Автор: Селиванова Елена Петровна
Должность: преподаватель по классу
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г.Суровикино»
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Суровикино
Наименование материала: Статья
Тема: «Воспитание и обучение детей в классе баяна на основе народной музыки»
Раздел: дополнительное образование
Доклад преподавателя по классу «баян»
на тему:
«Воспитание и обучение детей в классе баяна на основе народной музыки»
Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как
музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его
отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще
неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного,
укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое
призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную
красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство
душевного мира.
В современном понимании, музыкальное воспитание - это процесс передачи
детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их
подготовки к предстоящей жизни.
Следует сказать, что задачами музыкального воспитания являются: развитие
музыкальных и творческих способностей детей с помощью различных видов
музыкальной деятельности; формирование начала как музыкальной, так и
общей духовной культуры.
В свою очередь, успешное решение этих задач зависит от содержания
музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара,
методов и приемов обучения, форм организации детской музыкальной
деятельности и т. п.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе
многовековых народных традиций, его богатейшего культурного наследия, в
частности, инструментальной музыки, является в настоящее время особенно
актуальной.
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная
деятельность. В младшем школьном возрасте именно музыка наиболее
непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. Музыка
познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет
его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное
искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на
путь упрощения. Между тем доступность музыки не обусловливает ее высокую
художественную ценность.
Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов
способствует формированию у маленького человека национального
самосознания.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно
ощущает в себе «зов предков». Ребенок осознает, что он является
неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и
музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей
большую естественность.
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них
приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий
музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его
проявлениях.
Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию
традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира.
«Незнакомая» музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс,
состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и
желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на
постижение этого явления.
Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие
произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные
возможности. В процессе музыкального воспитания дети приобретают умение
слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они
проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У
детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через
музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей
действительности.
Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального
произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и
через него к жизни.
Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен
цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко
реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых —
привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры
в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство
товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому
начинаем относиться к национальным праздникам, традициям, фольклору,
художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых
народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных
сквозь сито веков.
Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и
понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, исторические корни.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое
восприятие и эстетические чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности
детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки,
настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию
психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-
логического мышления.
Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт
ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей
определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в
придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать
эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.
Наконец, игра на инструментах создает условия для нормализации
психологического состояния ребенка.
Таким образом, игра на баяне и аккордеоне является увлекательным,
интересным видом музыкальной деятельности детей. Музицирование на
народных инструментах позволяет решать как задачи музыкального воспитания
и обучения, так и задачи всестороннее развитие детей. В произведениях
народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий
потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и
последовательного обучения детей.