Напоминание

Патриотическое воспитание младших школьников


Автор: Денисова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №5 им. С.М.Кирова г.Ульяновска
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




СТАТЬЯ по теме : «Патриотическое воспитание младших школьников через

урочную и внеурочную деятельность. Обобщение опыта учителей начальных

классов МБОУ СШ №5 им. С.М.Кирова г. Ульяновска» Денисовой Екатерины

Сергеевны.

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы.

Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна

высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей

принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм

– любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту

своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В

последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения,

которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата

нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более

заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами

становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении

уровня патриотического воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования второго поколения ориентирован на становление личностных

характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной

деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и

обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою

позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа

жизни.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования должны отражать:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности…

Содержание задач по воспитанию гражданственности , патриотизма, уважения к

правам, свободам и обязанностям человека:

-элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, их

роли в жизни общества, о его важнейших законах;

-представления о символах государства – Флаге и Гербе России;

- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

-уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку

межнационального общения;

-начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе;

- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях -истории

России и её народов;

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

- стремление активно участвовать в делах класса, школы, своей семьи, своего города;

- любовь к России, своему народу, городу, школе;

- уважение к защитникам Родины;

- умение отвечать за свои поступки;

- негативное отношение к нарушениям порядка, к невыполнению своих обязанносстей (из

материалов ФГОС)

Уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре

является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и

достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Патриотизм (от греч. слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция,

гордость за свою страну.

Огромное внимание вопросам патриотического воспитания подрастающему поколению

уделяли внимание такие выдающиеся педагоги, как: Ломоносов М.И, Толстой Л.Н,

Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А. и другие. Теоретическая значимость их исследований

определяется тем, что их результаты внесли определённый вклад в теорию

патриотическое воспитание.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к

своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта

любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко

всему человечеству», писал академик Д. С. Лихачёв.

Патриотическое воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и

учащихся, направленный на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений,

патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины и

унаследованным от него традициям. Эмоционально окрашенного стремления служить

интересам Родины, нести ответственность за неё, вставать на её защиту; готовность к

выполнению гражданского долга: служить в вооружённых силах РФ; стремление своей

деятельностью способствовать расцвету Родины.

Цель

патриотического воспитания

– формирование патриотизма как интегративно-

ценностного качества людей.

Организация патриотического воспитания в школе – сложный процесс, составляющий

определённую проблему, как для педагогического коллектива, так и для родителей

учащихся.

Сущность патриотического воспитания – это деятельность по формированию у детей

высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к

выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Основные элементы патриотического воспитания:

Формирование патриотических идеалов, установок, мировоззрений (теоретический

аспект).

Формирование патриотических отношений и поведения (практический аспект).

Таким образом, патриотизм – это особая личностная ценность, направленная на

самореализацию, и, предлагающая на основе любви и служению Отечеству, приоритет

общественных и государственных интересов над личностными.

Патриотическое воспитание в условиях построения гражданского общества ставится

фундаментом, без которого социальная конструкция современной России будет весьма

неустойчивой. Тем не менее, за последние 10 – 15 лет в процессе формирования данной

личностной ценности накопилось много серьёзных противоречий и парадоксов.

Например, воспитание юных граждан закладываются в семье, а современны е молодые

родители сами не имеют опыта жизни в гражданском обществе, так как они

воспитывались в нестабильный период переоценки ценностей в масштабах государства.

Ещё примером может служить массовое отклонение юношей от службы в рядах

Российской Армии (то есть низкий уровень патриотического сознания, невыполнение

конституционного долга).

Решение проблемы по патриотическому воспитанию должно начинаться на базе

начальной школы. Оно должно представлять процесс, в котором взаимопереплетены

многие понятия, такие как, «большая» и «малая» Родина, и взаимодополняют друг друга

такие ценности как: активная жизненная позиция, готовность взять ответственность за

себя, приоритет общественных ценностей над личностными, содружество детей и

родителей по формированию в России гражданского общества.

