Автор: Денисова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №5 им. С.М.Кирова г.Ульяновска
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование
СТАТЬЯ по теме : «Патриотическое воспитание младших школьников через
урочную и внеурочную деятельность. Обобщение опыта учителей начальных
классов МБОУ СШ №5 им. С.М.Кирова г. Ульяновска» Денисовой Екатерины
Сергеевны.
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы.
Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна
высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей
принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм
– любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту
своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В
последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения,
которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата
нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более
заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами
становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении
уровня патриотического воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования второго поколения ориентирован на становление личностных
характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа
жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности…
Содержание задач по воспитанию гражданственности , патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека:
-элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, их
роли в жизни общества, о его важнейших законах;
-представления о символах государства – Флаге и Гербе России;
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку
межнационального общения;
-начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях -истории
России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, своей семьи, своего города;
- любовь к России, своему народу, городу, школе;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка, к невыполнению своих обязанносстей (из
материалов ФГОС)
Уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре
является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и
достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Патриотизм (от греч. слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция,
гордость за свою страну.
Огромное внимание вопросам патриотического воспитания подрастающему поколению
уделяли внимание такие выдающиеся педагоги, как: Ломоносов М.И, Толстой Л.Н,
Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А. и другие. Теоретическая значимость их исследований
определяется тем, что их результаты внесли определённый вклад в теорию
патриотическое воспитание.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к
своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта
любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко
всему человечеству», писал академик Д. С. Лихачёв.
Патриотическое воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и
учащихся, направленный на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений,
патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины и
унаследованным от него традициям. Эмоционально окрашенного стремления служить
интересам Родины, нести ответственность за неё, вставать на её защиту; готовность к
выполнению гражданского долга: служить в вооружённых силах РФ; стремление своей
деятельностью способствовать расцвету Родины.
Цель
патриотического воспитания
– формирование патриотизма как интегративно-
ценностного качества людей.
Организация патриотического воспитания в школе – сложный процесс, составляющий
определённую проблему, как для педагогического коллектива, так и для родителей
учащихся.
Сущность патриотического воспитания – это деятельность по формированию у детей
высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к
выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Основные элементы патриотического воспитания:
Формирование патриотических идеалов, установок, мировоззрений (теоретический
аспект).
Формирование патриотических отношений и поведения (практический аспект).
Таким образом, патриотизм – это особая личностная ценность, направленная на
самореализацию, и, предлагающая на основе любви и служению Отечеству, приоритет
общественных и государственных интересов над личностными.
Патриотическое воспитание в условиях построения гражданского общества ставится
фундаментом, без которого социальная конструкция современной России будет весьма
неустойчивой. Тем не менее, за последние 10 – 15 лет в процессе формирования данной
личностной ценности накопилось много серьёзных противоречий и парадоксов.
Например, воспитание юных граждан закладываются в семье, а современны е молодые
родители сами не имеют опыта жизни в гражданском обществе, так как они
воспитывались в нестабильный период переоценки ценностей в масштабах государства.
Ещё примером может служить массовое отклонение юношей от службы в рядах
Российской Армии (то есть низкий уровень патриотического сознания, невыполнение
конституционного долга).
Решение проблемы по патриотическому воспитанию должно начинаться на базе
начальной школы. Оно должно представлять процесс, в котором взаимопереплетены
многие понятия, такие как, «большая» и «малая» Родина, и взаимодополняют друг друга
такие ценности как: активная жизненная позиция, готовность взять ответственность за
себя, приоритет общественных ценностей над личностными, содружество детей и
родителей по формированию в России гражданского общества.
Сухомлинский В.А. писал : « Радость бытия - это не только наиболее яркое выражение
самосознания личности, но и оценка окружающего мира, активное отношение ребенка к
тому, что он видит вокруг себя. Логика жизни такова, что красота окружающего мира
призвана быть для наших воспитанников одним из источников радости детства – радости
бытия. Поэтому учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый цветок, каждая
былинка радовали ребенка.
Родная земля становится безгранично дорогой, когда радость бытия сливается с чувством
долга перед людьми, отстоявшими красоту».
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать объединяющей силой,
которая может вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на
словах, а на деле.
Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные
богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому
другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом
сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно
пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение
человека.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к
другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан
с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура
межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в
органическом единстве и определяются в педагогике как « такое нравственное качество,
которое включает в себя потребность предано служить своей родине, проявление к ней
любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с
ней, стремление беречь ее честь и независимость» (И.Ф.Харламов. Педагогика.)
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно
включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и
независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его
обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в
стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету
Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в Начальной школе
можно определить следующие:
Духовно—нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического
воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.
Историко–краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию,
направленных на познание историко-культурных корней.Наша школа является одной из
старейших школ города. В этом году школе исполняется 95 лет. Богатая история школы,
её выпускников собрана в экспозиции школьного музея. Нам есть чем гордиться и что
помнить. Все гости школы обязательно знакомятся с экспозициями музея. К юбилею
школы идёт большая поисковая работа. Будут подготовлены новые стенды об истории
родной школы. За большую плодотворную работу школьный музей неоднократно
награждался дипломами и грамотами различного уровня.
Школа находится рядом с проходными Патронного завода имени Володарского.
Родители, бабушки и дедушки многих учеников работали или работают в настоящее
время на этом прославленном предприятии. Завод - это история всей Нижней Террасы. Не
зная историю, невозможно построить настоящее и будущее. Учащиеся школы – частые
гости музея нашего завода. Ребята с большим внимание слушают экскурсоводов. Ведь
очень часто звучат фамилии одноклассников или друзей.
