Напоминание

"Формирование финансовой грамотности у младших школьников"


Авторы: Сунцова Елена Андреевна, Черткова Ольга Сергеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сивинская СОШ"
Населённый пункт: с. Сива Пермского края
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Формирование финансовой грамотности у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование финансовой грамотности у младших школьников»

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни

человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице.

Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают

стремиться к самостоятельному использованию денег.

Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной

экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не

догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той,

которая измеряется деньгами.

Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу

с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из

желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки,

имя которым деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед

родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в

каком количестве.

Таким

образом,

необходимость

внедрения

уроков

финансовой

грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети достаточно

активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми

картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста

оперируют денежными знаками и являются активными участниками

торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного

уровня финансовой грамотности.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать,

считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления

и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах

финансового образования.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в

школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что

предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов:

«Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования

финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит

выбрать?»

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию

вурочную деятельность

на уроках математики, окружающего мира и

литературного чтения. Решая задачи, которые включают в себя величины

цены,

количества,

стоимости,

учащиеся

младших

классов

учатся

теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературного

чтения

происходит

обсуждение

ситуаций,

связанных

с

прочтением

произведений,

в

которых

упоминаются

различные

социальные

и

финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения

и

формируется

устойчивое

понимание

выбора

правильной

модели

социального и финансового поведения. Уроки окружающего мира в

начальной

школе

дают

больше

возможностей

включать

элементы

финансовой грамотности.

Одной из удобных форм деятельности, на мой взгляд, является

внеурочная деятельность.Сейчас мы реализуем проект: «Финансовый

супермаркет»как средство развития финансовых компетенций

младших школьников.

Проект направлен на формирование финансовой грамотности младших

школьников. Школьники наблюдают, исследуют, проводят опыты и

эксперименты, работают над проектами, учатся выполнять различные

социальные роли. Учащиеся осознают, какое место они занимают в

социуме, учатся решать проблемы, приобретают практические навыки для

применения их в жизненных ситуациях.

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей знания о

«Финансовой грамотности».

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда

рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа

яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите

вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните,

что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы

изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее

спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному

приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой

неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение

и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка,

Буратино, Кот в сапогах, Золотая Рыбка, Наф-Наф, бабка из сказки

«Колобок», муравей, стрекоза, и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться,

каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите

каждому ребенку рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке.

Рисунки с изображением ленивых героев нужно расположить на нижние

ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Педагог помогает детям определить, какие пословицы и поговорки

подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше.

После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь

ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип

«сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк»- копилка. Пусть он

отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам

семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты

в «мини-банке» – например, на покупку настольной игры. Это должно быть

что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за

подготовку такой важной для семьи покупки.

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового

планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и

потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы.

Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять

этому занятию 10 минут.

доход

расход

остаток

Практика «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок,

объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой

безопасности.

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку

возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите

ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы

складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на

упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за

величины упаковки, например, или она разная у каждого из

производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и

довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например,

выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные

несложные покупки.

Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок,

объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой

безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно

чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению

сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть

несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье.

Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой

упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна

быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Мы ждём гостей

Соедините части пословиц и объясните смысл

1.

В казне холодно -

А) другой раздавай.

2.

Одной рукой собирай -

Б) а с тощего казною страна

пойдет с сумою.

3.

Сильна казна – сильна

страна,

С) там и жнец.

4.

Казна воюет,

Д) в народе голодно.

5.

Где налог косой,

Е) а сума горюет.

Ответ:

1

2

3

4

5

Д

А

Б

Е

В

Выработайте у себя правильные финансовые привычки

Для многих людей выработка у себя всего четырёх полезных финансовых

привычек может оказаться достаточной, для того, чтобы их финансовое

положение изменилось к лучшему. Вот эти 4 полезные привычки: Начните

вести учёт доходов и расходов. Планируйте свои расходы на месяц вперёд.

Избегайте долгов и кредитов – живите по своим средствам. Всегда сразу

после получения дохода откладывайте и инвестируйте не менее 10%

полученной суммы. А уже из оставшихся денег оплачивайте свои обычные

расходы, начиная с самых важных.



В раздел образования