Сухомлинский В.А. писал : « Радость бытия - это не только наиболее яркое выражение

самосознания личности, но и оценка окружающего мира, активное отношение ребенка к

тому, что он видит вокруг себя. Логика жизни такова, что красота окружающего мира

призвана быть для наших воспитанников одним из источников радости детства – радости

бытия. Поэтому учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый цветок, каждая

былинка радовали ребенка.

Родная земля становится безгранично дорогой, когда радость бытия сливается с чувством

долга перед людьми, отстоявшими красоту».

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать объединяющей силой,

которая может вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на

словах, а на деле.

Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные

богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому

другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом

сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно

пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение

человека.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к

другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан

с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура

межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в

органическом единстве и определяются в педагогике как « такое нравственное качество,

которое включает в себя потребность предано служить своей родине, проявление к ней

любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с

ней, стремление беречь ее честь и независимость» (И.Ф.Харламов. Педагогика.)

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно

включает в себя:

чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и

независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его

обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в

стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету

Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в Начальной школе

можно определить следующие:

Духовно—нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического

воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.

Историко–краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию,

направленных на познание историко-культурных корней.Наша школа является одной из

старейших школ города. В этом году школе исполняется 95 лет. Богатая история школы,

её выпускников собрана в экспозиции школьного музея. Нам есть чем гордиться и что

помнить. Все гости школы обязательно знакомятся с экспозициями музея. К юбилею

школы идёт большая поисковая работа. Будут подготовлены новые стенды об истории

родной школы. За большую плодотворную работу школьный музей неоднократно

награждался дипломами и грамотами различного уровня.

Школа находится рядом с проходными Патронного завода имени Володарского.

Родители, бабушки и дедушки многих учеников работали или работают в настоящее

время на этом прославленном предприятии. Завод - это история всей Нижней Террасы. Не

зная историю, невозможно построить настоящее и будущее. Учащиеся школы – частые

гости музея нашего завода. Ребята с большим внимание слушают экскурсоводов. Ведь

очень часто звучат фамилии одноклассников или друзей.

К юбилею Ульяновской области в школе прошли конкурсы

рисунков, поделок и проектов. В каждом классе был оформлен стенд по истории

Ульяновской области, её символикой.

Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на

формирование правовой культуры и законопослушности.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и

культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной

позиции.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого

патриотического сознания.Встречи с ветеранами –то возможность из первых уст

услышать историю своей страны, побеседовать с очевидцами героического прошлого

нашей страны, успеть сказать последнее «СПАСИБО» нашим героям.

Всегда было, есть и будет: защищать Отечество – почётная обязанность, долг. Это дело по

плечу сильным духом и телом. Ответственно и нелегко стоять на страже мирного неба

своего государства. На протяжении всей истории страны доказано, что наша армия

боеспособна, с честью умеет выполнять поставленные перед ней боевые задачи.

Выпускники нашей школы выполняют свой воинский долг с честью и достоинством. К

Дню Защитника Отечества ребята делают подарки нашим защитникам. Мы гордимся

своими выпускниками.

Учащиеся школы ежегодно участвуют в конкурсе сочинений на тему «Письмо ветерану»

Лучшее сочинение становится письмом учащихся школы ветеранам. В этом году

отмечалось 70 –летие победы Советских войск под Сталинградом. Сочинения учащихся

были посвящены этому событию.

Учащиеся МБОУ СОШ №5 имени С.М.Кирова участвовали в городском смотре строя и

песни в феврале 2019 года в двух возрастных категориях. По итогам конкурса команда 3-4

классов заняла 1 –места и были награждены грамотами Управления образования

г.Ульяновска.

Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания,

ориентированная на пропаганду героических профессий, а так же знаменательных

героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к

героическим деяниям предков и их традициям.Создание системы героико-патриотической

работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых

ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения,

направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему,

комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся.

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из

приоритетных направлений в области образовательной и воспитательной деятельности.