К юбилею Ульяновской области в школе прошли конкурсы
рисунков, поделок и проектов. В каждом классе был оформлен стенд по истории
Ульяновской области, её символикой.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на
формирование правовой культуры и законопослушности.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и
культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной
позиции.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого
патриотического сознания.Встречи с ветеранами –то возможность из первых уст
услышать историю своей страны, побеседовать с очевидцами героического прошлого
нашей страны, успеть сказать последнее «СПАСИБО» нашим героям.
Всегда было, есть и будет: защищать Отечество – почётная обязанность, долг. Это дело по
плечу сильным духом и телом. Ответственно и нелегко стоять на страже мирного неба
своего государства. На протяжении всей истории страны доказано, что наша армия
боеспособна, с честью умеет выполнять поставленные перед ней боевые задачи.
Выпускники нашей школы выполняют свой воинский долг с честью и достоинством. К
Дню Защитника Отечества ребята делают подарки нашим защитникам. Мы гордимся
своими выпускниками.
Учащиеся школы ежегодно участвуют в конкурсе сочинений на тему «Письмо ветерану»
Лучшее сочинение становится письмом учащихся школы ветеранам. В этом году
отмечалось 70 –летие победы Советских войск под Сталинградом. Сочинения учащихся
были посвящены этому событию.
Учащиеся МБОУ СОШ №5 имени С.М.Кирова участвовали в городском смотре строя и
песни в феврале 2019 года в двух возрастных категориях. По итогам конкурса команда 3-4
классов заняла 1 –места и были награждены грамотами Управления образования
г.Ульяновска.
Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания,
ориентированная на пропаганду героических профессий, а так же знаменательных
героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к
героическим деяниям предков и их традициям.Создание системы героико-патриотической
работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых
ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения,
направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему,
комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из
приоритетных направлений в области образовательной и воспитательной деятельности.
Одним из важных направлений работы школы является героико-патриотическое
воспитание, основная задача которого – воспитание чувства гордости за свою Родину и
свой народ и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого,
развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.
Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся в нашей школе играет Кадетский
казачий военно-патриотический клуб «Володарец», школьный Музей.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств,
воспитание силы. Ловкости Выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности
в процессе занятий физической культурой и спортом.Любовь к Отчизне воспитывается не
только в школе. Главную роль в воспитании играла, играет и будет играть СЕМЬЯ.
Только дружная, ведущая здоровый образ жизни семья может воспитать достойного
защитника Отечества, патриота. Любовь к Родине-матери и любовь к своей семье
неразделимы. Только совместные дела сплачивают семью.
В рамках данного направления проводятся такие мероприятия как: «Мама, папа, я –
спортивная семья!», «Зарница», участие классов в Дне Здоровья, встречи со спортсменами
- выпускниками школы.
Только физически развитый человек способен защитить себя и своих родных, близких.
Воспитание физически подготовленных молодых людей – составляющая всего героико-
патриотического воспитания. Учащиеся школы участвуют во всех районных и городских
спортивных мероприятиях. Традиционно школа готовит лёгкоатлетическую команду для
участия в районной и городской эстафете. Лыжные гонки – любимый вид спорта для
ребят. Воспитывать чемпионов надо постоянно, поэтому в школе проводятся
соревнования «Кубок школы по лёгкой атлетике».
Осуществляются эти направления в следующих структурах:
1.
учебная деятельность
2.
внеурочная деятельность
Для решения воспитательных задач учителя начальных классов нашей школы
работают в едином ключе последовательно и непрерывно, осуществляя
гражданско-патриотическое воспитание детей с момента их поступления в школу,
учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждой группы, идя по пути
усложнения тематического материала . В работе со своими учениками педагоги
обращаются к содержанию:
общеобразовательных дисциплин;
произведений искусства;
периодической литературы, публикаций радио- и телепередач, отражающих
современную жизнь;
духовной культуры и фольклора народов России;
истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей школы,
своей семьи;
жизненного опыта своих родителей и прародителей;
общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Формы работы по воспитанию патриотизма:
Изучение истории и культуры родного края.
Уроки мужества.
Классные часы.
Праздники и утренники.
Участие в конкурсах.
Экскурсии в музей.
Встречи с ветеранами.
Сочинения и диспуты.
Уроки гражданственности.
Презентации
Проектно-исследовательская деятельность
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что
усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся
черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова
фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования собрать
воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую
ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно
насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной
гражданственности и патриотизма.
Уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию можно и нужно на
каждом уроке. В учебниках по русскому языку, литературному чтению, окружающему
миру, технологии хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают
воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к
нужному мнению. В результате мы заставляем ненавязчиво каждого ученика изучать
историю страны на уроках окружающего мира. Отправляемся в заочные путешествия по
знаменитым городам нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие
по Москве», «История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт – Петербургу»,
«Белгород – город первого салюта и воинской славы», «Путешествие по музеям мира» и
т.д. На уроках литературного чтения – через различные произведения. Ведь в учебниках
много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране,
о красоте нашей природы, о хороших людях. Учебник математики: рубрика «Путешествие
в прошлое», где дети, решая старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их
развитием, с великими учеными, великими открытиями, великими путешественниками.
Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово. Так для воспитания
патриотизма в работе мы используем народную тематику: народный фольклор, народную
поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов
декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные
ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень
В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия,
экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не
подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают
детей.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является
тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у
ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному
вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных
семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.
Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к
детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя
и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и
терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности
не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Работа МБОУ СОШ №5 имени С.М.Кирова по патриотическому воспитанию молодёжи
регулярно находит отражение на сайте школы.
Критерии и показатели патриотизма:
эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому,
культурному наследию, природе малой Родины);
когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии,
природе малой Родины, проявление любознательности);
мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам
деятельности);
практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим);
самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка
активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной
природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя
частью своего народа
Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия Второго: « Судьба России, её будущее – в руках педагогов,
воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой,
а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую
сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь
ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать
себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».