Автор: Золотарёва Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 г. Черемхово»
Населённый пункт: город Черемхово Иркутская область
Наименование материала: Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: Использование технологии ТРИЗ в развитии связной речи детей
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 г. Черемхово»
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема:
«Использование технологии ТРИЗ в развитии связной речи детей»
Золотарёва Наталья Викторовна
Сентябрь 2016 г.
(дата начала работы над темой)
Май 2017 г.
(предполагаемая дата окончания работы
)
Актуальность
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные,
оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные
решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для
себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его
психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в
различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной,
преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому
решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка
(креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории
решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников
изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое
мышление.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и
компетентности.
Задачи:
1.
Познакомиться с инновационными технологиями;
2.
Развивать изобретательские способности и мышление детей, их
творческое воображение и художественный вкус;
3. Использовать ТРИЗ технологию в педагогической деятельности;
4. Реализовать общие образовательные задачи по развитию речи;
5. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
Этапы
1. Теоретический
Тема
Содержание работы
Сроки
Результат
Введение в теорию
решения
изобретательских
задач
1.Альтов Г.С. И тут появился
изобретатель. - М.: Детская
литература, 1984 г. - 243 с.
2.Альтшуллер Г.С. Найти идею.
Введение в теорию решения
изобретательских задач. -
Новосибирск: Наука, 1991 год. -
223 с.
3.Ардашева Н.И., Гуткович И.Я,
Костракова И.М., Сидорчук Т.А.
Истории про... -Ульяновск, 1993г. -
46с.
4.Григорович Л.А.
Педагогические основы развития
творческого мышления на
начальном этапе становления
личности. Автореф. на соиск.
ученой степени канд. пед. наук. -
М. 1996 г.
5.Гуткович И.Я. Методическое
пособие по организации и
проведению развивающих занятий
с дошкольниками. \сборник
конспектов занятий воспитателей
Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.
6.Мурашковска И.Н. Развивающие
игры. Игра "Теремок". -Рига 1994
г.
7.Нестеренко А.А. Страна загадок.
- Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.
8.Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А.,
Умственное воспитание детей
дошкольного возраста. - М, 1998 г.
9.Программа воспитания,
обучения дошкольников и
формирования у них
диалектического способа
мышления. \сост. Н.И.Ардашева,
Сентябрь-
май 2016
Устное
изучение
материалов
И.Я. Гуткович, Т.А. Сидорчук,
О.Н. Тарасова. -Ульяновск, 1995г.
-67с.
10.Саламатов Ю. П. Как стать
изобретателем. 50 часов
творчества. - М.: Просвещение,
1990 г.
11.Салмина Н.Г. Знак и символ в
обучении. - М, 1998.
12.Самойлова О.Н.
Технологические цепочки по
использованию методов РТВ в
работе с дошкольниками. \пособие
для воспитателей и методистов
дошкольных учреждений. -
Ульяновск, 1996г. -39с.
13.Сидорчук Т.А. К вопросу об
использовании элементов ТРИЗ в
работе с детьми дошкольного
возраста. \изд. 2, - Ульяновск,
1991г.- 52с.
14.Сидорчук Т.А. Мушарапова
Л.А. Некоторые пути
формирования системного
мышления у детей старшего
дошкольного возраста \в сб.
Проблемы образ. в системе
детский сад - школа: традиции и
инновации, -г. Ростов-на-Дону,
1994г. - стр.75-77.
15.Сидорчук Т.А. Программа
формирования творческих
способностей дошкольников:
Пособие для педагогов детских
дошкольных учреждений. -
Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64
с.
16.Сидорчук Т.А. Технология
обучения дошкольников умению
решать творческие задачи. -
Ульяновск, 1996г. -152с.
Практическое
использование
ТРИЗ в работе с
детьми
Изучение материала по теме через
интернет – сайты
Сентябрь-
май 2016
Анализ
практических
материалов
Организация
работы
с
родителями
Тезисное изучение. Подбор
теоретического материала для
родителей.
Октябрь 2016
Буклеты для
родителей
«ТРИЗ- это
интересно»
Интернет-
консультация
«Что такое
ТРИЗ?»
2. Практический
Тема
Форма работы
Сроки
Результат
Работа с детьми
«Наша неделька»
Создание
условий
для
самостоятельной
продуктивной
и
исследовательской деятельности.
Сентябрь
– октябрь
2016
Информационный
стенд для детей
Создание условий
для работы с
детьми по
технологии ТРИЗ
пополнение РППС схемами, играми,
книгами художественной и научной
литературы.
В течение
года
Центр речевого
развития:
мнемотаблицы
для разучивания
стихов, картотека
игр по развитию
речи,
дидактические
игры своими
руками
Практическая
реализация
и
использование
ТРИЗ
в
рабс
детьми
Апробация системы педагогической
работы,
направленной
на
использование
ТРИЗ
в
условиях
ДОУ
2016-2017
уч. г.
У
детей
повысился
уровень
понимания
речи,
активизировались
средства общения,
обогатился
словарный запас,
формируется
правильный
лексико-
грамматический
строй речи
Работа с родителями
Родителям о ТРИЗ
технологии
Собрание
Ноябрь
2016
Презентация
Мастер-класс
Применение ИКТ-
технологий в
образовательной
деятельности
Общение через интернет-ресурсы
Ноябрь -
май
2016-2017
консультации,
задания для
родителей и
детей,
презентации
Практическая
реализация и
использование
ТРИЗ в рабс
детьми
Участие в изготовлении игр,
пополнении РППС, поиск
информации, организация
экскурсий, открытые мероприятия.
2016-
2017
Родители
являются
активными
участниками
образовательной
деятельности:
участвуют в
пополнении
РППС, посещают
открытые
мероприятия.
Самореализация
«ТРИЗ в детском
саду.
Использование
приёма
«системный
оператор» в
работе с детьми от
3–7 лет»
Консультация для коллег
Презентация
Применение
методов ТРИЗ в
повседневной
жизни детского
сада
Мастер-класс для коллег
Мастер-класс
ТРИЗ в детском
саду. Из опыта
работы
Участие в профессиональных
конкурсах
Статья
Обобщение, итоговые мероприятия
Применение
методов ТРИЗ в
повседневной
жизни детского
сада
Мастер-класс
Мастер-класс для
коллег
Повышение квалификации
Аттестация