Напоминание

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ


Автор: Дресвянникова Вера Васильевна
Должность: Заведующий, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №49
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: Практическая работа
Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Совместная работа логопеда и психолога

Взаимодополняемость специалистов педагога-психолога и учителя –логопеда в

подходе к ребёнку с тяжелыми нарушениями речи, тесное сотрудничество во всех

направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения

результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, сохранению и

укреплению его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи

логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка,

имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная

реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии психолога и логопеда

в развитии (коррекции) речи и неречевых психических процессов и функций.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их

достижения достаточно часто оказываются общими.

В работе с детьми , имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска

взаимодействия педагога -психолога и учителя-логопеда для согласованности

проводимых нами мероприятий. Такими основами явились : развитие и коррекция

познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Основной принцип организации работы - оказание комплексной психолого-

педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед

оказывают помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих

речевые дефекты : отслеживаем процесс развития; занимаемся глубокой и всесторонней

профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста.

Благодаря нашей совместной деятельности мы имеем возможность осуществлять

методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-

образовательною среду МБДОУ.

Последние данные обследования детей, поступающих в общеобразовательный

детский сад показывают, что около 50% из них не готовы к освоению программы детского

сада. Часть детей удается за счет мобилизации резервных возможностей самостоятельно

компенсировать отставание в развитии некоторых психических функций и усвоение

программы. Другая часть детей, имеющая дополнительные неблагоприятные факторы

(отклонение в развитии речи, нарушения здоровья, отрицательное влияние социума в

котором живут дети), оказывается неуспешной в освоении программы, эти дети еще как-

то осваивают материал, то с усложнением программы в более старших группах

совершенно выпадают из учебного процесса. Однако надеется на то, что отстающих детей

не будет, не стоит. Статистические данные показывают, что выросло и продолжает расти

число детей с ограниченными и функциональными заболеваниями среди дошкольников. А

это значит, что все психическое развитие таких детей проходит в форме дизонтогинеза,

нарушенного развития. Именно поэтому в дошкольном учреждении остается высокая

потребность в работе узких специалистов: психолога, логопеда, а в некоторых случаях и

дефектолога, так как сейчас родители имеют право выбирать детский сад или школу для

обучения своего ребенка, даже если у него имеются специальные образовательные

потребности. На современном уровне развития коррекционной педагогики модель

деятельности логопеда в детском саду достаточно полно проработана (Лалаева Р.И.,

Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и

коррекция). Логопед прекрасно знает, как работать с детьми, имеющими речевую

патологию, как в группе с возрастной нормой, так и в коррекционном. Тоже самое можно

сказать и про психолога, функционал которого в детском саду достаточно проработан.

Однако в детском саду в последнее время встречаются дети, уровень психического

развития которых на первый взгляд не выходит за пределы нормы. Эти дети не имеют

грубых отклонений в развитие речи, но учеба дается им с трудом. Особенно большие

трудности испытывает данная категория детей в освоении речи. Оказание помощи таким

детям возможно только совместными усилиями психолога и логопеда. И тогда

выясняется, что модель взаимодействия в работе этих специалистов слабо проработана.

Теоретической основой совместной деятельности психолога и логопеда может стать

нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее

время признанной во всем мире, заложенный Л.С. Выготским, А.Р.Лурия (Хомская Е.Д.

учебник Нейропсихология) и его учениками. Нейропсихология бурно развивается

сегодня, имеет несколько достаточно самостоятельных направлений, из которых

наибольший интерес для нас представляют нейропсихология, нормы и проблемы

индивидуальных различий, а также нейропсихология детского возраста и проблемы

коррекции отклонений развития психических функций. Мы видим, что эти направления

тесно взаимосвязаны. Каждое из них опирается на основные принципы нейропсихологии:

о динамической локализации высших психических функций, о функциональных системах,

о рассмотрении мозга как целостной структуры, каждая из частей которой вносит свой

специфический вклад в осуществление любой функции. Плодотворным в работе

психолога и логопеда оказывается факторный, синдромный подход в анализе отклонений

формирования и нарушения высших психических функций, среди которых, разумеется,

находиться и речь. В работе мозга выделяются определенные факторы, входящие в

качестве составляющих в разные психические функции. Каждый фактор связан с

определенными структурами коры больших полушарий мозга, поражение которых ведет к

выпадению связанного с ними факторами. Таким образом, с одной стороны, психическая

функция каждый раз нарушается по-разному и зависит это от того, какой из входящих в

функцию факторов поражен. Таким образом, мы видим, что ни одна из высших

психических функций никогда не разрушается полностью, всегда остаются возможности

для ее восстановления. Кроме того по отношению к деятельности логопеда это означает,

что работа по развитию речи должна проходить совместно с работой по развитию

неречевых функций.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует

взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения

и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

- несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

- нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

-речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации,

самоконтроля.

Считаю, что сотрудничество должно начинаться еще на начальном этапе, как только

логопед и психолог изучили медицинские карты детей на момент комплектования

логопедических групп.

На основании данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические

характеристики .

После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные

данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей,

состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут

индивидуального развития каждого ребёнка.

Важным этапом работы является создание единой картотеки заданий, которую могли

бы использовать в своей работе и логопед, и психолог.

Например, обоснованным является систематизация заданий на развитие памяти,

мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного

лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука.

Развивая умение находить лишний предмет, мы предлагаем детям следующее задание:

повтори слова, найди лишнее слово, объясни, почему оно лишнее. Большой интерес у

детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении

предложений. Например, мы предлагаем детям послушать предложения, в которых слова

перепутаны, и исправить ошибки, выделяя заданный звук. Также, в рамках занятия по

развитию связной речи, логопед предлагает составить рассказ по серии сюжетных

картинок, а психолог предлагает самим детям придумать окончание рассказа, преследуя

тем самым свою цель по развитию воображения, образного мышления и т.д.

Таким образом, можно выделить такие формы работы, которые отображают

взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь,

педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по

активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется

речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

– родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая

информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием

коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная

интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и

проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми,

требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по

результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку

рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития

детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы

для их самообразования.

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействие психолога и

логопеда, компетентность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по

преодолению или предупреждению у дошкольников с речевыми нарушениями и

психического развития являются следующее:

-Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач;

-Принцип коррекционной направленности занятий;

-Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка;

-Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития

дошкольников;

-Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и

самостоятельности;

-Опора на личный опыт детей;

-Достижения успеха на каждом этапе занятия как важнейшее средство стимуляции

познавательной

деятельности.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др.

психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда –

развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие

речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога

речь является средством развития интеллекта.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ №49

«Золотой петушок» г.Симферополя Дресвянникова Вера Васильевна



В раздел образования