Автор: Мархиева Луиза Мусаевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №1 "Сказка" им.М.А.Арапхановой"
Населённый пункт: г.Магас
Наименование материала: Семинар-тренинг для педагогов
Тема: Профилактика эмоционального выгорания
Раздел: дошкольное образование
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.
Составитель: педагог-психолог ГБДОУ «Детский сад №1«Сказка» им.М.А.Арапхановой»
Мархиева Луиза Мусаевна
Актуальность
В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья
воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой и актуальной. Одной
из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональном выгоранием»
мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к
истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя,
возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без
соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается
энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального
выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой
профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания
оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной
педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью
и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд
воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость
сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и
здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных
эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к
широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это,
безусловно, важно, однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников
дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим,
но и психическим и психологическим. Повышаются требования со стороны общества к
качеству образования, и следовательно к личности педагога и его роли в образовательном
процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-
психического напряжения человека. А также, любая профессия, связанная с общением с
людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью
постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа
требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога
является еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми,
и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями
людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное
перекрестное воздействие со стороны. И не будем забывать, что профессиональный труд
педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную
сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной
обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация
внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода
безусловно оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность ,
усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов
принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения,
недовольства, отчаяния. Однако внешнее сдерживание, и еще хуже подавление эмоций,
когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а,
наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И,
к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться
своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм,
выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его
физическим, психическим и психологическим здоровьем.
Причины возникновения СЭВ у педагогов:
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
• несоответствие результатов затраченным силам;
• ограниченность времени для реализации поставленных целей
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• большие нагрузки;
• ответственность перед начальством, родителями;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с
детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
• проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а
результате не получено соответствующего удовлетворения;
• окончание учебного года.
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение
педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
• Активизация процесса самопознания взаимопознания у педагогов;
• Создание условий для групповой сплоченности;
• Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
• Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его
предотвращения;
• Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
• Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений
в семье и на работе;
• Снятие эмоционального напряжения;
• Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению
педагогического коллектива.
Материалы и оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Участники: педагогический коллектив ДОУ.
Время проведения: 1-1,5 часа.
Ход тренинга
1.
Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Здравствуйте, уважаемые педагоги! (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.)
Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое
имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при
затруднении — на вторую) его имени. Например, Ирина — изобретательная, Екатерина
— естественная.
2.
Правила группы
3.
Мини-лекиия «Профессиональ
ное выгорание педагога»
Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным
общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная
усталость, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства
юмора, упадок сил. Это не что иное, как признаки профессионального выгорания. Так
ваша личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс,
полученный
на
работе,
включающая
психофизиологические
и
поведенческие
компоненты .
Почему же это происходит?
Профессия педагога и психолога относится к профессиям, требующим постоянного
контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без
определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В
процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями,
коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения,
сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье.
Причем иногда это общение происходит одномоментно, и даже если все прошло
хорошо, чаша эмоций оказывается переполненной, и любое человеческое общение может
казаться нежелательным и обременительным. Добавьте к этому многочисленные
проверки, увеличение количества групп в детском саду, особо «трудных» детей и
«трудных» родителей, нежелательные личностные качества (повышенный уровень
тревожности, чувствительности или же эмоциональная сдержанность), невысокий
заработок и, как следствие, дополнительная работа по репетиторству и пр. Все это
приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону
неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг
Вполне естественно встает вопрос: что делать?
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в
мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно
начать с себя.
4.
Мини-лекция «Способы уста
новления эмоционального равнове
сия личности»
Кроме
использования
данных
упражнений
педагогам
желательно
учитывать
следующие рекомендации:
Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты.
Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: «Я не буду думать об этом сегодня. Я
буду волноваться об этом завтра».
•
Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
•
Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко.
•
Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите,
не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь.
• Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями,
коллегами по работе.
Кроме того, каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мысли и чувства
в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы
несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.
5.
Тест “Стирка белья”
Самодиагностика стрессового состояния
Вы перенеслись назад во времена, когда все стиралось руками и вывешивалось сушиться
на веревке. Грязная одежда стала скапливаться в больших количествах, и Вам необходимо
заняться стиркой именно сегодня. Однако, посмотрев на небо, Вы видите большую
черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в Вашей голове?
О нет, это, должно быть, шутка! Это значит, я должна ждать
до завтра? Что же мне надеть?
Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится.
Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать.
Я займусь стиркой независимо от того, будет дождь или нет.
Если Ваш сотрудник выбрал в качестве ответа первое утверждение, то уровень стресса в
настоящее время — 80. Этот человек дотошен, обращает внимание на мелочи,
анализирует их, и любое негативное событие может вызвать его раздражение. Чем можно
помочь такому человеку? Сделать его напарником человека оптимистично го, уверенного,
организованного.
Если Ваш сотрудник выбрал в качестве ответа второе высказывание, то уровень стресса в
настоящее время — 50. Этот человек не поддается стрессу, и ему удается сохранять
позитивное видение проблемы, даже когда происходят незапланированные события.
Такие люди относятся к стрессу, как к побуждающему фактору и способны помочь
справиться с ним коллегам.
Если Ваш сотрудник выбрал третий вариант ответа, то уровень стресса — 0. Этот человек
не позволяет мелким проблемам и неурядицам влиять на свою жизнь и в любом
негативном событии видит позитивную сторону. Такой человек способен предложить
коллеге помощь и поддержку, дать ценный совет. Этот сотрудник может успешно
проводить тренинги, передавая другим коллегам оптимистический настрой.
Если Ваш сотрудник остановил свой выбор на четвертом утверждении, то уровень стресса
в настоящее время — 100. Возможно, в его жизни произошли драматические события,
может, он переживает оказываемое на него давление из-за стремления сделать «больше и
лучше». Чем можно помочь этому человеку? Предоставить отпуск, возможность
расслабиться. Видимо, он решит, что работа воспитателя для него слишком тяжела
эмоционально.
6.
Упражнение “Подчеркивание общности”
Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен
назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он
бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой
объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково
общительны”;“Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает
мяч, отвечает: «Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не
согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь
другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч
7.
Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным- давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый
способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог
бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал
её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов влюбое мгновение сжать их
ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
-Всё в твоих руках.
8. Рефлексия
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех
участников за внимание и участие в тренинге.
Список использованной литературы
1. Бачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к
групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. - СПб.: Речь, 2004.
2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное
пособие / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2003.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е.
Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005.
4. Грегор, О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им / О.
Грегор. - СПб., 1994.
5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг педагоги, психологи,
родители. С.-Петербург Речь 205
6. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская //
Психологический журнал. - 2002.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.
М.: Прогресс, 1990.
8. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / Е.
М. Семенова. - М.: Изд-во Инта психотерапии, 2002.
9. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая
компетентность воспитателей. Изд. Учитель 2011
10. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое
пособие. М.: Генезис, 2000.
11. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1. Воспитатель
и ребенок: эффективное взаимодействие. Изд. Учитель 2009