Автор: Волкова Галина Михайловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 65 имени Н.Сафронова
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Использование ИКТ на уроках физической культуры
Раздел: начальное образование
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир»
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-ем классе является формирование следующих умений:
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи,
Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России,
показывать на карте границы и столицу.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной
страны.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения
своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна
для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных
учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять
причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного
текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать
будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3 – м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой
поступок совершить.
В результате изучения раздела «Человек и природа»
выпускник научится:
•
находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их
названия;
•
определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
•
сравнивать и различать формы земной поверхности;
•
находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
•
моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
•
проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и
водоемы»;
•
называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд,
болото);
•
находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
•
характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
•
ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время
экскурсий;
•
приводить примеры веществ;
•
сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
•
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком,
газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с
помощью градусника;
•
исследовать
в
группах
(на
основе
демонстрационных
опытов)
свойства
воздуха,
характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
•
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии,
дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком,
газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады
и обсуждать полученные сведения;
•
сравнивать свойства воды и воздуха;
•
следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
•
характеризовать кругооборот воды в природе;
•
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
•
характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на
примере своей местности);
•
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на
примере образования и состав почвы;
•
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников
знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные
сведения;
•
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых,
характеризовать свойства полезных ископаемых;
•
различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных
ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
•
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии,
дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных
ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
•
характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
•
проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и
проявлениями, как «этажи» — ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного во-
доема родного края; использование водоемов;
•
характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
•
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии,
дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в
лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
•
фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной
форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
•
опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
•
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания
для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным
ископаемым;
•
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих
отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
•
называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу
России;
•
называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную
книгу России;
•
понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;
•
использовать готовые модели (глобус, карта, план, планкарта) для объяснения явлений или
выявления свойств объектов;
•
использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка,
карты, глобус, Интернет- адреса для поиска необходимой информации.
выпускник получит возможность научиться:
•
самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
•
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников
информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную
информацию;
•
осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за сохранение, соблюдать
правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в
природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
•
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания
для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
•
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для
сохранения здоровья (повышение температуры тела);
•
выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую
помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
выпускник научится:
•
описывать достопримечательности Московского Кремля;
•
различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на
примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обо-
значении века римские цифры;
•
находить место изученного события на ленте времени;
•
находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
•
описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
•
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников
знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить
доклады и обсуждать полученные сведения;
•
находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь
учебника русского языка).
выпускник получит возможность научиться:
•
соотносить даты основания городов «Золотого кольца России с датами правления великих
князей, конкретные дат с веком, используя при обозначении века римские цифры;
•
находить на ленте времени место изученного исторического события;
•
проявлять уважение к правам и обязанностям гражданин страны, связанные с охраной
природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
•
использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет-
адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасной жизни» выпускник научится:
•
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных
местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные
пространства;
•
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
•
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при
простудных заболеваниях.
выпускник получит возможность научиться:
•
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для
сохранения здоровья;
•
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время
ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
•
соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
•
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе.
Содержание учебного предмета
Изображение Земли на глобусе и карте
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус — модель земного шара. Параллели и
меридианы. Нулевой меридиан. Экватор.
О чем рассказала географическая карта
Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и
Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на
глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные
обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с
оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно- Сибирская).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и
собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас
окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела
(тела живой природы) — человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические
тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела — предметы. Молекулы и атомы —
мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые
вещества, жидкости и газы. Три состояния воды — твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в
жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода — растворитель. Растворы в природе. Почему
воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Кругооборот воды в природе.
Воздух — это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха.
Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха — ветер, температура воздуха, туман, облака
{форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры
воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы,
позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган).
Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения
«Дневника наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые
(твердые,
жидкие,
газообразные).
Условные
обозначения
полезных
ископаемых
на
карте.
Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк,
мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания.
Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества
Лес, луг, водоем, болото — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные). Значение лесов. Дары рек и озер. Безопасное поведение в лесу.
Человек и природные сообщества
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек
— защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном
сообществе (например, клевер- шмели- мыши- кошки). Природные сообщества родного края (два-
три примера). Посильное участие в охране природы родного края. Права и обязанности человека по
охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации: гражданин
обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42
Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные
обозначения Красной Книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных
серебряных и золотых монетах).
