма – моч – ка», только громко и

дружно!

Кто пришел ко мне с утра? - Ма – моч – ка!

Кто сказал: « Вставать пора!» ? – Ма – моч – ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма – моч – ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма – моч – ка!

Кто косички мне заплел? – Ма – моч – ка!

Физкультминутка «Дружно маме помогаем!»

Беседы по патриотическому воспитанию

4. «Наш город»

Цель: Цель: создавать условия для формирования основ становления

духовно – нравственной личности детей с активной жизненной позицией и

творческим потенциалом, способных к самосовершенствованию,

гармоничному взаимодействию с другими людьми. Расширить знания детей о

родном городе, объяснить, что город – результат труда людей разных

поколений, что каждый житель заботиться о городе.

Алгоритм проведения

Приветствие «Ручеёк радости».

Давайте возьмём друг друга за руки. У меня сегодня весёлое настроение и я

хочу передать вам это настроение. Сейчас я слегка прижму пальчиками

ладонь своего соседа справа. Как только я передам этот знак, он передаёт его

рядом стоящему участнику и так далее по цепочке.

Игра «Магазин вежливых слов».

Психолог: Ребята, посмотрите вокруг. Куда мы попали? Дети: В город.

Психолог: А где мы с вами живём? Как называется наш город? Ребята, а вы

знаете вежливые слова? Тогда пусть каждый из вас назовёт по одному

вежливому слову. За каждое правильно названное слово вы получите шарик с

надписью этого слова. (Дети называют вежливые слова и получают шарики)

Упражнение «Прочитай письмо».

Идём дальше. А что же находится здесь. (Дети читают вывеску: «Почта»)

Дети получают письмо. Читают.

Странно, здесь нет слов, а только схематические изображения эмоций.

Попробуем их расшифровать. Для этого нам необходимо составить

небольшой рассказ. Каждый из вас придумает по маленькому рассказу. При

этом настроение героя должно точно соответствовать эмоциям,

изображённым в письме.

А для того, чтобы мы реже болели, нам необходимо гулять на улице, дышать

свежим воздухом. А в нашем городе, Рубцовске, приятно гулять по

Набережной. Скажите, как называется река, которая протекает в нашем

Составление рассказов о маме.

Дидактическая игра «Мама и солнце или похож — не похож».

На разных языках слово мама звучит по — разному. Испания,

Италия — мадрэ, Франция — маман, Нидерланды, Иврит— ма,

Украина — мати, Литва — мамитэ, Болгария — майка, Греция —

митэра, Швеция — мур. Звучит по — разному, но есть в этих

словах и что — то общее. Присмотритесь внимательно

и определите, что же в этих словах общего?(Слог «МА»)

Изготовление поздравительной открытки.

городе?

Информация о городе Рубцовск.

Упражнение «Мостик дружбы» Ребята, мы побывали сегодня в магазине, на

почте. А что ещё есть в городе? Школы, библиотеки, больницы и т.д. А для

чего нам нужны больницы? А для того, чтобы мы реже болели, нам

необходимо гулять на улице, дышать свежим воздухом. А в нашем городе,

Рубцовске, приятно гулять по Набережной. Скажите, как называется река,

которая протекает в нашем городе? А как мы можем перейти с одного берега

на другой? Правильно по мосту. (Показать картинки с изображением моста).

Некоторые люди боятся ходить по мосту. Для того, чтобы мы не боялись

ходить по мосту, попробуем сделать свои мостики. Такие крепкие, как наша

дружба. Они так и будут называться «Мостики дружбы» Разделитесь на пары.

Вам необходимо показать мостик при помощи рук, ног, туловища.

Беседы по патриотическому воспитанию

5.«День независимости»

Цель: Способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию

любви к Родине через художественно-эстетическое и познавательное

развитие детей.

Оборудование: картинки с достопримечательностями Москвы,

картинки с гербом государства, два герба государства, разрезанные на

несколько частей, слова из букв: Родина, Россия; для эстафеты: по 2

ракетки с кубиками, кегли.

Алгоритм проведения

Под торжественную музыку О. Газманова «Москва – звонят

колокола» дети садятся на стульчики. Как называется наша Родина,

ребята? (ответы)

Россия – самая большая страна в мире! В нашей стране живет очень

много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура,

обычаи и обряды.

Что мы Родиной зовём? 3-ое детей читают стих-ия

Исполняется песня «моя россия» г. Струве

У нашей страны завтра день рождения! Этот праздник называется День

независимости России. Он празднуется 12 июня.

Вопросы - разминка.

1. Назовите главный город нашей Родины? (город Москва)

2. Как называлась наша Родина в старину? (Русь, Россия-матушка)

3. Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня

Никитич, Алёша Попович, Садко)

4. Что такое дружба? (когда люди не ссорятся, помогают друг другу,

делятся чем-то)

5. Что такое семья? (это мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестрёнка)

6. Назовите известные города России (Новосибирск, Томск,

Нижневартовск, Стрежевой, Санкт-Петербург, Москва)

Рассмотреть символы страны. Рассказать о них.

