Автор: Луц Светлана Гавриловна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Алдан Наименование материала: статья Тема: Cовременные образовательные технологии Раздел: среднее образование
Ползикова Надежда Борисовна
Учитель биологии МБОУ СОШ №1 г. Алдан.
Современные образовательные технологии.
Аннотация: В статье приводится аналитический материал, отражающий
кардинальные изменения в образовательном процессе. Стандарты второго
поколения нацеливают учителя на формирование у школьников
универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в
результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании
учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение
и внедрение последних особенно актуальными.
Ключевые слова: образовательные технологии, традиционное обучение,
методические приемы, учебная деятельность, инновация, эффективность.
Современные образовательные технологии.
Что же такое технология?
Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и
последовательность методов и процессов преобразования исходных
материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система
способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых
обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности
воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как
определенная система действий; разработка и процедурное воплощение
компонентов педагогического процесса в виде системы действий,
обеспечивающих гарантированный результат. У учителей возникла проблема
– превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний,
умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Для реализации
познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе
используются современные образовательные технологии, дающие
возможность повышать качество образования, более эффективно
использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности
учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего
задания. Современные образовательные технологии ориентированы на
индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного
процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и
уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных
педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В
условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными
становятся технологии: информационно – коммуникационная технология,
которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть
информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для
принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня
учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает
быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых
ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в
большей степени роль проводника в мире информации.
Технологии бывают различного направления. Технология развития
критического мышления, проектная технология, технология развивающего
обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, модульная
технология, технология мастерских, кейс – технология, технология
интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии
уровневой дифференциации, групповые технологии, традиционные
технологии (классно-урочная система). Расскажу о некоторых из
них. 1) Информационные
и коммуникационные технологии. Информатизация образования – это
приведение системы образования в соответствие с потребностями и
возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (контролируемое)
пространство информационных источников, инструменты «взрослой»
информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного
процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной
ступени обучения, как правило, выступают следующие:
формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и
сортировки, упорядочивания и хранения; освоение информационных и
коммуникационных средств как одного из основных инструментов
деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими
инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором
презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными
источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с
Интернетом).
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд
преимуществ перед традиционными уроками.
Урок с использованием информационных технологий становится более
интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более
эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить
труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний,
тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за
счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно,
достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы,
записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо
более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть
невозможно. Современные персональные компьютеры и программы
позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности
моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность
представления в мультимедийной форме уникальных информационных
материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых
явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет
разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
2). Технология развития критического мышления.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот
тип мышления, который помогает критически относиться к любым
утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при
этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление –
необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за
собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути –
некоторая тавтология, синоним качественного мышления, который позволяет
развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с
различными источниками информации (специально написанные тексты,
параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).
Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют,
привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя
коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.
Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать,
определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы
другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация
смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация
знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то
вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию,
устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом.
На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в
парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения
нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и
своих товарищей в плане приращенного знания, а также сам процесс, методы
и приемы.
Основные методические приемы развития критического мышления:
прием «Кластер», таблица, учебно - мозговой штурм, интеллектуальная
разминка, эссе, приём «Корзина идей», приём «Составление синквейнов» ,
метод контрольных вопросов, приём «Знаю../ Хочу узнать… /Узнал…», круги
по воде, ролевой проект.
3). Проектная технология.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также
методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в
философии и образовании, разработанными американским философом и
педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно
важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых
знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого
необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для
ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные
знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным
проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем,
умение практически применять полученные знания.
В современной российской школе проектная система обучения начала
возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием
школьного образования, демократизацией отношений между учителем и
учениками, поиском активных форм познавательной деятельности
школьников.
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при
поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а
также прохождение следующих этапов деятельности:
Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к
каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
Формулирование цели и задач деятельности.
Составление плана и программы.
Выполнение плана.
Презентация готового продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт
– Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все
рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты
и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой
конкретный продукт!
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и
проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-
исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных
результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в
начальной школе.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные
творческие способности учащихся, более осознанно подходить к
профессиональному и социальному самоопределению.
4). Технология развивающего обучения.
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития».
Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.
Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить
учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик
уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно.
Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и
второй. Это и есть зона ближайшего развития.
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках
школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных
занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся
по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под
руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по
решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые
знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная
активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие,
личностно значимые качества.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только
тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его
интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых
желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы,
практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и
проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является
проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при
определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть
вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного
обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, и они при
непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и
способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы
проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты,
наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное
обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения,
частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской
деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся
имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала
осуществляется самим преподавателем. Обозначив проблему, учитель
вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного
мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к
истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях
частично-поисковой деятельности работа в основном направляется
преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих
обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на
отдельные части проблемы.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет
положительные и отрицательные стороны.
Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только
приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков,
но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию
у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем
собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду;
обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных
результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
5). Здоровье сберегающие технологии.
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период
обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и
навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в
повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к
уроку с комплексом здоровье сберегающих технологий:
· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух,
оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил
техники безопасности;
· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на
учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися
(аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
· место и длительность применения ТСО;
· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих
самопознанию, самооценке учащихся;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные
разрядки;
· профилактика стрессов;
работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более
«слабый» ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся
к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и
получить неправильный ответ;
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление
здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на
уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах;
приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников;
повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости
детей, уровня тревожности.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока
распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную
деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного
материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,
нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в
обучении.
6). Игровые технологии.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени
определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на
психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это
предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении
всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов
развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его
собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его
личности, своевременной помощи при отставании в учебе или
неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах
школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда
учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются
психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные
процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные
мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий
для современной школы. В последнее время опубликовано несколько
пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой
«Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые
технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных
трудностей у детей».
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается
учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении
которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в
игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания
доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря
участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более
качественным и прочным.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком — наличием четко поставленной цели обучения и
соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть
обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе,
сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания
учителем функций и классификации педагогических игр.
В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность —
удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к
сложному — с очень важным принципом творческой деятельности —
самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до
«потолка» своих возможностей.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и
непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко
вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они
самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с
предметами и появляются не имитационные игры.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от
систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности
программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно
основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный
процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий
из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Классификация педагогических игр
1. По области применения: физические, интеллектуальные, трудовые,
социальные, психологические.
2. По (характеристике) характеру педагогического процесса: обучающие,
тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, творческие
развивающие.
3. По игровой технологии: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные, драматизация.
4. По предметной области: математические, химические, биологические,
физические, экологические, музыкальные, трудовые, спортивные.
5. По игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные,
уличные, компьютерные, телевизионные, циклические, со средствами
передвижения.
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый
контроль знаний.
—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и
дифференцированным.
Обучение в игре позволяет научить:
Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия ,
обосновывать, применять
В результате применения методов игрового обучения достигаются
следующие цели:
Стимулируется познавательная деятельность.
Активизируется мыслительная деятельность.
Самопроизвольно запоминаются сведения.
Формируется ассоциативное запоминание.
Усиливается мотивация к изучению предмета.
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая
является профессиональной деятельностью, имеющей
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии,
можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире,
способствовать развитию личности учащихся, с активной гражданской
позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и
позитивно решать свои проблемы.
2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы
образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники,
равноправные члены «одной команды».
3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае,
когда соблюдены 3 условия:
мне интересно то, чему меня учат;
• мне интересен тот, кто меня учит;
• мне интересно как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и
многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности
обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов
деятельности учащихся.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными
педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить
методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия
субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Литература:
1.
Гора, П.В. Повышение эффективности обучения в истории средней
школы. – М.2005.
2.
Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить. – М.2003.
3.
Поляков, С.Д. в поисках педагогических инноваций. – М.1998.
4.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М:
Народное образование 1988.