Напоминание

«Воспитание и обучение детей в классе баяна на основе народной музыки»


Автор: Селиванова Елена Петровна
Должность: преподаватель по классу
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г.Суровикино»
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Суровикино
Наименование материала: Статья
Тема: «Воспитание и обучение детей в классе баяна на основе народной музыки»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад преподавателя по классу «баян»

на тему:

«Воспитание и обучение детей в классе баяна на основе народной музыки»

Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как

музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его

отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще

неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного,

укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое

призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную

красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство

душевного мира.

В современном понимании, музыкальное воспитание - это процесс передачи

детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их

подготовки к предстоящей жизни.

Следует сказать, что задачами музыкального воспитания являются: развитие

музыкальных и творческих способностей детей с помощью различных видов

музыкальной деятельности; формирование начала как музыкальной, так и

общей духовной культуры.

В свою очередь, успешное решение этих задач зависит от содержания

музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара,

методов и приемов обучения, форм организации детской музыкальной

деятельности и т. п.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе

многовековых народных традиций, его богатейшего культурного наследия, в

частности, инструментальной музыки, является в настоящее время особенно

актуальной.

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная

деятельность. В младшем школьном возрасте именно музыка наиболее

непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. Музыка

познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет

его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное

искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на

путь упрощения. Между тем доступность музыки не обусловливает ее высокую

художественную ценность.

Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов

способствует формированию у маленького человека национального

самосознания.

Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно

ощущает в себе «зов предков». Ребенок осознает, что он является

неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и

музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей

большую естественность.

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них

приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий

музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его

проявлениях.

Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию

традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира.

«Незнакомая» музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс,

состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и

желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на

постижение этого явления.

Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие

произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные

возможности. В процессе музыкального воспитания дети приобретают умение

слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они

проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У

детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через

музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей

действительности.

Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального

произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и

через него к жизни.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен

цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко

реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых —

привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры

в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство

товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому

начинаем относиться к национальным праздникам, традициям, фольклору,

художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых

народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных

сквозь сито веков.

Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и

понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, исторические корни.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое

восприятие и эстетические чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности

детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки,

настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию

психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-

логического мышления.

Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт

ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей

определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в

придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать

эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

Наконец, игра на инструментах создает условия для нормализации

психологического состояния ребенка.

Таким образом, игра на баяне и аккордеоне является увлекательным,

интересным видом музыкальной деятельности детей. Музицирование на

народных инструментах позволяет решать как задачи музыкального воспитания

и обучения, так и задачи всестороннее развитие детей. В произведениях

народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий

потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и

последовательного обучения детей.



В раздел образования