Напоминание

Использование технологии ТРИЗ в развитии связной речи детей


Автор: Золотарёва Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 г. Черемхово»
Населённый пункт: город Черемхово Иркутская область
Наименование материала: Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: Использование технологии ТРИЗ в развитии связной речи детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 г. Черемхово»

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема:

«Использование технологии ТРИЗ в развитии связной речи детей»

Золотарёва Наталья Викторовна

Сентябрь 2016 г.

(дата начала работы над темой)

Май 2017 г.

(предполагаемая дата окончания работы

)

Актуальность

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные,

оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные

решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для

себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его

психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в

различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной,

преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому

решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка

(креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории

решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников

изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое

мышление.

Цель:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и

компетентности.

Задачи:

1.

Познакомиться с инновационными технологиями;

2.

Развивать изобретательские способности и мышление детей, их

творческое воображение и художественный вкус;

3. Использовать ТРИЗ технологию в педагогической деятельности;

4. Реализовать общие образовательные задачи по развитию речи;

5. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

Этапы

1. Теоретический

Тема

Содержание работы

Сроки

Результат

Введение в теорию

решения

изобретательских

задач

1.Альтов Г.С. И тут появился

изобретатель. - М.: Детская

литература, 1984 г. - 243 с.

2.Альтшуллер Г.С. Найти идею.

Введение в теорию решения

изобретательских задач. -

Новосибирск: Наука, 1991 год. -

223 с.

3.Ардашева Н.И., Гуткович И.Я,

Костракова И.М., Сидорчук Т.А.

Истории про... -Ульяновск, 1993г. -

46с.

4.Григорович Л.А.

Педагогические основы развития

творческого мышления на

начальном этапе становления

личности. Автореф. на соиск.

ученой степени канд. пед. наук. -

М. 1996 г.

5.Гуткович И.Я. Методическое

пособие по организации и

проведению развивающих занятий

с дошкольниками. \сборник

конспектов занятий воспитателей

Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.

6.Мурашковска И.Н. Развивающие

игры. Игра "Теремок". -Рига 1994

г.

7.Нестеренко А.А. Страна загадок.

- Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.

8.Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А.,

Умственное воспитание детей

дошкольного возраста. - М, 1998 г.

9.Программа воспитания,

обучения дошкольников и

формирования у них

диалектического способа

мышления. \сост. Н.И.Ардашева,

Сентябрь-

май 2016

Устное

изучение

материалов

И.Я. Гуткович, Т.А. Сидорчук,

О.Н. Тарасова. -Ульяновск, 1995г.

-67с.

10.Саламатов Ю. П. Как стать

изобретателем. 50 часов

творчества. - М.: Просвещение,

1990 г.

11.Салмина Н.Г. Знак и символ в

обучении. - М, 1998.

12.Самойлова О.Н.

Технологические цепочки по

использованию методов РТВ в

работе с дошкольниками. \пособие

для воспитателей и методистов

дошкольных учреждений. -

Ульяновск, 1996г. -39с.

13.Сидорчук Т.А. К вопросу об

использовании элементов ТРИЗ в

работе с детьми дошкольного

возраста. \изд. 2, - Ульяновск,

1991г.- 52с.

14.Сидорчук Т.А. Мушарапова

Л.А. Некоторые пути

формирования системного

мышления у детей старшего

дошкольного возраста \в сб.

Проблемы образ. в системе

детский сад - школа: традиции и

инновации, -г. Ростов-на-Дону,

1994г. - стр.75-77.

15.Сидорчук Т.А. Программа

формирования творческих

способностей дошкольников:

Пособие для педагогов детских

дошкольных учреждений. -

Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64

с.

16.Сидорчук Т.А. Технология

обучения дошкольников умению

решать творческие задачи. -

Ульяновск, 1996г. -152с.

Практическое

использование

ТРИЗ в работе с

детьми

Изучение материала по теме через

интернет – сайты

Сентябрь-

май 2016

Анализ

практических

материалов

Организация

работы

с

родителями

Тезисное изучение. Подбор

теоретического материала для

родителей.

Октябрь 2016

Буклеты для

родителей

«ТРИЗ- это

интересно»

Интернет-

консультация

«Что такое

ТРИЗ?»

2. Практический

Тема

Форма работы

Сроки

Результат

Работа с детьми

«Наша неделька»

Создание

условий

для

самостоятельной

продуктивной

и

исследовательской деятельности.

Сентябрь

– октябрь

2016

Информационный

стенд для детей

Создание условий

для работы с

детьми по

технологии ТРИЗ

пополнение РППС схемами, играми,

книгами художественной и научной

литературы.

В течение

года

Центр речевого

развития:

мнемотаблицы

для разучивания

стихов, картотека

игр по развитию

речи,

дидактические

игры своими

руками

Практическая

реализация

и

использование

ТРИЗ

в

рабс

детьми

Апробация системы педагогической

работы,

направленной

на

использование

ТРИЗ

в

условиях

ДОУ

2016-2017

уч. г.

У

детей

повысился

уровень

понимания

речи,

активизировались

средства общения,

обогатился

словарный запас,

формируется

правильный

лексико-

грамматический

строй речи

Работа с родителями

Родителям о ТРИЗ

технологии

Собрание

Ноябрь

2016

Презентация

Мастер-класс

Применение ИКТ-

технологий в

образовательной

деятельности

Общение через интернет-ресурсы

Ноябрь -

май

2016-2017

консультации,

задания для

родителей и

детей,

презентации

Практическая

реализация и

использование

ТРИЗ в рабс

детьми

Участие в изготовлении игр,

пополнении РППС, поиск

информации, организация

экскурсий, открытые мероприятия.

2016-

2017

Родители

являются

активными

участниками

образовательной

деятельности:

участвуют в

пополнении

РППС, посещают

открытые

мероприятия.

Самореализация

«ТРИЗ в детском

саду.

Использование

приёма

«системный

оператор» в

работе с детьми от

3–7 лет»

Консультация для коллег

Презентация

Применение

методов ТРИЗ в

повседневной

жизни детского

сада

Мастер-класс для коллег

Мастер-класс

ТРИЗ в детском

саду. Из опыта

работы

Участие в профессиональных

конкурсах

Статья

Обобщение, итоговые мероприятия

Применение

методов ТРИЗ в

повседневной

жизни детского

сада

Мастер-класс

Мастер-класс для

коллег

Повышение квалификации

Аттестация



В раздел образования