Задание «Сложи герб нашего государства»

Задание «Сложи из букв слова: Родина, Россия»

Пословицы и поговорки (объяснить)

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Человек без Родины – соловей без песни.

Своя земля и в горсти мила.

Где кто родится, там и пригодится.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Беседы по патриотическому воспитанию

6.«Мои права и обязанности»

Цель: Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях

(право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на

медицинское обслуживание, право на любовь и заботу). Развивать

произвольное поведение, умение сдерживаться (игра «Найди и

промолчи»).Развивать умение детей правильно оценивать свои

поступки и поступки других детей.

Оборудование:

Небольшой

коврик

(ковёр-самолёт);

Чудо-дерево

с

рисунками-символами прав (право на жизнь и имя, право на образование,

право на любовь и заботу, право на медицинское обслуживание, право на

игру); Фонограммы релаксационной музыки с голосами птиц; Мяч; Простые

карандаши, карточка с зашифрованными словами, карточка с ключом-

шифром (алфавит).

-Сегодня мы с вами отправимся в необычную, волшебную страну Прав

и Обязанностей. А поможет нам в этом ковёр-самолёт.

1. Рисунок-символ права на жизнь и имя.

-Что здесь нарисовано? (младенец) Это радостное событие: человек

родился! На что он имеет право? (на жизнь, на имя).

Игра «Назови имя»

-У каждого из вас есть имя. Сейчас вы по очереди будете называть свои

имена и при этом принимать какую-то позу.

Ситуация.

-В одном детском саду произошла такая история. Мальчик по имени

Вовочка, так его ласково называют дома, первый раз пришёл в детский сад.

Воспитатель представила его ребятам и сказала, что он самый маленький и

поэтому все должны о нём заботиться, помогать ему. Однажды кто-то из

ребят назвал его малышом, и с тех пор все стали его так называть. Дети даже

не помнили его имени. Звали малышом или плаксой. Вовочке было очень

обидно слышать эти прозвища…

Почему было обидно Вовочке?

-Запомните,

ребята,

ничто

так не

обижает человека,

как

если

окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя

даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого.

Игра «Объясни имя».

Незнайка (он ничего не знает);

Корова Бурёнка (коричневая, бурая);

Звучит гимн России (отрывок)

Доктор

Пилюлькин

(доктор,

который

лечит

таблетками-

пилюлями)

Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле);

Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку

красного цвета);

Дюймовочка (девочка очень маленького роста);

-А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть

качества, а вы назовёте имя сказочного героя:

Девочка белая как снег (Белоснежка);

Девочка с синими глазами (Синеглазка);

Очень тихий человек (Тихоня);

2. Продолжаем наше путешествие (ребёнок «срывает» плод №2 –

рисунок-символ «Сердечко») - Вы догадались, какое право может

обозначать этот символ? (право на любовь и заботу)

-Что означает слово «забота»?

-Кто о вас заботится?

-Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы?

Упражнение «Согрей птенца» (фонограмма)

-Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём?

3. Рисунок-символ «Красный крест»

-Давайте «сорвём» следующий плод.

- О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на

медицинское обслуживание)

4. Рисунок-символ «АБВ».

-У нас на нашем чудо-дереве есть ещё плоды. Давайте « сорвём»

плод под №4.

-Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-

символ? (право на образование).

Игра «Зашифрованные слова» (за столами)

-На ваших карточках зашифрованы слова. Используя ключ-

разгадку (алфавит), расшифруйте слова, запишите их (дети выполняют).

-Как можно назвать одним словом все предметы, которые вы

перечислили? (игрушки).

Беседы по патриотическому воспитанию

7. Маленькие рыцари и дамы

Цель: Формировать представление детей о собственном образе девочки,

мальчика, о модели адекватного поведения. Закреплять умения согласовывать

свои действия с действиями ведущего. Закреплять прилагательные

характеризующие качества девочки (добрая, красивая, нежная,

трудолюбивая, ласковая и т. д.), мальчика (смелый, сильный, храбрый,

добрый, трудолюбивый и т. д.).

Оборудование: Телевизор, шарфик, конусы и гимнастическая палка;

раздаточный: конверт с загадками, письмо, волшебный камушек, цветок

ромашка с лепестками.

Алгоритм проведения

Ребята, у меня есть красивый камушек. Давайте с ним поиграем. Надо будет

передать волшебный камешек друг другу, и назвать свое имя, и кто вы есть -

мальчик или девочка. Меня зовут (имя) - я женщина!

Воспитатель: Ребята сегодня в детский сад пришел почтальон и принес

письмо, адресованное для нашей группы. Давайте присядем и послушаем, что

там написано.

