Авторы: Сунцова Елена Андреевна, Черткова Ольга Сергеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сивинская СОШ"
Населённый пункт: с. Сива Пермского края
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Формирование финансовой грамотности у младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Формирование финансовой грамотности у младших школьников»
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни
человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице.
Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают
стремиться к самостоятельному использованию денег.
Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной
экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не
догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той,
которая измеряется деньгами.
Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу
с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из
желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки,
имя которым деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед
родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в
каком количестве.
Таким
образом,
необходимость
внедрения
уроков
финансовой
грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети достаточно
активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми
картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста
оперируют денежными знаками и являются активными участниками
торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного
уровня финансовой грамотности.
Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать,
считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления
и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах
финансового образования.
На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в
школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что
предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов:
«Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования
финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит
выбрать?»
Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию
вурочную деятельность
на уроках математики, окружающего мира и
литературного чтения. Решая задачи, которые включают в себя величины
цены,
количества,
стоимости,
учащиеся
младших
классов
учатся
теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературного
чтения
происходит
обсуждение
ситуаций,
связанных
с
прочтением
произведений,
в
которых
упоминаются
различные
социальные
и
финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения
и
формируется
устойчивое
понимание
выбора
правильной
модели
социального и финансового поведения. Уроки окружающего мира в
начальной
школе
дают
больше
возможностей
включать
элементы
финансовой грамотности.
Одной из удобных форм деятельности, на мой взгляд, является
внеурочная деятельность.Сейчас мы реализуем проект: «Финансовый
супермаркет»как средство развития финансовых компетенций
младших школьников.
Проект направлен на формирование финансовой грамотности младших
школьников. Школьники наблюдают, исследуют, проводят опыты и
эксперименты, работают над проектами, учатся выполнять различные
социальные роли. Учащиеся осознают, какое место они занимают в
социуме, учатся решать проблемы, приобретают практические навыки для
применения их в жизненных ситуациях.
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей знания о
«Финансовой грамотности».
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда
рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа
яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите
вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните,
что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы
изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее
спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами:
их нужно планировать заранее.
Игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному
приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой
неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение
и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка,
Буратино, Кот в сапогах, Золотая Рыбка, Наф-Наф, бабка из сказки
«Колобок», муравей, стрекоза, и др.
Суть игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться,
каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите
каждому ребенку рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке.
Рисунки с изображением ленивых героев нужно расположить на нижние
ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Педагог помогает детям определить, какие пословицы и поговорки
подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше.
После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь
ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Практика «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип
«сначала зарабатываем – потом тратим».
Суть практики:
Предложите ребенку создать свой «мини-банк»- копилка. Пусть он
отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам
семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты
в «мини-банке» – например, на покупку настольной игры. Это должно быть
что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за
подготовку такой важной для семьи покупки.
Практика «Таблица расходов»
Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового
планирования.
Суть практики:
Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и
потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы.
Эти действия должны войти в привычку.
Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять
этому занятию 10 минут.
доход
расход
остаток
Практика «Совместные покупки»
Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок,
объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой
безопасности.
Суть практики:
Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку
возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите
ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы
складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на
упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за
величины упаковки, например, или она разная у каждого из
производителей.
На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и
довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.
На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например,
выбрать все для собственного завтрака.
Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные
несложные покупки.
Практика «Самостоятельная покупка»
Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок,
объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой
безопасности.
Суть практики:
Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно
чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению
сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.
Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть
несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье.
Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой
упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.
Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна
быть сдача.
Похвалите ребенка за покупку!
Мы ждём гостей
Соедините части пословиц и объясните смысл
1.
В казне холодно -
А) другой раздавай.
2.
Одной рукой собирай -
Б) а с тощего казною страна
пойдет с сумою.
3.
Сильна казна – сильна
страна,
С) там и жнец.
4.
Казна воюет,
Д) в народе голодно.
5.
Где налог косой,
Е) а сума горюет.
Ответ:
1
2
3
4
5
Д
А
Б
Е
В
Выработайте у себя правильные финансовые привычки
Для многих людей выработка у себя всего четырёх полезных финансовых
привычек может оказаться достаточной, для того, чтобы их финансовое
положение изменилось к лучшему. Вот эти 4 полезные привычки: Начните
вести учёт доходов и расходов. Планируйте свои расходы на месяц вперёд.
Избегайте долгов и кредитов – живите по своим средствам. Всегда сразу
после получения дохода откладывайте и инвестируйте не менее 10%
полученной суммы. А уже из оставшихся денег оплачивайте свои обычные
расходы, начиная с самых важных.