Напоминание

"Анализ методических возможностей использования ИКТ в образовательном процессе"


Автор: Гонова Надежда Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ "Нижегородская кадетская школа"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ методических возможностей использования ИКТ в образовательном процессе"
Раздел: среднее образование





Назад




Анализ методических возможностей использования ИКТ в

образовательном процессе.

Современное

образование

России

нуждается

в

развитии

новых

нестандартных технологий и форм, направленных на творческое освоение

специальности,

на

развитие

самостоятельного

мышления,

на

умение

добывать новые знания. Обучающиеся должны самостоятельно определять в

дальнейшем свои познавательные возможности, возможности будущего

профессионального роста и развития. Для этого у них должны быть

сформированы знания, умения и навыки организации своей деятельности.

Анкетирование «Ваше отношение к самостоятельной работе?» было

проведено у обучающихся 9 классов. Всего в анкетировании участвовало 65

человек. Анализ анкет показал, что большинство обучающихся не могут

самостоятельно организовать свою внеурочную деятельность. Результаты

анкетирования по некоторым вопросам приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования «Ваше отношение к самостоятельной работе?», %

обучающихся

Вопросы анкеты

Ответ

«да»

Ответ

«нет»

1

Знаете ли Вы как правильно организовать свою

самостоятельную работу?

55,0

45,0

2

Можете ли Вы правильно распределить время

при выполнении задания?

35,2

65,8

3

Помогает

ли

Вам

самостоятельная

работа

получать знания?

46,5

53,5

4

Достаточно

ли

Вам

при

выполнении

самостоятельной работы алгоритма действия и

методических рекомендаций, сайтов Интернет,

предложенных учителем?

34,2

65,8

5

Хотели бы Вы получить реальную помощь,

81,0

19,0

непосредственное руководство от учителя при

выполнении самостоятельной работы?

6

Испытываете ли Вы существенные затруднения

на

этапах

осмысления,

переработки,

интерпретации необходимой информации при

выполнении самостоятельной работы

48,4

51,6

Таким образом, мы считаем, что организация самостоятельной работы

с использованием традиционных технологий, методов и средств позволяет

сформировать репродуктивные умения: работать по образцу, заполнять

таблицы, составлять схемы. Многие обучающиеся при анкетировании

отметили, что не могут заставить себя сеть выполнять задания, постоянно не

хватает времени, испытывают затруднение при восприятии информации на

слух, боятся ошибиться при выполнении задания и из-за чего получить

плохую отметку.

В современном мире процесс обучения идет непрерывно. Чтобы

соответствовать постоянно изменяющимся требованиям профессионального

общества, обучающиеся должны быть готовы самостоятельно повышать свой

образовательный уровень, т.е. постоянно обновлять и расширять свои знания,

умения и владения. В связи с такими изменениями в обществе акцент

делается на самостоятельное развитие, обучение персонализируется за счет

внедрения и использования в образовательном процессе ИКТ.

Анализ

специализированной

литературы

показывает,

что

дидактические

возможности

средств

ИКТ

создают

предпосылки

интенсификации

образовательного

процесса,

а

так

же

методики,

ориентированные на развитие интеллекта обучающегося, на самостоятельное

извлечение и представление знания:

постоянная коммуникация между пользователем и средствами

ИКТ;

визуализация учебной информации;

виртуальное моделирование реальных природных, социальных

процессов;

работа с информацией: хранение, распространение, легкий поиск

и доступ;

методическое обеспечение учебного процесса: консультация,

контроль, сопровождение.

Использование

ИКТ

в

образовательном

процессе

повышают

эффективность формирования универсальных умений и навыков; учит

планировать и организовывать свою самостоятельную познавательную

деятельность, что способствует повышению самообразования.

Федеральный закон № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон

Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий» устанавливает, «что

при реализации образовательных программ независимо от форм получения

образования могут применяться электронное обучение, дистанционные

образовательные

технологии

в

порядке,

установленном

федеральным

органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

образования». С развитием информационно-коммуникационных технологий,

локальных и глобальной вычислительных сетей у электронного обучения

появились новые перспективы.

Основу образовательного процесса с использованием ЭОИС составляет

целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа

обучающегося.

По мнению А.В.

Хуторского,

«электронное обучение

предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий,

обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и

продуктивность учебного процесса. Именно с таким подходом мы связываем

эффективное формирование общих компетенций обучающихся системы

образования средствами ИКТ. Причем ИКТ выступают не только как

средства обучения, но и выполняют роль инструмента познания». Развитие

информационных и коммуникационных технологий привело к интенсивному

развитию дистанционного обучения в современном образовании.



В раздел образования