Одним из важных направлений работы школы является героико-патриотическое

воспитание, основная задача которого – воспитание чувства гордости за свою Родину и

свой народ и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого,

развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся в нашей школе играет Кадетский

казачий военно-патриотический клуб «Володарец», школьный Музей.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств,

воспитание силы. Ловкости Выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности

в процессе занятий физической культурой и спортом.Любовь к Отчизне воспитывается не

только в школе. Главную роль в воспитании играла, играет и будет играть СЕМЬЯ.

Только дружная, ведущая здоровый образ жизни семья может воспитать достойного

защитника Отечества, патриота. Любовь к Родине-матери и любовь к своей семье

неразделимы. Только совместные дела сплачивают семью.

В рамках данного направления проводятся такие мероприятия как: «Мама, папа, я –

спортивная семья!», «Зарница», участие классов в Дне Здоровья, встречи со спортсменами

- выпускниками школы.

Только физически развитый человек способен защитить себя и своих родных, близких.

Воспитание физически подготовленных молодых людей – составляющая всего героико-

патриотического воспитания. Учащиеся школы участвуют во всех районных и городских

спортивных мероприятиях. Традиционно школа готовит лёгкоатлетическую команду для

участия в районной и городской эстафете. Лыжные гонки – любимый вид спорта для

ребят. Воспитывать чемпионов надо постоянно, поэтому в школе проводятся

соревнования «Кубок школы по лёгкой атлетике».

Осуществляются эти направления в следующих структурах:

1.

учебная деятельность

2.

внеурочная деятельность

Для решения воспитательных задач учителя начальных классов нашей школы

работают в едином ключе последовательно и непрерывно, осуществляя

гражданско-патриотическое воспитание детей с момента их поступления в школу,

учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждой группы, идя по пути

усложнения тематического материала . В работе со своими учениками педагоги

обращаются к содержанию:

общеобразовательных дисциплин;

произведений искусства;

периодической литературы, публикаций радио- и телепередач, отражающих

современную жизнь;

духовной культуры и фольклора народов России;

истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей школы,

своей семьи;

жизненного опыта своих родителей и прародителей;

общественно полезной и личностно значимой деятельности.

Формы работы по воспитанию патриотизма:

Изучение истории и культуры родного края.

Уроки мужества.

Классные часы.

Праздники и утренники.

Участие в конкурсах.

Экскурсии в музей.

Встречи с ветеранами.

Сочинения и диспуты.

Уроки гражданственности.

Презентации

Проектно-исследовательская деятельность

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что

усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся

черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова

фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования собрать

воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую

ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно

насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной

гражданственности и патриотизма.

Уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию можно и нужно на

каждом уроке. В учебниках по русскому языку, литературному чтению, окружающему

миру, технологии хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают

воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к

нужному мнению. В результате мы заставляем ненавязчиво каждого ученика изучать

историю страны на уроках окружающего мира. Отправляемся в заочные путешествия по

знаменитым городам нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие

по Москве», «История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт – Петербургу»,

«Белгород – город первого салюта и воинской славы», «Путешествие по музеям мира» и

т.д. На уроках литературного чтения – через различные произведения. Ведь в учебниках

много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране,

о красоте нашей природы, о хороших людях. Учебник математики: рубрика «Путешествие

в прошлое», где дети, решая старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их

развитием, с великими учеными, великими открытиями, великими путешественниками.

Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово. Так для воспитания

патриотизма в работе мы используем народную тематику: народный фольклор, народную

поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов

декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные

ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень

В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия,

экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не

подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают

детей.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является

тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у

ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти

прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному

вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных

семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.

Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к

детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя

и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и

терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности

не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Работа МБОУ СОШ №5 имени С.М.Кирова по патриотическому воспитанию молодёжи

регулярно находит отражение на сайте школы.

Критерии и показатели патриотизма:

эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому,

культурному наследию, природе малой Родины);

когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии,

природе малой Родины, проявление любознательности);

мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам

деятельности);

практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим);

самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка

активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной

природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя

частью своего народа

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси Алексия Второго: « Судьба России, её будущее – в руках педагогов,

воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой,

а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую

сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь

ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать

себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».



В раздел образования