Путешествие в прошлое
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима
(декабрь, январь, февраль) — весна (март, апрель, май) — лето (июнь, июль, август) — осень
(сентябрь, октябрь, ноябрь). Век - отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства
Московского Кремля (XII век — деревянный, XIV век — белокаменный, XV век — из красного
кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей — основателей городов (Ярослав
Мудрый — Ярославль, Юрий Долгорукий —Кострома, Переславль-Залесский). Основные достопри-
мечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI — XVII вв., Троице-Сергиева лавра
(монастырь) в Сергиеве Посаде — XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия
Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме — XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея
Рублева в Успенском соборе во Владимире — XII в.).
Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-
Петербург - морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская
(Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские
ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад.
Зимний дворец. Эрмитаж.
Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых
блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены (время на изучение
интегрированного содержания этого блока -4 часа).
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники
безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за -помощью (советом) к
взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного
времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе
дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок.
Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через во-
дные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны
(заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы
Количество часов
I Планета, на которой мы живем.
1.
Наш мир знакомый и загадочный.
Вводный инструктаж по ТБ
1
2.
Глобус - модель земного шара
1
3.
Материки и океаны на глобусе
1
4.
Формы поверхности Земли
1
5.
Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе».
1
6.
Географическая карта
1
7.
Учимся читать карту.
1
8.
План местности.
1
9.
Холмы и овраги.
1
10.
Стороны горизонта.
1
11.
Ориентирование на местности
1
12.
Компас.
1
13.
Обобщение по теме «О чем рассказала карта».
1
II Неживая природа.
14.
Тела, вещества, частицы.
1
15.
Твердые вещества, жидкости и газы.
1
16.
Вода – необыкновенное вещество.
1
17.
Обобщение по теме «Из чего все на свете».
1
18.
Свойства воды в жидком состоянии.
1
19.
Термометр и его устройство.
1
20.
Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)
1
21.
Свойства воды в газообразном состоянии.
1
22.
Обобщение по теме «Вода и ее свойства».
1
23.
Круговорот воды в природе.
1
24.
Туман и облака. Осадки.
1
25.
Вода – растворитель.
1
26.
Растворы в природе.
1
27.
Почему воду надо беречь?
1
28.
Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе»
1
29.
Океан, которого нет на карте и глобусе.
1
30.
Воздух – это смесь газов.
1
31.
Свойства воздуха.
1
32.
Температура воздуха.
1
33.
Ветер.
1
34.
Что такое погода?
1
35.
Обобщение по теме «Воздух и его свойства»
1
36.
Горные породы.
1
37.
Разрушение горных пород.
1
38.
Что такое минералы?
1
39.
Полезные ископаемые.
1
40.
Свойства полезных ископаемых.
1
41.
Почему надо беречь полезные ископаемые?
1
42.
Как образуется почва.
1
43.
Почва и ее состав.
1
44.
Зачем и как люди заботятся о почве.
1
45.
Обобщение по теме «Тайны недр Земли».
1
III Природные сообщества.
46.
Лес и его обитатели.
1
47.
Луг и его обитатели.
1
48.
Поле и его обитатели.
1
49.
Пресный водоем и его обитатели.
1
50.
Болото и его обитатели.
1
51.
Обобщение по теме «Природные сообщества».
1
52.
Значение лесов.
1
53.
Безопасное поведение в лесу.
1
54.
Луг и человек.
1
55.
Надо ли охранять болота?
1
56.
Дары рек и озер.
1
57.
Безопасное поведение у водоемов.
1
58.
Человек – защитник природы.
1
59.
Природа будет жить!
1
60.
Обобщение по теме «Человек и природные сообщества».
1
IV Наша страна Россия.
61.
Лента времени.
1
62.
Золотое кольцо России.
1
63.
Путешествие по Санкт-Петербургу.
1
64.
По заповедным местам России.
1
65.
Достопримечательности родного края.
1
66.
Достопримечательности родного края.
1
67.
Обобщение по теме: «Путешествие в прошлое»
1
68.
Экскурсия в природу.
1
69.
Экскурсия на предприятие родного края
1
70.
Обобщение и повторение изученного
1
70