Воспитатель читает письмо: Здравствуйте, ребята подготовительной

группы. Пишут вам мальчики и девочки далекой страны, где живут рыцари и

прекрасные дамы. В этой стране повсюду царили мир, согласие,

взаимопонимание, любовь. Рыцари носили доспехи и оружие, и сражались за

дам. А дамы были очень воспитанными и добрыми. Но однажды пролетал над

нашей страной злой колдун. Увидел он дружных и счастливых ребят. И

закипела в нем злость! Он выкрал всех мальчиков и девочек, и разделил

девочек отдельно, и мальчиков отдельно, между ними поставил высокую

каменную стену. Ребята, но вы нам можете помочь, чтоб разрушилась стена,

нам нужна ваша помощь и тогда мальчики и девочки соединятся, и будут

снова дружить.

Первое задание. Игра «Найди пару»

Воспитатель:Ребята, посмотрите на столе лежат картинки. Каждому из вас

нужно взять картинку и найти свою пару, соединив её по узору. Молодцы!

Второе задание:Игра «Взаимное доверие»

Воспитатель: Мальчикам надо провести свою девочку, обходя все

препятствия, а сложность в том, что глаза у девочки будут завязаны. Девочку

нужно вести нежно, осторожно не задевая препятствия.

1.Полина, как ты чувствовала себя, когда глаза твои были завязаны?

2.Наташа, как вел тебя твой спутник?

Игра «Загадка обманка «Кто это?»

Весной венки из одуванчиков плетут,конечно, только … (девочки)

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у … (мальчишки)

Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только … (мальчики)

Болтали час без передышки в цветастых платьицах … (девчонки)

При всех померятся силенкой,конечно, любят лишь (мальчишки)

Сейчас вам надо разделится, на две команды. Будет команда девочек и

команда мальчиков. Вы должны расставить картинки по возрастной

последовательности.

Настя скажи сейчас ты кто? (Девочка).

Пройдет время, и ты станешь кем? (Девушкой)

Пройдет достаточно много времени, ты станешь кем? (Женщиной)

Время будет идти, идти и тогда ты станешь кем?(Бабушкой).

А сейчас по этой же возрастной ступеньки пройдут Мальчики (опрос

Мальчиков).

Пятое задание: «Ромашка»

Мальчики сорвут лепесток и для девочки будут говорить ее качества. А

девочки сорвут лепесток и выскажут качества для мальчиков. Будьте

внимательны, ведь от этого выполненного задания зависит, разрушиться

каменная стена или нет.

Заключительная часть. Беседа.

Беседы по патриотическому воспитанию

8. Моя милиция меня бережёт

Цель: Воспитывать уважение к профессии милиционера, рассказать о роли

милиции в жизни человека. Познакомить детей с различными службами

полиции.

Предварительная работа:

1. Чтение поэмы С. Михалкова «Дядя Степа», в том числе «Дядя Степа -

милиционер».

3. Выучить стихотворение Степанова «Милиционер».

Алгоритм проведения

Послушайте, пожалуйста, стихотворение Р.Рождественского.

«Просто служба их очень нужна».

Вы догадались, о какой профессии идет речь в этом стихотворении?

Правильно – о полицейских.

В чем заключается их работа? А если бы их не было как мы жили?

Полиция есть везде – на воде, земле, в воздухе. Она оснащена современной

техникой. У полиции есть самолеты, вертолеты, катера, мотоциклы,

автомобили,

бронетранспортеры,

специальные

роботы.

Полицейским

помогают работать четвероногие друзья - собаки и лошади.

Ребята,

а

какие

профессии

полицейских

вы

знаете?

(Участковый,

следователь, постовой, инспектор.)

Ну что ж, ребята, а теперь вы мне

скажите, каким же должен быть человек этой профессии?

Участковый какой? (Общительный, вежливый.)

Постовой какой? (Внимательный, храбрый.)

Что нужно участковому? (Ручка, блокнот, пистолет, наручники.)

Что нужно инспектору дорожного движения? (Жезл, свисток, бронежилет,

специальная форма.)

Ребята, а как называется поэма С. Михалкова, в которой говориться о

замечательном полицейском? («Дядя Степа-милиционер».)

Какую работу выполнял дядя Степа после службы в армии?

О каких добрых делах дяди Степы рассказывается в поэме? (Восстановил

движение на перекрестке, отремонтировал светофор; помог потерявшемуся

ребенку найти маму; наказал маленького озорника, обидевшего девочек; спас

бабушку и ее белье во время ледохода; наказал хулигана в магазине, который

портил игрушки.) Что же ответил дядя Степа ребятам на вопрос, почему он

служит в полиции?

Я скажу вам по секрету,

Что в полиции служу,

Потому что службу эту…

Картотека

нравственно-патриотических

бесед



В раздел образования